Новосибирская православная духовная семинария провела конференцию, посвящённую 100-летию Новосибирской Епархии

25 апреля 2024 г. по благословению Высокопреосвященнейшего Никодима, митрополита Новосибирского и Бердского, в помещении Воскресной школы Вознесенского кафедрального собора состоялась конференция, посвященная 100-летию Новосибирской Епархии. 
В конференции приняли участие преподаватели и слушатели богословских и певческих курсов Свято-Макарьевского центра подготовки церковных специалистов при Новосибирской православной духовной семинарии.

1582939896_img_npds_build_contacts_1_.jpg

Открыл конференцию приветственным словом руководитель Центра протоиерей Александр Матрук.  

Первая часть конференции была посвящена истории Новосибирской Епархии. Слушатель богословских курсов Михаил Вороник зачитал доклад: «Старейшие храмы г. Новониколаевска-Новосибирска» с презентацией архивных фотографий. 

Далее с докладом «Собор святых Новосибирской митрополии» выступила студентка 1 курса Анастасия Имайкина. 

Вторая часть конференции посвящалась творчеству сибирских церковных композиторов. 

Выпускница регентского отделения Наталия Фетисова рассказала о жизни и творчестве Феодора Васильевича Мясникова (1874-1941 гг.) Присутствующим были предложены аудиозаписи и ноты таких произведений, как «Благослови, душе моя, Господа» (псалом 103), «Во Царствии Твоем» и «Честнейшую». Следующий композитор – Павел Иосифович Иванов-Радкевич (1878 – 1942 гг.). Для знакомства с его творчеством были представлены произведения «Хвалите Имя Господне» и «Свете тихий». Завершила свой доклад Фетисова рассказом о Михаиле Петровиче Ступницком – регенте, композиторе и священнослужителе. Прозвучали его самые известные произведения «Хвалите имя Господне» и «Ныне отпущаеши». 

Доклад Татианы Ивановны Реморовой, заведующей певческими курсами, был особенно интересен, поскольку ей посчастливилось лично знать этих удивительных людей и профессионалов своего дела, регентов, композиторов Сергея Дмитриевича Савватеева (1914 – 2001 гг.), Михаила Семеновича Алтабасова (1914 – 1983 гг.) и Константина Иосифовича Павлючика (1922 – 1992 гг.)

Присутствующие прослушали «Блажен муж» Михаила Алтабасова, затем произведения С.Д Савватеева – Кондак Акафиста Архистратигу Михаилу и Малое славословие. В память о творчестве регента Архиерейского хора Вознесенского кафедрального собора Константина Иосифовича Павлючика были представлены тропарь Вознесению Господню в исполнении сводного хора священнослужителей под управлением протоиерея Бориса Пивоварова, а также светилен Вознесению Господню в исполнении Архиерейского хора Вознесенского кафедрального собора под управлением Татианы Реморовой. 

Свой доклад о современных сибирских композиторах представила студентка 2-го курса певческого отделения Зоя Варакина. В начале был показан отрывок из фильма про композитора Аскольда Мурова (1928-1996 гг.). Его имя с 2006 г. носит Новосибирский музыкальный колледж. Аскольд Муров обучил много талантливых композиторов, в их числе Владимир Валентинович Пономарев (род. 1960 г., работает в Красноярске, член Союза композиторов России) и Юрий Валерьевич Орлов (род. 1962 г., работает в Омске). Для присутствующих прозвучали произведения В. Пономарева «Царю Небесный» в исполнении архиерейского хора Вознесенского кафедрального собора и Малое славословие в исполнении вокального ансамбля под управлением самого Владимира Пономарева. Далее Трисвятое Ю. Орлова, в исполнении клиросного хора Свято-Троицкого храма г. Кемерово, под управлением хорового дирижера Константина Туева (род. 1974 г.). Помимо управления собственным ансамблем, Константин Туев пишет статьи о церковном пении Сибири и создает новые церковные произведения, одно из них – «Молитва святому апостолу Луке», прозвучало для присутствующих.  

В заключение доклада было рассказано о современных композиторах, реализующих свой творческий потенциал в городе Новосибирске. Зверев Александр Германович (род. 1975 г.) в настоящее время является хормейстером ансамбля песни и пляски Росгвардии Сибирского округа и регентом мужского хора Храма во имя святого страстотерпца царя Николая, где он сам исполняет партию 2-го тенора. Были исполнены тропарь страстотерпцу царю Николаю и величание царственным страстотерпцам.

Источник: Новосибирская духовная семинария