В Перервинской семинарии проходит конференция «Язык – литература – православие»

17–19 мая 2022 г. проходит III Весенняя всероссийская научно-практическая школа-конференция «ЯЗЫК – ЛИТЕРАТУРА – ПРАВОСЛАВИЕ» и курсы повышения квалификации

 1кк.PNG            

ПРОГРАММА ШКОЛЫ-КОНФЕРЕНЦИИ

                     17 мая 2022 г. (вторник)

Платформа Microsoft Teams. Ссылка для подключения: https://clck.ru/ZEcRB

                                                     Приветственные слова

10.40. – 11.00.

ИЕРОМОНАХ АПОЛЛИНАРИЙ (ПАНИН), ректор Перервинской духовной семинарии, кандидат богословия.

ФЕЛИКСОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, заведующий кафедрой филологии Перервинской духовной семинарии, кандидат филологических наук.

Презентация веб-сайта и телеграм-канала Всероссийского научного гуманитарно-филологического форума с международным участием имени митрополита Григория (Постникова)

             ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ № 1

        11.00. – 12.15.

Ведущие пленарного заседания:

Феликсов Сергей Владимирович, зав. кафедрой филологии ПДС, канд. филол. наук.

Чернова Анастасия Евгеньевна, доцент кафедры филологии ПДС, канд. филол. наук.

Регламент выступления: доклад – 15 мин., дискуссия – 5 мин.

11.00.– 11.20.

Доклад, дискуссия.        

ВАРАВА ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры (г. Москва)

Язык русской философии: религия, этика, метафизика

Аннотация. Русскую классическую философию принято называть религиозной. Ее язык формировался в первой половине XIX в., в эпоху обостренных вопросов о культурной самобытности и духовного предназначения России. Философия занимала ключевую роль в этом процессе; именно в контексте философской полемики сформировались различные точки зрения относительно исторического пути России. По своей сути русская религиозная философия имела апологетический характер, поскольку в ситуации распространения материалистических и позитивистских воззрений возникла необходимость в философской защите основ христианского вероучения. В то же время в русской философии значительно представлена тема о человеке, развитая преимущественно в нравственном контексте русской литературы. После возвращения «философского парохода» возник вопрос о месте и роли русской философии и русского философа в современном обществе и культуре. Должна ли она продолжать традиции своего классического периода или у нее сейчас новые задачи?

11.20.– 11.40.

Доклад, дискуссия.        

МЕЛЬНИК ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ, доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент Академии наук Республики Татарстан, независимый исследователь (г. Москва).

Упоминания о митрополите Платоне (Лёвшине) в русской литературе

Аннотация. Тема доклада оригинальна и рассматривается впервые в научной литературе. Доклад посвящен постановке вопроса об отражении неординарной личности митрополита Платона (Лёвшина) в русской литературе XVIII–XIX вв. Упоминаются имена поэтов А. П. Сумарокова, В. А. Жуковского и А. Ф. Воейкова. Особое внимание уделяется теме высокого искусства проповеди митрополита Платона: ибо именно проповедь привлекала внимание указанных литераторов. Случай с проповедью 1770 г. после Чесменской битвы, когда пламенный проповедник воскликнул, обращаясь ко гробу Петра I: «Восстани!», вошел в подробностях во вторую песнь поэмы Воейкова «Искусства и науки». Есть свидетельства того, что разговоры об этой проповеди широко проникли в общественное сознание и стали изустно передаваемым анекдотом. Приведенные факты свидетельствуют о той большой роли, которую имела деятельность митрополита Платона в глазах современников.

11.40.– 12.00.

Доклад, дискуссия.        

ВОРОПАЕВ ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы филологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (г. Москва).

Последние дни жизни и кончина Н.В. Гоголя как научная и духовная проблема:

к 170-летию со дня смерти

Аннотация. В докладе предпринята попытка на основании достоверных документальных фактов восстановить картину последних дней жизни Н.В. Гоголя, дать ответ на вопросы, без решения которых создание научной биографии писателя невозможно. Реконструированы события предсмертных дней Гоголя (26 января – 21 февраля 1852 г.: кончина Е.М. Хомяковой, Масленая неделя, первая и начало второй седмицы Великого поста); рассмотрены обстоятельства сожжения рукописей, а также версии о причинах смерти писателя, в частности, распространенное убеждение, что он уморил себя голодом. Разъясняется церковнославянская семантика слова «требование» на полях принадлежавшей Гоголю Библии против слов св. апостола Павла: «...имею желание разрешиться и быть со Христом…» (Флп. 1: 23). Только в свете церковного мировоззрения Гоголя становится понятным его поведение в предсмертные дни. Слова «Ей, гряди, Господи Иисусе» (Откр. 22: 20), выбитые на надгробном камне Гоголя, выражают, без сомнения, самое главное в его жизни и творчестве: стремление к стяжанию Духа Святого и приготовление души к встрече с Господом.

12.00.– 12.15.

               

Свободная дискуссия.

СЕКЦИЯ «ПРАВОСЛАВИЕ И ЛИТЕРАТУРА» (17.05.)

13.00. – 16.30.

Платформа Microsoft Teams. Ссылка для подключения: https://clck.ru/ZEcRB

Руководитель секции Чернова Анастасия Евгеньевна, канд. филол. наук, доцент кафедры филологии ПДС.

Регламент выступления:

Доклад – 10 мин., мини-лекция – 15 мин., дискуссия – 5 мин.

13.00.– 13.15.

Доклад, дискуссия.        

ЗВОНАРЕВА ЛОЛА УТКИРОВНА, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, профессор кафедры цивилизационной журналистики Института мировых цивилизаций и кафедры гуманитарных наук Московского международного университета (г. Москва).

Роль и место «поморской говори» в деревенской прозе новой волны

Аннотация. Анализ «поморской говори» в текстах писателей деревенщиков новой волны не проводился исследователями. Используемая писателем-деревенщиком П.Г. Кренёвым, лауреатом Патриаршей премии 2021 г., «поморская говоря» играет в его прозе многофункциональную и знаковую роль. Эти диалектные включения в речь действующих лиц и в пейзажные описания обогащают характеристики героев и демонстрируют богатство русского языка, помогающего писателю создать в современной прозе «поморскую энциклопедию», открывающую читателям уникальную бытовую и духовную культуру поморов во всей её самобытности.

13.15.– 13.30.

Доклад, дискуссия.        

СКОРОХОДОВ МАКСИМ ВЛАДИМИРОВИЧ, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН (г. Москва).

«Не одна ведет нас к раю / Богомольная тропа»: творческие поиски Сергея Есенина середины 1910-х годов

Аннотация. Актуальность выступления обусловлена работой над «Есенинской энциклопедией», в которую будет включено более 2500 статей, в том числе обо всех произведениях Есенина. В докладе рассматривается творчество С.А. Есенина 1915–1916 годов (стихотворения «Наша вера не погасла...», «Не в моего ты Бога верила…» и др.) – периода наиболее активных творческих исканий поэта. Цель доклада – показать, что лирический герой в рассматриваемых произведениях размышляет о вариативности пути христианина, раскрыть суть этих размышлений. Если в ранних произведениях поэта характеризовался преимущественно путь странника и богомольца, то в стихах периода Первой мировой войны утверждается множественность дорог, показана сложность и противоречивость мира. Движение героя не имеет четкого пространственного вектора, даже путь к раю, т. е., казалось бы, в определенном направлении, не может быть представлен одной «тропой». Путником является не только лирический герой, готовый к грядущим преобразованиям, но и Русь – его родина, становящаяся духовным центром меняющегося мира.

13.30.– 13.45.

Мини-лекция.

ЧЕРНОВА АНАСТАСИЯ ЕВГЕНЬЕВНА, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии Перервинской духовной семинарии, доцент кафедры культурного наследия Московского государственного института культуры, член Союза писателей России (г. Москва).

Этнопоэтическая константа как «инструмент» выявления в художественном произведении национального образа мира и его духовно-нравственных координат

Аннотация. В мини-лекции рассматривается понятие этнопоэтическая константа. Выявляются ее составляющие: аксиологический (общая духовная устремленность, наделяющая окружающий мир смыслами), тематический (конкретные постоянные художественные образы) и стилистический (изобразительно-выразительные средства).

Мифопоэтические универсалии и общезначимые символы указаны в одном ряду с духовными константами национальной культуры как результат действия первичной идеи-модели или архетипа. В отличие от универсальных символов, которые пронизывают всю мировую культуру, этнопоэтические константы, вбирая постоянные традиционные элементы фольклорного сознания, фиксируют координаты национального образа мира.

13.45.– 14.00.

Доклад, дискуссия.        

СОЛОДУХИН ДЕНИС ВИТАЛЬЕВИЧ, кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и социальных наук МИРЭА – Российский технологический университет (г. Москва).

Проблемы веры и неверия в произведениях Н.С. Лескова: художественное осмысление

Аннотация. Затрагивается проблема художественного осмысления Н.С. Лесковым проблемы веры и неверия. Такое осмысление представляет собой разновидность «живого знания» (в терминологии С.Л. Франка «художественное знание»). Указанная проблема представляется актуальной как в «экзистенциально-антропологическом», так и в научном плане; последний обусловлен малоисследованностью темы. Рассмотрение подхода русского писателя, отличавшегося проницательностью и способностью выявить сущностные непреходящие стороны описываемых явлений, делает обращение к его «художественным исследованиям» значимым и для нашего времени. Методологической основой исследования является тезис С.Л. Франка о взаимопереходе «мыслимости» и «переживаемости» в «живом знании», митрополита Вениамина (Федченкова), а также релевантные аспекты герменевтического подхода (Г.-Г. Гадамер, М.М. Бахтин).

14.00.– 14.15.

Доклад, дискуссия.        

БУЛЮКИН СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ, студент бакалавриата Вологодской духовной семинарии (г. Вологда)

Достоевский о смысле жизни: от личного понимания до литературного выражения

Аннотация. Осмысление бытия человека, его предназначения и духовной жизни занимает центральное место в русской литературе. Большая часть работы – это анализ Полного собрания сочинений Ф.М. Достоевского (в 30 томах) в части смысла жизни. Много внимания уделяется изучению Дневника писателя и его переписки. Рассматривается личное понимание смысла жизни Ф.М. Достоевским и эволюция его взглядов в литературном творчестве. Показано влияния немецкой классической философии на творчество писателя. Попытки обосновать смысл жизни приводят Достоевского к противоречию между природным и духовным в человеке. Делается вывод: смысл жизни заключается в нравственной природе человека, а его обоснование возможно только в пределах религиозного сознания. Писатель четко показывает, что без Бога жизнь теряет всякий смысл.

14.15.– 14.30.

Доклад, дискуссия.       

 ВИШНЯКОВА ЕКАТЕРИНА АНДРЕЕВНА, кандидат филологических наук, сотрудник компании «Спутниковые системы “Гонец”» (г. Москва).

Христианские мотивы в романе М. А. Шолохова

Аннотация. Актуальность доклада обусловлена значимой ролью христианских мотивов в структуре произведений М.А. Шолохова. Цель – исследование системы мотивов в романе «Тихий Дон». Научные результаты – выявлены особенности системы христианских мотивов. Научная новизна состоит в многоплановом исследовании мотивного комплекса. Система мотивов «Тихий Дон» образуется на пересечении универсально-христианского и национального уровня смысла событий и характеров.

14.30.– 14.45.

Доклад, дискуссия.        

ЮДНИКОВА АЛЁНА АЛЕКСАНДРОВНА, аспирант и ассистент кафедры отечественной филологии Костромского государственного университета (Костромская обл., г. Кострома).

Образ Афона в очерках К.Н. Леонтьева и книге Б.К. Зайцева «Афон»

Аннотация. Доклад предполагает сравнительный анализ художественного образа Афона в очерковой прозе К.Н. Леонтьева и Б.К. Зайцева. В ходе исследования определяется индивидуально-авторский взгляд писателей на Святую Гору, а также устанавливаются особенности религиозно-философских воззрений авторов. Исследуются традиционные мотивы паломнической прозы, хождений по святым местам, которые берут свое начало в древнерусской литературе и сохраняются в очерковой прозе К. Леонтьева и Б. Зайцева. Определяется новаторство авторов в изображении сакральных мест православной веры. Раскрывается специфика воплощения паломнической тематики в литературном очерке, влияние ее на жанровое своеобразие произведений. Рассматриваются художественные приемы и методы, которые используются авторами для создания образа Афона, а также роль этого образа в контексте всего творчества писателей.

14.45.– 15.00.

Доклад, дискуссия.        

ВЕРШИНИН ИЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВИЧ, аспирант Института мировой литературы РАН (г. Москва), заместитель главного редактора газеты «Собеседник»

Русская духовность как социально-философская проблема в произведениях прозаика 20-го века С.И. Гусева-Оренбургского

Аннотация. Сергей Иванович Гусев-Оренбургский, до 1904 года, православный священнослужитель - автор ряда рассказов, повестей и романов, посвященных жизни церкви в предреволюционный период. Актуальность темы состоит в том, что творческое наследие писателя никем не рассматривалось с социально-философских позиций. Целью доклада является не столько обзор творчества автора, сколько актуализация поднимаемым им в его произведениях проблем («В гостях», «Могила» и пр.) Важное место будет уделено противопоставление «живой церковной жизни» - «мертвой обрядовости», народной веры – установкам «синодалов».

15.00.– 15.15.

Доклад, дискуссия.        

ВОРОПАЕВА ВАЛЕРИЯ СЕРГЕЕВНА, студентка 2 курса бакалавриата Северо-Кавказского федерального университета (г. Ставрополь)

Пасхальная тема в прозе русских писателей ХХ века (на материале рассказов «Пасха» И.С. Шмелёва и «Светлая заутреня» В.А. Никифорова-Волгина)

Аннотация. Данное исследование является важным и актуальным аспектом при изучении русской литературы XX века в ВУЗах и школах как с филологическим, так и с теологическим наклоном. Предметом рассмотрения является тема Пасхи в изображении И.С. Шмелёва и В.А. Никифорова-Волгина. Цель данной работы заключалась в том, чтобы проанализировать и сопоставить два предложенных рассказа и на основе этих материалов дать характеристику празднику Пасхи, ее особенностей, изображенную авторами. Два писателя изображают Светлое Христово Воскресение сквозь призму восприятия маленького героя, изображают всю искренность, ликование и чистоту мальчишеских сердец во время Пасхального торжества. Несмотря на схожесть рассказов, у них есть свои индивидуальные черты. Например, Никифоров-Волгин в мельчайших деталях описал праздничную литургию, а Шмелёв делал акцент на чувства героя, его размышления в чудесную ночь.

15.15.– 15.30.

Доклад, дискуссия.        

БУРЦЕВ МАКСИМ ПАВЛОВИЧ, чтец, независимый исследователь, клирик Нило-Столобенской пустыни (Тверская обл.)

«Использование эмоционально-выразительных речевых средств в великопостных проповедях святителя Иннокентия (Борисова)»

Аннотация. Святитель Иннокентий Херсонский, по свидетельству современников, являлся очень яркой и харизматичной личностью. Отражением характера святого витии являются его проповеди, они заряжают слушателей и читателей своей энергией, погружают в мир духовных переживаний и через это помогают лучше усваивать душеспасительные истины. В докладе будут подробно рассмотрены наиболее яркие примеры гомилетического наследия Русского Златоуста, рожденного проповедником в состоянии самых сильных духовных переживаний – в период Святой Четыредесятницы.

15.30.–15.45.

Доклад, дискуссия.        

ИЕРЕЙ ИЛЬЯ БОРИСОВИЧ НИЧИПОРОВ, доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса филологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (г. Москва), профессор Коломенской духовной семинарии (г. Коломна).

Протопресвитер Александр Шмеман: грани литературного наследия

Аннотация. В докладе предполагается дать обзор разножанрового творчества протопресвитера Александра Шмемана и сделать особый акцент на его размышлениях о русской литературе.

15.45.- 16.00.

Доклад, дискуссия.        

СТЕПАНОВА МАРИЯ ВИКТОРОВНА, магистрант кафедры педагогики историко-филологического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (г. Москва)

Формирование представлений о дружбе у младших школьников на примере повести В. Крапивина «Тайна пирамид»

Аннотация. В докладе рассмотрены особенности формирования представлений о дружбе учащихся младшего школьного возраста. Раскрыты возможности использования для данной работы произведения Владислава Крапивина "Тайна пирамид". Показаны результаты изменения имеющихся у детей ранее представлений о дружбе в сторону расширения и обогащения.

16.00.- 16.15.

Доклад, дискуссия.        

ЗАПЕВАЛОВ НИКИТА ДМИТРИЕВИЧ, студент бакалавриата Гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета (г. Ставрополь)

Вербализация темы феминизма в художественных текстах А.П. Чехова

Аннотация. В истории русского литературного языка весьма значимое место отводится роли конкретного автора, его идиостилю. Немногим писателям удалось создать свой язык – узнаваемый, сложный, многогранный. На примере актуальной для конца XIX-начала XX в. темы феминизма в исследовании рассматриваются характерные языковые особенности эпохи при сохранении литературного языка и традиции. В настоящее время ни тема женского вопроса, ни тема языка произведений А.П. Чехова не потеряла актуальности. Цель работы – представить языковые средства создания образа феминистически настроенной женщины, учитывая гендерные особенности. Среди основных результатов можно выделить следующие: создается ряд оппозиций по отношению к теме феминизма как со стороны представительниц слабого пола, так и со стороны мужских персонажей. Язык героев неоднороден по составу, обладает рядом особенностей.

16. 15.- 16.30.   Свободная дискуссия. Подведение итогов.

                 

18 мая 2022 г. (среда)

Платформа Microsoft Teams. Ссылка для подключения: https://clck.ru/ZEcRB

               

        ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ № 2

11.00. – 12.15.

Ведущие пленарного заседания

Феликсов Сергей Владимирович, зав. кафедрой филологии ПДС, канд. филол. наук.

Чернова Анастасия Евгеньевна, доцент кафедры филологии ПДС, канд. филол. наук.

Регламент выступления: Доклад – 15 мин., мини-лекция – 15 мин., дискуссия – 5 мин.

11.00.– 11.20.

Доклад, дискуссия.        

ШАЛИНА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА, доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка, общего языкознания и речевой коммуникации Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Свердловская обл., г. Екатеринбург)

Жанр ответа на вопрос: общее и специфическое (на материале ответа священника на вопрос)

Аннотация. Рассматривается ситуация устного публичного коммуникативно-речевого взаимодействия священника и аудитории: жанр ответа на вопрос в прямом эфире телепрограммы анализируется в аспектекатегории автора. Выявляются ролевые позиции автора, (духовный наставник, транслятор религиозного знания и опыта, богослов, миссионер, экзегет, аналитик и др.), обусловливающие разную меру его включенности в коммуникативное пространство; степень сложности авторского начала объясняется апелляцией к авторитету и образцу, индивидуальным стилем мышления автора) и его удельный вес в тексте (повышенный). Эффективность коммуникативного взаимодействия обусловливается рядом презумпций: истинности религиозного знания, доверия к опытному пастырю, искренности отвечающего, оптимальной релевантности ответа. Ставится вопрос о возможности изучения индивидуального стиля мышления священника.

11.20.– 11.40.

Доклад, дискуссия.        

ПРОТОИЕРЕЙ СЕРГИЙ ШКУРО, кандидат богословия, проректор по научно-богословской работе и заведующий кафедрой богословия и философии, доцент Казанской православной духовной семинарии (Республика Татарстан, г. Казань).

Символические коннотации концепта САМ (САМЫЙ) в философском творчестве А. Ф. Лосева

Аннотация. В докладе рассматривается специфика концепта САМ (САМЫЙ) – одного из важных понятий религиозно-философского творчества выдающегося отечественного мыслителя ХХ столетия Алексея Фёдоровича Лосева. Изучение различных аспектов многогранного и неисчерпаемого лосевского наследия в наши дни приобретает всё большую актуальность в силу неослабевающего интереса к феномену русской религиозной философии Серебряного века, в традициях которой Лосев вырос как учёный и православный мыслитель. В данной работе ставится цель выявить особые символические смыслы, сопровождающие лексему САМ (САМЫЙ) в философских текстах Лосева. С этой целью анализируются типичные, символически насыщенные словоупотребления, выявляются смысловые нюансы, передающие индивидуальное лосевское видение исследуемого концепта. Проводятся параллели с соответствующими понятиями древнегреческой философии, оказавшими несомненное влияние на лосевское понимание слова и его терминологизацию в текстах русского философа. Делается вывод о большой значимости и символической нагруженности понятия САМ (САМЫЙ) в религиозно-философских построениях А. Ф. Лосева.

11.40.– 12.00.

Мини-лекция, дискуссия.        

РОСТОВЦЕВА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА, кандидат филологических наук, главный редактор православного портала «Экзегет.ру», доцент Института искусств и информационных технологий (г. Москва)

Штрихи к образу Обломова: христианский versus юнгианский подход

Аннотация. Обращаясь к исследованиям зарубежных славистов, автор доклада демонстрирует популярность юнгианского подхода в изучении образа героя самого известного романа И. А. Гончарова. Одновременно высказывается гипотеза о правомерности так называемого «ангажированного» подхода к пониманию Обломова, согласно которому ключом к пониманию образа служит христианская аксиология. Все последующие рассуждения являются доказательством данного тезиса. Оттеняющим репрезентативным материалом при этом является сопоставление Ильи Обломова со Штольцем и Ольгой Ильинской. На богатом текстологическом материале автор доклада показывает, что в отличие от последних, Обломов не обладал самолюбием и лукавством и в самые тяжелые минуты способен был не ответить злом на зло. Даже матримониальный выбор Обломова, который западные слависты интерпретируют в связи с инволюцией его психики, в свете христианской аксиологии выглядит непротиворечивым и оправданным: Обломов избрал в спутницы жизни не только хлебосольную, но и добродушную женщину, чуждую эгоизма и самолюбия Ильинской. В конечном итоге автор доклада напоминает о параллели Илья Муромец – Илья Ильич, на которую указывал Кантор, дополняя наблюдения исследователя. В действительности, сходство между русским богатырем и персонажем Гончарова имеет больше не внешний, а внутренний характер. Подобно православному святому, Обломов способен на подвиги великодушия и любви.

12.00.– 12.15.

               

Свободная дискуссия.

                                   СЕКЦИЯ «ПРАВОСЛАВИЕ И ЯЗЫК» (18.05)

13.00. – 18.15.

Платформа Microsoft Teams. Ссылка для подключения: https://clck.ru/ZEcRB

Руководитель секции Феликсов Сергей Владимирович, зав. кафедрой филологии ПДС, канд. филол. наук.

Регламент выступления: доклад – 10 мин., мини-лекция – 15 мин., дискуссия – 5 мин.

13.00.– 13.15.

Доклад, дискуссия.        

ПАНТЕЛЕЕВ ИГОРЬ ВАЛЕНТИНОВИЧ, кандидат филологических наук, независимый исследователь (Тульская обл., г. Тула).

Разноаспектный анализ народной христианской лексики

Аннотация. В современной отечественной лингвистике одной из актуальных тем исследования является религиозная, в том числе и христианская, народная лексика, зафиксированная в записях полевых исследований диалектологов, в диалектных словарях, памятниках материальной и духовной культуры русского народа. Подтверждением справедливости сказанного являются многочисленные монографии и диссертации, выполненные в рамках диалектологии, лингвокультурологии и этнолингвистики. См., например: Дубровина С. Ю. Христианская лексика в диалектах русского языка. Дис. на соискание ученой степени докт. филол. наук. Тамбов, 2006. Пантелеев И. В. Лингвокультурологическое описание предметной лексики русских народных говоров. Тула, 2006. Березович Е. Л. Язык и традиционная культура. М., 2007. Вендина Т. И. Антропология диалектного слова. Москва-Санкт-Петербург, 2020. Цель работы – разноаспектный анализ христианской лексики, извлеченной методом сплошной выборки из региональных словарей. Научная новизна исследования состоит во введении в научный оборот региональной христианской лексики, подвергнутой всестороннему научному анализу, благодаря чему становится возможным полное и объективное воссоздание русской языковой христианской картины мира.

13.15.– 13.30.

Доклад, дискуссия.        

ШАЛЫГИНА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии и журналистики Российского православного университета им. св. Иоанна Богослова (г. Москва).

Лексическая вариативность древнерусских литургических текстов как источник изучения становления богословской терминологии (на материале рукописи древнерусского Служебника Варлаама Хутынского, ГИМ Син.604, нач. XIII в.)

Аннотация. Исследование становления богословских богослужебных терминов в рукописной русской традиции позволяет проследить развитие лексической системы как церковнославянского, так и русского языков. Сопоставление литургических текстов Служебника Варлаама Хутынского (Син.604) с текстами Литургий греческих и древнерусских рукописей и старопечатных книг, исследованными прот. М. Орловым (с привлечением старославянских и современных богослужебных текстов) позволило выделить группы слов, свидетельствующие о варьировании лексики в литургических текстах. Составление словаря вариантных лексем означило поле неустойчивых богослужебных терминов, которое и послужило дальнейшим материалом для изучения. Подтверждено наличие стабильных варьирований, зафиксированных ранее в богослужебных текстах от старославянских до современных. Отмечено, что термины, характерные только для древнерусских рукописей, позднее замещены старославянскими лексемами в современных богослужебных текстах. Обоснована необходимость введения в научный оборот древнерусских богослужебных рукописей.

13.30.– 13.45.

Доклад, дискуссия.        

КРИВОШАПОВА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации филологического факультета Приднестровского государственного университета им. Т.Г.Шевченко (Приднестровская Молдавская Республика, г. Тирасполь)

Онимы в средневековых летописях и актах: источниковедческая критика

Аннотация. Актуальность: летописи и акты всегда привлекали писателей, поэтов. Все мы помним монаха Нестора, известного по «Повести временных лет», историков Н.М. Карамзина со своей «Историей государства Российского», В.О. Ключевского и др., которые по летописям создавали свои великолепные произведения. Все исторические романы, хоть и содержат художественный вымысел, но опираются на документальные данные летописей и хроник разных лет. Летописями и архивами пользовались А.С. Пушкин, В.С. Пикуль. Хроники помогают достоверно снимать исторические фильмы, ставить спектакли, не искажая исторических событий. Цель работы: исследовать онимный состав некоторых средневековых летописей и актов на предмет их этимологии и иных источников. Научные результаты могут быть применены филологами при изучении средневековых текстов. Выводы: источниковедческая критика русских средневековых актов и летописей с позиции ономастикона как одна из ветвей источниковедения, занимается критическим анализом русских средневековых источников с точки зрения их подлинности описываемым событиям, времени создания и авторства.

13.45.– 14.00.

Доклад, дискуссия.        

ФЕЛИКСОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой филологии Перервинской духовной семинарии, доцент кафедры педагогики историко-филологического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (г. Москва).

Религионимы-субстантивы на -ств/о/ в русском языке XVIII века.

Аннотация. Исследование находится в русле проблем истории формирования религиозного стиля русского языка. Предметом рассмотрения являются имена существительных религиозной семантики на -ств/о/, зафиксированные в отечественных лексикографических произведениях гражданской печати XVIII в., наиболее полно описывающих конфессиональную лексику: «Церковном словаре» протоиерея Петра Алексеева (1773–1794 гг.) и «Словаре Академии Российской» (1789–1794 гг.). В докладе будут охарактеризованы семантические особенности религионимов-субстантивов на-ств/о/, описаны их лексико-грамматические разряды и тематические группы, в рамках этих групп отмечены новообразования XVIII века. Проведенное исследование показывает, что религионимы-субстантивы на -ств/о/, как и в целом русский религиозный стиль, находился в XVIII в. в состоянии активного формирования.

14.00.– 14.15.

Доклад, дискуссия.        

КРИВКО ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА, преподаватель кафедры словесности НИУ «Высшая школа экономики», соискатель кафедры общего языкознания Института филологии Московского педагогического государственного университета (г. Москва).

Церковнославянизмы в произведениях детской литературы конца XVIII – начала XIX вв.

Аннотация. Появление и бурное развитие детской литературы в России в конце XVIII в. совпадает с эпохой активного становления общенационального русского литературного языка, однако в научной литературе нет работ, посвященных комплексному описанию языка детской литературы этого периода. Цель данного исследования состоит в том, чтобы рассмотреть, какую стилистическую функцию выполняют церковнославянизмы в произведениях для детей конца XVIII – начала XIX вв. на примере двух самых репрезентативных источников того времени – «Детской библиотеки» («Собрания детских повестей») А.С. Шишкова и журнала Н.И. Новикова «Детское чтение для сердца и разума».

Как показали результаты исследования, авторы обоих источников используют стилистически маркированные славянизмы в текстах, содержащих возвышенный предмет речи; они являются элементами торжественной риторики и лирического пафоса, выступают в роли поэтизмов. В стихотворениях Шишкова, представляющих собой детские молитвы, церковнославянизмы сочетаются с разговорной лексикой. Встречаются случаи использования церковнославянизмов для создания иронического подтекста, что проявляется в несоответствии высокого («славенская» лексика) и низкого (предмет изображения).

14.15.– 14.30.

Доклад, дискуссия.        

АЮПОВА ЕЛЕНА ИЛЬДАРОВНА, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии Казанской православной духовной семинарии (Республика Татарстан, г. Казань).

Приращение смысла в переводных церковнославянских текстах

Аннотация. Изучение русской православной культуры немыслимо без обращения к церковнославянскому языку, воплотившему христианское мировидение народа в сакральных текстах (богослужебных, проповеднических, агиографических и под.). Спецификой церковнославянских текстов следует считать особую смысловую глубину, возникающую благодаря символическому ореолу ключевых слов – важнейших богословских понятий православия. Внимательное исследование церковнославянского слова, позволяющее обнаружить эти скрытые смыслы, делает процесс изучения языка и религиозного текста герменевтическим, ориентированным на углублённое понимание, а не механическую зубрёжку слов и схем. В данной работе преследуется цель описать явление смыслового приращения в некоторых переведённых с греческого языка церковнославянских текстах (прежде всего – в ряде тропарей, кратких, но ёмких по смыслу), а также на примере отдельных калькированных лексем. Сопоставление с греческим первоисточником даёт возможность увидеть своего рода смысловое обогащение славянского переводного слова. Проанализированные контексты выразительно демонстрируют тот факт, что для славянских переводчиков переложение с греческого воспринималось не как слепое копирование, а как творческий процесс, сочетающий внимание к языковым нюансам и богословско-символическое осмысление текстового фрагмента.

14.30.– 14.45.

Мини-лекция.

КОВШОВ МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ кандидат богословия, доцент кафедры библеистики Московской духовной академии (г. Сергиев Посад), доцент кафедры библеистики Перервинской духовной семинарии (г. Москва), ученый секретарь кандидатского диссертационного совета № 1 Московской духовной академии

ДИАКОН ИОАНН (ПОПОВ), магистрант кафедры библеистики Московской духовной академии

Фигура Мелхиседека в Танахе и Таргумах в контексте современных историко-филологических исследований

Аннотация. В рамках мини-лекции будут рассмотрены отрывки Священного Писания Ветхого Завета, в которых упоминается Мелхиседек, царь Салимский. Кроме того, будут проанализированы такие темы, как: Представление о Мелхиседеке в Пятикнижии; Царство Мелхиседека; Священство Мелхиседека; Представление о Мелхиседеке в Псалтири. Будут рассмотрены теории современных ученых, основанные на изучении недавно обнаруженных рукописей и артефактов. Будут разобраны теории северной и южной локализации древнего города Салима, который принято считать древним названием Иерусалима. Рассматривается вопрос о причине написания 109 коронационного псалма, гипотезы его возникновения и использования. Раскрывается представление о Мелхиседеке в таргумах.

               

14.45.– 15.00.

Доклад, дискуссия.        

ЗАГУМЕННОВ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Вологодской духовной семинарии (Вологодская обл., г. Вологда).

Новозаветные антропонимы в «Книге толкований и нравоучений» протопопа Аввакума

Аннотация. В докладе с позиций ономастики анализируется «Книга толкований и нравоучений» протопопа Аввакума. Актуальность предлагаемого материала обусловлена недостаточной изученностью упомянутого памятника религиозной письменности. Целью статьи является дескрипция антропонимического пласта Нового Завета, используемого в тексте «Книги…». В ходе анализа удалось выяснить, что количественно доминируют упоминания тех лиц, которые в Евангельской истории занимают исключительное положение (Богородица, Христос, апостол Павел). Новизна работа заключается в попытке выявить корреляции между фактами статистических подсчётов и смысловым миром создателя текста. В качестве вывода выступает тезис, что «исключительность» наиболее упоминаемых лиц представляет собой оформленное и опосредованное языковыми средствами переживание Аввакумом собственной исключительности как персонального смысла.

15.00.– 15.15.

Доклад, дискуссия.        

КУДРЯШОВ АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ, студент 4 курса бакалавриата Перервинской духовной семинарии (г. Москва).

Филологические аргументы для определения исторического контекста пророчества Ис. 7:14

Аннотация. Как и любое библейское пророчество, стих Ис. 7:14 напрямую связан с определённым историческим контекстом. Политическое состояние иудеи, нравственное положение общества, адресат пророчества и т. д. отражают варианты интерпретации библейского текста. Однако не вся информация лежит на поверхности Священного Писания. Некоторые исторические аспекты можно выделить, лишь обратившись к альтернативным переводам и этимологическому анализу слов. Лингвистические исследования в данном случае помогают раскрыть то, что прикровенно в библейском тексте.  

15.15.– 15.30.

Мини-лекция.

МЕЛЬНИК ВИКТОР МИРОСЛАВОВИЧ, кандидат политических наук, ассистент кафедры политологии философского факультета Киевского национального университета им. Тараса Шевченко (Украина, г. Киев), преподаватель кафедры философии и общественных наук Винницкого национального медицинского университета им. Н. И. Пирогова (Украина, г. Винница), главный редактор научного журнала «Анналы юридичской истории»

«Папство» как юридическое понятие в латинском и коптском языках

Аннотация. Актуальность. После II Ватиканского Собора обострилось противостояние адептов и противников католического экуменизма. Одним из объектов коммуникации православного и католического духовенства сегодня остается проблема египтян-коптов. Роль постмонофизитской Коптской православной церкви (20 млн прихожан) в борьбе с исламским радикализмом актуализирует внутрихристианский диалог монофизитов и православных. Она считается наследием «Святого Престола Апостола Марка». Её предстоятели, со времен Халкидонского Собора, пользуются «папистской» титулаторой. Цель работы – проанализировать историю понятия «папство» в Коптской православной церкви, сравнить коптские версии определения «папства» с подходами католических теологов. Научные результаты и новизна: сопоставляются латинское и коптское понятия «папство», впервые исследуется влияние римского «папоцезаризма» на коптский «папизм», уточняются параметры применения термина «папство» в древневосточном христианстве. Выводы: традиционные связи монофизитской теологической традиции с апостольским городом Александрией позволяют богословам Египта выдвигать претензии на идеологическое первенство коптов в христианском мире. Эти претензии составляют титул предстоятеля Коптской православной церкви – «Папа Александрийский и Патриарх Престола Святого Марка во всей Африке и на Ближнем Востоке».

15.30.– 15.45.

Доклад, дискуссия.        

КУСТОВ АРСЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, бакалавр истории, сотрудник Управления академического развития Национального исследовательского университета Высшая школа экономики (г. Москва), приглашённый преподаватель Школы перспективных исследований Тюменского государственного университета (г. Тюмень), магистрант Высшей школы лингвистики, педагогики и психологии Нижегородского государственного лингвистического университета (г. Нижний Новгород), магистрант Школы социальных наук Университет Манчестера (Великобритания), магистрант факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения Российского государственного гуманитарного университета (г. Москва), магистрант Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Москва).

Латинские надписи в Знаменской церкви в Дубровицах и межцерковные влияния допетровской эпохи

Аннотация. В докладе анализируются латинские надписи в церкви Иконы Божией Матери «Знамение» в посёлке Дубровицы в Московской области в контексте западных, «латинских» влияний на православие в русских землях в XVII – нач. XVIII вв. Этот подмосковный храм, являясь ярким примером т.н. «голицынского барокко», построенный по заказу Бориса Голицына, «дядьки» Петра I, является архитектурным выражением сложных религиозных поисков и рецепции западных образцов церковного искусства. Надписи имеют уникальный характер как с точки зрения гимнологии, так и выбора стихов и авторов. Их анализ даёт более глубокое представление о «латинских» влияниях и «религиозной моде» в среде московского боярства и ближнем круге будущего императора, что послужило прологом к реформированию Петром I Русской Церкви и вестернизации Русского царства на рубеже XVII–XVIII вв.

               

ПЕРЕРЫВ: 15.45. – 16.00.

16.00.– 16.15.

Доклад, дискуссия.        

ЗЛОБИН АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, культуры речи и методики обучения Вятского государственного университета (Кировская обл., г. Киров).

Концепт “грех” в языковой картине мира И. С. Шмелёва (на примере романа «Пути небесные»)

Аннотация. Данная доклад посвящён изучению семантической структуры духовного концепта грех в языковой картине мира выдающегося писателя русского зарубежья Ивана Сергеевича Шмелёва. Автор предваряет свои наблюдения данными, полученными из этимологических словарей, знакомит с опытом исследователей, работавших в аспекте осмысления смыслового наполнения концепта грех в русском национальном сознании. Метод сплошной выборки позволил определить ключевые лексемы, организующие данный концепт, и актуальные контексты, иллюстрирующие его связь с постановкой писателем сложнейших духовных вопросов в знаковом произведении – романе «Пути небесные». Далее анализируются ядерно-периферийная организация концепта грех (ядерная, приядерная, периферийная зоны), особенности его лексической экспликации и текстовой репрезентации.

16.15.– 16.30.

Мини-лекция.

ТКАЧЕВА ПОЛИНА ПАВЛОВНА, кандидат филологических наук, доцент, старший научный сотрудник научно-фондового отдела Государственного музея Владимира Высоцкого (г. Москва).

Нравственные категории добра и зла в произведениях В. Высоцкого (лингвотекстологический аспект)

Аннотация. «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его». (Лк. 6:45) Нравственные категории добра и зла в творчестве русских писателей занимают одно из важных мест, так как являются определяющими в духовной жизни русского человечества. Лучшие представители русской литературы в своих произведениях стремились раскрыть смертоносную природу зла и уберечь душу от его губительного воздействия добром. Практически во всех своих произведениях Высоцкий обращается к данным нравственным категориям. Но наиболее ярко категории добра и зла просматриваются именно в баснях и притче поэта. Цель данной мини-лекции – представить сравнительный анализ библейских текстов и текстов Высоцкого, в частности провести параллель между Евангельской притчей о нанятых в виноградник работниках и притчей Высоцкого «О правде и лжи». В данной научной работе рассматриваются и исполняемые варианты произведений, и рукописи, что позволяет на основе лингвотекстологического анализа проследить как понятия добра и зла вплелись в канву повествования.

16.30.– 16.45.

Мини-лекция.

ПОЛЕТАЕВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА, кандидат философских наук, заведующая учебно-методическим отделом и доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью) (Белгородская обл., г. Белгород), доцент кафедры новых технологий в гуманитарном образовании Института дистанционного образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (г. Москва).

Анализ частотности христианских понятий в современных американском английском и русском языках

Аннотация. Последние 30 лет в США на фоне процессов глобализации, секуляризации, десекуляризации и миграции наблюдается плюрализм различных религиозных взглядов. В России в этот же период времени наряду с процессами миграции и секуляризации происходили преимущественно процессы де-секуляризации, связанные с восстановлением институтов традиционных религий, и прежде всего, православия. В исследовании поставлена цель сопоставить христианские ценности в современном американском и русском обществах на уровне языковой картины мира, на уровне концептов. С этой целью в работе проводится анализ частотности типичных христианских понятий в современном американском английском, основанный на данных корпуса CoCa, и частотности тех же понятий в Национальном корпусе русского языка в период с 1990 по 2019 (22) год. Одним из главных результатов является выделение в современном американском английском языке понятий, которые можно считать конфессиональными концептами, с частотностью в диапазоне от 497 до 135 на 1 млн.слов – это соответственно love (любовь), God (Бог), Jesus Christ (Иисус Христос), justice (справедливость), truth (правда). В дискурсе современного российского общества таковыми концептами с частотой употребления в диапазоне от 1151 до 103 на 1 млн. слов являются соответственно: Бог, правда, любовь, Господь, вера, грех, молитва, спасение, Иисус Христос, совесть, монастырь, справедливость.

16.45.– 17.00.

Мини-лекция.

КУЧЕШЕВА ИРИНА ЛЬВОВНА, кандидат филологических наук, доцент кафедры общественных и гуманитарных дисциплин Сибирского государственного университета физической культуры и спорта (г. Омск)

«Мифонимы библейского происхождения: этимологическая характеристика (на материале английского и немецкого языков)»

Аннотация. Мифонимы, взятые из Библии, обладают духовной ценностью и хранятся в культурной памяти англичан и немцев. Мифонимы – это именования людей, животных, растений, народов, географических и космографических объектов, различных предметов и т.п., в действительности никогда не существовавших. Именования в мифах представляют значительный интерес для исследователей предыстории человечества. В мифонимах могут быть почерпнуты крупицы сведений о более ранних этапах истории человечества.

17.00.– 17.15.

Доклад, дискуссия.        

БАХМАН БОЛУК НАХДЖИРИ, магистрант факультета иностранных языков Тегеранского университета (Иран, г. Тегеран)

Роль православного христианства в обучении русскому языку иранских студентов

Аннотация. Изучение языка означает приобщение ко второй культуре и рассматривается как процесс групповой социализации, где язык является инструментом для обучения групповым чертам, ценностям и убеждениям. Изучение языка становится трудным, когда культурные ценности, убеждения и обычаи учащегося вступают в противоречие с ценностями, верованиями и обычаями второй культуры. Религия является неотъемлемой частью культуры страны, которая, несомненно, влияет на изучение языка. Роль религии в изучении иностранного языка особенно подчеркивается, когда учащиеся сталкиваются с совершенно другой религией, принадлежащей к изучаемому языку. Согласно политике иранского правительства, кроме исламских текстов, никакие другие религиозные тексты не допускаются к преподаванию на иностранных языках в университетах. Это может вызвать огромную нетерпимость среди студентов или заставить их остерегаться неродных верований или пытаться доказать превосходство своей собственной религии, следуя политике, принятой правительством. В исследовании сравниваются различия и сходства между православным христианством и исламом, с которыми могут столкнуться студенты, изучающие русский язык в Иране. Она также посвящена влиянию отсутствия преподавания православных текстов, которые являются частью повседневной жизни россиян, в материалах, преподаваемых иранским студентам по специальности «Русский язык».

17.15.– 17.30.

Доклад, дискуссия.        

ДРУЖИНИН АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, чтец, младший научный сотрудник научно-исследовательского центра истории богословия и богословского образования богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Особенности изучения иностранных языков в современных и дореволюционных духовных школах (на примере требований училищного устава 1814 г.)

Аннотация. Многими современниками высказывается тезис о качестве языковой подготовки выпускников дореволюционных духовных школ, вносятся предложения о возрождении отдельных аспектов данного опыта. В представляемом докладе проводится попытка сравнения современного и одного из ключевых дореволюционных периодов истории духовной школы в части преподавания языковых дисциплин. На основании нормативных и учебно-методических документов, в том числе впервые вводимых в научный оборот, удается сделать ряд выводов о сходстве и различиях между историческим опытом и современностью. Анализ документации позволяет оценить отличия в объеме и разнообразии языковой подготовки, начальный уровень студентов. Делается вывод о неоднозначности вопроса, его многоаспектности. Полученные результаты могут быть использованы в актуальной учебно-методической работе.

17.30.– 17.45.

Доклад, дискуссия.        

КУЗНЕЦОВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА, студентка 4 курса бакалавриата историко-филологического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (г. Москва).

Развитие речи младших школьников в процессе работы над сочинением-рассуждением на духовно-нравственную тему

Аннотация. В рамках доклада будут описаны основные особенности методической работы над сочинением-рассуждением на духовно-нравственную тему на уроках русского языка в начальной школе, а также представлены результаты проведённого лингвопедагогического эксперимента по заявленной теме исследования.

17.45.– 18.00.

Доклад, дискуссия.        

СУПРЯКОВА АННА ОЛЕГОВНА, магистрант социально-гуманитарного факультета Российского православного университета св. Иоанна Богослова (г. Москва)

Подготовка текстов для библиотерапии в условиях виртуальной коммуникации

Аннотация. В докладе рассматривается проблема подготовки текстов для библиотерапии (художественных, философских и проч.) при необходимости реализации её в виртуальном пространстве. Как и многие виды человеческой деятельности в современном мире, библиотерапия имеет тенденцию к созданию альтернативы реальному взаимодействию специалиста с клиентом в виде библиотерапевтического процесса, модернизированного для условий виртуальной коммуникации. Однако при разработке библиотерапевтической рецептуры для такого процесса необходимо учитывать специфику виртуальной коммуникации и восприятия человеком электронного текста. Мы рассмотрели ряд особенностей виртуальной коммуникации и восприятия электронного текста и выяснили, какие из них важно учесть при подготовке библиотерапевтических текстов (художественных, философских и проч.) для проведения библиотерапии онлайн и каким образом эти тексты могут быть отредактированы для лучшего восприятия читателем-клиентом библиотерапевта

18.00.– 18.15.

                Свободная дискуссия. Подведение итогов.

Перервинская духовная семинария