Состоялось первое заседание секции «Богословское наследие русского Зарубежья»

Состоялось первое заседание секции «Богословское наследие русского Зарубежья». Оно было посвящено богословскому аспекту. Заседание открыл руководитель секции, зав. кафедрой библеистики ПСТГУ прот. Алексей Емельянов и показал некоторые уникальные кадры, на которых были запечатлены члены корпорации Свято-Сергиевского богословского института в Париже.

С первым докладом на тему «Споры о Предании среди богословов русского Зарубежья» выступил зав. кафедрой систематического богословия и патрологии ПСТГУ П. Б. Михайлов. В начале выступления было подчеркнуто особое значение богословия русского Зарубежья для богословской науки и образования в современной России. В методологическом введении докладчик попытался смоделировать некую схему соотношения богословского творчества и церковного вероучения, различимого в терминах отражение и запечатление Истины. Такой подход позволяет рассматривать различные богословские проекты русского Зарубежья как поучительные опыты постижения единой Истины Предания Церкви. Так, для отцов Павел Флоренского и Сергия Булгакова характерно философское внимание к Преданию в аспекте его воздействии на мыслителя. Для отца Георгия Флоровского — подход историка, видящего предмет в его целостности, распространенной на все времена. Наконец, для Лосского — собственно богословский подход, при котором Предание исполнено божественной силы и самое явное в нем — это божественное событие и захваченность им верующего. Главная ценность их богословских усилий состоит в уточнении и обогащении самого понятия Предания, носителями и выразителями которого они являются. Попутно слушателям было предложено объяснение одного из трех тезисов программы неопатристического синтеза (историзм – эллинизм – экзистенциализм) о. Г. Флоровского, а именно эллинизма, под которым, как было показано на основе анализа опубликованных и неопубликованных текстов Флоровского, на самом деле следует понимать христианскую метафизику, как опыт артикуляции Истины Предания и Откровения.

Второй доклад на тему «Методология церковной истории как реализация Халкидонского догмата (по трудам А. В. Карташева)» был прочитан Н. Ю. Суховой, зав. Центром истории богословия и богословского образования ПСТГУ. Доклад был посвящен А.В. Карташеву (1875-1960) — русскому церковному историку и библеисту, успевшему сделать вклад в развитие дореволюционной российской духовно-академической науки и ставшему одним из столпов Православного Свято-Сергиевского богословского института в Париже, человеку с парадоксальной биографией и еще более парадоксальным творчеством. Внимание в докладе сфокусировано на попытке А.В. Карташева осмыслить и предложить решение методологической коллизии, выявившейся в дореволюционной духовно-академической науке: противостояния двух подходов к изучению истории Церкви, «богословско-сотериологического» и «историко-критического». В основе этой попытки лежит идея, очень важная для многих профессоров Свято-Сергиевского богословского института в Париже и для А.В. Карташева — прежде всего: верность Халкидонскому догмату. А.В. Карташев усматривал реализацию этого догмата и в идеальном союзе Церкви и христианского государства, при сохранении свободы Церкви; и в собственных церковно-исторических исследованиях: сочетания сотериологического эсхатологизма и исторического реализма; духовного, сотериологического, богословского смыслов истории, определенного Священным Писанием, с вниманием к миру как таковому, с его человеческой свободой и исторической конкретностью. В докладе было обращено внимание на спорность и даже парадоксальность многих взглядов и идей А.В. Карташева, которые, однако, не умаляют важности их для богословской науки.

С третьим докладом на тему «"Иисус Назарянин по данным истории" о. Льва Жилле в контексте современной европейской библеистики» выступил выпускник ПСТГУ, аспирант философского факультета МГУ свящ. Алексей Андреев. В этом докладе анализировалась малоизвестная, однако весьма важная монография одного из преподавателей Свято-Сергиевского института - архимандрита Льва (Жилле) "Иисус Назарянин по данным истории". В своем докладе отец Алексей рассказал о том, насколько работа архимандрита Льва вписывалась в общеевропейский контекст "Поиска исторического Иисуса". Докладчик показал, в каких аспектах рассматриваемая работа расходится с магистральным направлением "Поиска...", а также рассмотрел вопрос о том, какие последствия для современной новозаветной библеистики имеют эти расхождения".

Следующий доклад доцента ПСТГУ и сотрудника Института языкознания РАН А. В. Вдовиченко был посвящен теме «Спонтанная модель вербального процесса в концепции имени (слова) о. Сергия Булгакова. О богословских и филологических рисках платонизма». В этом докладе рассматривается имяславская концепция слова как формально-смысловой монады, создающей вербальную структуру. Ввиду невозможности постулировать значение изолированного слова вне говорящего, главный принцип платоновской (имяславской) концепции — приоритет имени в сознательных и вербальных процессах — оказывается не реалистичным. Риски платоновской концепции связаны с излишней метафизичностью процессов мышления и говорения, которые "страдают" от форматирования сознания словом, в то время как в действительности смыслообразование в словесном коммуникативном действии целиком и полностью является продуктом свободной воли говорящего, а слова не обладают тождественно воспринимаемым значением до вовлечения в личное коммуникативное действие.

Далее сообщение на тему «Богословие Евангелия Иоанна Богослова в изложении протоиерея Сергия Булгакова» сделал ст. преподаватель ПСТГУ прот. Александр Прокопчук. Доклад посвящён анализу работы прот. Сергия Булгакова «Богословие Евангелия Иоанна Богослова», опубликованной в начале 80-х годов прошлого столетия, спустя пол века после её написания, в журнале «Вестник РХД». Интерес о. Сергия к Евангелию от Иоанна, не в последнюю очередь, связан с желанием проиллюстрировать на его материале собственные, отнюдь не бесспорные, взгляды. В то же время, он находился в поиске ответов на те непростые вопросы, которые ставит нам четвёртое Евангелие, и даже если предлагаемые им решения нас не устраивают, само виденье проблем и попытка их разрешения, вне всякого сомнения, имеет своё непреходящие значение. Написанная в конце 30-х годов прошлого века работа о. Сергия является единственным авторским исследованием теологии четвёртого евангелиста на русском языке, поэтому она не утратила своей значимости и по сей день.

Заключительный доклад на тему «Еп. Кассиан (Безобразов) и прот. Сергий Булгаков о пребывании Христа в мире по Вознесении» был прочитан прот. Алексеем Емельяновым. Он посвятил свой доклад остро поставленной архимандритом Кассианом (Безобразовым) христологической проблеме о пребывании Спасителя в мире после Воскресения и Вознесения и о Его явлениях по Вознесении . Гипотеза отца Кассиана о том, что Христос возвращается в мир в Духе Святом в Пятидесятницу и что откровение об этом содержится в Евангелии от Иоанна (Ин 20: 22), приводит исследователя к догматическим выводам о том, что для четвертого евангелиста нет различия между явлениями Христа ученикам до и после Вознесения. Этот же вопрос рассматривался в софиологической перспективе прот. Сергием Булгаковым, который настаивал на Вознесении как на границе телесно-эмпирического пребывания Господа в мире. Оба автора по-своему осознавали недостаточность только лишь экзегетического рассмотрения образа пребывании Христа в мире по Вознесении. Дискуссия на эту тему двух профессоров Свято-Сергиевского института представляет собой примечательный эпизод в истории русской религиозной мысли, заслуживающий внимания и пробуждающий богословскую мысль.