Организаторами конференции выступают Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ), Московская духовная академия (МДА), Фонд Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного (ФАП) и Центр национальной славы (ЦНС) при участии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ) и Института философии РАН.
Предыстория конференции восходит к началу 60-х годов. Тогда под председательством первого директора ОИЯИ академика Д.И. Блохинцева в Дубне начали регулярно проводиться встречи философов и физиков для обсуждения основных онтологических вопросов.Когда в этих встречах стало возможно участие представителей религии, традицию встреч продолжила конференция «Наука. Философия. Религия». Инициаторами первой конференции, состоявшейся в 1990 году, стали профессора ОИЯИ В.Н. Первушин и В.А. Никитин.
В 90-х гг. в Дубне прошло 10 конференций:
1. Понятие истины в науке и религии - 1990 г.
2. Смысл человеческой жизни - 1991 г.
3. Познание духовного мира - 1992 г.
4. Пределы знания в науке и религии - 1993 г.
5. Наука в христианском мире - 1994 г.
6. Наука и христианство в современном мировоззрении - 1995г.
7. Происхождение и смысл жизни - 1996 г.
8. Наука, технология, человек - 1997 г.
9. Эсхатология - 1998 г.
10. Наука и теология на рубеже третьего тысячелетия - 1999 г.
После семилетнего перерыва в 2007 году, по инициативе Фонда апостола Андрея Первозванного и Центра национальной славы, работа конференции была возобновлена. Тема XI-ой конференции — «Культура и свобода» (2007 г.), XII-ой — «Наука и Православие в контексте современного образования» (2008 г.).
Основной целью конференции является налаживание конструктивного диалога между наукой, философией и богословием, а также экспертная оценка наиболее актуальных проблем современного мира, исходящая из научных, философских и религиозных представлений.
Конференция открылась выступлениями членов президиума, прозвучал призыв к собиранию здоровых сил общества для выработки комплексного подхода к решению проблем современности.
На конференции были озвучены следующие доклады:
«Прогресс биотехнологий и концепции постчеловеческого будущего» - Юдин Борис Григорьевич, зав. отделом комплексных проблем изучения человека ИФ РАН, директор Центра биоэтики Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, представитель России в Руководящем комитете по биоэтике Совета Европы, чл.-корр. РАН, док. филос. н., проф.
С развитием биомедицинских технологий вопрос «что есть человек?» переходит из сферы теоретической в повседневную жизнь. Биомедицинские технологии начинают вмешиваться и контролировать процессы, за гранью которых человек уже не может называться таковым. Возникают такие проблемы как искусственное поддержание жизни, статус эмбриональных стволовых клеток, пренатальной (предродовой) диагностики и ее использования для «селекции» рождающихся детей, трансплантации человеку органов животных, внедрения в тело человека чипов и другие. Всякая биомедицинская технология начинается с поиска терапевтических возможностей, а заканчивается поиском возможности «улучшения» человека, создания «трансчеловека», «постчеловека». Человечество в эпоху новых технологий обречено на поиск границ самоопределения человека.
«О некоторых нерешенных вопросах, поставленных перед человеком современной молекулярной биомедициной» - Соболев Александр Сергеевич, зав. лабораторией молекулярной генетики внутриклеточного транспорта Института биологии гена РАН, проф. каф. биофизики биологического факультета МГУ, док. биол. наук.
Докладчик поставил нерешенные до сих пор проблемы молекулярной биомедицины. Так, было показано, что аборт не всегда вызван волевым решением человека. Науке известны спонтанные и самопроизвольные аборты, вызванные генетическими дефектами эмбрионов. Далее, была поставлена биомедицинская проблема - какие конкретные генетические заболевания будущего ребенка могут быть выявлены на стадии пренатальной диагностики? Наконец, богословские вопросы: в какой момент происходит одушевление эмбриона, и может ли быть оправдан с религиозной точки зрения аборт по медицинским показаниям (например, если точно известно, что ребенок родится с синдромом Дауна или другим тяжким генетическим заболеванием, несовместимым с жизнью)? Были также озвучены конкретные предложения - организовать Ученый совет при Синодальной Библейско-Богословской комиссии, имеющей в составе специалистов-биологов. Студентам-богословам было предложено активнее избирать темы своих диссертаций из областей богословия, составляющих основы православной биоэтики.
«Каков онтологический статус "человека"? Три возможных ответа» - Павленко Андреи Николаевич, ведущий научный сотрудник отдела «Философия науки» ИФ РАН, профессор философского факультета МГУ, док. филос. наук.
А. Н. Павленко предложил три имеющих место варианта решения онтологического статуса человека. Космологический статус человека связан с теорией эволюционирующей Вселенной, которая повлекла за собой возникновение концепции «антропного космологического признака» (АКП). Это признак имеет две формулировки. Слабый АКП фиксирует совпадение характеристик наблюдателя (человека) и Вселенной. Сильный АКП утверждает, что цель существования Вселенной – человек (наблюдатель). Существует также теория инфляционной Вселенной, утверждающей двухстадийность происхождения Вселенной: увеличение объема и появление вещества. Эта теория повлекла создание принципа «генетического подобия человека и Вселенной», предполагающего подобие космогенеза и антропогенеза. Инфляционная стадия развития Вселенной (увеличение объема) соответствует пренатальной стадии развития человека, а эволюционная стадия (появление вещества) – постнатальной (послеродовой) стадии развития человека. Такой подход утверждает равноценность пренатальной стадии развития человека постнатальной, что решает многие биоэтические проблемы. Метафизический статус человека восходит к Декарту с его известной формулой «Я мыслю, следовательно, Я существую». Это энтимема, которая может пониматься по-разному. В современной культуре эта фраза обычно понимается как тождество мыслящего и существующего в отношении человека, что ведет к исключению из понятия человек людей, в силу тех или иных причин лишенных способности мыслить (плод во чреве матери, человек без сознания и других). Биоэтический статус человека предполагает разные формулировки, но не дает единой возможности определения человека.
«Этико-правовые проблемы применения новейших биомедицинских технологий» - Силуянова Ирина Васильевна, зав. каф. биомедицинской этики, Российский государственный медицинский университет Росздрава (Москва), док. филос. наук.
В докладе была показана недостаточность понимания человека как самодетерминирующего существа, рассмотрены конкретные примеры применения биомедицинских технологий: эмбриональные стволовые клетки, экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО), клонирование, генная инженерия. Проведена интересная попытка сравнения акта творения человека Богом и акта создания человеком человека, выявлено несоответствие последнего божественному замыслу о человеке. Тогда как «консервативная» точка зрения по вопросам биомедицинской этики основывается на достоинстве человека и уникальности личности, «либеральная» считает достаточным критерий практической целесообразности. Докладчик выразила обеспокоенность попыткой снижения уровня морально-этической подготовки студентов медицинских и фармацевтических ВУЗов.
«Биотехнологнческие предпосылки сексуальной революции XXI века» - Тищенко Павел Дмитриевич, заведующий сектором гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН; проф. философского факультета МГУ; док. филос. наук.
Автор предложил метод комплексной гуманитарной экспертизы биотехнологических реформаций. Сегодня в человечестве произошло изменение статуса линии – «естественное» - «неестественное». Сексуальность человека разделилась на два якобы независимых аспекта - деторождение и сексуальное удовольствие, что вызвало процесс «ре-де-кон-струкции сексуальности». Аборт, возникший как средство спасения женщин, впоследствии превратился в способ освобождения женщины от необходимости рожать. Детородный процесс превращается из естественного события и атрибута сексуальности человека в предмет выбора, контроля и планирования. Контрацепция была изобретена как средство для снижения числа абортов, но ее широкое применение совпало с 60-ми годами XX века, эпохой «сексуальной революции», обезопасив участников этой революции от «ненужных» последствий получения удовольствия. Гомосексуализм возникает параллельно с контрацепцией. У человека не без помощи медицины исчезает чувство естественности гетеросексуальности, безразличие к делению на мужское и женское. От того, что сексуальность разделена на два аспекта, появляется безразличие к способу получения сексуального удовлетворения. Клонирование идет дальше, снимая динамику отношения между мужским и женским началом, а искусственная матка вообще снимает вопрос абсолютной потребности в женщине. Это попытка поставить под полный контроль со стороны ученых весь процесс зарождения человека от зачатия до рождения. Стимуляторы удовольствия. Работы по нейрофизиологии удовольствия уже сегодня готовы обещать создание «пилюли счастья», действующей непосредственно на области мозга, отвечающие за получение наслаждения. Нужна оценка этих явлений общими усилиями богословов и философов, выработка рекомендаций.
«Биомедицинские технологии, «техники тела» и церковное право» - Протоиерей Александр Задорнов, преподаватель МДА, канд.богословия.
Докладчик рассмотрел взгляд Русской Православной Церкви на вызовы современности. В «Основах социальной концепции» РПЦ, как документе церковного права, ярко выражены границы допустимых и недопустимых действий с использованием биомедицинских технологий, отмечен двойственный характер многих из них (возможность использования как в терапевтических, так и в нравственно неприемлемых целях) и недопустимость отношения к человеческой жизни как к продукту.
«Экстракорпоральное оплодотворение: от медицины к биоэтике» - Иеромонах Дмитрий (Першин), ст. преподаватель, Российский государственный медицинский университет Росздрава (Москва).
В докладе рассмотрена одна из наиболее используемых современных технологий – экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО). Было показано, что ЭКО по многим медицинским, социальным и этическим показателям может быть опасным, а потому неприемлемо для использования.
«Биоэтика и феномен транснауки» - Моисеев Вячеслав Иванович, зав. кафедрой философии, биоэтики и гуманитарных наук Московской медико-стоматологической академии, док. филос. наук.
Автор доклада предложил к рассмотрению теорию транснауки. Это наука, которая строится на соотношении транс-теории с транс-эмпирическим базисом. Под транс-эмпиричностью докладчик предложил понимать опыт, построенный на эписенсорности. Эписенсорность – это восприятие, состоящее из пятичувственного сенсорного базиса, экстрасенсорности (восприятие в измененных состояниях сознания – сон, гипноз и т.д.) и интерсубъективности (объективности). Докладчик заявил также о проекте создания философии «неовсеединства».
Данный доклад вызвал оживленную дискуссию, докладчику были заданы вопросы о соотношении транснауки и «лженауки», «паранауки» и т. д.
«Биоэтические аспекты развития нанотехнологий» - Белялетдинов Роман Рефатович, сотрудник сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН.
Нанотехнологиям свойственна высокая степень непредсказуемости, поэтому необходима оценка возможных последствий. Баланс между риском и пользой является определяющим для разработки любой технологии, однако этот критерий с трудом сочетается с нанотехнологиями: рисков слишком много. Были рассмотрены предложенные европейским сообществом идея «ответственного подхода» - повышение ответственности ученых за свои разработки и идея «стабильного развития» - учет интересов будущего поколения людей.
«Проблемы идентичности в эпоху постмодерна в философии и биоэтике» - Титлин Лев Игоревич, аспирант, м.н.с. ИФ РАН
Идентичность, как самотождественность человеческой личности на протяжении определенного периода времени, в эпоху постмодерна разрушается. Стирание грани между естественным и искусственным, а также между «своим» и «чужим» приводит либо к разрушению идентичности, либо к формированию новой. Были рассмотрены различные концепции человека в античности и средних веках, показаны проблемы при использовании этих концепций в современности. К рассмотрению докладчик представил буддийские понятия об идентичности, предлагающие процессуальный способ рассмотрения человека как потока дхарм. В буддистском сознании «Я» – не субстанция, а концепт. Эта концепция позволяет сохранить идентичность человека при таких гипотетических операциях, как пересадка мозга или даже психики целиком.
После доклада последовали замечания докладчику о том, что христианское богословие имеет свою концепцию личности, снимающее поставленные проблемы идентичности личности.
«Генетический код: взгляд математика» - Козлов Николай Николаевич, док.мат.наук, Институт прикладной математики РАН им. Келдыша.
Назвав генетический код «универсальной нанотехнологической инструкцией для всего живого на земле», докладчик рассмотрел его с математической точки зрения. Особенное внимание было уделено перекрывающимся генам (перекрытие – случай, когда один и тот же текст белка кодирует 2-6 белков). Докладчик пришел к выводу о несостоятельности гипотезы «случайного» выбора генетического кода.
«Этические аспекты в акушерстве и гинекологии. За и против» - Смольнова Татьяна Юрьевна, доц. каф. репродуктивной медицины и хирургии, Московский государственный медико-стоматологический университет, док. мед. наук.
Т. Ю. Смольнова всесторонне рассмотрела клинико-этические проблемы акушерства и гинекологии. Были затронуты такие вопросы как действия врачей при многоплодной беременности, преждевременных родах, рождении детей с экстремально низкой массой тела. Врач отметила нежелание современных женщин рожать, особенно через естественные родовые пути. В докладе прозвучали также темы домашних родов, неадекватной медицинской помощи. Особенную озабоченность автора вызвала коммерциализация медицинского образования.
«Медицинская этика» - Протоиерей Дмитрий Смирнов, сопредседатель Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике при Московской Патриархии, Председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами.
Этика имеет в фундаменте религию. Нашу этику сформировало христианство, с утратой которого разрушается и этика, и человек стремится в мир животный. Есть фундаментальные отличия человека от животного: разум, слово, религия, брак, семья, совесть. Забвение этих понятий, в частности брака и семьи, оказывает разрушающее действие на человеческое общество. Бог создал человека не как индивидуума с правами, а по образу и подобию Своему. Образ Божий – трехипостасный образ бытия человека: мужчина, женщина и ребенок. Эта троичность реализуется в браке и семье. Вне семьи человек теряет образ Божий и обречен на самоуничтожение. Единственный выход – вернуться к подлинно христианскому сознанию бытия.
«Понятие жизни как магистральная категория в биологической этике» - Архимандрит Климент (Вечеря), проректор по учебной работе Киевской духовной академии, канд. биол. н., канд. богословия.
Отец Климент сформулировал два важнейших принципа христианской антропологии: человек – творение Божие, а жизнь – дар Божий. Рассматривая современные биомедицинские технологии в свете этих принципов можно придти к печальным результатам. Особый богословский вопрос возникает с возможностью клонирования человека. Кем будет клонированный человек, будет ли он иметь дух, душу и тело как обычный человек? Если учесть, что в христианском богословии момент одухотворения человека связан с моментом оплодотворения, нужно признать, что клон не будет иметь духа, а значит, будет лишен нравственных понятий, и вообще не будет являться личностью в библейском понимании. Были рассмотрены также другие антропологические проблемы, вызванные новыми технологиями.
«Этические проблемы применения новых медицинских технологий: к вопросу о констатации смерти на основании диагноза смерти мозга» - Попова Ольга Владимировна, старший научный сотрудник, Научный Центр здоровья детей РАМН (Лаборатория правовых проблем охраны здоровья детей Отдела социальной педиатрии), канд. филос. наук.
Проблема констатации смерти мозга не является ценностно-нейтральной, это проблема этическая. Западная культура активно разрушала концепт человека как целостности, поэтому ей нетрудно было принять эквивалентность констатации смерти мозга факту смерти человека. Россия имеет иные культурные условия, и в ней констатация смерти мозга как критерий смерти был принят формально, без принятия и доверия со стороны общества. Отсюда следует необходимость обоснования данной проблемы на уровне гуманитарных и естественнонаучных дисциплин.
«Защита жизни как фундаментальный принцип биоэтики» - иерей Максим Обухов, руководитель Православного медико-просветительского центра «Жизнь».
Отец Максим перечислил и рассмотрел различные покушения современного общества на жизнь. Были рассмотрены проблемы фальсификации смерти мозга у детей с целью трансплантации органов, инфантицит (убийство ребенка после рождения), проблема поздних абортов (аборты через преждевременные роды, что фактически равносильно инфантициту), проблема ранних абортов («химические» аборты через специальные препараты, «экстренная контрацепция», гормональная контрацепция). Затронуты проблемы угрозы ЭКО для жизни, проблема «редукции эмбрионов» (снижение числа эмбрионов в матке от 2-3 до 1-2 путем убийства «лишних» эмбрионов), проблема замороженных эмбрионов, анонимность родственных связей как следствие ЭКО. Таким образом, ребенок после зачатия проходит несколько зон риска – от убийства на этапе зачатия до инфантицитов. Наиболее печальным является тот факт, что за таким отношением к жизни стоит корыстный финансовый интерес определенных лиц и организаций.
«Антропология преп. Анастасия Синаита» - игумен Адриан (Пашин), секретарь Ученого Совета МДА, канд. физ.-мат. наук, канд. богословия.
«Академик Ухтомский - биолог, мыслитель, христианин» - Ефимов Георгий Борисович, с. н. с., канд.физ.-мат. н.
Автор рассказал об Алексее Алексеевиче Ухтомском как выдающемся ученом-христианине, ученом-«подвижнике», умевшим сочетать в себе истинную и твердую веру с бескорыстным служением науке.
Конференция завершилась подведением итогов. Был зачитан заключительный документ, высказаны возможные дополнения в него. Председатели конференции высказали свои заключительные слова. Все присутсвующие сошлись во мнении о необходимости дать научную, философскую, богословскую и этическую оценку тем явлениям, перед которыми встает человек перед лицом новейших биомедицинских технологий.