В Перервинской семинарии пройдет II Зимняя всероссийская научно-практическаяконференция

В Перервинской духовной семинарии 15-16 декабря 2021 г. пройдет II Зимняя всероссийская научно-практическая школа-конференция с международным участием «ЯЗЫК – ЛИТЕРАТУРА – ПРАВОСЛАВИЕ» имени митрополита Григория (Постникова). 

554.PNG

Программа школы-конференции 15 декабря 2021 г.

9.30. – 9.45. Приветственные слова   

ИЕРОМОНАХ АПОЛЛИНАРИЙ (ПАНИН), ректор Перервинской духовной семинарии, кандидат богословия.

ФЕЛИКСОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, заведующий кафедрой филологии Перервинской духовной семинарии, кандидат филологических наук.  

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

09.45. – 11.45.

Ведущие пленарного заседания

Феликсов Сергей Владимирович, зав. кафедрой филологии ПДС, канд. филол. наук.

Чернова Анастасия Евгеньевна, доцент кафедры филологии ПДС, канд. филол. наук.

Регламент выступления: Доклад – 10 мин., дискуссия – 5 мин.

09.45.– 10.00.

Доклад, дискуссия       

УЖАНКОВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ, доктор филологических наук, профессор, проректор по научной деятельности, заведующий кафедрой литературы и лингвистики Московского государственного института культуры (г. Москва).

Кто же написал «Слово о полку Игореве»? Результаты историко-филологического расследования.

Аннотация. Историко-филологическое расследование начинается с уточнения времени написания «Слова». Его автор оставил несколько свидетельств о своем времени, они и помогают установить время работы над «Словом» – зима 1200 г. Используемые автором «Слова» источники (летописные статьи о походе 1185 г. Игоря Святославича, Библия на греческом языке и др.) позволяют установить место работы автора – Выдубицкий монастырь в Киеве. Сопоставление трудов игумена этого монастыря Моисея, написавшего летописную повесть о походе Игоря и указавшего себя как участника похода, со «Словом», в котором автор тоже говорит о себе как участнике событий, позволяет сделать вывод, что игумен Моисей и есть автор «Слова».

10.00.– 10.15.

Доклад, дискуссия.      

ВОРОПАЕВ ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы филологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (г. Москва).

Православная аскетика в жизни и творчестве Н.В. Гоголя.

Аннотация. В докладе ставится вопрос о значении православной аскетики в судьбе Н.В. Гоголя. Освещаются факты знакомства писателя с такими классическими памятниками святоотеческой письменности, как «Добротолюбие», «Лествица» преп. Иоанна Синайского, книга преп. Исаака Сирина и др. И в жизни, и в творчестве Гоголь шел самым трудным, самым сложным путем – путем церковной аскетики – восстановления в себе образа Божия, воцерковления своих писаний.

10.15. – 10.30.

Доклад, дискуссия.

МЕЛЬНИК ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ, доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент Академии наук Республики Татарстан, независимый исследователь (г. Москва).

Отражение духовного опыта Н. А. Некрасова в сборнике «Мечты и звуки».

Аннотация. Облик сборника «Мечты и звуки» определяют чисто религиозные стихи Некрасова, которые обнаруживают неожиданную в шестнадцатилетнем юноше духовную опытность. Особенностью его ранней поэтической религиозности является ее «теоретический» характер, дидактичность, буквальное переложение святоотеческих наставлений в стихи. Ощутимо, что нравственные установления, принятые в церковной среде, и христианские догматы прилагаются им к собственной жизни страстно, с желанием духовного подвижничества. Если в «Мечтах и звуках» поэт осваивает в основном святоотеческое учение, то в позднейшем творчестве он обращается к Евангелию, притче, к жанру жития.

10.30.– 10.45.

Доклад, дискуссия.      

ИЕРЕЙ ИЛЬЯ БОРИСОВИЧ НИЧИПОРОВ, доктор филологических наук, профессор кафедры истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса филологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (г. Москва), профессор Коломенской духовной семинарии (г. Коломна).

Образ философа-правдоискателя в русском романе рубежа ХХ – ХХI веков («Лох» Алексея Варламова)

Аннотация. Доклад обращен к роману А. Варламова «Лох» (1995), в котором заложены константы позднейшего романного творчества писателя. Рассмотрены проблематика, образный мир этого оригинального биографического повествования о «стихийном» русском философе. Идет речь о художественном постижении национального феномена интеллигентского правдоискательства, о восприятии персонажами современности, их отношениях с социальной средой и историческим временем. Делаются выводы о ключевых стратегиях литературного письма А. Варламова в данном произведении.

10.45. – 11.00.

Доклад, дискуссия       

ДОЛГОПОЛОВА ЛИЛИЯ АНАТОЛЬЕВНА, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой немецкой филологии Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова (Республика Крым, г. Симферополь).

Предикация в ранних христианских текстах.

Аннотация. Вопрос о том, почему именно финитная конструкция стала основой предложения, остается до сих пор не ясным, но современная теория синтаксиса располагает достаточным материалом, описывающим и объясняющим связь между подлежащим и сказуемым, их приоритетными признаками в отдельных языках. Известно, что грамматическая подсистема также подвержена историческим изменениям. Наиболее подвижными являются грамматические формы, анализ которых позволяет проследить эволюцию грамматического строя в целом.

11.00. – 11.15.

Доклад, дискуссия.

ПЕТРУХИНА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка филологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (г. Москва).

В поисках высокого стиля современного русского языка (стилистическая роль церковно-религиозного дискурса).

Аннотация. Церковнославянский язык, выполняя свою функцию священного языка Церкви, по-прежнему служит источником, питающим высокий стиль русского языка. В настоящее время происходит динамичное развитие русского церковно-религиозного дискурса и взаимодействие в Церкви церковнославянского языка богослужения и вдохновляемого им русского языка проповедей, посланий, толкований и поучений священства. Именно в этих произведениях происходит актуализация церковнославянизмов как стилистической категории высокого стиля. Поэтому стилистические церковнославянизмы, наследованные русским языком из церковнославянского языка, по-прежнему играют большую роль в сохранении высокого стиля современного русского языка и в выражении «идей важных и высоких».

11.15. – 11.30.

Доклад, дискуссия.      

ЗВОНАРЕВА ЛОЛА УТКИРОВНА, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, профессор кафедры цивилизационной журналистики Института мировых цивилизаций (г. Москва).

Православная составляющая в отечественной прозе ХХI века.

С начала 1990-х гг православные литераторы пытались объединиться на Рождественских чтениях, инициированных поэтом В.А. Никитиным. В Петербурге прозаик Н. Коняев создал Ассоциацию православных писателей. Среди писателей немало зрелых мастеров, пишущих о своём пути к вере, им не грозит искушение экскурсионным православием, в которое впадают неофиты. Это помор П. Кренёв, классик юношеской литературы А. Лиханов, поэты и прозаики Д. Мизгулин (Ханты-Мансийск), С. Сырнева и В. Бакин (Киров), С. Козлов и Л. Иванов (Тюмень), В. Ерофеева-Тверская и Т. Четверикова (Омск), А. Кердан, А. Расторгуев и Арсен Титов (Екатеринбург), Н. Мирошниченко (Сыктывкар). Каждый из них в меру таланта убедительно отстаивает и утверждает в книгах плодотворность христианского мироощущения, необходимого нашему гибнущему миру.

11.30. – 11.45.

Доклад, дискуссия.      

ИЕРЕЙ ГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ БЕЛЬКИНД, президент Образовательного фонда им. братьев Трубецких (Тульская обл., г. Венев).

Эпистолярный жанр в русской религиозной мысли (к публикации «Философской переписки братьев Трубецких»).

Аннотация. Философская переписка князей Сергея и Евгения Трубецких может считаться действительно уникальным эпизодом русской интеллектуальной жизни последних десятилетий XIX века по крайней мере, в двух отношениях: как свидетельство мыслительного дружества родных братьев в их совместном единении-борении с Вл. Соловьевым и как памятник умного подвига верности сестры Ольги, которая сберегла эти бесценные культурные тексты и стала (по определению составителя и комментатора настоящего издания Ксении Ермишиной) первой женщиной-историком русской философии.

               

Свободная дискуссия.

Подведение итогов.

СЕКЦИЯ «ПРАВОСЛАВИЕ И ЛИТЕРАТУРА»

12.00. – 16.15.

Руководитель секции Чернова Анастасия Евгеньевна, канд. филол. наук, доцент кафедры филологии ПДС.

Регламент выступления:

Доклад – 10 мин., мини-лекция – 15 мин., дискуссия – 5 мин.

12.00.– 12.15.

Доклад, дискуссия.      

ЗЛОБИН АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и методики обучения Вятского государственного университета (Кировская обл., г. Киров).

Святительское житие в древнерусской агиографической литературе (на примере «Жития Стефана Пермского» Епифания Премудрого).

Аннотация. Доклад посвящён изучению литературного памятника XIV века, созданного известным книжником Епифанием Премудрым. Автор анализирует структуру святительского жития, его связь с византийской и древнерусской литературной традицией, подчёркивает новые особенности изображения агиографического героя.

12.15.– 12.30.

Доклад, дискуссия.      

ВИШНЯКОВА ЕКАТЕРИНА АНДРЕЕВНА, кандидат филологических наук, редактор издательства “Эксмо” (г. Москва).

Религиозные идеи и сюжеты в рассказах А.П. Чехова.

Аннотация. Духовно-нравственный потенциал русской классической литературы XIX века является предметом углубленного изучения. Ответы на вечные вопросы русских писателей волнуют и современных читателей, побуждая к вдумчивому изучению их наследия. В ряду классических авторов, которые бережно относились к нравственным истокам литературы, разрабатывая светские темы, особое месте занимает творчество А.П. Чехова. В статье рассматриваются религиозные идеи и сюжеты в его рассказах, исследуется взгляд писателя на религиозную проблематику.

12.30.– 12.45.

Доклад, дискуссия.      

КОРШУНОВА ЕВГЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА, доктор филологических наук, преподаватель кафедры словесных искусств факультета словесных искусств Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (г. Москва).

Священник Сергий Дурылин как писатель

Аннотация. В докладе рассматривается литературное наследие Сергея Николаевича Дурылина (1886–1954) — писателя, философа, театроведа, искусствоведа, археолога, священника, педагога. Уделяется внимание специфике хронотопа. Наиболее частотным является вертикальный хронотоп; ангелы, бесы, посланцы из мира иного действуют в мире Дурылина так же свободно и непринужденно, как и реальные люди. Поэтому пространство вечности неотделимо от земного. Время у Дурылина зачастую не историческое, а тяготеет в большинстве текстов к циклизации, как и сюжет. Даже указание на исторический период выполняет функцию создания идиллического мира, которым для автора была дореволюционная Россия. На этом основании я определяю художественный метод писателя как «реализм в высшем смысле». Следуя за Ф. М. Достоевским, такое определение сформулировал сам С. Н. Дурылин.

12.45.– 13.00.

Доклад, дискуссия.      

ЕРМИШИНА КСЕНИЯ БОРИСОВНА, кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Дома русского зарубежья им. А. Солженицына (г. Москва).

Из архива О.Н. Трубецкой: Письма Евгения и Сергея Трубецких. Язык, стиль, богословско-философские истоки творчества братьев.

Аннотация. В 2021 г. вышла книга «Из архива кн. Ольги Николаевны Трубецкой. Философская переписка братьев Трубецких»(М., Синаксис, 2021), в которой впервые представлены письма братьев Трубецких. Письма готовила к изданию их сестра, О.Н. Трубецкая, которая известна как автор книги «Кн. С.Н. Трубецкой. Воспоминания сестры» (Нью-Йорк, 1953). Сама О.Н. Трубецкая долгое время была известна как автор единственной книги, что неверно, поскольку до революции она издала двухтомник (более 500 страниц каждого тома), посвященный кн. В.А. Черкасскому и славянофилам. Кроме того, она готовила к изданию несколько произведений, среди которых и переписка братьев Трубецких. После революции 1917 г. она не смогла осуществить задуманного, а в момент ареста в 1922 г. ее архив был изъят ГПУ и после оказался в РГАЛИ. Теперь имя О.Н. Трубецкой возвращается в историю русской мысли, поскольку по факту она является первой в России женщиной историком философии. Переписка братьев – уникальный сборник архивных материалов, которые проливают свет на истоки богословско-философского творчества С. и Е. Трубецких. До этого издания о раннем творчестве братьев судили только по книге, изданной О.Н. Трубецкой в Нью-Йорке, хотя она почти не дает указаний на раннее творчество братьев, а также опираясь на «Воспоминания» Е.Н. Трубецкого, изданные С.М. Половинкиным в Томске в 2000 г. В настоящее время мы можем с достаточно большой долей уверенности говорить о стилистических, идейных, религиозных и философских истоках творчества братьев С. и Е. Трубецких, о чем и будет подробно сообщено в настоящем докладе.

13.00.– 13.15.

Доклад, дискуссия.      

СКОРОБОГАЧЕВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА, доктор искусствоведения, профессор кафедры всеобщей истории искусств и директор музея Российской академии и живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова (г. Москва).

Природа человека: возможности и границы ее модификации в произведениях искусства рубежа XIX–XX вв. и современности.

Аннотация. Кризисное состояние современной культуры, искусства как ее части, по убеждению автора, очевидно, вызвано во-первых, утратой духовных содержаний; во-вторых, отсутствием школы мастерства. Данная тенденция присуща значительной части произведений современного творчества. Используя методы сравнительного и искусствоведческого анализа, а также комплексный системный подход в исследовании сделано заключение о значимости в настоящее время развития классической школы, основанной на традициях, в том числе реалистического искусства. Автор также приходит к выводу, что понятие «верующий разум» является основой, определяющей сущность духовного смысла русского национального искусства.

13.15.– 13.30.

Доклад, дискуссия.      

УШАКОВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА, ведущий редактор журнала «Покров», Член Союза писателей России, организатор Общества по сохранению наследия Рачинских (2010 г.) (г. Москва).

Преподавание словесности в народной школе С.А. Рачинского (1833 – 1902).

Аннотация. Разговор о Рачинском – это разговор о современной русской школе. Что мы могли бы взять из школы, созданной в 1870-е годы профессором С.А. Рачинским?.. Преподавание церковнославянского языка, каллиграфию, изучение истории и литературы, устный счёт (к примеру, на картине «Устный счёт. В народной школе С.А. Рачинского» дети считают в уме пример: двузначные числа в квадрате, делённые на 365), обучение начальным навыкам сельскохозяйственных профессий, паломничества по святым местам.

13.30.– 13.45.

Доклад, дискуссия.      

СКОРОХОДОВ МАКСИМ ВЛАДИМИРОВИЧ, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН (г. Москва).

Стихотворение С.А. Есенина «Песня, луг, реки затоны…» в контексте иконной традиции.

Аннотация. В докладе прослеживается влияния иконной традиции на ранние произведения С.А. Есенина. Основное внимание уделяется стихотворению «Песня, луг, реки затоны…» и его позднему варианту «Колокольчик среброзвонный…». Учитываются высказывания поэта об иконах и молитве в ранних письмах и теоретических работах «Ключи Марии» и «Быт и искусство», а также в очерке «Железный Миргород».

13.45.– 14.00.

Доклад, дискуссия.      

ЧЕРНОВА АНАСТАСИЯ ЕВГЕНЬЕВНА, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии Перервинской духовной семинарии, доцент кафедры культурного наследия Московского государственного института культуры, член Союза писателей России (г. Москва).

Русский провинциальный «городок» Гумилева и Тряпкина как модель православного мира.

Аннотация. В статье сравниваются два провинциальных городка, представленных в стихотворениях Гумилева «Над широкою рекой» и Тряпкина «За церковкой старинной». Используя прием «обратной перспективы» Гумилев указывает на подлинный центр жизни – храм с православным крестом; Тряпкин, в свою очередь, реализует эту же идею другим способом и художественными средствами. Различие подходов при описании тематически близких тем связаны с исторически-духовными причинами, а также временем написания произведений.

14.00.– 14.15.

Доклад, дискуссия.      

МОЛЧАНОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА, кандидат искусствоведения, член Союза писателей России, преподаватель воскресной школы Николо-Архангельского храма Балашихинского благочиния (Московская обл., г. Балашиха).

Православные мотивы в поэзии о Великой Отечественной войне.

Аннотация. Отражение Великой Отечественной войны в творчестве поэтов военного и послевоенных поколений, более молодых авторов, несмотря на антирелигиозную политику государства советского времени, пронизано православными мотивами и образами. В докладе в указанном аспекте анализируются произведения К. Симонова, М. Исаковского, С.Орлова, А. Недогонова, Ю.Кузнецова, Ник. Дмитриева и др.

14.15.– 14.30.

Мини-лекция.

ТКАЧЕВА ПОЛИНА ПАВЛОВНА, кандидат филологических наук, доцент, старший научный сотрудник научно-фондового отдела Государственного музея Владимира Высоцкого (г. Москва).

Мотив иконы и света в диптихе Владимира Высоцкого «Очи черные».

Аннотация. Свет жизни для Владимира Высоцкого связан прежде всего с духовной жизнью, и икона основной символ этой жизни, мотив иконы и света звучит в произведении «Очи черные». Произведение «Очи черные» делится на две части: первая часть − «Погоня» и вторая часть − «Старый дом». В докладе раскрывается принцип построения произведения, основанный на противостоянии света и тьмы. Рассматриваются как исполняемые, так и черновые варианты диптиха, позволяющие проанализировать работу автора над текстом.

14.30.– 14.45.

Доклад, дискуссия.      

СУЗРЮКОВА ЕЛЕНА ЛЕОНИДОВНА, кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Новосибирской православной духовной семинарии (Новосибирская обл., г. Обь).

Образ хлеба в романе П. Дедова «Светозары».

Аннотация. В статье рассматривается семантика образа хлеба в романе-трилогии сибирского писателя П. Дедова. Название текста произведения на смысловом уровне сопряжено с образом хлеба: «светозары» — это зарницы, появляющиеся тогда, когда зреет хлеб. Хлеб и Свет – традиционные метафоры-символы Христа. И хотя в романе П. Дедова говорится о созревании хлебных колосьев в буквальном смысле, евангельский контекст по отношению к хлебу здесь присутствует в рассуждениях повествователя о том, что «не хлебом единым жив человек». Хлеб в то же время – один из символов России в этом произведении. Радость жить и трудиться — один из важнейших смыслов, которым наделен в семантическом сюжете романа образ хлеба.

14.45.– 15.00.

Доклад, дискуссия.      

БЛЮМИНА ОЛЬГА ВАЛЕНТИНОВНА, кандидат филологических наук, доцент Московского финансово-юридического университета (г. Москва).

Традиция и христианство Юрия Кузнецова

Аннотация. В докладе речь пойдет о мифологизме поэзии Юрия Кузнецова, который соединяет традиционный народный и христианский взгляды на законы бытия и создаёт сложный, глубоко символический художественный мир.

15.00.– 15.15.

Доклад, дискуссия.      

ИЩЕНКО НИНА СЕРГЕЕВНА, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Луганского государственного педагогического университета (Украина, г. Луганск).

Протестантская экклесиология в идеях Нильса Рунеберга (по рассказу Х. Л. Борхеса «Три версии предательства Иуды»)

Аннотация. В рассказе Х. Л. Борхеса «Три версии предательства Иуды» шведский теолог Нильс Рунеберг выдвигает три версии предательства Иуды, далекие от корысти и душевной низости, которые он отрицает у человека, отобранного самим Христом: сподвигнуть Иисуса проявить свою природу; выполнить предназначение Мессии, невозможное без казни и как следствие без предательства. Согласно третьей и последней версии Рунеберга, именно Иуда является Спасителем в истории Воплощения. В своей теории Рунеберг полностью игнорирует жизнь Церкви, объединяющей верующих две тысячи лет. Согласно протестантской экклесиологии, Церковь как Тело Христово не существует, каждый человек стоит один на один с Богом, и эта концепция направляет размышления Рунеберга.

15.15.– 15.30.

Доклад, дискуссия.      

ШИГУРОВА АЛЁНА БОРИСОВНА, кандидат филологических наук, доцент кафедры церковной истории и философии Пензенской духовной семинарии, доцент кафедры литературы и методики преподавания литературы Пензенского государственного университета (Пензенская обл., г. Пенза).

Постсекулярные тенденции в современной русской литературе.

Аннотация. Доклад посвящен рассмотрению понятия постсекулярной культуры и постановке вопроса о выявлении отдельных постсекулярных тенденций, характерных для современного отечественного литературного процесса.

15.30.–15.45.

Доклад, дискуссия.      

ДАВЛЕТБАЕВА ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей № 160» (Республика Башкортостан, г. Уфа).

Состояние и функционирование уфимской художественной прозы конца ХХ – начала XХI веков на примере романа Р.Х. Шаяхметовой «Слова и листья.

Аннотация. Творчество Р.Х. Шаяхметовой относят к женской прозе, а тенденции развития уфимской женской прозы отражают, воспроизводят и фокусируют в себе те процессы, которые свойственны современной русской литературе. Уфимская литература как литература, питаемая русским фольклором, выступает своеобразным связующим культурологическим звеном, уникальной филологической, ментальной площадкой озвучивания сокровенных смыслов России. В период обострения межнациональных отношений это становится наиболее актуальным.

15.45.- 16.00.   

СЕМЕНОВА ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА, Член Союза писателей России (г. Москва).

Мотив преображения в прозе Рашида Ишниязова.

Аннотация. В докладе рассматривается литературное наследие современного писателя Рашида (в крещении – Иоанна) Ишниязова (11.09.1964 – 4.04.2021), члена Союза Российских писателей, автора рассказов и повестей. Особое внимание уделяется специфике его повествования, которое с некоторыми оговорками можно назвать «потоком сознания», а также художественным принципам построения «ролевого персонажа». Погружаясь в пучину греха, «ролевой персонаж» переживет и возрождение, духовное преображение, этапы которого мы рассмотрим сквозь призму «Лествицы».

.

16. 00. - 16.15. ГАЛИУЛИНА РЕГИНА РИМОВНА, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей № 160» (Республика Башкортостан, г. Уфа).

Мировоззренческие проблемы в башкирском эпосе «Урал – батыр».

Аннотация. Башкирскому эпосу «Урал-батыр» характерно стремление к постижению смысла человеческой жизни и основ мироздания. В эпосе глубоко анализируются философские проблемы: мудрости, поиска вечной жизни, основ мироздания, критериев добра и зла, вопросов чести и нравственности. Всесторонне представлен духовный рост Урал-батыра, обретшего мудрость. Путь мудрости, который прошел Урал-батыр, должен пройти каждый отдельный человек. Но у каждой личности свой индивидуальный путь.

               

Свободная дискуссия.

Подведение итогов.

               

СЕКЦИЯ «ПРАВОСЛАВИЕ И ЯЗЫК»

16.00. – 19.15

Руководитель секции Феликсов Сергей Владимирович, зав. кафедрой филологии ПДС, канд. филол. наук.

Регламент выступления:

Доклад – 10 мин., мини-лекция – 15 мин., дискуссия – 5 мин.

16.00.– 16.15.

Доклад, дискуссия.      

ПАНТЕЛЕЕВ ИГОРЬ ВАЛЕНТИНОВИЧ, кандидат филологических наук, доцент кафедры теологии Тульского государственного университета (Тульская обл., г. Тула).

Отражение в народной религиозной лексике христианской картины мира.

Аннотация. В докладе посредством проведения разноаспектного анализа народной лексики, входящей в тематическое поле «Православие», извлеченной методом сплошной выборки из диалектных словарей, текстов художественных произведений, дневников и записных книжек русских писателей, будет рассмотрено, как в русском народном языке отражена христианская картина мира.

16.15.– 16.30.

Доклад, дискуссия.      

ПЕТРИКОВА АННА, кандидат филологических наук, доцент философского факультета Прешовского университета (Словакия, Прешов).

Репрезентация педагогического дискурса в деятельности протоиерея Димитрия Смирнова.

Аннотация. В статье анализируется языковые средства репрезентация педагогического дискурса в деятельности прот. Димитрия Смирнова. Рассматривается педагогическое взаимодействие между ним как педагогом, воспитателем и «обучаемыми», к числу которых можно отнести детей православного приюта «Павлин». Известно, что отец Смирнов лично участвовал в жизни и воспитании каждого мальчика, прививая детям отзывчивость, отважность, мужественность и т.д.

16.30.– 16.45.

Мини-лекция.

               

ПАНКОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА,

кандидат филологических наук, доцент кафедры переводоведения и профессиональной коммуникации Воронежского государственного университета (Воронежская обл., г. Воронеж).

Английский язык в аспекте прикладного лингвистического исследования.

Аннотация. В данной статье рассматривается концептуальный интерес прикладной лингвистики к будущему английского языка и его разновидностей в свете его нынешнего состояния, проблем, с которыми он сталкивается, и очевидных угроз для половины языков мира. В статье подчеркивается важность расширенного изучения истории английского языка путем рассмотрения лингвистических воздействий, связанных с его изменениями, а также опыта, ожиданий и отношения к языку его носителей.

16.45.– 17.00.

Доклад, дискуссия.      

ПОЛЕТАЕВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА, кандидат философских наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью) (Белгородская обл., г. Белгород), доцент кафедры новых технологий в гуманитарном образовании Института дистанционного образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (г. Москва).

Сравнительный анализ новозаветных текстов в экуменическом переводе Библии New Revised Standard Version и King James Bible.

Аннотация. Рассматривается вопрос эквивалентности экуменического перевода Библии 1989 года New Revised Standard Version (NRSV) переводу King James Bible (KJV) 1611 года на примере новозаветных текстов из Евангелия от Матфея и 1-ого послания Коринфянам. Рассматриваются лексико-грамматические, орфографические и стилистические различия между переводом NRSV и KJV. Выясняется, что помимо замены архаизмов на современные слова и стилистических преобразований текста для перевода NRSV характерно наличие смысловых трансформаций, потеря слов и даже предложений. Приведенные примеры заставляют усомниться в словах издателей NRSV, которые пишут, что данный перевод якобы утверждает «новый стандарт для XXI века».

17.00.– 17.15.

Доклад, дискуссия.      

КОВШОВ МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ, кандидат богословия, доцент кафедры библеистики Московской духовной академии (г. Сергиев Посад), доцент кафедры библеистики Перервинской духовной семинарии (г. Москва).

Филологические и богословские аспекты ключевых категорий этики Ветхого Завета.

Аннотация. Основную мысль доклада можно сформулировать так: Теологическим фундаментом всего ветхозаветного богословия можно считать наличие отношений Завета между избранным народом и Богом. Основной императив этих отношений выражен предельно концентрированно в книге Левит: «Освящайте себя и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, свят» (Лев. 11:44; Лев. 20:7 и многие другие места).

17.15.– 17.30.

Доклад, дискуссия.      

ИЕРЕЙ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ СЕРГЕЕВ, кандидат богословия, старший преподаватель кафедры библеистики Санкт-Петербургской духовной академии (г. Санкт-Петербург).

Притчи Христа в Евангелии от Луки по "Вопросам Евангельским" свт. Августина Гиппонского": богословско-филологический анализ.

Аннотация. В своём произведении «Вопросы Евангельские», написанном около 400 года по Р.Х. в виде характерной для античности и раннего средневековья форме вопросов-ответов, блаженный Августин наиболее подробно разбирает уникальные притчи евангелиста Луки. При этом святитель Гиппона исследует прямой смысл притч, а также использует тропологию и типологию в толковании слов Христа. Так, например, святой Августин отмечает, что имя Лазарь в притче "О богаче и Лазаре" означает «получивший помощь» (Mendicus autem nomine Lazarus, quod interpretatur Adiutus), при этом исходя из употребления личного имени праведника, блаженный Августин, по видимому, делает вывод о том, что это реальное повествование (narratio), а не притча — porabola или proverbium.

17.30.– 17.45.

Мини-лекция

ДИАКОН СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ КОЖУХОВ, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии (г. Москва).

«Формула “в двух природах” на Халкидонском соборе»: богословско-филологический анализ.

Аннотация. Формула «в двух природах» является основополагающей в Халкидонском оросе, которая была противопоставлена монофизитскому пониманию воплощения. Кто её впервые предложил и как она соотносится с формулой свт. Кирилла Александрийского «из двух природ»?

17.45.– 18.00.

Доклад, дискуссия.      

МЕЛЬНИК ВИКТОР МИРОСЛАВОВИЧ, кандидат политических наук, преподаватель кафедры политологии философского факультета Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, главный редактор научного журнала «Анналы юридичской истории» (Украина, г. Киев).

Философско-юридическая эволюция понятий «патриаршество», «епископство», «пентархия»: филолого-юридический анализ.

Аннотация. Решения Халкидонского Собора 451 года создавали «патриархаты», как административно-территориальные совокупности митрополий. Таким образом, священник подчинялся епископу, епископ подчинялся архиепископу, архиепископ входил в ведение митрополита, а последний становился подчиненным патриарха. В Римской империи, с согласия императоров Маркиана (450-457) и Валентиниана III (425-455), учреждались «во веки веков» пять Патриархатов «Великой Церкви Христианской»: Римский патриархат, Константинопольский патриархат, Александрийский патриархат, Антиохийский патриархат, Иерусалимский патриархат. Следовательно, в центре внимания мини-лекции будут находится вопросы канонических дефиниций понятий «патриархия», «епископство», «пентархия» в период между Никейским и Халкидонским Соборами. Особое внимание лектор будет уделять отражению таких дефиниций в неканонических публично-правовых актах (декретах, конституциях, новеллах), а также в трактатах риторов и философов.

18.00.– 18.15.

Доклад, дискуссия.      

ЧАБИЕВА ТАНЗИЛА САВАРБЕКОВНА, кандидат исторических наук, научный сотрудник Отдела Кавказа Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, доцент кафедры социологии и рекламных коммуникаций Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина (г. Москва).

Язык религиозной письменности в исламской традиции.

Аннотация. Наличие письменности в условиях древнего мира являлось показателем его уровня развития, поэтому такие культуры определялись в качестве цивилизации. Появление письменности на определенном этапе генезиса общества было обусловлено необходимостью точной передачи информации во времени и пространстве. К тому же, письменные источники интерпретации подвержены в лучшей степени, нежели источники устной формы. Неслучайно, когда речь идет об исламской традиции, письменность сыграла важную роль в вопросах сохранения базовой трактовки основ молодой религии и в конечном смысле привела к необходимости кодификации многочисленных аятов, после смерти Пророка Мухаммада. Так появилось священное писание мусульман – Коран. Хотя в настоящее время арабская письменность представляет собой относительно гомогенную структуру (за исключением использования регионально маркированных графем), на начальном этапе арабы использовали письменные системы других языков.

18.15.– 18.30.

Доклад, дискуссия.      

ЗАГУМЕННОВ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Вологодской духовной семинарии (Вологодская обл., г. Вологда).

Ветхозаветные антропонимы в «Книге толкований и нравоучений» протопопа Аввакума.

Аннотация. В статье анализируется малоизученный с позиции ономастики текст – «Книга толкований и нравоучений» протопопа Аввакума. Выявляются три условные группы антропонимов: с высокой, средней и низкой частотностью употребления. Обосновывается, что имена лиц из книг Ветхого Завета имеют системный характер, обусловленный творческим замыслом огнеопального протопопа.

18.30.– 18.45.

Доклад, дискуссия       

ФЕЛИКСОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой филологии Перервинской духовной семинарии, доцент кафедры педагогики историко-филологического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (г. Москва).

Многозначные слова религиозной семантики как объект лексикографирования в «Церковном словаре» протоиерея Петра Алексеева.

Аннотация. Доклад посвящен рассмотрению особенностей лексикографического описания многозначных слов в одном из ценнейших памятников русской культуры XVIII века – «Церковном словаре» протоиерея П.А. Алексеева, являющегося первым в истории русской лексикографии сочинением, наиболее полно описывающим лексику церковной сферы употребления. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что в «Церковном словаре» впервые в русской лексикографической практике были собраны воедино и описаны многочисленные значения и смысловые оттенки лексических единиц, употребляющихся в церковных текстах.

18.45.– 19.00.

Доклад, дискуссия.

КРИВКО ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА, преподаватель кафедры словесности НИУ «Высшая школа экономики», соискатель Московского педагогического государственного университета (г. Москва).

«История издания «Детской библиотеки» А.С. Шишкова».

Аннотация. Произведения для детей являются важной частью литературного наследия Шишкова – к работе над ними он обращался на разных этапах своего творческого пути, вплоть до 1818 г. Существуют 3 авторские редакции «Детской библиотеки» (во второй редакции – исправленной и значительно дополненной – «Собрание детских повестей»). Авторская правка отражает лингвистические взгляды Шишкова.

19.00.– 19.15.

Доклад, дискуссия.      

БУДЕЙКО ВАЛЕРИЙ ЭДУАРДОВИЧ, кандидат филологических наук, доцент кафедры теоретического и прикладного языкознания историко-филологического факультета Челябинского государственного университета (Челябинская обл., г. Челябинск).

Значение буквы «ять» в деривационных процессах русской речи.

Аннотация. Буква ѣ «ять» как письменный знак в русском письме прежде не рассматривалась исследователями в качестве фактора, влияющего на словообразовательные процессы русской речи. Однако наши статистические подсчёты помогают понять, что опосредованно ѣ как письменный знак (своего рода как маркер деривации) может влиять на сознание, особенно на речевое сознание носителя русского языка, вызывая повышенное внимание, неосознанную акцентуацию деривационной активности, связанную с корневыми морфемами, в которых пишется буква ѣ. Основные положения доклада опираются на статистические подсчёты, исследования текстов писателей и поэтов XIX и XX веков: Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского, Э.Ю.Шима, А.Вознесенского и других.


Свободная дискуссия.

Подведение итогов.


Программа школы-конференции 16 декабря 2021 г.

СЕКЦИЯ МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ «ЯЗЫК – ПРАВОСЛАВИЕ – ЛИТЕРАТУРА»

09.00. – 14.45.

Руководители секции

Феликсов Сергей Владимирович, зав. кафедрой филологии ПДС, канд. филол. наук.

Чернова Анастасия Евгеньевна, доцент кафедры филологии ПДС, канд. филол. наук.

09.15.– 09.30.

Доклад, дискуссия.      

САДЫКОВ ПЕТР ДМИТРИЕВИЧ, аспирант кафедры древних и новых языков Сретенской духовной академии (г. Москва).

«Повесть о Выдропусской иконе» как памятник древнерусской агиографической литературы.

Аннотация. Агиографические произведения являются неотъемлемой частью древнерусской литературы. Особый интерес к подобного рода произведениям возник в минувшем веке. Но несмотря на большое количество исследований в данной области, ряд литературных памятников остается либо малоизученным, либо не рассмотренным вовсе. К таковым можно назвать повесть о Выдропусской иконе Божией Матери, которая выступает надежным источником для изучения развития русского литературного языка и литературно-художественной традиции. В сообщении будут представлены общие сведения об указанном произведении, его сюжетные и исторические особенности.

09.30.– 09.45.

Доклад, дискуссия.      

ЮДНИКОВА АЛЁНА АЛЕКСАНДРОВНА, аспирант и ассистент кафедры отечественной филологии Костромского государственного университета (Костромская обл., г. Кострома).

Особенности художественного воплощения образа Оптиной пустыни в очерке К.Н. Леонтьева “Отец Климент, иеромонах Оптиной пустыни”.

Аннотация. В докладе рассматриваются основные механизмы создания художественного образа Оптиной пустыни, устанавливается связь религиозно-философских взглядов писателя с созданным им художественным образом монастыря, выявляется индивидуально-авторское понимание православной веры и отражение этого понимания в уникальном художественном образе Оптиной пустыни. Анализ художественного текста проводится с учетом контекста эпохи и возможной полемики К.Н. Леонтьева с Ф.М. Достоевским и Л.Н. Толстым.

09.45.– 10.00.

Доклад, дискуссия.      

МАМОНОВ ГЕРГИЙ НИКОЛАЕВИЧ, бакалавр богословия, преподаватель кафедры богословских и церковно-практических дисциплин Псково-Печерской духовной семинарии (Псковская обл., г. Печоры), студент 1 курса магистратуры Сретенской духовной академии (г. Москва).

Церковнославянский перевод оригинальных греческих подобнов: проблематика и перспективы.

Аннотация. Доклад посвящен проблеме развития церковнославянского языка как богослужебного языка Русской Православной Церкви. В ходе выступления будет описана методика нового перевода греческих подобнов с сохранением оригинальной византийской силлабики. По мнению автора, подобные переводы дадут толчок к развитию не только церковнославянского языка, но и русского церковно-певческого искусства.

10.00.– 10.15.

Доклад, дискуссия.      

БУРЦЕВ МАКСИМ ПАВЛОВИЧ, студент 4 курса бакалавриата Перервинской духовной семинарии (г. Москва).

Стилистические и риторические приемы в Великопостных проповедях святителя Иннокентия (Борисова).

Аннотация. В докладе раскрываются особенности проповеднической деятельности святителя Иннокентия (Борисова) - известного представителя гомилетической науки XIX-го столетия. Святитель известен как харизматичный проповедник, не боящийся использовать в своих проповедях яркие образы, которые западают в душу и отпечатываются в памяти на долго, не даром его прозвали "Русский Златоуст".

10.15.– 10.30

Доклад, дискуссия.      

ИЕРЕЙ АРСЕНИЙ ИВАНЧЕНКО, бакалавр богословия, студент 2 курса магистратуры Сретенской духовной академии (г. Москва).

Церковнославянский текст послания святого апостола Павла к Галатам (1:1, 2, 7, 10): краткий богословско-филологический анализ.

Аннотация. Проблема актуализации языка богослужения (включающая в себя вопрос прояснения существующих текстов) является весьма актуальным как для богословской науки, так и для практических нужд Церкви. В связи с этим предложена попытка представить правки, которые можно внести в церковнославянский текст избранных стихов Послания к Галатам святого апостола Павла с тем, чтобы он стал более понятным.

10.30.– 10.45.

Доклад, дискуссия.      

ВЕРШИНИН ИЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВИЧ, аспирант Института мировой литературы РАН (г. Москва).

Православная топика в произведениях русских прозаиков 20-х годов (Н. Никитин, А. Зуев, А. Тарасов-Родионов, В. Зазубрин, С. Дурылин и др.).

Аннотация. Несмотря на то, что русская литература 20-х годов стояла на материалистических позициях, в произведениях таких писателей, как Н. Никитин, А. Зуев, А. Тарасов-Родионов, С. Дурылин, прослеживается православная топика. Это выражается как в использовании библеизмов, так и некоторых элементов религиозного сознания (жертвенность и пр.). Кроме того, в произведениях некоторых из перечисленных писателей встречаются положительные образы священнослужителей и верующих.

10.45.– 11.00.

Доклад, дискуссия.      

ОВЧИННИКОВ АЛЕКСЕЙ АНДРЕЕВИЧ, бакалавр богословия, студент 1 курса магистратуры Сретенской духовной академии (г. Москва).

Богословско-филологический и исторический комментарий первого кондака и икоса Акафиста Пресвятой Богородице.

Аннотация. В статье определяются трудные для понимания фрагменты текста первого кондака и икоса Акафиста Пресвятой Богородице и дается их прояснение. Гимнографические тексты — кондаки, икосы, молитва — представлены в таблице, в которой размещены греческий оригинал, церковнославянский и русский переводы. К ним дан исторический и богословско-филологический комментарий. Он представляет собой раскрытие догматических и нравственных смыслов Акафиста, его исторических особенностей, тем, идей, параллелей с событиями из библейской истории, проводимый на основе разбора грамматических форм и лексических единиц церковнославянского и греческого текстов.

11.00.– 11.15.

Доклад, дискуссия.      

КУДРЯШОВ АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ, студент 4 курса бакалавриата Перервинской духовной семинарии (г. Москва).

Проблема согласования масоретского текста Библии и Септуагинты на примере стиха Ис. 7:14.

Аннотация. Рассматриваемый стих Священного Писания имеет разное понимание в христианской и иудейской традициях. Поводом для этого послужила сложность перевода еврейского слова עלמה «алма». В христианской традиции, зафиксированной в Евангелии (Мф. 1:23) и у LXX, данное слово переведено как Παρθένος «Дева». Иудеи же переводят его как «женщина», отвергая при этом мессианский смысл данного стиха.

11.15.– 11.30.

Доклад, дискуссия.      

ОВЧИННИКОВ ТИХОН АНДРЕЕВИЧ, бакалавр богословия, студент 1 курса магистратуры Сретенской духовной академии (г. Москва).

Первая песнь канона молебного ко Пресвятой Богородице: богословско-филологический комментарий.

Аннотация. Доклад посвящен анализу текста первой песни канона молебного ко Пресвятой Богородице. Происхождение канона византийское, поэтому особое внимание уделяется греческому оригиналу. Содержание первой песни, ее текстологические особенности позволяют не только получить некоторое представление о датировке создания канона, но также сделать выводы о состоянии автора в момент написания. Оно непростое – как душевное, так и физическое. Как влияют переживания гимнографа на текст канона, к Кому и с какими словами обращается автор в трудную минуту – ответы на эти и некоторые другие вопросы предлагаются в данном исследовании.

11.30.– 11.45.

Доклад, дискуссия.      

РОМАНОВ РОМАН СЕРГЕЕВИЧ, студент 2 курса Перервинской духовной семинарии (г. Москва).

«Песнь к Богу» св. Григория Богослова и ода Г.Р. Державина «Бог»: исторический опыт христианского осмысления Божества.

Аннотация. Данная работа раскрывает поэзию как духовно-исторический опыт христианского осмысления Божества в классической патристике и русской классической поэзии на примере творений самых ярких представителей этих, казалось бы, различных литературных направлений.

11.45.– 12.00.

Доклад, дискуссия.      

КУЗЬМЕНЧУК ВАЛЕРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, бакалавр богословия, студент 1 курса магистратуры Сретенской духовной академии (г. Москва).

Кондак «Взбранной Воеводе»: богословско-филологический анализ церковнославянского текста.

Аннотация. Данная статья посвящена богословско-филологическому анализу церковнославянского текста кондака Пресвятой Богородице «Взбранной Воеводе». В статье рассматриваются филологические особенности, история появления и развития древнего текста, представлены толкования использующихся в нем библейских образов.

12.00.– 12.15.

Доклад, дискуссия.      

ФИЛИПЧУК ДМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ, независимый исследователь (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, д. Шапша).

Доклад «Бесы «русской» революции на страницах произведений Ф.М. Достоевского и П.Н. Краснова: сравнительный анализ.

Аннотация. Доклад посвящён раскрытию в русской литературе образов революционеров-демократов в России в период от эпохи Великих реформ Александра II Освободителя до Октябрьского переворота 1917 г. и последовавшей за ним Гражданской войны. В основе исследования – сравнительный анализ образ этих борцов «за народное счастье», выведенных в произведениях Ф. М. Достоевского и П.Н. Краснова. Принадлежащие к разным поколениям революционеров, персонажи Достоевского и Краснова объединены стремлением низвести христианские добродетели, разрушив тем самым историческую Россию, навязать ей чуждый порочный атеизм.

12.15.– 12.30.

Доклад, дискуссия       

САДИЛОВ ИЛЬЯ АНДРЕЕВИЧ, студент 4 курса бакалавриата Пензенской духовной семинарии (Пензенская обл., г. Пенза).

Логика Божественная и логика человеческая в «Легенде о Великом Инквизиторе» Ф.М.Достоевского.

Аннотация. Доклад посвящён анализу «Легенды о Великом Инквизиторе» Ф. М. Достоевского, в ходе которого предпринимается попытка постижения логики человеческого спасения в земном и Божественном ракурсах, путей достижения истинной и мнимой свободы, дихотомии земной логики и Божественной справедливости.

12.30.– 12.45.

Доклад, дискуссия.      

СЕРЕДА МИТРОФАН ВАСИЛЬЕВИЧ, бакалавр богословия, студент 1 курса магистратуры Сретенской духовной академии (г. Москва).

К вопросу об общеславянском языке в XVII веке.

Аннотация. Идеи создания общеславянского языка и возможности их воплощения, языка который станет послом к объединению культурного и религиозного воспитания славянских народов, развивались и до сих пор появляются. Если в древности появление единой речи и письменности имело политический контекст, порой религиозный и экономический, то в современном мире, где развита индустрия туризма, язык так же имеет место быть, однако, со стороны церковного управления должны быть идеи и возможности сохранять единство Церкви. Когда-то церковнославянский выполнял важнейшую функцию инструмента к единению славянских Церквей, то сейчас с переходом на государственные языки в богослужебной практике, появляется опасность нарушения этих тесных связей. В данной статье, приведён пример возможного пути к созданию общеславянского языка.

12.45.– 13.00.

Доклад, дискуссия.      

КУЗНЕЦОВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА, студентка 4 курса бакалавриата историко-филологического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (г. Москва).

Особенности методической работы над эссе на духовно-нравственную тему в начальной школе.

Аннотация. В предлагаемой работе описаны основные особенности методической работы над эссе на духовно-нравственную тему на уроках русского языка в начальной школе, а также результаты проведённого лингвопедагогического эксперимента, направленного на проверку эффективности разработанных методических рекомендаций.

13.00.– 13.15.

Доклад, дискуссия.

ДАВЛЕТБАЕВА ЭЛИНА САЛАВАТОВНА, студентка 2-го курса филологического факультета Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (г. Уфа).

Тенденции развития уфимской художественной прозы двух последних десятилетий (на материале исповедально-биографическая прозы – роман П.А. Храмова «Инок»).

Аннотация. Роман уфимского писателя 2-й половины ХХ века Петра Алексеевича Храмова «Инок» является одним из лучших «возвращенных» произведений современной русскоязычной литературы Башкортостана. В романе уфимского писателя талантливо запечатлена жизнь в военной и послевоенной Уфе с ее маленькими деревянными домиками на высоком берегу Белой, с многоязычным населением коммуналок и теплой семейной атмосферой городских дворов. Реализация типологического подхода позволяет говорить об обращении уфимских писателей к разнообразным направлениям: реалистическому, постмодернистскому, фантастическому, детективному, автобиографическому, юмористическому и другим. Наблюдается в современной уфимской литературе и поиск новых стилевых форм.

13.15.– 13.30.

Доклад, дискуссия.

ПОХВАЩЕВ ИВАН АНДРЕЕВИЧ, бакалавр богословия, студент 1 курса магистратуры Сретенской духовной академии (г. Москва).

Псалом 5: богословский и филологический комментарий избранных мест церковнославянского текста.

Аннотация. Статья посвящена богословско-филологическому анализу церковнославянского текста первого псалма первого часа – пятого. В ней рассматриваются художественные, языковые особенности – сквозь призму толкования святых отцов, а также истории стихов, которые содержат множество богословских, символических смыслов.

13.30.– 13.45.

Доклад, дискуссия.      

ТРУЩЕЛЕВ ГЕРМАН ДМИТРИЕВИЧ, бакалавр богословия, студент 1 курса магистратуры Сретенской духовной академии (г. Москва).

Псалом 53: богословский и филологический комментарий избранных мест церковнославянского текста.

Аннотация. Статья посвящена богословско-филологическому анализу церковнославянского текста первого псалма шестого часа – 53-го. В ней рассматриваются художественные, языковые особенности – сквозь призму толкования святых отцов, а также истории стихов, которые содержат множество богословских, символических смыслов.

13.45.– 14.00.

Доклад, дискуссия.      

БАЙТИМИРОВА ИРИНА БОРИСОВНА, магистрант филологического факультета Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (г. Уфа).

Сохранившиеся элементы демонологических воззрений древнего человека в духовной культуре башкир (на примере художественной литературы).

Аннотация. Рассматривается активное использование мифологических образов и мотивов в современной башкирской литературе. Внимание уделяется фольклорным источникам и мотивам художественной литературы. С принятием Ислама наблюдается трансформация ранних воззрений, исламские мотивы обогатили духовную жизнь народа новыми элементами. В башкирской мифологии «бәрей, бире – черт, бес» в сознании современного человека является общим названием всех существующих на сегодняшний день демонологических сил, то есть собирательное название нечистой силы. В повседневной жизни башкир также сохранились названия, связанные с именами злых духов – шайтан. Например, появление болячек на губах, на теле объясняется как поцелуй шайтана. Трава татарник также у башкир носит название «шайтан таяғы» (палка шайтана). Присутствие в верованиях башкир злых сил и духов и борьба с ними подробно была продемонстрирована в художественной литературе.

14.00.– 14.15.

Доклад, дискуссия.      

СПИРИДОНОВ ЕЛИСЕЙ АНДРЕЕВИЧ, студент 2 курса бакалавриата Пензенской духовной семинарии (Пензенская обл., г. Пенза).

Осмысление петровских преобразований Ф.М. Достоевским.

Аннотация. Доклад посвящён раскрытию взглядов Ф.М.Достоевского на проблему петровских преобразований как источника российского либерализма, противного, по мнению писателя, христианскому учению. Либерализм понимается Ф.М.Достоевским как основа революционного «бесовства», что видно не только из теоретических трудов писателя, но и из того, как представлена петровская тема в его романах «Бесы» и «Преступление и наказание».

14.15.– 14.30.

Доклад, дискуссия.      

ТАЛИМОНЧУК МАКСИМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ, студент 4 курса бакалавриата Перервинской духовной семинарии (г. Москва).

Тема греха в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Аннотация. В докладе в свете нравственного богословия освещается вопрос о причинах греха, совершенного Раскольниковым. Автор приходит к выводу, что греховный поступок – явление многоплановое, требующее разностороннего рассмотрения.

14.30.– 14.45.

Доклад, дискуссия.      

ЛАЗАРЕВ ИЛЬЯ ДМИТРИЕВИЧ, студент 2 курса бакалавриата Пензенской духовной семинарии (Пензенская обл., г. Пенза).

Религиозное осмысление преступления в творчестве Ф.М. Достоевского.

Аннотация. Доклад посвящён рассмотрению темы преступления как частного случая греха в творчестве Ф.М.Достоевского. Вопрос существования преступления как такового сопрягается с концепцией упразднения греха у христианских социалистов. Поднимаются вопросы греха во благо, преступления во благо и их христианской оценки.

Свободная дискуссия.

Подведение итогов.

Идентификатор конференции: 711 5964 0664 Код доступа: E5sftf

Ссылка: https://us04web.zoom.us/j/71159640664?pwd=RG9BemphcmFOV2lZQTlMQ3h2ZS8yQT09


Перервинская духовная семинария