Интервью с организаторами Общецерковного конкурса «Лики святых заступников Руси»

IMAGE 2024-10-01 13:51:27.jpg

Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов

- Дорогой отец Максим, с февраля 2024 года Учебный комитет Русской Православной Церкви совместно с Московской духовной академией реализует грантовый проект «Общецерковный конкурс творческих работ студентов и преподавателей иконописных отделений духовных учебных заведений «Лики святых заступников Руси»», ставший победителем в конкурсе Президентского фонда культурных инициатив. Расскажите, пожалуйста, немного о проекте и его вкладе в развитие иконописного образования Русской Православной Церкви.

- Проект «Лики святых заступников Руси» стал победителем в грантовом конкурсе Президентского фонда культурных инициатив и реализуется совместно с Московской духовной академией с февраля 2024 года. Проект направлен на сохранение исторической памяти, духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся, повышение уровня иконописного образования в духовных учебных заведениях, развитие новой иконографии. Участие в проекте принимают 14 духовных учебных заведений, реализующих программы подготовки  иконописцев: Московская духовная академия, Санкт-Петербургская духовная академия, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Воронежская духовная семинария, Донская духовная семинария, Казанская духовная семинария, Калужское духовное училище, Межъепархиальный центр подготовки церковных специалистов Курской Епархии, Новосибирская духовная семинария, Омская духовная семинария, Пермская духовная семинария, Саранская духовная семинария, Смоленская духовная семинария, Тобольская духовная семинария.

С февраля по май текущего 2024 года в духовных учебных заведениях состоялся первый этап конкурса, в рамках которого было подготовлено 233 работы. Конкурс проводится в трех номинациях «Иконопись», «Живопись», «Декоративно-прикладное искусство». С учетом профессиональной направленности иконописных отделений, наибольшее количество работ подготовлено в номинации «Иконопись» - 160 работ, что составляет почти 69%. Обучающимися и преподавателями были написаны иконы воинов, защищавших Отечество, и за их святую жизнь канонизированных Русской Православной Церковью: святого благоверного князя Александра Невского, святого благоверного князя Даниила Московского, святых благоверных князей Бориса и Глеба, святых преподобных Пересвета и Ослябы, святого преподобного Ильи Муромца, Царя страстотерпца Николая II, написаны портреты Александра Васильевича Суворова, святого праведного воина Федора Федоровича Ушакова, священномученика Серафима (Чичагова) и многих других святых героев.

В течение июня-июля месяцев духовными учебными заведениями были организованы тематические выставки, которые проходили в актовых залах Академий и Семинарий, храмах, краеведческих музеях, выставочных залах. Более 25000 зрителей посетили региональные выставки.

На Общецерковный этап конкурса духовными учебными заведениями представлено 113 работ. Компетентное, профессиональное и объективное Жюри определило лучшие работы в каждой номинации. Награждение победителей состоится в январе 2025 года на церемонии открытия выставки. Общецерковная выставка «Лики святых заступников Руси» будет работать в актовом зале Синодальной библиотеки до мая 2025 года и посетить ее смогут все желающие.

Это первый подобный проект для системы иконописного образования; несомненно, он способствует росту качества подготовки выпускников иконописных отделений. Преподаватели и студенты иконописных отделений впервые соберутся на научно-практическую конференцию, поделятся опытом написания работ; смогут увидеть и оценить уровень работ представителей других иконописных отделений, обменятся впечатлениями и профессиональным мнением. Выражаю надежду, что проведение подобных конкурсов станет доброй традицией!

От Учебного комитета Русской Православной Церкви выражаю благодарность Президентскому фонду культурных инициатив в лице его Генерального директора Карманова Романа Владимировича за поддержку начинаний системы духовного образования.

2.jpg

Декан факультета Иконописи и церковного искусства Московской духовной академии архимандрит Лука (Головков)

- Дорогой отец Лука, на протяжении двух последних лет Вы возглавляли инспекционные комиссии Учебного комитета, проверявшие работу иконописных отделений духовных учебных заведений. Главным критерием при проведении работ являлся художественный уровень работ обучающихся. Сегодня Вы возглавляете работу Жюри Общецерковного конкурса «Лики святых заступников Руси». Как бы Вы охарактеризовали профессиональный уровень конкурсных работ? Можете ли Вы отметить положительную динамику в повышении качества икон студентов и выпускников иконописных отделений?

- Проводимые Учебным комитетом проверки дали понимание о том, как на самом деле обстоят дела в учебных заведениях: какая у учащихся подготовка и какой уровень работ, увидеть их сильные и слабые стороны. Как говорится, пока не увидишь – не поймешь. Благодаря же регулярности проверок уже можно говорить о появлении положительных тенденций в конкретных учебных заведениях. На местах мы стараемся проводить с руководителями иконописных отделений и преподавателями встречи, совещания и образовательные семинары. Все эти мероприятия, безусловно, направлены на повышения как уровня иконописного образования в целом, так и отдельно взятых работ учащихся. Над какими-то выявленными моментами ведётся кропотливая работа и даются рекомендации. Надеюсь, что наши совместные усилия в данном направлении принесут свои плоды. Важно отметить само наличие этого диалога между учебными заведениями. Проведение общецерковных конкурсов способствует развитию данного диалога и помогает увидеть свои слабые и сильные стороны. 

3.jpg

И.о. председателя Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, и.о. епархиального древлехранителя Московской (городской) епархии иерей Владислав Мишин

- Дорогой отец Владислав, поделитесь, пожалуйста, Вашими впечатлениями от конкурсных работ студентов и преподавателей. Как Вы оцениваете роль подобных мероприятий для развития церковного искусства?

- Каждый раз, когда мы посещаем мероприятия, на которых есть возможность посмотреть тематически подобранные произведения иконописи и монументального искусства – это, безусловно, духовно обогащает людей. Зритель раскрывает для себя тему с точки зрения разных жанров.

Для самих авторов произведений мероприятия в таком формате способствуют общению, обмену оценочными мнениями и помогают взаимообогащаться для дальнейших творческих трудов. Таким образом, работы получают оценку по широкой шкале: от простых зрителей до компетентных преподавателей, преуспевших в данной области. Поступательное движение вперед является составной частью профессионального роста и влияет на повышение качество представляемых в дальнейшем произведений.

4 — копия.jpg

Руководитель иконописного отделения Санкт-Петербургской духовной академии Стальнов Александр Васильевич

- Дорогой Александр Васильевич, расскажите, пожалуйста, как проходил первый этап конкурса «Лики святых заступников Руси» в Санкт-Петербургской духовной академии? Нужны ли подобные конкурсы для иконописных отделений духовных учебных заведений? В чем Вы видите их положительную роль? Что бы Вы посоветовали организаторам и участникам при проведении последующих конкурсов?

- Мы очень благодарны Учебному комитету Русской Православной Церкви за идею конкурса «Лики святых заступников Руси» и за его проведение! Поскольку в этом году конкурс проходил в первый раз, то, пожалуй, главная сложность заключалась в том, чтобы вставить работу над иконой в учебный план. По опыту Санкт-Петербургской духовной академии могу сказать, что конкурсная работа у нас очень хорошо вписывается в программу 3-го курса Иконописного отделения. Поэтому они и стали основной группой, которая участвовала в конкурсе, но также попробовали свои силы учащиеся 1-го и 2-го курсов. В дальнейшем мы будем стараться привлечь к участию и преподавателей. 

Конкурс очень радует своей тематикой, и постановкой вопроса. Это не просто одна из выставок, которые регулярно проводятся. Здесь именно выставка с определенной тематикой, которая объединяет учебные заведения – в этом году, это тема «Защитники Отечества». Как известно, следующей конкурс и выставка будут посвящены святителю Тихону, Патриарху Московскому.

Я считаю, что общецерковные конкурсы — это хороший повод по-новому взглянуть на развитие иконографии ново-прославленных святых, а также стимул для того, чтобы совместно вырабатывать иконографические решения, выбирая лучшее. В рамках конкурса возможно проведение лекций и семинаров, посвященных тематике конкурса, это позволит учащимся лучше проникнуть в тематику и найти интересные творческие пути решения образа.  Необходимо составить учебный процесс таким образом, чтобы конкурс стал его частью. Эти конкурсы являются, своего рода, панорамой всех наших учебных заведений, которые собираются вместе. Благодаря им мы видим общую картину и будем смотреть как она станет развиваться в дальнейшем.

5.jpg   

Директор Санкт-Петербургского государственного академического художественного лицея им. Б.В. Иогансона при Российской академии художеств, председатель ФУМО СПО Живопись Мищенко Татьяна Александровна

- Дорогая Татьяна Александровна, поделитесь, пожалуйста, Вашими впечатлениями от конкурсных работ студентов и преподавателей. Как Вы считаете, нужны ли совместные конкурсы среди студентов государственных и духовных учебных заведений?

- Знаете, мы вместе живем в одной истории нашего государства. Нас объединяет общность нашей культуры, которая во многом обусловлена Православием. Большая часть детей, которые у нас учатся, являются православными. Часто ребята ходят в храм и причащаются. И, собственно говоря, вопросы-то поднимаются одни и те же, мы стараемся проводить такие же конкурсы по истории нашего Отечества, по жизни тех людей, которые были прославлены в нашей стране и нашей истории. Такие мероприятия поднимают уровень культуры детей. Они начинают гордиться своим прошлым, достижениями своих соотечественников. Тем, что они живут в этой стране. Мне искренне кажется, что все дети, которые учатся в учебных заведениях, должны знать и посещать выставки, на которых демонстрируются такие работы как эти. Я благодарна, что когда-то мое внимание обратили на русскую церковную живопись – на иконопись и научили гордиться и любить её. И я хочу, чтобы этот и подобные конкурсы служили просветительской цели.