Вышел новый номер журнала СПбДА «Христианское чтение», посвященный 190-летию издания

23 января 2012 г. вышел номер "Христианского чтения" № 6 (41) за 2011 год, посвященный 190-летию издания журнала. Журнал объемом 228 страниц содержит цветные и черно-белые иллюстрации.

Истории выхода в свет и дореволюционного перида жизни издания посвящена специальная статья секретаря кафедры церковной истории СПбПДА Д.А. Карпука "Периодические издания Санкт-Петербургской духовной академии (1821-1917)".

Богословские главы (Loci communes), приписываемые прп. Максиму Исповеднику. Избранные главы – с. 6-40

Материал является продолжением перевода византийского флорилегия «Богословские главы», приписываемого прп. Максиму Исповеднику. Флорилегий возник в IX в. и пользовался немалой популярностью в Византии, а позже — на Руси. Вниманию читателей предлагаются публикации впервые выполненного П.К. Доброцветовым перевода избранных глав (12, 13, 18, 21, 22, 28, 30, 32) данного произведения на русский язык.

Д.А. Карпук. Периодические издания Санкт-Петербургской духовной академии (1821–1917): к 190-летию журнала «Христианское чтение» – с. 41-89

В статье, посвященной 190-летию академического журнала «Христианское чтение», кратко рассматривается история этого печатного органа Санкт-Петербургской духовной академии с момента выхода первого номера в 1821 г. и вплоть до 1917 г., когда после революционных событий журнал был закрыт. Этапы развития научно-богословского журнала «Христианское чтение» являются актуальными в контексте изучения истории русского богословия XIX – начала XX вв.

Архимандрит Августин (Никитин). Казанский собор Санкт-Петербурга: к 200-летнему юбилею – с. 90-133

Статья представляет собой исследование по истории Казанского собора Санкт-Петербурга с момента строительства церкви Рождества Пресвятой Богородицы в эпоху Анны Иоанновны (1733 г.) до возведения на этом месте величественного Казанского собора при императоре Александре I (1811 г.) События из истории собора рассматриваются в контексте общей политической истории Российского государства. Приводятся многочисленные свидетельства как отечественных, так и зарубежных авторов и очевидцев описываемых исторических событий.

М.В. Ковшов. «Новые взгляды на Павла»: критический анализ современных западных подходов к исследованию посланий апостола язычников – с. 134-159

В статье на примере критического анализа основных современных направлений в изучении посланий св. ап. Павла предлагается один из возможных вариантов творческой рецепции достижений западной библеистики. Рассматриваются ключевые вопросы и проблемы изучения наследия апостола язычников на современном этапе, намечаются основные контуры дальнейшего развития методологической парадигмы отечественной православной библеистики.

Протоиерей Олег Агапов. Триединая интуиция «сотворенности, падшести и возрожденности» как основа христианского художественного творчества (на материале статей прот. Александра Шмемана об А.И. Солженицыне) – с. 160-176

В богословском наследии прот. Александра Шмемана большое место занимают его размышления о творчестве А.И. Солженицына. В данной статье рассматривается один аспект этих размышлений — попытка богословом на материале творчества А.И. Солженицына выделить поддающиеся анализу мировоззренческие основы подлинно христианского художественного творчества. Поскольку самим художником эти основы могут быть не осознаваемы, прот. А. Шмеман называет их «интуициями», указывая также на их неразрывную связь между собой.

Протоиерей Димитрий Кирьянов. Естественное богопознание в творениях святых отцов Церкви и проблемы современного диалога науки и богословия – с. 177-193

В статье автор исследует феномен естественного богопознания, основанного на святоотеческом Предании, в контексте современного диалога науки и религии. Рассмотрен вопрос об отношении святых отцов к познанию внешнего, чувственного мира и взаимосвязь такого вида познания со стремлением человека увидеть через творение Творца. Приводятся результаты естественнонаучных исследований, позволяющие отчетливо увидеть в современной картине мира разумное начало. Автор предлагает размышления о перспективе диалога между религией и наукой, делая акцент на том факте, что подлинное знание о мире и человеке возможно только в комплексе естественных и гуманитарных дисциплин.

А.В. Захаровa. Изображения групп святых в храмах Каппадокии эпохи Македонской династии – с. 194-222

В статье рассматривается вопрос о том, как и когда в византийской монументальной живописи складывается традиция изображать святых по чинам или тематически подобранным группам в определенном месте в пространстве храма. На примере храмов Каппадокии предпринята попытка реконструировать общевизантийскую традицию изображения групп святых, так или иначе претерпевшую преломление в региональных культурах.