В Марфо-Мариинской обители прошел круглый стол, посвященный богословскому осмыслению служения милосердия, с участием ректора и преподавателей ПСТГУ

20 января 2012 г. в Марфо-Мариинской обители милосердия прошел круглый стол, посвященный богословскому осмыслению служения милосердия. Работу круглого стола возглавил председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон. В дискуссии приняли участие преподаватели Богословского факультета и кафедры социальной работы Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета во главе с ректором протоиереем Владимиром Воробьевым, а также практикующие специалисты в области социальной работы.

Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон рассказал о задачах круглого стола: «Сегодняшняя встреча – первая в серии социального лектория, на котором и в дальнейшем предполагается обсуждение различных проблем церковного социального служения». 

Дьякон Олег Вышинский, преподаватель кафедры социальный работы ПСТГУ, выступил в роли основного докладчика круглого стола, темой которого стало «Сотериологические основы церковного социального служения с точки зрения православного богословия». 

В православной среде преобладает настороженное отношение к церковному социальному служению, поскольку нередко оно отождествляется с социальной деятельностью обновленцев и сектантов. В связи с этим важен вопрос, насколько социальное служение способствует выполнению главной задачи Церкви – спасению человека. Пятая среди заповедей блаженства – «блаженни милостивии, яко тии помилованы будут». Интересно, что награда за исполнение этой заповеди меньше, чем за другие. Однако согласно толкованию святителя Иоанна Златоуста каждая из заповедей блаженства служит ступенькой для достижения следующей. Также докладчик указал на опасную обратную сторону милосердия: можно начать воспринимать страждущих людей, к которым мы проявляем милосердие, как своеобразной «тренажер» для нашего самосовершенствования. 

Католики и протестанты куда более активны, чем их православные братья, в социальной деятельности, поэтому отец Олег посчитал важным представить богословские основания для социальной деятельности, на которые опираются представители других христианских конфессий. Богословие Тридентского собора Католической Церкви отказывается от определения спасения христианина как "обожения", останавливаясь на формулировке «спасение – это оправдание», а оправдание возможно как раз через добрые дела. Кальвинизм своим учением о предопределении фактически лишил своих последователей сотериологических оснований для социальной деятельности, зато отношение убежденного протестанта к своей профессии становится основой для того, чтобы люди, профессионально занимающиеся церковной социальной деятельностью, отдались ей без остатка. 

В заключение докладчик представил свое видение того, что объединяет и православных, и католиков, и протестантов в их социальном служении, ведь никакая доктрина не может заставить людей творить добрые дела. Безусловно, всех христиан в социальном служении объединяет любовь. 

По окончании доклада слово было предоставлено ректору ПСТГУ протоиерею Владимиру Воробьеву. Он высказал мнение, что не следует сводить тематику вопроса только к сотериологии - уместнее говорить о богословии социального служения вообще. Также отец Владимир напомнил о запрете на социальное служение Церкви в течение 70 лет советской власти и о том, какой размах имело социальное церковное служение до революции: «Некорректно на данный момент сравнивать социальное служение православных и представителей других конфессий». 

Протоиерей Николай Соколов, декан миссионерского факультета ПСТГУ, выступил против жесткого противопоставления конфессионального социального служения и также напомнил о положении Церкви в советские годы, указав, однако, что даже тогда социальное служение не прекращалось. Патриарх Тихон благословил сбор церковных ценностей в пользу голодающих, народ собирал посылки для сосланных в годы гонений в труднодоступные районы священнослужителей, при этом множество людей посвятило себя доставке этих посылок, за что их также преследовали органы государственной власти. Также отец Николай упомянул о примерах неинституциализированной социальной деятельности священников и мирян в советские годы. 

Протоиерей Николай Емельянов, заместитель декана Богословского факультета ПСТГУ, предложил более конкретную постановку проблемы: каково значение социального служение для спасения христианина? Обязательно ли оно для каждого члена Церкви? Также отец Николай подчеркнул, что государственная социальная политика выросла в западной традиции именно из церковной социальной деятельности. 

Протоиерей Павел Ходзинский, заведующий кафедрой Практического богословия ПСТГУ, один из авторов разрабатываемого курса «Основы православной социальной работы», взглянул на проблему в историческом ключе и привел примеры преподобного Максима Грека, который прибыл в Россию с Запада, а также преподобномученицы Великой княгини Елизаветы. 

Также в обсуждении приняли участие протоиерей Константин Стриевский, ответственный за воспитательную работу на кафедре социальной работы ПСТГУ, заведующая кафедрой социальной работы Татьяна Валерьевна Зальцман и заведующая отделением социальной работы и молодежного служения ПСТГУ Ирина Вячеславовна Соловьева. 

Мероприятие транслировалось в форме вебинара через Интернет. 

Все участники сошлись во мнении, что необходимо дальнейшее исследование богословских оснований социального служения, и призвали общество к самой широкой дискуссии.