МДА приглашает принять участие в научной конференции, посвященной творчеству художника В.И. Соколова

21 октября 2024 года Музей христианского искусства Московской духовной академии проведет в очно-дистанционном формате научную конференцию «Год В.И. Соколова в Музее христианского искусства. Задачи, открытия, перспективы». Конференция состоится в Елизаветинском зале Академии. 

dsc_3846-66gugqxs63rpfkbft1cet5cn8a.jpg

На конференции выступления и дискуссию предполагается строить по основным направлениям, связанным с изучением творчества В.И. Соколова:

  • живопись;
  • графика;
  • декоративно-прикладное искусство. 

Также приветствуются исследования, связанные с людьми, окружавшими В.И. Соколова в разные периоды его жизни (учителя, коллеги, друзья, ученики, корреспонденты), и с изучением биографии художника. На конференции будет представлена электронная версия каталога выставки,  который выйдет в печать в начале 2025 года. Приглашаем к участию сотрудников научных и церковных организаций, культурных учреждений, студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений.

Регламент выступления — 15 минут.

Желающие принять участие в работе конференции могут прислать в оргкомитет конференции названия своих докладов, а также сведения о себе (Ф.И.О., место работы, академический статус или должность, контактные данные: e-mail и телефон).

Заявки принимаются до 14 октября 2024 года включительно.

Просим направлять заявки члену оргкомитета конференции 

Дмитрию Александровичу Поликарпову по адресу: dpolikarpov2014@mail.ru.

Справка:

5 февраля 2024 года в Музее христианского искусства Московской духовной академии состоялось торжественное открытие выставки «Владимир Соколов. Возвращение» — первого этапа проекта «Год В.И. Соколова в Музее христианского искусства», который завершится в 2025 году.

Владимир Иванович Соколов (1872–1946) — русский живописец, график и художник декоративно-прикладного искусства. Яркий представитель московской школы живописи. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у В.Д. Поленова и В.В. Переплетчикова. Активно участвовал в выставках с 1894 года. С 1916 член Товарищества передвижных художественных выставок. Знакомство с И.И. Левитаном в беседах, просмотрах работ друг друга дало возможность и учебы, и дружбы с именитым пейзажистом с середины 1890-х годов и до кончины знаменитого мастера. По приглашению С.П. Дягилева в 1898 году Соколов участвовал в выставке русских и финляндских художников в музее барона А.Л. Штиглица в Санкт-Петербурге, первом программном выступлении объединения «Мир искусства». В 1903 году состоялся переезд в Сергиев Посад, где под попечительством С.Т. Морозова молодой художник руководил художественно-столярной и резной по дереву мастерской. Подобно Е.Д. Поленовой в Абрамцеве и С.В. Малютину в Талашкине, Соколов определил лицо изделий сергиево-посадских столярных мастерских на несколько десятилетий, создав знаменитый соколовский стиль росписи по дереву с выжиганием  контура. С 1910-х годов регулярно участвовал в выставках графики. Автор альбома цветных автолитографий «Сергиев Посад» (1916), альбомов линогравюр «Усадьбы» (1917), «Сергиев» (1921) и «Ростов Великий» (1925). В сотнях рисунков с натуры запечатлел исторический облик старинных русских городов. 

Персональные выставки состоялись в Москве в 1939 и 1948 годах (посмертная). Работы представлены в собраниях Государственной Третьяковской галереи и многих российских региональных музеев,  частных коллекциях Москвы, Санкт-Петербурга, Сергиева Посада. Проект «Год Соколова в Музее христианского искусства» состоит из трех этапов. В первой экспозиции были собраны произведения, созданные с начала 1890-х до 1917 года — во время, когда складывались художественные пристрастия, охватывающие живопись и  графику, когда произошло знакомство с графическими печатными техниками. Задача второй части проекта — проследить и показать основные мотивы творчества мастера, связывающие его с лучшими традициями русской школы изобразительного искусства. «Волга», «Старинные русские города», «Усадьбы», «Мотивы пейзажа», «Великая Отечественная война», «Книжная иллюстрация» — таковы основные разделы второй выставки. Третий этап посвящен Соколову и художникам его круга, таким как И.И. Левитан, Ап.М. Васнецов, В.А. Серов, С.А. Коровин, В.В. Переплетчиков.

Экспозиция уникальна тем, что она почти целиком составлена из произведений, хранящихся в частных собраниях. Многие работы зрители видят впервые. Как, например, найденное в 2024 году полотно «Караван на Волге» — масштабная живописная работа, завершенная художником всего за несколько месяцев до кончины. 

Источник: МДА