В Англии он:
1) был затянут более чем на полвека невызревшей потребностью в изменении веры, переходами от католицизма в англиканство, обратно и снова в англиканство;
2) сопровождался преследованием поочередно протестантов, затем католиков, затем протестантов, затем католиков, что подрывало доверие к религиозным институтам в целом и препятствовало открытому выражению своей позиции по вопросам веры;
3) оказался сложной смесью не только католического и протестантского вероучений, но и неустойчивого баланса оригинальных лютеровских идей и все возрастающего, а потом и господствующего влияния реформированной церкви (кальвинизма).
Все эти процессы глубоко вошли в ткань английской драмы, интерпретировать которую невозможно без соотнесения содержания конкретной пьесы с ее датировкой (где сдвиг на один год может полностью менять восприятие сказанного), именем заказчика, интенциями автора(ов), его/их вероисповеданием и т. д. Игнорирование религиозных контекстов пьесы лишает современного читателя не только нюансов смысла, но, во многих случаях, и основной идеи.
Не удивительно, что именно в XVI‒XVII веках религиозные идеи развиваются чрезвычайно быстро и взаимодействуют с целым спектром важных категорий сознания. Образ дьявола в пьесе 1621 года «Ведьма из Эдмонтона» (The Witch of Edmonton) демонстрирует, с одной стороны, определенный итог его развития в культуре Средневековья, сопряженного со степенью увлеченности антропоморфными и аллегорическими формами, с идеей зла и разработкой демонологической системы, с другой стороны, указывает на вектор развития социальной английской мысли, воплощенной вскоре в «Левиафане» Т. Гоббса, новые ассоциативные связи, построенные между идеями добра и зла, цвета и пяти чувств, а также качественный пересмотр сотериологического комплекса (концепций предопределения, проклятия, покаяния, искупления, прощения, спасения). Привлекается материал других елизаветинских и яковианских пьес.
Время: 15 февраля, 18:00-20:30
Адрес: Лихов пер., 6, ауд. 101.
Источник: ПСТГУ / Учебный комитет