В Санкт-Петербургской духовной академии состоялась конференция «Богословие истории и экклезиологические концепции современности: догматические аспекты»

21-22 февраля 2023 года в Санкт-Петербургской духовной академии прошла Всероссийская научно-богословская конференция «Богословие истории и экклезиологические концепции современности: догматические аспекты».

 4а.PNG

Организатором конференции выступила кафедра богословия Санкт-Петербургской Академии. Проведение мероприятия стало возможным при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта № 21-011-44069.

Официальное открытие конференции состоялось 22 февраля в профессорской Санкт-Петербургской Духовной Академии.

С приветственным словом к участникам обратился ректор Московской Духовной Академии епископ Кирилл (Зинковский). Владыка поблагодарил организаторов конференции за их труды на ниве развития богословской мысли в сфере экклезиологии — одной из самых актуальных областей церковной науки.

Также собравшихся поприветствовали проректор по научно-богословской работе протоиерей Константин Костромин и директор Института теологии Санкт-Петербургского государственного университета, председатель экспертного совета Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России по теологии Д. В. Шмонин.

В пленарной части конференции прозвучало три доклада.

Первое сообщение на тему «Экклезиологическая проблематика в контексте современных межправославных отношений» сделал доктор богословия, кандидат технических наук, ректор Московской Духовной Академии епископ Кирилл (Зинковский). Владыка Кирилл дал краткую оценку отношений между Поместными Православными Церквями после Всеправославного собора 2016 года, которые он охарактеризовал как «межправославная катастрофа». В качестве причин, которые послужили возникновению такой ситуации, владыка назвал идею восточного папизма и обслуживающее её новое экклезиологическое богословие, которое разрабатывается в Константинопольской Церкви. При этом епископ Кирилл отметил, что этому направлению богословской мысли до сих пор не было дано серьёзной догматической оценки со стороны Русской Православной Церкви. По словам докладчика, в этой полемике нельзя молчать или бездействовать, необходимо дать хорошо проработанный и аргументированный богословский ответ для утверждения православной точки зрения и недопущения искажения учения о Церкви.

Далее выступил кандидат богословия, доцент кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии священник Михаил Легеев, который прочитал доклад «Структура Церкви: историческое в неисторическом». Начал своё сообщение отец Михаил с утверждения, что нельзя недооценивать исторический компонент в экклезиологии. По его словам, история — божественный план развития человека, в котором Церковь выполняет роль стержня. Она есть постоянно присутствующий результат реализации этого плана, который начинается вместе с историей первых взаимоотношений человека с Богом в Раю. После этого отец Михаил привёл мнения различных святых отцов (от сщмч. Игнатия Богоносца до блж. Августина Иппонского) о том, как формировалась Церковь в различные периоды её жизни и как в разные исторические эпохи понимался вопрос о границах Церкви. Докладчик проиллюстрировал применение святоотеческой мысли на примере собственных концепций устройства Церкви и её границ, которые, по его мысли, снимают вопросы, возникающие на фоне экклезиологических представлений сщмч. Илариона (Троицкого) и патриарха Сергия (Страгородского), а также протопресвитера Николая Афанасьева и его последователей.

Подвёл итог первой части конференции доклад кандидата богословия, преподавателя Санкт-Петербургской Духовной Академии протодиакона Константина Марковича на тему «Концепции первенства в истории Церкви». Отец Константин проанализировал различные Поместные Церкви в разные временные периоды на предмет того, как в них понималось лидирующее положение предстоятеля, классифицировав сложную историческую динамику этих представлений. Докладчик рассказал о монархии папы в Риме, восточном папизме рафинированного типа в Константинополе и монархии Христа без земного главы (или наместника), которое исповедуется в Русской Православной Церкви, как об идеях-результатах предшествующих им исторических процессов.

После перерыва работу второго дня конференции продолжил круглый стол «Историческое и метаисторическое в экклезиологии». В рамках данной темы участники выступлений коснулись предыстории современной экклезиологической проблематики: как в Православной Церкви (у А. С. Хомякова и И. В. Киреевского), так и в западной мысли (у К. Ф. Баура). Однако основной фокус внимания выступлений, как и последующей дискуссии, оказался сосредоточен на проблеме де-историзации экклезиологии и эсхатологического перекоса в богословии митрополита Иоанна (Зизиуласа) и его предшественников. Обсуждалась связь этой проблемы с идеей восточного папизма на богословском уровне. Активную дискуссию вызвал вопрос о значении русской богословской школы для решения актуальных экклезиологических вопросов современности.

Завершил второй день конференции круглый стол «Проблема границ Церкви и исторические мегарасколы». В рамках данной темы участники круглого стола коснулись отдельных аспектов проблематики границ Церкви, связанных с историческими периодами V–VII веков, X века, а также особенностей расколов второго тысячелетия как особого исторического явления. В докладах и последующем обсуждении темы был затронут широкий контекст полемики о границах Церкви в русском богословии XX века, особое внимание было уделено экклезиологической концепции священника Михаила Легеева, предпринявшего попытку преодоления противоречий этой полемики. Участниками круглого слова была подчеркнута важность созидательной экклезиологической работы сегодня: перехода от критики к формулировкам положительного содержания, учитывающим святой опыт разных богословских школ.

Накануне, 21 числа, в преддверии открытия конференции состоялось два круглых стола, которые также прошли в профессорской Духовной Академии.

Темой первого заседания стал «Троический аспект экклезиологии и история». Здесь учёные обсудили, как догматическое понимание бытия Святой Троицы применялось различными богословами для обоснования собственных представлений об устройстве Церкви. Центральное внимание было уделено экклезиологической концепции митрополита Иоанна (Зизиуласа), которая, как отметили участники круглого стола, выстраивается на основании искаженного троического богословия, идущего вразрез с богословием отцов каппадокийцев (идеи «сверхипостаси» Отца и конституции Божественной сущности общением Лиц). В ходе обсуждения были сформулированы перспективные направления для дальнейших разработок в этой области, основанные на адекватном применении таких положений каппадокийской мысли, как «монархия Отца», «кинония», «перихоресис», «обладание природой», «отношения Лиц» к области экклезиологии. Оживленную дискуссию также вызвал вопрос о значении троически-экклезиологических разработок протоиерея Думитру Станилое для современных исследований.

Второй круглый стол организаторы посвятили «Свободе и необходимости в истории». Данная секция стала площадкой для обсуждения историософских положений концепций Н. А. Бердяева, А. В. Карташёва, протоиереев Георгия Флоровского, Сергия Булгакова и Александра Шмемана. Также учёные рассмотрели развитие подходов к моделированию истории в современных богословских концепциях, отметив факторы определенного преемства и развития в подходах отца Сергия Булгакова, архимандрита Софрония (Сахарова) и священника Михаила Легеева; были рассмотрены такие понятия, используемые в различных моделях, как «модальная свобода», «предельные состояния», «серая область», «нарастающая синусоида», «двухвекторный подход». Отдельное внимание было уделено идеям апокатастасиса в современной экклезиологической мысли.

Завершением первого дня конференции стало паломничество участников научного мероприятия в Вырицу, где все желающие смогли помолиться преподобному Серафиму Вырицкому в часовне над его могилой.

Участники мероприятия положительно отозвались о формате конференции, на которой сначала зачитывались небольшие доклады, а потом происходило обсуждение. По словам исследователей, такой формат сочетает в себе возможность индивидуальных выступлений и глубокую совместную проработку конкретных научных вопросов.

 

СПбДА