Материалы на конкурс: эссе учащегося Московской духовной академии Кондратьева Михаила.
Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть – иначе будет не жизнь, а прозябание - говорит профессор Дмитрий Лихачев.
Многие люди хоть раз в жизни задавали себе вопрос: зачем я появился на свет, для чего я живу, что должен сделать? Если задать вопрос людям, находящимся вне церкви, о цели их жизни, то мы получим самые разные ответы. А в чем же может заключаться главная цель любого христианина? Я считаю, что этой целью является спасение своей души, что означает прожить жизнь достойно. Она одновременно проста и сложна для достижения.
Проста, потому что человеку всего лишь стоит поступать по тем заповедям, которым нас учил Иисус Христос, но в этом и заключается вся сложность. Человек не хочет делать так, как говорил ему Спаситель. Я много раз сталкивался с такой трудностью, когда душа просит ходить путями божиими, но тело и ум напрочь отказывались это делать. И вроде вот, уже и решился сделать добрый шаг, и почему-то в этот момент сразу находится 1000 причин, почему его делать не стоит. Когда человек стремиться добиться материальных благ, он ставит перед собой недостойную цель. Стоит только потерять то чего уже добился, увидеть как другой человек опережает в чем либо, сразу приходит огорчение. Если же стремиться делать добро, то добрые дела никуда не исчезнут, их никто не сможет отнять. Они останутся на всю жизнь, согревая, тем самым, душу человека.
Однажды, на одной картине я увидел молящегося монаха, который стоял возле гроба, а на гробе была надпись, которая поразила меня своим глубоким смыслом. Звучала она так «Человече, не суетись, зде все готово». После увиденного я задумался, разве нужно добиваться чего-то земного, если все равно, рано или поздно, придется оставить все в этом мире. К сожалению люди этого до конца не осознают ( и я так же не являюсь исключением, иначе уже давно бы ушел в пустыню и стал отшельником).
Таким образом я поставил перед собой цель: буду пытаться прожить свою жизнь достойно, стараясь спасти свою душу делая добро, чтобы людям не стыдно было меня вспомнить.
Случаи из жизни семинариста
Урок смирения
Случилось это со мной в семинарии, где я учусь и сейчас со своими товарищами. Это не выдумка и не басня, а реальная история, которую я буду помнить всю свою жизнь.
Была страстная седмица. Чистый четверг. Воспоминания о Иисусе Христе жгли сердце, и хотелось идти на службу, но ночная вахта, дежурство, давали о себе знать. Очень хотелось спать. Уставший, молчаливый я пришел в чертог и лег отдохнуть. Уже клонило ко сну. Вдруг пришли ребята и стали громко разговаривать и что-то обсуждать. На мои просьбы помолчать они не реагировали. И тут завязался у меня спор с одним студентом. Дело дошло сначала до криков, потом мы стали махать руками и уже выкрикивали обидные слова, стараясь посильнее ужалить друг друга. Все шло к драке. И вдруг тишина. Несколько секунд мы молча смотрели друг на друга. Вспомнили какой сегодня день. Вдруг этот разозленный парень говорит: «Давай мириться. Прости». Ребята которые были с ним молча наблюдали за происходящим. Я сел на кровать. Злость прошла. Говорю ему: «Ну ладно, ты меня тоже прости, давай мириться», сказал я, протягивая ему свою руку. Мы пожали друг другу руки, и казалось бы на этом все и закончилось. Но спорщик все смотрел на меня, и я видел, что этого ему мало. Он просто сказал: «Нет, это не то», и куда-то вышел. Я и ребята, что были с ним, поняли, что он что-то задумал. Вдруг открывается дверь и появляется этот парень с большей чашей, в которой была вода. При виде этого внутри у меня все сжалось. Я понял, что он задумал. Он поставил чашу возле меня и омыл мне ноги, как когда-то Иисус сделал тоже самое со своими учениками. Внутри давили слезы, чувство смирения было настолько велико, что после этого случая подобного я больше никогда не испытывал. Сейчас мы друзья навек. Слава Богу за все.
Беседа с монахом
Было это весной в Троице-Сергиевой Лавре. Светлая седмица. Все наполнено праздником. Везде слышится Христос Воскресе. Настроение приподнятое, и я решил прогуляться по лавре. Вдруг я увидел проходящего монаха. Пока я любовался его одеждой, он подошел поближе, и я узнал знакомое лицо. Как же я обрадовался. Это был мой хороший знакомый из Троице-Сергиевого Варницкого монастыря. Когда мы познакомились с ним, то он еще не был монахом. Он тоже узнал меня. Мы поприветствовали друг друга. Я был немного удивлен. В голове так и крутился вопрос, не жалеет ли он о том, что стал монахом. Завязался разговор, мы присели на лавочку. До чего же мне было интересно было с ним беседовать. Но свой каверзный вопрос я все таки задал. Монах улыбнулся и сказал: «Я нашел здесь себя. Ты даже не представляешь как прекрасно я тут живу. Какая огромная любовь в моем сердце к Богу, к окружающим, к непрестанной молитве. Я только теперь понял, насколько горячая молитва может быть у монахов. Это то о чем я мечтал. Когда беседуешь с Богом, то чувствуешь, как постепенно ты меняешься, как закипает все внутри, как огонь пронизывает каждую твою клеточку. И ты дышишь этим и наслаждаешься. И этим чувством хочется поделиться с другими. Во всем видишь Бога. И в весенней капели, и в жарком лете, и в прохладном осеннем ветерке, и в холодной зиме. Да разве может быть что-то лучше. А с трудностями становиться легче справиться». Он встал с лавочки, простился и ушел. А я все сидел на своем месте объятый теплой беседой этого добрейшего человека. Светило солнышко, и так не хотелось уходить. На душе было радостно и спокойно. Наверное это и есть его смысл жизни. Слава Богу за все.
Московская духовная академия