ФОРУМЫ

Страницы: Пред. 1 ... 17 18 19 20 21 ... 45 След.
Источники, Книги, статьи, ссылки на публикации в интернете
 
В журнале «Философия религии» вышла статья о богословии Анри де Любака

В журнале «Философия религии» вышла статья о богословии Анри де Любака
Петр Михайлов. Анри де Любак в богословских дискуссиях о религиозном и религии на Втором Ватиканском Соборе. Философия религии №1, 2020г.
Петр Борисович Михайлов кандидат философских наук, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет,
В статье исследуется индивидуальный вклад в учение Второго Ватиканского Собора Римско-католической церкви (1962‒1965) одного из выдающихся французских богословов XX в. – кардинала Анри де Любака (1896‒1991). Очерчивается траектория его жизни, освещается новейшая зарубежная историография, предпринимается сравнение с вкладом других участников, оценивается герменевтический потенциал теологических разработок главного героя и приводится заключительная характеристика его отношения к искусственной оппозиции между историческим христианством и христианством в современном мире. Вопрос о теологическом релятивизме и религиозном плюрализме поднимается в связи с историей, известной как «фурвьерское дело» (энциклика Humani generis, 1950), имевшее тяжелые последствия в судьбе де Любака и его единомышленников; показывается связь в постановке под вопрос господствовавшей до середины века системой неосхоластики, закрепленной папской энцикликой Aeterni Patris (1879). Поводом для уточнения вопроса о предполагаемых границах сотериологии стала концепция об имплицитном христианстве (Э. Схиллебекс), на которую де Любак отвечает, опираясь на переосмысление доктрины о сверхприродном Фомы Аквинского. Она же позволяет ему формулировать христоцентрическое понимание природы религии как таковой и на этом же основании предложить ответ на вопрос о критерии истины, сформулированном как принцип религиозного обращения.

Текст статьи доступен на странице журнала
 
В Объединенном диссертационном совете по теологии прошли первые дистанционные защиты

После вынужденного перерыва, связанного с распространением короновирусной инфекции, возобновились заседания Объединенного диссертационного совета по теологии (Д 999.213.04.), созданного на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
19 ноября 2020 года состоялось очередное заседание совета, которое впервые в истории ОЦАД прошло в дистанционном режиме. Заседание проходило в актовом зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры под председательством ректора ОЦАД митрополита Волоколамского Илариона. В соответствии с правилами проведения дистанционных защит, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования № 743 от 22 июня с.г. «Об особенностях порядка организации работы советов по защите диссертаций», в зале заседания присутствовал ограниченный круг лиц: митрополит Волокаламский Иларион — председатель, А.В. Ситников — заместитель председателя, протоиерей Алексий Марченко — ученый секретарь, члены совета Д.В. Шмонин, А.А. Кострюков, К.М. Антонов, Д.М. Володихин. Остальные члены совета принимали участие в заседании дистанционно.
В ходе заседания состоялись две защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата теологии. Кроме этого, одна кандидатская диссертация была принята к защите, две кандидатские диссертации приняты к предварительному рассмотрению.
Первым защищался иерей Евгений Агеев, написавший диссертацию на тему «Церковная жизнь в условиях гонений на материалах Хоперского и Усть-Медведицкого округов в 1917-1930 гг.». Официальными оппонентами выступили: Л.А. Лыкова, доктор исторических наук, главный специалист Российского государственного архива социально-политической истории; А.В. Шадрина, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Южного научного центра Российской академии наук. В качестве ведущей организации выступил Тверской государственный университет. На автореферат диссертации и диссертационное исследование также поступили три положительных отзыва.
Вторым защищался Е.В. Паламаренко, диссертация «Деятельность Русской духовной миссии в Иерусалиме в 1948-1967 годы». Официальными оппонентами выступили: А.В. Крылов, доктор исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра ближневосточных исследований при Институте международных исследований МГИМО МИД России; А.А. Корнилов, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой зарубежного регионоведения и локальной истории Института международных отношений и мировой истории Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. В качестве ведущей организации выступил Институт всеобщей истории РАН. На автореферат диссертации и диссертационное исследование поступили четыре положительных отзыва.
Диссертационный совет принял решение присудить иерею Евгению Агееву и Е.В. Паламаренко ученую степень кандидата теологии.

Пресс-служба ОЦАД
 
Вышел в свет третий номер журнала «Вопросы теологии» за 2020 год

Вышел в свет третий номер журнала «Вопросы теологии» за 2020 год. Следуя одной из своих основных задач — раскрывать внутреннюю многогранность теологии, а также ее включенность в общий контекст гуманитарного знания, — журнал представляет несколько очень разных публикаций, принадлежащих к разным дисциплинарным полям единой теологической науки.
Открывается номер публикацией англоязычной статьи «Преображение Моисея и Еноха на небесах и адамическое состояние» («Transfiguration of Moses and Enoch on heaven and the Adamic condition»). Ее автор — Томас Гарсиа Уидобро (Папская коллегия Руссикум, Рим, Италия), известный исследователь ветхозаветных апокрифов, член Общества Иисуса и бывший ректор московского Института философии, теологии и истории св. Фомы. В этой работе исследуется и подвергается сравнительному анализу семантика рассказа о преображении Моисея и повествования Второй книги Еноха.
Следующая тема номера — осмысление простоты и множественности в Боге в тринитарной теологии латинского Средневековья. Эта тема рассматривается в статье Г.В. Вдовиной «Гервей Наталис и его полемика с ранними скотистами о формальностях и формальном различии в Боге». Гервей Наталис (ок. 1260 — 1323) — выдающийся доминиканский схоласт первой четверти XIV в., значение которого для рациональной теологии латинского Запада только сейчас начинает осознаваться в полной мере. За статьей следует перевод с латыни важного текста Гервея, разъясняющего позицию доминиканских теологов по данной теме и опровергающего доводы францисканцев — последователей Дунса Скота в защиту соответствующего францисканского учения. Перевод публикуется под заглавием: «Имеются ли в Боге реально различные формальности, или Нечто формально различное из природы вещи». Это первый комментированный перевод латинского текста Гервея на новоевропейский язык.
Продолжает номер исследование Константина Плауля (Университет им. Мартина Лютера, Галле, Германия) «Фундаментализм и проблема идентичности: социально-психологические заметки с точки зрения теолога». Оно показывает включенность теологических исследований в осмысление проблем современного мира, в том числе в проблему конструирования специфической идентичности представителями фундаментализма в его религиозных и нерелигиозных вариантах.
Статья иеродиакона Ярослава (Очканова) (Общецерковная аспирантура и докторантура, Москва) «Интенсификация взаимосвязей между Русской православной и Англиканской церквами во второй половине 1890-х годов» посвящена вопросам межконфессионального диалога и взаимовлияния богословских традиций, в частности, развития англиканской сакраментологии в контексте дискуссий между богословами двух традиций.
В статье Е.Е. Несмеянова (Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону) «Теологический вопрос в философской перспективе: теория лжи Н.А. Бердяева» на одном из ярких примеров — построении Н.А. Бердяевым «трагической теодицеи» — демонстрируется пограничный характер религиозно-философского и теологического дискурсов в отечественной мысли.
Далее следуют работы Т.С. Оленич (Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону) «Сектанты Приазовья и органы власти Российской империи: несостоявшийся компромисс в ХІХ веке» и Т.Г. Человенко (Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева,) «Образовательная программа по университетской теологии: теоретико-методологические особенности и педагогические условия реализации».
Завершает номер публикация беседы члена редколлегии журнала, ведущего редактора научной периодики ОЦАД А.И. Кырлежева с известным российским филологом-библеистом М.Г. Селезневым (НИУ «Высшая школа экономики», Москва). В материале, озаглавленном «Библеистика как современная научная дисциплина и ее связь с теологией», собеседники обсуждают истоки библеистики, ее становление и развитие в контексте историко-филологического знания. Особое внимание уделено характеру взаимоотношений работающих в этой сфере ученых с библейским и догматическим богословием (систематической теологией): роли религиозно-конфессиональных традиций в библейских исследованиях, точкам пересечений, специфике задач.

Пресс-служба ОЦАД
Страницы: Пред. 1 ... 17 18 19 20 21 ... 45 След.