28 января Учебный комитет проведет три мероприятия Рождественских чтений в Московской духовной академии

11.00-14.00 пройдет конференция «Лавра Преподобного Сергия и традиция духовного образования Русской Православной Церкви», которая будет включать в себя пленарное заседание и две секции: «Традиции духовного образования в Лавре преподобного Сергия» и  «Взаимодействие систем светского и религиозного образования».

15.00 -17.00 будет организован круглый стол «Почитание новомучеников и исповедников Церкви Русской в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви» (см. пресс-релиз).

17.—18.00 состоится презентация проекта «Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России и его время», монография иерея Димитрия Сафонова.

В мероприятиях, которые пройдут под руководством ректора Московской духовной академии, председателя Учебного комитета архиепископа Верейского Евгения, примут участие представители духовных учебных заведений Русской Православной Церкви.

***

Проректор по научно-богословской работе Московской духовной академии протоиерей Александр Задорнов ответил на вопросы портала Учебного комитета о предстоящем мероприятии:

- Преимущества очевидны – многие вещи, мешающие сосредоточению, остаются за лаврскими стенами. Для тех, кто умеет это ценить, пребывание в обители преподобного Сергия – возможность самодисциплины, вычищения из себя сиюминутного и сосредоточение на необходимом. Даже начало любого научного размышления – отстранение, “редукция”, воздержание от поспешного суждения. Тем более это необходимо для тех, кто готовится к церковному служению.

- Во-первых, “спор старых и новых” – постоянный феномен  европейской культуры, в том числе – культуры образования. Вопрос, скорее, в цели и средствах её достижения. Люди Возрождения в XV веке считали идеалом античность, и даже два века спустя Французской академии казалась кощунством сама мысль о том, что современники могут в чем-то превзойти древность. Когда очарование мифа о Золотом веке уходило, становилось очевидным, что цели могут достигаться и с помощью новых методов, встречаемых первоначально в штыки. Во-вторых, я не разделяю опасений по поводу самих перемен – все-таки они касаются более “технической” стороны, а не сути образовательного процесса. Ведь при самой великолепной технической и финансовой оснащенности ВУЗа никто не даст гарантии получения достойного результата на выходе – без наличия внутренней мотивации как у студента, так и преподавателя. А это возвращает нас к теме “научного аскетизма” в обители, где аскетика – наука наук и искусство искусств.

-Интерес здесь может быть только взаимным. Мы любим вспоминать времена, когда в позапрошлом веке для изучения философии (особенно после ликвидации философских факультетов в университетах) ездили в Московскую духовную академию к протоиерею Феодору Голубинскому, а европейские востоковеды наведывались для консультаций к Болотову в Петербургскую академию. И наоборот, в конце прошлого века дефицит преподавателей светских гуманитарных дисциплин в духовных школах преодолевался с помощью “варягов” из университетской среды. Но для того, чтобы этот взаимный интерес не угас, требуется лишь одно – создание и поддержка настоящей научной школы, то есть как раз той присно обновляемой традиции, способной плодоносить при любых условиях.