В Андреевском монастыре состоялся семинар Московской духовной академии «Святитель Афанасий Александрийский как защитник веры и Церкви: тексты и контексты»

7 декабря 2023 г. на базе Андреевского ставропигиального мужского монастыря состоялся открытый семинар Московской духовной академии «Святитель Афанасий Александрийский как защитник веры и Церкви: тексты и контексты». В ходе семинара было заслушано пять докладов, посвященных литературно-богословскому наследию великого борца с арианством.

 2вог.JPG

Два доклада были представлены преподавателями профиля «Патрология и христианская литература» — профессором игуменом Дионисием (Шлëновым), наместником монастыря, и диаконом Сергием Кожуховым.

 

В докладе игумена Дионисия «Учение святителя Афанасия о Церкви как о теле Христовом» экклезиологическое учение святителя Афанасия было раскрыто в контексте актуальной ныне дискуссии о первенстве чести и власти. Докладчик продемонстрировал статистику употребления лексем, отражающих принцип соборности в сочинениях святителя Афанасия, а также подробно прокомментировал на материале сочинений Александрийского святителя метафорику руководства в Церкви как управления тела душой.

 

В докладе диакона Сергия «Термины “сущность” и “ипостась” у святителя Афанасия Александрийского: философский аспект» была рассмотрена триадологическая терминология святителя Афанасия в исторической ретроспективе. Особый акцент был сделан на роли Оригена в становлении категориального аппарата христианской триадологии, а также на степени преемственности и новаторства богословского языка святителя Афанасия и каппадокийцев по отношению к понятийной системе александрийского дидаскала.

 

Также выступили трое магистрантов профиля «Патрология и христианская литература»: Василий Кулешин («Церковь как Небесное Царство и ее взаимоотношения с государством в “Житии прп. Антония” святителя Афанасия Александрийского»), Николай Щербатых («Учение о воскресении и об обожении плоти у святителя Афанасия Александрийского») и иеродиакон Григорий (Трофимов) («“Житие св. Синклитикии”, приписываемое святителю Афанасию Александрийскому: проблема авторства и основные аскетические темы».

 

В докладе Василия Кулешина было рассмотрено социально-политическое учение святителя Афанасия в контексте неустойчивой доктринальной позиции правителей IV в. Как отметил докладчик, важной мыслью святителя является тезис о том, что абсолютная верность и угодничетсво перед земной властью (важно учесть, что в период написания текста святитель Афанасий находился в ссылке, спровоцированной притеснениями императором Констанцием II сторонников Никейского символа), ассимиляция с ней, поощряющая ее ценности, может подорвать верность Царству Небесному и приблизить Церковь к идолопоклонству, чем и воспользовались ариане. Также, с другой стороны, невозможно полностью отделиться от общества, уйти из склонившейся на сторону еретиков империи, что видно на примере многотрудной жизни преподобного Антония.

 

Доклад Николая Щербатых был посвящен сотериологии Александрийского святителя. Были рассмотрены основные аспекты учения святителя Афанасия о воскресении и об обожении плоти, а также приведена систематизация основных лексем и словосочетаний, употребляемых святителем Афанасием для выражения ключевых богословских концептов. К числу таких выражений относятся: «домостроительство по плоти» (κατὰ σάρκα οἰκονοµία), «исполненный Логосом» (λογωθείσης), «животворить» (ζωοποιεῖται) и др.

 

В докладе иеродиакона Григория (Трофимова) было рассмотрено сочинение, ошибочно приписываемое святителю Афанасию, — «Житие св. Синклитикии». Докладчик указал, с одной стороны, на жанровое сходство «Жития св. Синклитикии» с аутентичным произведением святителя Афанасия «Житием Антония», а с другой стороны, на зависимость памятника от сочинений Евагрия Понтийского и преподобного Иоанна Кассиана. Также докладчик отметил недостатки имеющихся русских переводов и очертил примерный круг задач, стоящих перед переводчиком и комментатором текста.

 

В заключение игумен Дионисий поблагодарил докладчиков, а также дал студентам ряд советов и методических указаний для улучшения качества научных статей и докладов.

 

МДА