Состоялась конференция «1937 год в истории Русской Православной Церкви»

16 ноября 2012 г. в рамках Ежегодной международной богословской конференции ПСТГУ открыла свою работу секция «1937 год в истории Русской Православной Церкви». Среди докладчиков были представители как церковной, так и светской науки, представляющие как столицу, так и регионы. Ведущим конференции выступил заместитель Отдела новейшей истории РПЦ Свято-Тихоновского университета священник Александр Мазырин.
Местом проведения секции стал Государственный центральный музей современной истории России, где до 9 декабря проходит выставка «Преодоление. Русская церковь и советская власть», организованная Свято-Тихоновским университетом. Выставка, посвященная гонениям на Церковь в советские годы, призвана представить исследовательские достижения ПСТГУ к его двадцатилетию. Однако в 2012 году необходимо было вспомнить другой юбилей, 75-летний юбилей трагических событий «Большого террора» 1937 года. То, каким этот год стал для жизни Русской Православной Церкви, и стало темой конференции.

Несомненная польза конференции проявилась в разрушении целого ряда стереотипов о тех страшных временах. Так, в частности, документ о расстреле духовенства за личной подписью Сталина серьезно подмывает доводы, тех, кто считает его своеобразным «добрым красным царем». Куда более распространено мнение, что успешные закрытия и разрушения церквей были бы невозможны без поддержки населения. На это в одном из докладов можно было услышать о массовых случаях того, как крестьяне в деревнях пытались выдвигать священников и церковных старост кандидатами в делегаты Верховного Совета СССР пытаясь вернуть сельским приходам закрытые храмы.

В ходе конференции были документально подтверждены масштабы всех видов репрессий, обрушившихся на Церковь в 30-е годы, начиная от закрытия храмов и лишение регистрации духовенства и заканчивая десятками тысяч верующих вер расстрелянных и умерших в местах заключения, в самых различных уголках России.

Конференция открылась выступлением заместителя заведующего Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви доктора церковной истории, кандидата исторических наук священника Александра Мазырина. Докладчик рассказал слушателям о репрессиях против ближайших сотрудников митрополита Сергия (Страгородского) в годы «Большого террора». Свой доклад о. Александр начал с цитаты священноисповедника Романа Медведя, считавшего, что «Декларация» митрополита Сергия спасла Церковь от «большой крови». Однако ныне хорошо известно, что это было не так. В докладе в очередной раз было подчеркнуто, что репрессии против духовенства резко возросли именно после «Декларации». Причем от расстрела иерархов и священников не спасало даже согласие на сотрудничество с ОГПУ.

Тему продолжил доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургской духовной академии М. В. Шкаровский. В своем докладе он рассказал о репрессиях второй половины 1930-х гг. на Северо-Западе России. Помимо арестов и расстрелов (в годы «Большого террора» в Северной столице было расстреляно около 45 тысяч человек) государством практиковались и другие меры, например, отказ в выдаче паспортов.

Кандидат исторических наук А. Л. Беглов (ИВИ РАН) рассказал об «антиприходской кампании», развязанной в годы большого террора. По словам докладчика, государство, загнав Церковь в ловушку легализации, в 1930-е гг. стало планомерно уничтожать ее. Однако если в начале 1930-х гг. закрытие храмов шло одинаковыми темпами (каждые два года закрывалось примерно 25 процентов имеющихся церквей), то в 1937 г. процесс резко ускорился, и Русская Церковь лишилась более 90 процентов имевшихся храмов. По мнению А. Л. Беглова, давление на Церковь отчасти было связано со стремлением не дать ей возможности выдвигать своих представителей во властные структуры, так как теоретически такая возможность имелась.

С интересом были заслушаны также доклады заведующего кафедрой Истории Русской Церкви ПСТГУ священника Александра Щелкачева, Ю. А. Бирюковой (Южный федеральный университет, ПСТГУ), И. А. Курляндского (ИРИ РАН).

Все докладчики сошлись во мнении, что исследования на данную тему необходимо продолжать и что в будущем исторической науке представится куда больше возможностей для ее развития, ведь на данный момент основным препятствием является гриф «секретно» на колоссальной части документов той страшной поры.

Заседания Ежегодной конференции продолжатся 21 ноября в актовом зале ПСТГУ.

Программа конференции:

  • Хаустов Владимир Николаевич, д.и.н., проф. (Москва, Академия ФСБ РФ). Органы НКВД и репрессии против церкви. 1937-1938 гг.
  • Шкаровский Михаил Витальевич, д.и.н. (Санкт-Петербург, ЦГАСПб, СПбДА). Репрессии второй половины 1930-х гг. против священнослужителей Северо-Запада России.
  • Священник Александр Мазырин, д.ц.и., к.и.н. (Москва, ПСТГУ). Большой террор и Московская Патриархия: репрессии против ближайших сотрудников митрополита Сергия (Страгородского).
  • Беглов Алексей Львович, к.и.н. (Москва, ИВИ РАН). Большой террор и антиприходская кампания 1937-1938 гг.
    Священник Александр Щелкачев, к.ф.-м.н. (Москва, ПСТГУ). Русский церковный модернизм, обновленчество и 1937 г.: крах надежд церковных коллаборационистов.
  • Зимина Нина Павловна, к.б.н. (Уфа, ПСТГУ). Уфимская автокефальная епархия «непоминающих», андреевского течения: история, иерархия, ликвидация (1927–1937).
  • Бирюкова Юлия Александровна (Ростов-на-Дону, Южный федеральный университет, ПСТГУ). Репрессии против духовенства и мирян на Дону в 1930-е гг.
  • Бовкало Александр Александрович (Санкт-Петербург, СПбДА). Список митрополита Алексия (Симанского) 1937 г.
  • Курляндский Игорь Александрович, к.и.н., с.н.с. (Москва, ИРИ РАН). «Церковная часть» дела об «офицерском заговоре РОВС» в Орлово-Розовском лагерном пункте Сиблага НКВД (ноябрь-декабрь 1937 г.)
Сайт ПСТГУ.