Методическая поддержка
lorem ДЕКАБРЬ 2000 lorem
пн вт ср чт пт сб вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30

Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе 2000 года

 

«…Вы вкусили, что благ Господь. Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом»
(1 Пет. 2:3-5)
 

 

VIII. Богословское образование

Воспитание будущих клириков и подготовка их к церковному служению есть дело особой значимости. Состояние Русской Православной Церкви в новом веке во многом зависит от того, какими станут наши пастыри, чему они будут учить людей, какой пример подадут прихожанам. А духовный, нравственный и интеллектуальный уровень священнослужителя во многом определяется духовной школой. Потому на преподавателях богословских учебных заведений лежит особая ответственность. Она многократно возрастает в дни, когда общество требует от священнослужителя гораздо большего, чем только способности без ошибок совершить богослужение и произнести проповедь. Еще недавно круг деятельности священника ограничивался стенами храма, а Церковь была искусственно отсечена от жизни народа. Ныне ситуация радикальным образом изменилась. Священник стал общественной фигурой, его приглашают на радио и телевидение, в тюрьмы и воинские части, он выступает в средствах массовой информации, встречается с людьми разных профессий, различного интеллектуального уровня. Сегодня от пастыря требуется, помимо высокой нравственности, безупречной честности и истинно православной духовности, еще и способность говорить языком современного человека, помогать в разрешении самых сложных проблем, которые ставит перед верующими современная действительность. Священнослужитель должен обладать широким кругозором, глубокими познаниями в разных областях, способностью вникнуть даже в те вопросы, которые выходят за рамки его «профессиональных» интересов и обязанностей. Только тогда он сможет для всех сделаться всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9:22). В соответствии с этими требованиями увеличивается и значение богословских школ: они призваны стать подлинными очагами духовной культуры, где будущие пастыри соприкасались бы с православным Преданием во всем его многообразии. Прошло то время, когда главной задачей духовных учебных заведений было подготовить как можно большее число священнослужителей в максимально сжатые сроки. Дефицит кадров и сейчас ощущается в Русской Православной Церкви, но нам необходимо не просто заполнение существующих вакансий: нужны люди, способные на высоком духовном, нравственном и интеллектуальном уровне выполнять миссию, возлагаемую на них Церковью.

Во исполнение определения Архиерейского Собора 1994 года Учебным Комитетом была выработана концепция новой системы богословского образования, одобренная Священным Синодом. Суть этой концепции заключается в том, что духовная семинария, предназначенная главным образом для подготовки пастырей, преобразуется в пятилетнее высшее учебное заведение, выпускники которого будут получать диплом бакалавра. Духовная же академия становится местом подготовки богословов, преподавательских кадров, ответственных церковных работников, а потому приобретает специализированный характер. Выпускники духовных академий после защиты соответствующих диссертаций будут получать дипломы кандидата (магистра) богословия. Некоторые духовные школы уже приступили к переходу на новую систему организации образования. Впрочем, нельзя забывать, что само по себе продление четырехлетнего семинарского образования на один год не превратит семинарию из среднего учебного заведения в высшее, если не будут приняты меры по радикальному улучшению качества преподавания. Точно так же и сокращение срока обучения в духовной академии не придаст ей характер подлинного научного центра, если не будут задействованы дополнительные научные резервы, не будут привлечены новые преподавательские кадры (в том числе и специалисты из светских высших учебных заведений), не будут созданы новые учебные пособия, отвечающие современным требованиям. Представляется целесообразным в некоторых случаях направлять выпускников и молодых преподавателей духовных школ на стажировку в светские учебные заведения, а также в зарубежные университеты и институты. Нашей богословской науке необходимо преодолеть последствия долгих лет изоляции от общества, светской науки и остального мира. Сегодня нам необходимо изучить и критически осмыслить развитие богословия в ХХ веке за рубежом, особенно в области библеистики, патристики, церковной истории, литургики, христианской философии. Нужен новый подход не только к программам, но и к самому учебному процессу. Задача преподавателя заключается отнюдь не в том, чтобы сообщить учащимся некоторое количество сведений по тому или иному предмету. Студентов следует обучать методу научного исследования, прививать навык самостоятельной работы с источниками. Необходимо поощрять инициативу, способствовать тому, чтобы научный потенциал каждого студента мог под руководством опытных наставников максимально раскрыться. Духовная школа является местом, где осуществляется не только образование, но и воспитание. Поэтому каждый преподаватель академии, семинарии, духовного училища должен являть живой пример православной церковности. Студенту необходим опыт человеческого общения с людьми, способными не только преподать ему знания по академическим дисциплинам, но и выслушать, понять, оказать духовную поддержку. Профессорско-преподавательский состав духовной школы не должен превращаться в замкнутую «корпорацию», далекую от нужд и чаяний студентов. Только в том случае, если преподаватели будут пользоваться любовью и доверием учащихся, духовная школа станет единой семьей, «малой церковью», где в души будущих пастырей закладываются основы подлинной человечности и церковности.

Следует обратить особое внимание на сокращение числа выпускников духовных школ, принимающих священный сан. Это говорит о воспитательских упущениях, о том, что учащимся недостаточно прививают любовь к богослужению, к пастырскому деланию. Необходимо озаботиться повышением воспитательного уровня духовных учебных заведений. Число их сегодня, наверное, может быть признано достаточным, и пришла пора серьезно озаботиться качеством. В связи с этим Священный Синод на одном из последних заседаний поручил Учебному комитету провести инспекционные проверки духовных школ, по результатам которых будем судить о реальном соответствии или несоответствии той или иной школы ее названию и статусу.

Хотелось бы обратить внимание на удачный опыт создания Православного Свято-Тихоновского богословского института, готовящего кандидатов в клир, богословов, преподавателей, специалистов в области пения и других видов церковного искусства. Институт имеет ряд филиалов в епархиях нашей Церкви. Полагаю, что этот опыт нужно развивать и совершенствовать. Проведена немалая работа по подготовке проекта преподавания богословия в системе светского образования и выработке государственного стандарта по специальности «теология». Программа по этой специальности должна быть построена таким образом, чтобы не только давать учащимся сумму сведений по истории религии, но и помогать им приобщиться к сокровищнице богословского предания, к богатству православной духовности, ко всему тому, чем живет сегодня Русская Православная Церковь. Надеюсь, что внедрение в систему светского высшего образования специальности «теология» откроет возможность для организации богословских факультетов в высших учебных заведениях.

Полный текст см.: http://www.patriarchia.ru/db/text/421863.html