Доклад является значимым исследованием, которое освещает важность межрелигиозного диалога в сфере высшего религиозного образования. Представленная книга является обновленной и дополненной версией предыдущего издания, в котором рассматривалась роль межрелигиозного диалога в развитии высшего исламского образования.
Роль межрелигиозного диалога в развитии высшего религиозного образования: выпуск нового информационно-аналитического доклада
Среди составителей информационно-аналитического доклада: зав. отделом философии ИНИОН РАН, канд. филос. н. Сергей Мельник, проректор по научно-богословской работе протоиерей Сергий Шкуро, заведующий кафедрой, доцент, канд. ист. наук, доцент Владимир Рогатин. Доклад выпущен в свет под редакцией вице-президента Академии наук РТ, доктора филологических наук, члена-корреспондента Академии наук РТ Айнура Тимерханова и исполнительного директора Фонда стратегического диалога и партнерства с исламским миром, начальника Центра межрелигиозного диалога Болгарской Исламской Академии, доктора политических наук Эльмиры Садыковой.
Доклад освещает опыт Республики Татарстан в развитии межрелигиозного диалога в сфере высшего исламского и православного образования. В нем подчеркивается необходимость сохранения традиционных духовных ценностей, подчеркиваются практические аспекты реализации стратегии укрепления и развития межрелигиозного диалога через комплекс мер в образовательном процессе по вопросам религии.
В содержание Доклада включены методологические подходы к совершенствованию учебно-образовательных программ высших учебных заведений по тематике межрелигиозного диалога и практические рекомендации по совершенствованию учебно-образовательных программ высших учебных заведений.
Согласно докладу, история исламского религиозного образования в мусульманских регионах России связана с историей распространения ислама. Первым этапом формирования и развития исламской теологии стало распространение вероучения и практики ислама среди новообращенных народов. Второй этап связан с формированием и развитием ислама в Российской империи. Вплоть до революции 1917 года в России исламское образование можно было получить в мектебах (начальных школах при мечетях) и медресе. Выпускники медресе являлись высокообразованными специалистами по богословию, свободно владеющими литературным арабским языком. Исламское образование было представлено двумя школами – традиционной и джадидской. После Октябрьской революции большевистская власть начала разрушать мечети, закрывать мектебы и медресе, преследовать муфтиев, имамов, преподавателей.
Однако, окончательный упадок системы исламского образования произошел в 1920-х после латинизации письменности мусульманских народов СССР.
Этапы развития исламского образования в современной России
В 1990 годы число исламских учебных заведений резко выросло. В первой половине 1990-х гг. в республике появилось значительное количество мусульманских учебных заведений, которые содержались за счет средств международных мусульманских благотворительных организаций.
К концу 1990-х гг. все мусульманские учебные заведения подпали под юрисдикцию Духовного управления мусульман РТ. Государству необходимо было урегулировать вышедший из-под контроля процесс роста количества учебных заведений, которые не слишком хорошо справлялись с подготовкой квалифицированных кадров.
Начало нового тысячелетия
В 2003 г. по поручению Президента РФ В.В. Путина была подготовлена концепция развития исламского образования, включавшая организацию исламских университетов в Москве, Казани, Уфе, Махачкале и Грозном. Целью их создания была не только подготовка специалистов, но и организационно-методическое объединение деятельности исламских учебных заведений более низкого звена. Был создан Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования и принята Комплексная программа подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама под эгидой Минобрнауки.
На сегодняшний день в Татарстане сложилась трехступенчатая система мусульманского религиозного образования, включающая в себя медресе, высшие мусульманские учебные заведения (Казанский исламский университет и Российский исламский институт) и высшая ступень – Болгарская исламская академия. Все средние профессиональные мусульманские учебные заведения Татарстана работают по лицензиям, полученным в Министерстве образования РТ. Высшее профессиональное мусульманское религиозное образование представлено Российским исламским институтом.
На данный момент в республике действует 31 высшее учебное заведение, 4 из которых готовят специалистов религиозного направления: это Болгарская исламская академия, Российский исламский институт, Казанский исламский университет и Казанская православная духовная семинария.
Болгарская исламская академия
Роль межрелигиозного диалога в развитии высшего религиозного образования: выпуск нового информационно-аналитического доклада
В стратегии развития Академии на 2023–2027 гг. отмечены приоритетные направления развития Академии, которые определяются потребностями государства в укреплении гражданского единства, культурно-цивилизационного и межрелигиозного диалога, гармонизации межрелигиозных отношений на основе возрождения и развития традиционных религиозно-духовных ценностей и интеллектуальных традиций российского ислама через выстраивание полноценной системы исламского религиозного образования и просвещения в Российской Федерации.
Исламские учебные заведения призваны служить площадкой сотрудничества в сфере теологии, науки и образования специалистов из России и других стран для выработки научных подходов, обмена опытом, что подтверждает возвращение Казани статуса полноценного исламоведческого центра общероссийского и мирового значения.
Казанская семинария
Роль межрелигиозного диалога в развитии высшего религиозного образования: выпуск нового информационно-аналитического доклада
Казанская семинария как духовно-просветительское учреждение берет свое начало с 1723 г.
В 1814–1818 гг. была произведена реформа духовного образования. Согласно ей, духовные учебные заведения были поделены на классы: 1) академии; 2) семинарии; 3) училища уездные; 4) училища приходские.
Духовная академия после реформ в 1842 г., стала центром научной деятельности в разных направлениях от богословия, философии, церковной истории, филологии до языковедения. Она являлась крупным востоковедческим, образовательным, переводческим, миссионерским и научным центром дореволюционной России. Именно в академии Г.С. Саблуков сделал первый перевод Корана с арабского языка на русский. Казанские исламоведы, арабисты и татароведы в одинаковой степени владели и арабским, и татарским языками.
На современном этапе обучение в Казанской духовной семинарии осуществляется на трех отделениях: пастырско-богословском, регентском и отделении дополнительного образования. Выпускники - это будущие священнослужители Русской Православной Церкви.
Примечательно, что в 2014 г. в Казанском (Приволжском) федеральном университете состоялось подписание соглашения о взаимном сотрудничестве между Казанской духовной семинарией, Российским исламским институтом, Институтом востоковедения РАН и Казанским федеральным университетом.
В 2016 г. по инициативе митрополита Казанского и Татарстанского Феофана (Ашуркова) в семинарии была открыта кафедра исламоведения.
А в 2019 г. в Казанском епархиальном управлении был подписан договор о сотрудничестве между Болгарской исламской академией и Казанской православной духовной семинарией.
Кроме того, в 2021 г была создана и открыта магистерская программа «Православная теология: конфессиональное исламоведение», разработанная на базе Казанской православной духовной семинарии по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Создание исламоведческого магистерского профиля именно в Казанской семинарии обусловлено наличием обширного исторического опыта, представленного дореволюционным исламоведческим наследием Казанской духовной академии, и современными наработками в области исламоведения.
Современная система религиозного образования в России нацелена на подготовку эффективных специалистов с высоким уровнем образования, культуры и гражданской приверженности в условиях многоконфессионального и многонационального государства.