История
Очерк истории Учебного комитета Русской Православной Церкви
История Учебного комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви берет начало в 1808 году, когда было основано первое центральное церковное ведомство с функциями руководства и контроля за Духовными учебными заведениями – Комиссия Духовных училищ. Затем это ведомство было реорганизовано и трижды переименовывалось. В 1839 году Комиссия была преобразована в Духовно-учебное управление (1839–1867). После кардинальных реформ системы духовного образования это учреждение стало именоваться Учебным комитетом (с 1867 года), вместе с тем существенно расширились и его функции.
|
РЕФОРМА ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (1808–1814) Эпоха государя Александра I открыла возможность для решительного преобразования Духовной школы. Религиозное безразличие покинуло монарха во время войны 1812 года, о чем он сам свидетельствовал: «Пожар Москвы осветил меня, согрел жаром истинной веры, показал мне Бога». В то время в российских правящих кругах появилась мысль о переустройстве всего государства, отмене крепостного права, началась и реформа светской школы. Однако распространение прогрессистских идей наряду с шатаниями в сфере религиозной мысли могло существенно повлиять на направление реформы духовного образования. Например, статс-секретарь М. М. Сперанский и обер-прокурор князь А. Н. Голицын, находившиеся в зените своего влияния, являлись при этом видными мистиками своей эпохи: первый перевел на русский язык «Подражание Иисусу Христу» Фомы Кемпийского, а второй посещал в Петербурге собрания у Татариновой, начавшиеся с чтения Священного Писания и превратившиеся позднее в хлыстовские «радения».
|
Однако многие в высших церковных сферах стали в оппозицию преобразованиям. Митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин, † 1812) писал о предложенной реформе: «Учреждение доселе было похвально, и порядок учения производим был основательно... Что на молодых смотреть? Мы старики, да в сем деле, кажется, и опытнее... Дай Бог, чтобы такие и впредь выходили... А ежели новый метод введется, то едва ли ожидать можно лучшего успеха, а затруднения и запутанности больше будет».
Но император под влиянием обер-прокурора князя А. Н. Голицына стал на сторону преобразований и в 1808 году учредил Комиссию Духовных училищ, в которой решающую роль сыграли князь А. Н. Голицын, статс-секретарь М. М. Сперанский и епископ Феофилакт (Русанов, † 1821). Комиссия являлась высшим органом по управлению Духовными школами.
К февралю 1809 года М. М. Сперанский составил первую часть академического устава о внутреннем управлении академий, на этом его работа и окончилась. Новый устав был доведен до завершения епископом Феофилактом и в 1810 году введен для испытания в новооткрывшейся Санкт-Петербургской Духовной академии (СПбДА).
Тяжесть труда по внедрению и проверке устава легла на ректора СПбДА архимандрита Филарета (Дроздова). В 1814 году, после первого выпуска СПбДА, архимандрит Филарет представил свои замечания и предложения по исправлению устава, направленные против ограничения власти ректора и ориентации на европейских «просветителей», «подвижников вольтерьянской философии». В редакции, данной святителем Филаретом, уставы Духовных школ (академий, семинарий и училищ) были утверждены императором 30 августа 1814 года. Введение нового устава в жизнь Духовных школ России было также возложено на святителя Филарета, который стал гарантом православного направления в развитии духовного образования.
ПЕРВАЯ РЕФОРМА ЦЕРКОВНОГО УЧЕБНОГО ВЕДОМСТВА
В конце 1820-х годов в числе противников устава 1814 года оказался
митрополит Киевский Евгений (Болховитинов). Отчасти потому, что был обижен отстранением его от любимого дела
после создания им первоначального плана преобразования, с другой стороны, он не ожидал такого глубокого
либерализма в уставе. Когда он вошел в состав Комиссии Духовных училищ, то там уже не было ни Сперанского,
ни
Голицына, ни митрополита Филарета. Имея поддержку в Синоде, митрополит Евгений начал резко изменять устав
академий. В результате была возвращена зависимость от епархиальных архиереев, в преподавании восстановлена
латынь [так, ректор МДА архимандрит Поликарп (Гайтанников) в 1824–1835 читал лекции по догматике на латыни],
профессорам было запрещено преподавать по своим запискам, но строго держаться избранных учебников.
В 1839 году Комиссия Духовных училищ была закрыта, а вместо нее
образовано
Духовно-учебное управление, которое стало активно вмешиваться в академическую жизнь, часто совершая
произвольные
отступления от устава 1814 года. Если ранее не исполнялись лишь некоторые пункты устава (например, о
выборности
ректора и инспектора), то теперь с ним вообще перестали считаться. Из-за беспорядка в управлении в жизни
академий наступил кризис. В учебном курсе со временем появилась чрезмерная многопредметность, крайне
затруднявшая деятельность наставников и студентов. Материальное содержание академий стало совершенно
недостаточным.
УЧРЕЖДЕНИЕ УЧЕБНОГО КОМИТЕТА ПРИ СВЯТЕЙШЕМ СИНОДЕ
Главным инициатором духовно-учебной реформы 1867–1869 годов был обер-прокурор Святейшего Синода граф Д. А. Толстой. Он представил императору Александру II доклад, в котором указывал, что Духовно-учебное управление не отвечает задачам, поставленным реформой. Главный недостаток управления обер-прокурор видел в том, что оно исполняло лишь чисто механическую, канцелярскую работу, собирая мнения и отзывы конференций Духовных академий и передавая их на рассмотрение Синода. С этой задачей вполне могла справиться и канцелярия обер-прокурора. «Очевидно, – писал в докладе императору граф Д. А. Толстой, – Святейшему Синоду необходимо иметь такое учреждение, которое само могло бы обсуждать учебные вопросы, занимаясь этими делами исключительно и постоянно, и результаты своих обсуждений представлять на утверждение Святейшего Синода и которое вместе с тем могло бы производить чрез своих членов ревизии взамен назначавшихся доселе от академических правлений и совершающихся за неимением свободных для того людей редко и не всегда обстоятельно».
Протоиерей Петр Смирнов |
Согласно Положению, в штат Учебного комитета входили: председатель (лицо в духовном сане), девять членов (частично светские, частично духовные лица) и правитель дел (делопроизводитель). Из девяти членов Учебного комитета шесть предназначались для постоянного присутствия в комитете, а три – для производства ревизий Духовных учебных заведений. Впоследствии к работе комитета иногда в качестве экспертов привлекались профессора Духовных академий. Все дела в комитете решались коллегиально, однако ни одно решение комитета не имело силы без утверждения Святейшим Синодом или обер-прокурором.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНОГО КОМИТЕТА (1867–1917)
Этот период деятельности Учебного комитета можно условно разделить на
две
части: до 1884 года – период действия реформы 1867 года, и после 1884 года – период существования новейших
учебных уставов.
Реформой 1867 года были введены: значительная самостоятельность
местного
правления в Духовных учебных заведениях, выборы начальствующих и наставников, участие епархиального
духовенства
в делах учебных заведений, а в учебном отношении – преобладание общеобразовательного курса в Духовных
семинариях
и училищах с широким преподаванием классических языков и математики и сосредоточение богословского
образования в
двух последних специальных классах семинарий.
Новейшие же уставы 1884 года отличало следующее: отмена выборного
начала и
введение административного порядка назначения должностных лиц, подчинение правлений Духовных учебных
заведений
начальственному попечению епархиальных архиереев, ограничение прав съездов духовенства, в учебном отношении:
сокращение общеобразовательного курса (ограничение преподавания древних языков и математики, отмена
обязательного изучения новых языков), расширение преподавания богословских наук, часть которых из двух
последних
классов была перенесена в низшие классы семинарий.
Учебный комитет занимался организаторской работой по устройству учебной
части Духовных учебных заведений: составлением программ, методических указаний по преподаванию различных
предметов, выбором учебников и учебных пособий, книг для чтения, введением новых учебных предметов. Дважды
комитетом были составлены программы для Духовных семинарий и училищ: в 1867–1868 и 1884–1885 годах. В 1867
году
на Учебный комитет было возложено рассмотрение постановлений академических конференций о возведении
окончивших
курс воспитанников академий в ученые степени, но с введением нового академического устава 1884 года комитет
был
от этого освобожден. Им рассматривались также годовые отчеты о состоянии Духовных академий, отзывы
экзаменационных комиссий о приемных экзаменах в академиях, дела о вызове семинарских воспитанников на
казенный
счет в академии.
В ведении комитета находились и женские Епархиальные училища. Для них
были
составлены специальный устав, утвержденный Высочайшей властью в 1868 году, и программы (пересмотрены в
1893–1895
годах), издано множество распоряжений, определяющих учебную, воспитательную, хозяйственную и
административную
стороны их жизни. В 1907 году по проекту комитета в курс училищ были введены алгебра, природоведение и
черчение.
По некоторым предметам число уроков было увеличено, по другим предметам, наоборот, уменьшено. Проект был
утвержден Святейшим Синодом. Комитет также выработал проект общего положения и учебного плана для седьмого,
дополнительного педагогического класса при всех Епархиальных училищах.
В светских учебных заведениях комитет рассматривал программы
преподавания
Закона Божия. Им же присуждались премии за выдающиеся труды в области богословия и духовного просвещения
(Макариевская премия).
Комитет решал множество вопросов, возникавших в процессе обучения.
Например, вопросы о приеме вне конкурса детей инородцев, о допущении в учебные заведения детей духовенства
из
других епархий, об учреждении именных стипендий, о разрешении преподавать дополнительные предметы, о
дозволении
изменений в учебных программах сообразно с местными особенностями, о целесообразности открытия новых учебных
заведений и т. д.
Учебный комитет имел свою рубрику в «Церковных ведомостях, издаваемых
при
Святейшем Правительствующем Синоде», которая называлась «От Учебного комитета при Святейшем Синоде» и
регулярно
заполнялась свежими объявлениями и распоряжениями. Сведения о деятельности Учебного комитета можно было
также
почерпнуть из ежегодно издававшихся «Всеподданнейших отчетов обер-прокурора Святейшего Синода по Ведомству
православного исповедания» и «Извлечений» из них.
РЕВИЗИИ ДУХОВНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Важной функцией Учебного комитета являлось проведение ревизий Духовных
учебных заведений. В среднем в течение года ревизии подвергались учебные заведения десяти епархий. По данным
С.
Миропольского, за первые двадцать пять лет существования комитета его члены-ревизоры 248 раз посетили
епархии
(разумеется, одни и те же епархии посещались неоднократно). В каждой епархии ревизор был обязан посетить
местную
семинарию, Духовные училища и Епархиальное женское училище, нередко до 6–8 учебных заведений, расположенных
в
разных ее концах. Обычно в ходе одной поездки ревизор посещал две, а то и три епархии. Порой в течение одной
командировки ревизору приходилось проезжать более десяти тысяч километров, причем обычно осенью или
зимой.
О своих наблюдениях ревизор в устной форме сообщал местному правящему
архиерею. Для Учебного комитета ревизор был обязан составить подробный письменный отчет. Этот отчет ревизор
представлял, как правило, во время личного доклада обер-прокурору Святейшего Синода. Лишь после просмотра
обер-прокурором и с его пометками отчет передавался в Учебный комитет. На основании отчетов в Учебном
комитете
разрабатывались различные указания, руководства и циркуляры.
Архиепископ Арсений (Стадницкий) |
УЧАСТИЕ В ПРОВЕДЕНИИ ДУХОВНО-УЧЕБНЫХ РЕФОРМ И СОСТАВЛЕНИЕ НОВЫХ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ
Участие Учебного комитета в проведении духовно-учебных реформ, как
правило,
не имело решающего характера. При проведении реформы 1867 года на долю комитета выпало составление новых
учебных
программ для Духовных семинарий и училищ, а также контроль за ходом реформы. С этими задачами комитет
справился
успешно.
Реформа 1884 года была проведена обер-прокурором К. П. Победоносцевым
при
деятельном участии его канцелярии. Принявшие участие в работе комиссии по выработке новых уставов
председатель
Учебного комитета протоиерей Алексий Парвов и члены-ревизоры Зинченко и Миропольский реально на ход реформы
не
влияли. На долю Учебного комитета вновь выпало осуществление контроля за ходом реформы с помощью своих
ревизоров
и пересмотр программ. В 1896 году работала комиссия митрополита Киевского и Галицкого Иоанникия (Руднева, †
1900), призванная составить план частичной реформы духовного образования. Наработки комиссии были переданы в
Учебный комитет, который на их основании подготовил свой проект преобразований. Комитет подготовил также
новые
учебные программы. Эта работа осуществлялась в 1901– 1905 годах. Однако проект остался неосуществленным, а
программы были признаны Синодом неудовлетворительными.
Частичное реформирование духовного образования, проведенное в 1905–
1909
годах, прошло без деятельного участия комитета. На сей раз решающее значение имели мнения членов Синода.
Споры о
более глубоком реформировании Духовных школ затянулись надолго. Это обстоятельство стало причиной того, что
Учебный комитет не мог приступить к выработке новых учебных программ для Духовных семинарий и училищ. Новые
программы стали появляться лишь в 1914–1917 годах.
НАЗНАЧЕНИЕ КАНДИДАТОВ НА ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЕ ДОЛЖНОСТИ
По Уставу Духовных семинарий и училищ 1867 года замещение преподавательских вакансий осуществлялось на местах, по выбору преподавательских корпораций. Для этого правления учебных заведений обращались в Духовные академии за сведениями о выпускниках и подходящих кандидатов приглашали к себе. Иногда с этой же целью давались объявления в газетах. С 1874 года назначение кандидатов на должности преподавателей и помощников инспектора было поручено Учебному комитету. Правлениям семинарий и училищ предписывалось извещать комитет об имеющихся вакансиях. При назначениях принимались во внимание ходатайства правящих архиереев за тех или иных кандидатов. Назначения, сделанные Учебным комитетом, приобретали силу после их утверждения обер-прокурором Святейшего Синода. После Февральской революции 1917 года в Духовных учебных заведениях вновь было введено выборное начало. Учебному комитету было поручено давать газетные объявления об имеющихся вакансиях и кандидатах.
СПРАВОЧНО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ
В 1909 году при Учебном комитете был учрежден справочно-статистический отдел, на который была возложена задача по сбору и обработке справочно-статистических сведений, касающихся Духовных учебных заведений. Наибольшее внимание при этом уделялось сведениям о лицах административно-педагогического состава Духовных школ. Отдел занимался также обработкой данных об учащихся, составлялись предметные и алфавитные указатели всех учебников, пособий, книг для чтения, одобренных Учебным комитетом. Собирались сведения о зданиях Духовных учебных заведений. Наконец, отдел занимался сбором и обработкой данных об источниках и размерах средств, необходимых для содержания Духовных учебных заведений.
РАССМОТРЕНИЕ УЧЕБНИКОВ, УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ И КНИГ ДЛЯ БИБЛИОТЕК ДУХОВНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
В задачи Учебного комитета входило рассмотрение учебников, учебных пособий и книг, предназначенных для пополнения библиотек Духовных учебных заведений. Немало книг религиозного содержания комитет рассматривал по поручению обер-прокурора Святейшего Синода, эти книги предназначались обычно для светских учебных заведений. Сделанные комитетом рекомендации утверждались затем Святейшим Синодом, обер-прокурором или, если книги предназначались для светских учебных заведений, министром народного просвещения. Списки книг, рекомендованных для Духовных учебных заведений в качестве учебников, учебных пособий или для приобретения в библиотеки, регулярно печатались в издаваемых Синодом «Церковных ведомостях».
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ В ДУХОВНЫХ СЕМИНАРИЯХ И УЧИЛИЩАХ
В начале 70-х годов XIX века Учебный комитет обратился к правлениям Духовных семинарий и училищ с просьбой предоставить сведения о том, какие существуют правила и инструкции для инспекции и какие меры воспитательного характера применяются в их учебных заведениях. Полученные материалы Учебный комитет систематизировал. В результате получилось два сборника: «Об устройстве воспитательной части в семинариях» и «Об устройстве воспитательной части в Духовных училищах». Оба сборника, содержавшие различные правила и инструкции, были одобрены Синодом в качестве официальных руководств по организации воспитательной работы и изданы в 1871 и 1874 годах в Петербурге.
Митрополит Алексий (Симанский) |
В 1906 году Учебный комитет вновь обратился к правлениям Духовных семинарий и училищ с просьбой представить свои соображения относительно организации воспитательной работы. На основании полученных ответов комитет составил новые правила, которые затем подверглись изменению Святейшим Синодом, и в июле 1908 года были приняты им в качестве официального руководства.
На Учебном комитете лежала также обязанность рассматривать апелляции учащихся и их родителей на решения семинарских и училищных правлений. Как правило, это были просьбы исключенных учащихся о дозволении продолжить образование.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНОГО КОМИТЕТА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД СОСТОЯНИЕ ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Революционные события 1917 года стали катастрофой для богословского образования в России. Декретом «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» уже на самом первом этапе борьбы советской власти с Церковью по Духовным школам был нанесен сокрушительный удар. Декрет поставил религиозное образование вне закона и лишил академии и семинарии всех имущественных прав. Оставшись без средств к существованию, потеряв множество преподавателей и студентов в результате массовых репрессий и эмиграции, разоренные Духовные школы закрывались, а их здания захватывались новой властью. И хотя высшее церковное руководство и профессура Духовных академий предпринимали попытки в той или иной форме сохранить православные Духовные школы, к началу 1930-х годов богословское образование было прекращено на всей территории Советского Союза.
Митрополит Сергий (Страгородский) |
Вскоре после этой встречи архиепископ Саратовский Григорий (Чуков) по поручению Святейшего Патриарха Сергия разработал проект организации Православного богословского института в Москве и богословско-пастырских школ в епархиальных центрах. В 1946 году он стал председателем Учебного комитета. Назначение Владыки Григория, ставшего митрополитом Ленинградским, было обусловлено его громадным административно-педагогическим опытом. Ему выпала честь непосредственно руководить процессом созидания новой системы духовного образования Русской Православной Церкви.
Под руководством митрополита Григория был разработан план системы духовного образования в традиционной его структуре. Предполагалось преобразовать Богословский институт в Духовную академию, а богословско-пастырские курсы в Духовные семинарии. При этом академия по своим учебным планам, программам и продолжительности обучения действительно должна была в целом повторить курс дореволюционной академии. Но новая семинария, в отличие от дореволюционной, соединявшей в себе общеобразовательную среднюю школу с богословско-пастырской, не ставила цели давать своим воспитанникам полное среднее образование. Значительная часть ее абитуриентов приходила в стены Духовной школы с аттестатом зрелости, хотя правила допускали прием и выпускников семиклассных школ.
Митрополит Григорий (Чуков) |
В конце 50-х годов XX столетия новые гонения на Церковь разрушили возрождавшуюся систему духовного образования. Уже в 1959 году был ограничен прием абитуриентов в Духовные семинарии и академии. Контролирующие Церковь инстанции беззастенчиво вмешивались в самый процесс обучения в Духовных школах. 4 мая 1960 года по требованию нового председателя совета по делам религий Куроедова были закрыты Киевская, Саратовская и Ставропольская Духовные семинарии, объяснялось это незначительным числом учащихся и неудовлетворительными бытовыми условиями в них. В 1963 году Минская семинария прекратила свое существование без официального закрытия, а в 1965 году была закрыта Волынская семинария.
У Русской Православной Церкви с ее стомиллионной паствой осталось три семинарии: Московская, Ленинградская и Одесская, которую власти планировали закрыть в ближайшее время, и две академии – Московская и Ленинградская. На начало 1964/65 учебного года во всех Духовных школах насчитывалось всего 752 учащихся.
Протоиерей Петр Ружицкий |
Митрополит Алексий (Ридигер) |
|
Архиепископ Дмитровский Александр (Тимофеев) |
В первой половине 1990-х годов Церковь переживала процесс стремительного увеличения числа приходов и умножения вакансий священнослужителей. И хотя в условиях церковной свободы не было больше юридических затруднений для масштабного расширения сети Духовных учебных заведений, появились огромные трудности финансового и кадрового характера. В связи с этим возникла необходимость в активизации деятельности Учебного комитета Русской Православной Церкви, и 26 февраля 1994 года исполняющим обязанности председателя комитета был назначен ректор Ставропольской Духовной семинарии архимандрит Евгений (Решетников). 16 апреля 1994 года в Богоявленском Патриаршем соборе состоялась хиротония архимандрита Евгения во епископа Верейского, викария Московской епархии, которую возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий.
По благословению Святейшего Патриарха Алексия к Архиерейскому Собору 1994 года Учебным комитетом был разработан документ, описывающий задачи Церкви в области богословского образования. Положения данного документа вошли в специальное определение Собора. Архиерейский Собор подтвердил необходимость разработки нового стандарта высшего богословского образования для применения в Духовных семинариях и на богословских факультетах с учетом дореволюционного опыта Духовной школы, а также наработок современных отечественных и зарубежных богословских учебных заведений.
2 октября 1997 года Священный Синод утвердил представленный Учебным комитетом новый типовой учебный план Духовной семинарии, а также проекты типовых академического и семинарского уставов. Согласно принятому направлению реформы семинария была преобразована в пятилетнее высшее учебное заведение. В учебный план семинарии были возвращены гуманитарные дисциплины, удаленные из него в годы хрущевских гонений, а также включены некоторые богословские дисциплины, присутствовавшие ранее только в академическом курсе.
Архиепископ Верейский Евгений (Решетников) |
Согласно новому учебному плану в семинарии стали изучать традиционные для высшей школы и духовного образования гуманитарные предметы (например, педагогику, литературу, правоведение, философию, риторику, стилистику), при этом количество часов по богословским предметам было увеличено. Также благодаря реформе в семинарскую программу были введены такие предметы, как миссиология, церковное искусство, апологетика, пастырское богословие, византология и патрология.
|
Реформа духовного образования является сегодня одним из важных направлений деятельности Русской Православной Церкви. Особенность реформы заключается в ее последовательности и открытости. К участию в разработке всего объема документов и нормативных актов реформенного процесса привлекаются специалисты из центральных и региональных Духовных учебных заведений, а также консультанты из светской высшей школы. Положения реформы проходят обсуждение и доработку на заседаниях Архиерейских Соборов и Священного Синода Русской Православной Церкви. Особое попечение об образовательной реформе имеет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий.
|
Главными задачами деятельности Учебного комитета исходя из решений Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, определений Священного Синода, указов и распоряжений Святейшего Патриарха были определены:
– работа по лицензированию Духовных учебных заведений Русской Православной Церкви в Министерстве образования Российской Федерации;
– взаимодействие с органами государственной власти по вопросам профессионального религиозного образования;
– изучение вопроса участия Русской Православной Церкви в деятельности теологических факультетов, отделений и кафедр в государственных и негосударственных вузах России;
– контроль за уровнем образования в Духовных учебных заведениях;
– работа по совершенствованию учебного и воспитательного процессов в Духовных учебных заведениях;
– расширение информационной деятельности;
– издательская деятельность.
|
|
Председатели Учебного комитета Протоиерей Иосиф Васильев – 1867– 1881
Протоиерей Алексей Парвов – 1883– 1891
Протоиерей Петр Смирнов – 1897–1905
Архиепископ Псковский и Порховский Арсений (Стадницкий, впоследствии митрополит Ташкентский) – 1906–1907
Архиепископ Томский Димитрий (Беликов) – 1907–1913
Архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский, впоследствии Святейший Патриарх Московский и всея Руси) – 1913–1944
Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) – 1946–1955
Протопресвитер Николай Колчицкий – 1955–1960
Протоиерей Константин Ружицкий – 1960–1964
Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси) – 1965–1986
Архиепископ Дмитровский Александр (Тимофеев) – 1986–1992
Архиепископ Верейский Евгений (Решетников) – 1994 – до настоящего времени
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Белявский Ф. О реформе Духовной школы. СПб., 1907. Ч. 1.
Болдовский А., Кузнецов А. Комитет Учебный при Св. Синоде. Богословская
Энциклопедия. СПБ., 1911. Т. 12. С. 464–477.
Глубоковский Н. Н. По вопросам Духовной школы (средней и высшей) и об
Учебном комитете при Святейшем Синоде. 1907.
Миропольский С. И. Двадцатипятилетие Учебного комитета при Святейшем
Синоде. Приложение к Церковным ведомостям. 1982. № 23. С. 829–840.
О справочно-статистическом Отделе при Учебном комитете. Церковные
ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде. 1909. № 29. С. 287–288.
Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Православной Церкви:
Синодальный и новейший периоды. 2-е изд., перераб. М., 2006.
Титлинов Б. В. Духовная школа в России в 19 столетии. Вильна, 1909. Т.
2.
Тихомиров Д. И. Об Учебном комитете при Св. Синоде и о ревизии
духовно-учебных заведений. СПб., 1908.
Тихомиров Д. И. Учебный комитет при Святейшем Синоде и его критики.
СПб.,
1909.
С. В. ПОЛЯКОВ, сотрудник Учебного комитета, помощник ректора Московских Духовных академии и семинарии.
Журнал Московской Патриархии №3 2007г.
«Возрождение духовного образование в СССР после Великой Отечественной войны»
Доклад председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерея Максима Козлова на III Международной научно-практической конференции "Христианская педагогика: история и современность". Пенза 5-6 ноября 2019 года
Учебный комитет Русской Православной Церкви - является Синодальным учреждением Русской Православной Церкви, входит в иерархическую структуру Религиозной организации «Русская Православная Церковь», состоит в ее юрисдикции и является органом исполнительной власти Русской Православной Церкви.
Задачи Учебного комитета:методическое и административное руководство духовными образовательными организациями Русской Православной Церкви;
организация
и развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации
священнослужителей, церковнослужителей и религиозного персонала Русской
Православной Церкви, а также педагогических работников духовных
образовательных организаций Русской Православной Церкви и иных
образовательных организаций высшего образования, учрежденных
религиозными организациями Русской Православной Церкви и
подведомственных Учебному комитету.
Деятельность Учебного комитета направлена на повышение
качества теологического образования в России через
государственно-конфессиональное управление, а также через повышение
квалификации административных кадров, профессорско-преподавательского
состава и совершенствование содержания образования.
В настоящее время в Русской Православной Церкви на территории России действуют 2 Академии (Московская и Санкт-Петербургская), 38 семинарий, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Российский Православный университет святого Иоанна Богослова. Особое место в системе высшего образования Русской Православной Церкви занимает Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Духовное образование выстроено в виде трёхступенчатой системы: бакалавриат - магистратура - аспирантура, которая соответствует нынешней системе светского образования и даёт возможность духовным учебным заведениям находиться в контексте развития высшей школы.
Общее количество обучающихся – около 8 тысяч человек.
На сегодняшний день система духовного образования приведена в соответствие с нормами и требованиями современной системы светского образования. На 1 ноября 2019 г. все духовные учебные заведения имеют лицензию на осуществление образовательной деятельности, 19 учебных заведений - лицензию по направлению ФГОС «Теология», свидетельство о прохождении государственной аккредитации получили 8 учебных заведений. В 8 аккредитовано направление бакалавриата, в 4 – направление и бакалавриата, и магистратуры:
Московская духовная академия (бакалавриат, магистратура).
Санкт-Петербургская духовная академия (бакалавриат, магистратура).
Николо-Угрешская духовная семинария (бакалавриат).
Оренбургская духовная семинария (бакалавриат).
Пензенская духовная семинария (бакалавриат, магистратура).
Саратовская духовная семинария (бакалавриат).
Смоленская духовная семинария (бакалавриат).
Сретенская духовная семинария (бакалавриат, магистратура).
На стадии рассмотрения в Рособрнадзоре находятся документы Нижегородской семинарии (лицензирование программы по направлению Теология (бакалавриат).
В Калужской духовной семинарии прошла аккредитационная экспертиза. Ожидается заключение аккредитующего органа.
Санкт-Петербургская духовная академия подала документы на аккредитацию программы аспирантуры.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНОГО КОМИТЕТА:
контроль качества образования;
лицензирование и аккредитация;
работа сектора теологического образования;
информационная деятельность;
участие в общецерковных мероприятиях.
СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Задача, поставленная Архиерейским Собором, по созданию и внедрению системы дистанционного обучения в высших духовных учебных заведениях, реализуется Учебным комитетом Русской Православной Церкви с 2017 г.
При выполнении проекта поставлены следующие цели:
создание полного комплекта электронных курсов по всем дисциплинам подготовительного отделения и бакалавриата по ФГОС «Теология»;
внедрение системы дистанционного обучения на заочных секторах для повышения качества духовного образования студентов духовных семинарий и академий.
Выполнение задачи началось с создания единой платформы обучения, на которой размещаются онлайн-курсы уровня бакалавриат ФГОС «Теология» и контрольно-измерительные материалы по основным дисциплинам и практикам. Все курсы в системе дистанционного обучения соответствуют Единому учебному плану.
В качестве базового учебного заведения выбрана Московская духовная академия. Для написания электронных курсов по всем предметам привлечены сотрудники профессорско-преподавательской корпорации данной академии.
Создание системы дистанционного обучения дало следующие возможности:
постоянный централизованный мониторинг текущих результатов образовательной деятельности духовных учебных заведений со стороны Учебного комитета;
доступ к качественному духовному образованию слушателям удаленных регионов, полноценное обучение без отрыва от места служения или работы;
качественное улучшение старой заочной системы путем создания современной эффективной системы дистанционного обучения при сохранении очной экзаменационной сессии. Повышение интенсивности преподавания и объема работы студентов с преподавателями.
дистанционный обмен опытом преподавания и наработками в научной сфере теологии между различными образовательными организациями по всем регионам (онлайн конференции и семинары, обмен лучшими электронными курсами).
Процесс обучения проходит по классическим общераспространенным принципам, реализуемым и в светских ВУЗах уже не первый год. В учебном заведении утверждается ответственный по сектору дистанционного обучения. Методисты, преподаватели и студенты сектора заочного обучения проходят обучение по работе с системой. Студент проходит обучение дистанционно: изучаются электронные материалы; на регулярной основе проходят дистанционные консультации с преподавателями; выполняются тесты и различные задания; принимается участие в онлайн-семинарах. Учебные результаты фиксируются в электронных ведомостях. Сессия по части предметов сдается очно.
На сегодняшний день созданы все электронные курсы подготовительного отделения и 1 курса бакалавриата, которые включают более 1200 занятий по 24 дисциплинам, а также 4 практики.
В 2019/2020 учебном году запланировано создание электронных курсов 2 и 3 курса бакалавриата.
Помимо Московской духовной академии к проекту присоединились еще 11 учебных заведений (более 260 студентов). Это Санкт-Петербургская духовная академия, Белгородская, Воронежская, Томская, Хабаровская, Донская, Ставропольская, Екатеринбургская, Барнаульская, Ивановская, Пензенская семинарии.
Во всех этих семинариях можно поступить на заочный сектор обучения с современной эффективной дистанционной системой обучения.
Уже сейчас можно сказать, что развитие данного направления в общецерковном масштабе является новой вехой в истории духовного образования в Русской Православной Церкви.
Учебный комитет под руководством Священноначалия использует современные технологии для достижения главной цели – выпуск из высших духовных учебных заведений пастырей, имеющих высокий уровень образования, которое будет для них твердой опорой в их служении Христовой Церкви и Отечеству.
СИСТЕМА «АНТИПЛАГИАТ»
В соответствии с государственными законами в сфере образования, требованиями к итоговой аттестации на уровне бакалавриата и магистратуры, а также требованиями к выпускным квалификационным работам на заседании Высшего Церковного Совета 11 мая 2017 г. был утвержден общецерковный нормативный документ «Порядок размещения выпускных квалификационных работ обучающихся духовных учебных заведений в электронно-библиотечной системе и проверке на объём заимствований».
Изучив российские системы проверки на заимствования в текстах, Учебный комитет остановил свой выбор на самой популярной общероссийской системе «Антиплагиат.ВУЗ». Системе доверяют более 780 организаций, 3,5 млн пользователей. 85% студентов России учится в вузах, использующих систему «Антиплагиат.ВУЗ». Среди ВУЗов и организаций можно назвать следующие: Министерство образования РФ, МГУ им. М.В. Ломоносова, РАНХИГС, МИФИ, МГИМО, РГГУ, Высшую школу экономики, РУДН, Высшие аттестационные комиссии РФ, Белоруссии и др. стран.
Данная система позволяет:
уменьшить трудозатраты преподавателей и специалистов учебного заведения, избавить от рутинного поиска заимствований в учебных и научных работах;
обеспечить полноценную проверку письменных работ как по внешним источникам, так и по собственной (внутренней) коллекции образовательной организации;
повысить престиж и конкурентоспособность учебного заведения за счет обеспечения высокого уровня подготовки специалистов и качества защищаемых выпускных работ;
исключить списывание, заказы работ на стороне и повысить самостоятельность и ответственность обучающихся при подготовке письменных работ.
Система «Антиплагиат.ВУЗ» располагает, кроме основных баз с 500 миллионов документов по всем областям, не менее 700 тыс. источников (по теологии, религиоведению, истории религии, законодательству в области религии и др.) для проведения полноценных проверок на заимствования. В ходе сотрудничества с компанией-создателем системы создана единая коллекция «Кольцо семинарий» (индекс учебных и научных документов) для осуществления контроля качества на основе всех работ, создаваемых в подведомственных учебных организациях Русской Православной Церкви.
Второй учебный год подряд ВКР всех студентов семинарий и академий проходят проверку в ведущей всероссийской системе проверки «Антиплагиат.ВУЗ».
В каждой академии и семинарии утвержден ответственный за проверку выпускных работ. Проведено обучение по работе с системой.
С 2018\2019 учебного года увеличено количество доступных проверок с 200 до 600 в семинариях, в академиях с 500 до 2000. Курсовые сочинения также могут быть проверены.
В основном положении о проверке ВКР на заимствования утверждены достаточно высокие требования по минимальному объему оригинального текста, соответствующие требованиям ведущих светских вузов:
на уровне бакалавриата 65 %;
на уровне магистратуры 70%.
При обнаружении меньшего процента оригинального текста работа отправляется на переработку, при повторных проверках, в случае если оригинальность не повышается, защита работы отменяется.
В ходе анализа проверок всех работ (1276 ВКР из всех семинарий) в 2018-2019 учебном году в духовных учебных заведениях были следующие результаты по объему оригинального текста в работах:
бакалавриат: 77% - очный сектор, 75% - заочный сектор;
магистратура: 79,8% - очный сектор;
63 работы не допущены к защите (Белгородская ДС - 12, Курская ДС-11, Калужская ДС - 7, Рязанская ДС – 6)
Таким образом проверки на заимствования помогают студентам более тщательно и честно подходить к написанию выпускных работ, что способствует повышению качества последних.
ПРИМЕР ПРОВЕРКИ НА АНТИПЛАГИАТ.
ЦЕНТРЫ ПОДГОТОВКИ ЦЕРКОВНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ.
Основные положения, регламентирующие деятельность центров подготовки церковных специалистов:
Положение о порядке реализации программ по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности, регулирующее условия и порядок организации подготовки приходских специалистов по направлениям церковного служения было утверждено решением Священного Синода от 2 октября 2013 года (Журнал № 102).
Положение о церковном лицензировании и аккредитации образовательных организаций по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности утверждено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 19 июля 2014 года на основании постановления Высшего Церковного Совета от 17 июня 2014 года. Священный Синод на заседании 25 июля 2014 года одобрил решения Высшего Церковного Совета, принятые в первой половине 2014 года (Журнал № 60).
На епархиальном уровне подготовка церковных специалистов может осуществляться на различных площадках - высшие духовные учебные заведения или иные образовательные организации высшего образования, специально созданные центры и иные образовательные организации, учредителями которых являются религиозные организации Русской
Предусмотрены следующие формы реализации программ:
специализированные отделения, создаваемые при духовных образовательных организациях;
совместные образовательные программы с образовательными организациями высшего образования на основе двусторонних договоров;
центры подготовки в епархиальной образовательной системе;
иные формы.
Образовательные организации по подготовке профильных специалистов рассматриваются как неотъемлемая часть единой образовательной системы Русской Православной Церкви.
Ответственным за подготовку церковных специалистов в епархии является епархиальный архиерей.
Епархиальные учреждения, осуществляющие подготовку церковных специалистов, (курсы, духовно-просветительские центры и прочие структуры) должны соответствовать требованиям законодательства РФ, предъявляемым к образовательным организациям (иметь государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности).
Предусмотрена возможность прохождения специалистами обучения в образовательных учреждениях других епархий (по предварительному согласованию с епархией, в которой находится образовательная организация).
На данный момент образовательными организациями реализуются программы по одному или нескольким направлениям:
Катехизическая деятельность;
Миссионерская деятельность;
Молодежная работа;
Социальная деятельность.
Примерные учебные планы, размещенные на сайте Учебного комитета рассчитаны на интенсивный (2,5 года) и регулярный (3,5 года) курсы.
Программы подготовки церковных специалистов включают в себя два учебных цикла.
Цикл «Основы православного вероучения» является общим для подготовки катехизаторов, миссионеров, молодежных и социальных работников.
Вариативный цикл обеспечивает профильную подготовку по направлениям церковного служения.
Образовательные организации самостоятельно составляют и утверждают основные образовательные программы по подготовке специалистов на основе примерных основных образовательных программ, разрабатываемых профильными синодальными учреждениями.
МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПРИ УЧЕБНОМ КОМИТЕТЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Согласно постановлениям Священноначалия, при Учебном комитете Русской Православной Церкви сформирована Межведомственная комиссия, в задачи которой входит проведение церковного лицензирования и аккредитации образовательных организаций по подготовке специалистов по направлениям церковного служения, а также экспертная оценка и контроль над деятельностью образовательных организаций, реализующих программы подготовки церковных специалистов.
Непосредственный контроль над деятельностью епархиальных центров осуществляет при этом епархиальный архиерей.
Председателем Межведомственной комиссии является первый заместитель председателя Учебного комитета – по должности.
В состав Межведомственной комиссии входят также представители Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, Синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви, Синодального отдела по делам молодежи, Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви по представлению их руководителей.
Церковная лицензия (Представление на право осуществления образовательной деятельности по программам подготовки церковных специалистов) подтверждает право организации вести образовательную деятельность по программам подготовки специалистов по одному или нескольким направлениям церковного служения.
Условие выдачи Представления – соответствие требованиям, предъявляемым к материальной, кадровой и учебно-методической базе, прописанным в Положении о церковном лицензировании и аккредитации образовательных организаций по подготовке церковных специалистов.
Иными словами, создание необходимых условий для организации и ведения образовательного процесса.
Свидетельство о церковной аккредитации подтверждает соответствие программ подготовки специалистов, реализуемых образовательной организацией, церковным образовательным стандартам, и дает образовательной организации право выдавать выпускной документ церковного образца.
Условие аккредитации – положительная оценка результата обучения. Экспертной оценке подлежат 20% итоговых квалификационных работ выпускников за последние 2 года (но не менее 5 за каждый год).
Представление действует бессрочно. Свидетельство о церковной аккредитации действует 3 года или 6 лет (по решению Межведомственной комиссии).
Обучение по аккредитованным образовательным программам подготовки церковных специалистов может быть принято во внимание в процессе получения дальнейшего образования в высших духовных учебных заведениях. Для выпускников названных программ при дальнейшем обучении в духовном учебном заведении может быть предусмотрена сокращенная программа с индивидуальной траекторией обучения.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩИЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЦЕРКОВНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
На настоящий момент Межведомственной комиссией при Учебном комитете одобрены 42 заявки образовательных организаций на получение церковного Представления на ведение образовательной деятельности по подготовке церковных специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной работы из 37 епархий. Среди них: 2 духовные академии, 25 духовных семинарий, 5 вузов и 10 образовательных центров.
В 2014 году представления получили 4 образовательные организации;1
В 2015 году – 16 образовательных организаций;2
В 2016 году – 8 образовательных организаций;3
В 2017 году – 11 образовательных организаций;4
В 2018 году – 1 образовательная организация;5
В 2019 году – 2 образовательные организации.6
С 2018 года образовательные организации начали проходить Церковную аккредитацию программ подготовки церковных специалистов. К настоящему моменту ее получили 6 образовательных организаций:
Московская духовная академия – программа подготовки церковных специалистов в области катехизического служения.
Санкт-Петербургская духовная академия – программы подготовки церковных специалистов в области катехизического, миссионерского, молодежного и социального служения.
Московский православный институт святого Иоанна Богослова – программа подготовки церковных специалистов в области миссионерского и катехизического служения, программа подготовки церковных специалистов в области катехизического служения.
Белгородская духовная семинария (с миссионерской направленностью) – программа подготовки церковных специалистов в области миссионерского служения;
Саратовская духовная семинария – программа подготовки церковных специалистов в области катехизического служения.
Частное образовательное учреждение дополнительного образования взрослых «Православные богословские курсы» г. Кемерово – программы подготовки церковных специалистов в области катехизического, миссионерского, молодежного и социального служения.
СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПО ЦЕНТРАМ ПОДГОТОВКИ ЦЕРКОВНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Направления подготовки, выбранные образовательными организациями:
39 образовательных организаций выбрали профиль подготовки Катехизическая деятельность.
31 образовательная организация выбрала профиль подготовки Миссионерская деятельность.
22 образовательные организации выбрали профиль подготовки Молодежная деятельность.
20 образовательных организаций выбрали профиль подготовки Социальная деятельность.
Статистические данные по обучающимся и выпускникам центров подготовки церковных специалистов
2017 – 2018 уч. г. |
2018 – 2019 уч. г. |
|
Количество поступивших на обучение |
1836 чел. |
1312 чел. |
Общее количество обучающихся |
3 372 чел. |
3 409 чел. |
Количество обучающихся на Богословском цикле |
773 чел. |
1 289 чел. |
Количество обучающихся по программе подготовки катехизаторов |
1682 чел. |
1526 чел. |
Количество обучающихся по программе подготовки миссионеров |
448 чел. |
422 чел. |
Количество обучающихся по программе подготовки специалистов по работе с молодежью |
138 чел. |
137 чел. |
Количество обучающихся по программе подготовки специалистов в области социального служения |
249 чел. |
163 чел. |
Общее количество слушателей, направленных на обучение приходами |
1925 чел. |
2 448 чел. |
штатные катехизаторы из числа обучающихся |
241 чел. |
249 чел. |
штатные миссионеры из числа обучающихся |
57 чел. |
68 чел. |
штатные молодежные работники из числа обучающихся |
41 чел. |
31 чел. |
штатные социальные работники из числа обучающихся |
49 чел. |
53 чел. |
Общее количество выпускников 2018 – 2019 учебного года составляет 761 человек.
Из них:
по направлению подготовки катехизаторов – 517 человек,
по направлению подготовки миссионеров – 151 человек,
по направлению подготовки молодежных работников – 31 человек,
по направлению подготовки социальных работников – 62 человека.
Постановление Высшего Церковного Совета 13 июня 2019 г.
На заседании Высшего Церковного Совета 13 июня 2019 г. было принято решение об объединении четырех профилей подготовки церковных специалистов в единый.
Межведомственной комиссии дано поручение:
«к последнему в текущем году заседанию ВЦС подготовить предложения по преобразованию центров подготовки приходских специалистов из четырех профилей в единый с предоставлением соответствующего учебного плана и прочей методической документации. В 2020/21 учебном году набор осуществить по единому учебному плану подготовки приходских специалистов».
Таким образом, студенты, поступившие на обучение в центры подготовки церковных специалистов в 2019/20 учебном году или ранее, могут продолжить обучение по профилю, на который они были зачислены, либо быть переведены на обучение по единому профилю.
Абитуриенты 2020/21 учебного года должны быть зачислены на обучение по единому учебному плану.
Вся методическая и нормативная документация, необходимая для перехода на единый профиль подготовки специалиста в области приходского просвещения, будет разослана в учебные заведения и опубликована на официальном сайте Учебного комитета сразу после ее утверждения Священноначалием.
РАЗРАБОТКА ЕДИНОГО ЦЕРКОВНОГО СТАНДАРТА ПОДГОТОВКИ РЕГЕНТОВ И ИКОНОПИСЦЕВ
Продолжается работа по совершенствованию уровня образовательного процесса в регентских и иконописных отделениях.
Церковный образовательный стандарт подготовки регентов, принятый Священным Синодом в 2017 году, направлен на повышение качества подготовки будущих руководителей церковных хоров.
В 2017/2018 учебном году в апробации стандарта приняли участие 5 регентских отделений: Донской, Екатеринбургской, Кузбасской, Самарской и Пензенской семинарий.
В 2018/2019 учебном году к апробации регентского стандарта присоединились ещё 4 регентских отделения: Воронежской, Казанской, Саранской, Ярославской семинарий.
В соответствии с дорожной картой, утвержденной Священным Синодом, в 2019/2020 учебном году все регентские отделения должны перейти на реализацию церковного стандарта подготовки регентов. После проведенной за предыдущие два года предварительной подготовки в текущем учебном году на обучение по единому регентскому стандарту перешли Барнаульская, Оренбургская, Тобольская семинарии и Московская духовная академия.
МЕРОПРИЯТИЯ УЧЕБНОГО КОМИТЕТА ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ РЕГЕНТОВ
Учебным комитетом систематически проводятся обучающие семинары, направленные на повышение квалификации преподавательского состава регентских отделений.
Всего за 2018 - 2019 гг проведено 7 обучающих мероприятий, в которых приняли участие 152 представителя 22 регентских отделений духовных учебных заведений. Соорганизаторами и базовыми площадками для проведения курсов повышения квалификации стали Санкт-Петербургская Духовная Академия, Екатеринбургская, Пензенская, Самарская духовные семинарии.
В мае 2019 г. в Екатеринбургской митрополии прошел Первый Всероссийский фестиваль среди регентских отделений духовных учебных заведений, посвященный творчеству священника Василия Зиновьева. Мероприятие направлено на повышение профессионального мастерства обучающихся.
Участниками фестиваля стали 225 обучающихся из 9 коллективов. Учебный комитет планирует сделать фестиваль традиционным с периодичностью его проведения 1 раз в 2 года. Проведение II Всероссийского фестиваля среди регентских отделений духовных учебных заведений планируется провести в мае 2021 года в Саранске.
Рабочей группой по регентскому образованию, возглавляемой проректором по культуре, деканом факультета церковных искусств Санкт-Петербургской Духовной Академии Еленой Михайловной Гундяевой, проводятся мероприятия по оценке качества образования в регентских отделениях. По результатам данных мероприятий Свидетельство о профессионально-общественной (церковной) аккредитации получили Пензенская и Екатеринбургская духовные семинарии.
В текущем 2019/2020 учебном году по программам подготовки регентов в 22 регентских отделениях обучается 471 студент(ка), что на 98 человек больше предыдущего учебного года.
В ноябре 2018 года Пензенская духовная семинария собрала у себя представителей всех регентских отделений и стала площадкой для разработки стандартов подготовки певчих и псаломщиков. Стандарты были одобрены на секции по регентскому образованию, прошедшей в рамках Международных рождественских чтений в январе 2019 года и направлены в духовные учебные заведения. Реализовывать данные стандарты могут все желающие духовные учебные заведения, а также центры подготовки приходских специалистов.
С 2019/2020 учебного года программы подготовки певчих реализуются в Вологодской, Екатеринбургской, Казанской, Самарской, Саранской, Пензенской, Пермской Тамбовской духовных семинариях. Программа подготовки псаломщиков - в Самарской духовной семинарии.
РАЗРАБОТКА СТАНДАРТА ПОДГОТОВКИ ИКОНОПИСЦЕВ
Важным направлением деятельности духовных учебных заведений является реализация программ подготовки иконописцев. В текущем 2019/2020 учебном году такие программы реализуются в 13 иконописных отделениях, в которых обучаются 350 студентов.
На сегодняшний день продолжается разработка церковного стандарта иконописцев. Рабочая группа по иконописному стандарту возглавляется Гундяевой Еленой Михайловной. За основу положен опыт иконописного отделения Московской духовной академии. Разработка, обсуждение и утверждение церковного стандарта подготовки иконописцев запланированы на 2020 учебный год; апробацию стандарта планируется начать с 2020/2021 учебного года.
Более детально перспективы развития регентского и иконописного образования будут проанализированы на секциях Международных Рождественских Чтений в январе 2020 года, которые пройдут на базе Учебного комитета. Пользуясь случаем приглашаем всех заинтересованных специалистов принять активное участие.
ОБЪЕДИНЕНЫЙ ДОКТОРСКИЙ СОВЕТ
30 января 2019 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла создан Объединенный докторский диссертационный совет на базе Московской, Санкт-Петербургской и Минской духовных академий.
Объединенный докторский диссертационный совет является вторым по времени создания докторским советом в Русской Православной Церкви после Общецерковного докторского диссертационного совета, который был утвержден в 2011 году решением Святейшего Патриарха как общий совет для всех научно-академических учреждений Русской Православной Церкви. Общецерковный совет действует на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры.
В совет первоначально вошло 27 членов из Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Казани, Самары, Пензы, Коломны, Венеции (Италия).
Его задача – стимулировать написание докторских диссертаций повысить количество остепененных преподавателей, в особенности, имеющих докторскую степень.
18 марта 2019 года утверждено Положение об Объединенном докторском диссертационном совете Московской духовной академии, Санкт-Петербургской духовной академии и Минской духовной академии.
Настоящее Положение определяет порядок учреждения и организации работы Объединенного докторского диссертационного совета Московской духовной академии, Санкт-Петербургской духовной академии и Минской духовной академии.
В Положении прописаны требования к кандидатам в состав Академического докторского диссертационного совета; критерии, которым должны отвечать диссертации на соискание учёных степеней доктора богословия, доктора церковной истории и доктора церковного права и требования к их оформлению; порядок закрепления тем диссертаций и назначения научных консультантов; порядок представления и защиты диссертаций, присуждения учёных степеней доктора богословия, доктора церковной истории, доктора церковного права и их утверждения; порядок рассмотрения диссертаций, направленных на дополнительное заключение; порядок лишения учёных степеней; порядок приостановки, возобновления и прекращения деятельности Академического докторского диссертационного совета.
4 апреля 2019 года Святейший Патриарх утвердил состав руководства совета. Председателем совета был назначен ректор Минской духовной академии архимандрит Сергий, заместителем председателя — Денис Владимирович Макаров. Также был назначен секретарь совета — Павел Кириллович Доброцветов.
Также 4 апреля 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Своей резолюцией ввёл в состав Объединенного докторского диссертационного совета трёх докторов богословия.
В состав Объединенного докторского диссертационного совета Московской, Санкт-Петербургской и Минской духовных академий вошли протоиерей Алексей Ястребов, протоиерей Вадим Суворов, иеромонах Тимофей (Ясеницкий).
4 июня 2019 года в Учебном комитете Русской Православной Церкви прошло первое заседание Объединенного докторского диссертационного совета Московской, Санкт-Петербургской и Минской духовных академий.
В заседании совета, которое возглавил председатель совета архимандрит Сергий (Акимов), ректор Минской духовной академии, профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, приняли участие председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов и проректор по научно-богословской работе Московской духовной академии протоиерей Александр Задорнов.
По итогам продолжительной и обстоятельной дискуссии совет принял решение о закреплении за соискателями 9 тем докторских диссертаций.
25 сентября 2019 года в Санкт-Петербургской духовной академии прошло второе заседание Объединенного докторского диссертационного совета Московской, Санкт-Петербургской и Минской духовных академий.
В результате активной научной дискуссии было утверждено 5 тем докторских диссертаций.