Протоиерей Максим Козлов: «Духовная школа не должна отставать от новых образовательных тенденций»

3 марта 2016 года первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов с рабочим визитом прибыл в Ростовскую-на-Дону епархию. Священник поделился впечатлениями о посещении Донской духовной семинарии и кафедры «Православная культура и теология» Донского государственного технического университета.

— Я, действительно, не первый раз на Ростовской земле и, конечно, первое, что хочется отметить, — это гостеприимство и открытость в отношениях между людьми, в том числе между сопастырями, клириками. Так получилось, что впервые я побывал в тогда ещё будущей Донской семинарии в 2007 году, когда делались первые настоящие шаги в направлении развития духовного образования. Не скрою, тогда было много вопросов и сомнений в достижимости заявленных целей, но теперь, по прошествии без малого девяти лет, я могу сказать, что это однозначно произошло, и на Юге России возник самостоятельный и энергично развивающийся образовательный центр Русской Православной Церкви. И это радует! Ведь деятельность инспекционных комиссий Учебного комитета, по большому счёту, не репрессивная, а, скорее, регенеративная — помочь всему жизнеспособному пробиться в жизнь, а всё не жизнеспособное — отсечь. Хотя, как Вы понимаете, это процесс всегда очень сложный, в некотором роде субъективный, но вокруг этого и происходит выявление точек роста, перспективных направлений развития.

— По слову Святейшего Патриарха, жизнь духовной школы коренится в самой природе церковной жизни. Именно отсюда проистекают все наши и радости, и горести, более или менее, действительно, общие для всех духовных школ. Вместе с тем, каждая семинария в чём-то уникальна и Донская в этом смысле не исключение. Её уникальность составляется, пожалуй, из культурно-исторических особенностей развития региона, в котором она существует. Исторически обусловленный разрыв преемственности духовного образования, определённый дефицит образовательных традиций заставляют Донскую семинарию искать новые подходы, новые образовательные технологии, как сейчас это принято называть, то, чего нет в других региональных семинариях. Донская семинария достаточно умело развивает новые направления своей деятельности на стыке между церковной и светской образовательными традициями, между контактными и дистанционными формами организации образовательного процесса. Именно так развивается регентско-певческое отделение, иконописная школа, Образовательный центр ДДС. Мы только что стали свидетелями начала апробации сетевых форм взаимодействия на примере сотрудничества с Донским государственным техническим университетом. При правильной постановке процесса такой подход способен взаимообогатить как светское, так и церковное образование, что очень важно. Хочется пожелать в этом всяческих успехов и, если этот опыт будет успешным, он может быть взят на вооружение и другими высшими образовательными организациями Русской Православной Церкви.

— Реализация образовательных программ по сетевой форме взаимодействия — новая практика, новый опыт для отечественной высшей школы. Рассмотрение данного вопроса на совете ректоров Ростовской области, в работе которого мы имели честь участвовать, показывает, что этот опыт уже воспринят и становится значимой частью образовательного процесса. А это значит, что и духовная школа здесь не должна отставать от новых образовательных тенденций. И вопрос не только в некоторой моде, следовать веяниям которой для Церкви отнюдь не обязательно. Духовная школа — очень сложное с точки зрения светских норм явление. Её цели и задачи далеко не всегда могут быть описаны привычным языком государственных стандартов и предписаний. Не секрет, что это порождает массу конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с органами управления образования, подчас фактически подталкивая церковные вузы к выходу из правового поля. Именно поэтому новые формы образовательной деятельности, в первую очередь сетевая, способны открыть для духовной школы новые степени свободы в своей деятельности, свободы выражать свою сущность, не искажая её и, в то же время, не чувствуя себя изгоем в российском образовательном пространстве, о чём постоянно говорит Святейший Патриарх. Опыт это новый, поэтому здесь важна энергия и решимость «первопроходцев», какими сегодня себя показали Донская духовная семинария и Донской государственных технический университет. Со своей стороны могу пожелать успеха этому начинанию и заверить во всяческой поддержке со стороны Учебного комитета.


— Я имел замечательную возможность познакомиться с деятельностью кафедры и могу сказать, что это произвело на меня достаточно сильное впечатление, не только как на церковного «чиновника», но и как на человека, в некоторой степени не чуждого жизни отечественного вузовского сообщества. Принципиально важно, что подобная кафедра появилась благодаря совместным организационным усилиям ректора вуза и Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия. Ведь кафедра теологии в светском вузе — это не только и не столько ещё одна образовательная структура. Это, прежде всего, — источник духовного просвещения студентов и преподавателей, средство, в некотором роде, одухотворения вузовской действительности, которая сегодня страдает от процессов дегуманизации и дегуманитаризации образования. То, что кафедра реализует на всех факультетах вуза просветительские программы в области нравственности и религиозной культуры, — её важнейшая миссионерская задача, миссионерский императив, если хотите. Отрадно, что на территории университета построен и действует студенческий храм во имя св. мч. Татианы, который по моим наблюдениям уже сегодня собрал в одну общину множество преподавателей и учащихся ДГТУ, в котором, кстати, обучается более 50 000 человек.


— Сейчас трудно об этом говорить, тем более, что этот процесс ещё только начинается. Впрочем, для отечественного образования, в том числе духовного, этот процесс не новый. Если Вы помните, то согласно реформе духовного образования 1817 года, все епархии были разделены на четыре духовно-учебных округа. Во главе каждого стояла духовная академия, управлявшая семинариями в учебном и административном отношении, а семинарское правление заведовало духовными училищами епархии. Отношение к такому делению менялось в разные эпохи. Как известно, реформа 1866-69 годов отменила такую вертикаль управления, а реформы, проводившиеся в 1884 году, вновь восстановили наблюдение академий над семинариями и семинарий над училищами. Подобные мысли возникали и в наше время, в частности, в связи с созданием федеральных округов. Так что здесь есть свои плюсы и свои минусы. И если в отношении опорных университетов, как конструктивного принципа построения системы духовного образования, можно быть достаточно осторожными, то в научно-методическом аспекте, безусловно, это необходимо и востребовано. Духовные академии и более сильные семинарии уже сейчас выполняют такую функцию, делясь своим опытом с региональными семинариями, привлекая их к совместным проектам. Не говоря о месте семинарий внутри митрополий, где роль семинарии, как межъепархиального регионального образовательного центра, вполне очевидна. Отрадно, что и Донская семинария находится в числе таких церковных вузов, способных, в некотором смысле, играть роль «опорных», на которые Учебный комитет всегда может опереться в своей деятельности.