На семинаре молодых исследователей Богословского факультета ПСТГУ обсудили западный эзотеризм

Девятое заседание Семинара молодых исследователей Богословского факультета состоялось 26 декабря 2012 г. С докладом на тему: «Западный эзотеризм как сфера религиоведческих исследований» выступил Павел Георгиевич Носачев, к. филос. н., ст. преподаватель кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры Богословского факультета.

В докладе автором был предпринят краткий экскурс в историю исследования западного эзотеризма. В начале были определены основные понятия (эзотерика, эзотеризм), а затем изложена история научных сообществ, ученых-одиночек и кафедр, занимавшихся изучением эзотеризма в XXвеке (круг Эранос, Ф. Йейтс, А. Февр, В. Ханеграафф и др.). Обобщая основные тенденции, П.Г. Носачев условно выделил три школы: американскую, староевропейцскую и новоевропейскую, в рамках которых и развивалось изучение эзотерики. Затем от краткого обзора был сделан переход к общим проблемам и перспективам в исследованиях.

Среди основных особенностей развития рассматриваемого поля докладчик выделил следующие:

  • привлекательность его для молодых ученых (поскольку само это поле появилось совсем недавно и отражает определенные модные тенденции в современной культуре);
  • междисциплинарность (т.к. темы, относящиеся к западному эзотеризму, в равной степени принадлежат как к религиоведению, так и к философии, культурологи, истории и другим не только гуманитарным, но и естественным наукам);
  • для российского сообщества освоение рассматриваемого поля привлекательно также и потому, что западные коллеги сейчас открыты к сотрудничеству и в его рамках возможна успешная интеграция российских исследователей в западное религиоведческое сообщество.

Наряду с перспективами в докладе были также выделены основные проблемы, к которым, прежде всего, можно отнести:

  • неодобрительное отношение к ученым-исследователям, занимающимся изучением эзотеризма;
  • недостаточную осведомленность российского сообщества о наработках западных исследователей в данной сфере;
  • отсутствие на Западе единой общепринятой теории исследований эзотеризма.

Касаясь отношений между теологическим образованием и исследованиями в сфере западного эзотеризма, докладчик отметил, что издревле в рамках теологии эти темы входили в сферу апологетических исследований, но с учетом новых научных данных язык дореволюционной апологетики должен пересматриваться.