Российские вузы оказались в целом готовы к переходу на удаленную работу и не уронили качество, но эта вынужденная необходимость становится отправной точкой для их длительной трансформации. Своим взглядом на внезапный старт этого процесса в рамках спецвыпуска проекта «Антихрупкость» бизнес-школы Сколково поделился глава Минобрнауки России Валерий Фальков.
Вузы справились
Неожиданные ограничения поставили систему высшего образования в ситуацию без права выбора и заставили осознать, что цифровые навыки и компетенции напрямую сказываются на качестве высшего образования.
Многие не верили, что вузы могут перейти на дистант, но жизнь нас заставила. И сегодня можно сказать, что система в целом справилась.
Несмотря на уход в онлайн, мы не поступились качеством. Оно приемлемое — на должном уровне.
В мире нет суперуспешных практик адаптации к условиям коронавируса. Все страны оказались так или иначе не готовы — никто не показал блестящего результата.
И Россия на общем фоне неплохо выглядит.
Впереди трансформация
Требования к преподавателям теперь будут другими. Эти изменения будут происходить 5-10 лет, и все это время мы будем вспоминать как отправную точку ситуацию с пандемией.
Будущее образование в России будет смешанным. Мы можем называть его и очным, но то очное, которое было до коронавируса, и то, которое мы получим после — это «две большие разницы». Это разные сущности.
Части вузовских преподавателей предстоит серьезно перестроить свою работу. И научиться организовать работу коллектива с помощью онлайн-сервисов, разного рода цифровых технологий.
Сегодня, если ты не можешь организовать работу коллектива с помощью онлайн-сервисов, разного рода цифровых технологий — это уже критично.
Роль студентов возросла
В онлайн-образовании роль студентов в обучении более активная, и это плюс. Они стали драйверами, потому что лучше готовы к онлайну и увереннее себя в нем чувствуют, хорошо формулируют новые запросы, и это предполагает совершенно другой уровень университета.
Студенты смотрят, дает ли им вуз возможность удобно общаться со сверстниками, обеспечивается ли постоянный контакт с преподавателями, насколько каналы связи и упакованный контент позволяют чувствовать себя комфортно удаленно.
Для студентов теперь то, какую картинку и цифровые сервисы им предлагает университет — это и есть университет.
Когда обратно в оффлайн?
Обсуждаются самые разные варианты и сценарии.
Мы исходим из того, что 1-е сентября мы встретим в оффлайн.
Все настолько соскучились по живому общению, что готовы горы свернуть, если выйти из онлайна.
Готовы ли будут вузы по-другому действовать? Это обсуждается, и степень их готовности к другому сценарию повышается с каждым днем.