На кафедре истории и теории христианского искусства ПСТГУ в рамках утвержденной научной тема кафедры «Проблемы христианского искусства Позднего Средневековья и Нового времени» состоялось занятие научного семинара в рамках разрабатываемой кафедрой научной темы «Образ и смысл: особенности развития русского церковного искусства XVI–XX веков». В семинаре приняли участие преподаватели, студенты бакалавриата и магистратуры.
Тема семинара: «Символы и аллегории на погребальных памятниках XVIII–XIX веков на примере некрополя Донского монастыря».
Это наш первый опыт проведения выездного занятия семинара на территории Донского монастыря с консультантами из монастырского Паломнического центра, которым мы очень благодарны за профессиональную информацию по теме занятия. Участники группы осмотрели некрополь, обсудив оформление надгробий изучаемого периода, особенно отмечая символические детали, а также уделяя внимание интерпретации аллегорических фигур в скульптурных и рельефных композициях. Нам была предоставлена возможность обратить внимание на смысловое содержание рельефов и круглой скульптуры на надгробиях работы выдающихся русских скульпторов конца XVIII – XIX столетий – С. С. Пименова, В. И. Демут-Малиновского, И. П. Мартоса, В. И. Шервуда, И. П. Витали.
В крипте Большого собора – в Сретенском храме – были осмотрены надгробия грузинских князей XVIII – XIX столетий. С 1705 года, когда по повелению Петра I настоятелем Донского монастыря стал видный иерарх Имеретинской Церкви архимандрит Лаврентий (Габашвили), Донской монастырь становится центром российско-грузинских дипломатических и культурных связей. В стенах Донского монастыря нашли вечное упокоение около 150 представителей грузинских царских, княжеских фамилий и их потомков, породнившихся с представителями родовитых российских семей.
Храм Михаила Архангела, построенный в 1806–1809 гг. на средства княгини Анны Александровны Голицыной, является семейной усыпальницей рода Голицыных. На фронтоне над входом в храм находится рельеф в виде треугольника в лучах – традиционный для русского искусства XVIII – первой половины XIX в. символ Всевидящего Ока, заимствованный из западных традиций. В связи с этим интерес вызывает также и безымянное надгробие конца XVIII столетия, находящееся возле Большого собора и представляющее многоярусную композицию из белого камня, где с двух сторон – лицевой и оборотной – представлена рельефная фигура Бога Отца с треугольным нимбом в лучах. Верная интерпретация этого мотива важна для того, чтобы преодолеть распространенное заблуждение о «масонском происхождении» этого образа. В действительности знак треугольника в лучах распространяется в русских церковных памятниках не позднее начала XVIII столетия, в ранний синодальный период.
Большой интерес вызвала также гробница Щербатовых, выполненная в виде пирамиды над храмом в античном стиле в конце XVIII в. При осмотре памятника мы отметили многослойность интерпретации пирамиды – это и символ Вечности, и знак бренности, и образ памяти об ушедшем. Примечательна также и усыпальница графов Зубовых, выполненная неизвестным архитектором в форме ротонды. Она интересна не столько с точки зрения символики, хотя очертания круга вторят теме Вечности, сколько своими замечательными пропорциями и изысканным декором.
Особое внимание было уделено аллегорическим фигурам, украшающим мраморные надгробия работы выдающихся мастеров начала XIX века. В некрополе можно увидеть довольно многочисленные скульптурные образы плакальщиц, скорбящих гениев, а также олицетворение Веры в виде женской фигуры под покрывалом, держащей крест в руке. Эта аллегория заимствована из западноевропейской традиции, где прослеживается с периода раннего Средневековья, в русском же искусстве, в том числе в погребальных памятниках, широко распространяется в синодальный период.
Из часто встречающихся и вызывающих интерес символов было обращено внимание и на крылатые песочные часы, символизирующие быстротечность жизни (подобно песку, высыпающемуся из стеклянной колбы часов), быстролетность времени (крылья) и вместе с тем имеющие значение сопоставления бренности плоти (содержимое песочных часов) и воспаряющей в небеса бессмертной души (крылья). Встречаются в некрополе и редкие формы надгробных памятников. Быть может, самый запоминающийся – надгробие скончавшегося в 1793 г. В. Я. Карачинского, имеющее вид обрубленного ствола дерева с ветвями, образующими форму креста. Вероятно, необычная форма связана с принадлежностью В. Я. Карачинского масонской ложе Осириса (тема растения, оживающего и прорастающего после смерти). Следует отметить, что это не единственный памятник такой формы на некрополе Донского монастыря, аналогичные примеры имеются и на исторических некрополях Санкт-Петербурга.
Ряд сооружений некрополя рубежа XIX–XX в. выполнен в неорусских традициях, в том числе с использованием мотивов псковской архитектуры и декорированных мозаикой. Следует особо отметить усыпальницу семьи фабриканта Левченко, созданную по проекту Р. И. Клейна, украшенную мозаичными панно по рисункам В. М. Васнецова в начале 1900-х гг. и церковь Иоанна Лествичника, 1896-1897 гг., по заказу генерала И. Ф. Терещенко. На закрытой территории архиерейского сада с прудом реставрируется замечательная семейная усыпальница купцов Первушиных – церковь св. Иоанна Златоуста и вмц. Екатерины, 1888-1891 гг., работы архитектора Альфонса Венсана.
В заключение состоялся осмотр оригинальных горельефов храма Христа Спасителя работы скульптора В. А. Логановского середины XIX столетия, также сохраняющихся на территории Донского монастыря, с интерпретацией деталей композиций, выполненных в неорусском стиле, с элементами неоклассицизма.
После семинара все зашли в Большой собор и поклонились мощам святителя Тихона, небесного покровителя нашего университета. Иконы на его монументальной раке написаны студентами кафедры иконописи, а некоторые монументальные иконы собора выполнены преподавателям этой кафедры факультета церковных художеств.