Новые материалы религиоведческого лектория ПСТГУ

На Флорилегии опубликованы 12 лекций преподавателей Кафедры Философии и религиоведения БФ ПСТГУ, в которых они знакомят всех желающих со своими последними исследованиями, которые связывают религию с обществом, искусством, культурой и мышлением. Цикл ориентирован на абитуриентов ПСТГУ, которые хотят лучше понять, что такое современное религиоведение и какие научные направления развиты в нашем Университете.

m1000x1000.jpg

К. М. Антонов. Лекция-презентация книги «Как возможна религия? Философия религии и философские проблемы богословия в русской мысли XIX — XX веков»

Лектор рассказал о том, почему в России не только философы, но даже писатели, поэты и художники занимались богословием «на свой страх и риск», в то время как труды профессиональных богословов оставались почти неизвестны широкой публике. Вместе с ним мы обратимся к истории русского литературного языка и истории русского университета, восприятию в России культуры романтизма и немецкой классической философии, проследим трансформации русской мысли в XIX — начале XX века, побываем на Религиозно-философских собраниях и на бердяевских воскресеньях в Кламаре.

Татьяна Крихтова. Повседневная деятельность современных православных священников

В лекции рассказано об исследовании повседневных занятий православных священников, которое заключалось в наблюдении за 27 священниками из разных регионов России в течение рабочей недели. В результате были сделаны выводы не только об их основных занятиях, но и о «типах» священников в России.

Елена Кнорре. За невидимой стеной: мистический опыт в русской литературе XIX—XX вв.

Мистические мотивы в русской литературе XIX—XX вв. концентрируются на переживании границы видимого и невидимого миров, при этом невидимый мир — это и мир, где обитают души умерших людей (грешников и праведников), это одновременно и мир духов природы (леший, водяной, русалка и пр.), обиталище бесплотных духовных сил (бесов, ангелов).

Встреча видимого и невидимого миров интуитивно угадывается в творчестве В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Н. С. Лескова и др. Cреди разнообразия зафиксированного в русской литературе мистического опыта встречи с миром невидимым можно выделить один из магистральных сюжетов, объединяющих литературу XIX и XX веков. В докладе будет рассмотрена мистика «китежского текста» русской литературы на примере метасюжета пути в Невидимый град. Источниками этого сюжета являются платоновский миф о пещере, а также рецепция в русской культуре XIX—XX вв. богословия Аврелия Августина, его учения о двух Градах, в основе которого — опыт переживания соприсутствия видимого мира — града земного и невидимого мира — града Божьего. В основе сюжета — мотив перехода из града земного в град Божий, мотив самоопределения, выбора героя, где и как ему прожить жизнь — по законам земного града (по законам греха) или по законам града Божьего, в интуиции любви и сострадания ближнему. С этим переживанием выбора пространства жизненного пути человека связан и мотив возвращения в подлинный Дом, Небесное отечество в творчестве Ф. Достоевского, Л. Толстого, С. Дурылина, М. Пришвина, М. Булгакова, А. Блока, С. Есенина, А. Горского, В. Муравьева, А. Платонова и др. В первой половине XX века в катастрофическое время войн и революций мистический опыт позволяет описать мир «вне скрещенья воль» — «за стеной времени», проявить путь перехода из пространства политических конфликтов в пространство объединяющего всех «мiра».

Елена Воронцова. Фольклорные/околофольклорные рукописные сборники и крестьянская религиозность

Вопреки сложившемуся образу крестьянства как самой «забитой и неграмотной части общества», именно в этой среде продолжают бытовать многие значимые фольклорные/околофольклорные религиозные тексты.

В рамках лекции будут рассмотрены наиболее популярные в народной среде апокрифы, духовные стихи, былички и т. п. Будут проанализированы состав и специфика рукописных сборников, а также характер их бытования в различных региональных и конфессиональных группах. Отдельное внимание будете уделено функциям, которые выполняют подобные тексты в крестьянской среде, а также характеру их связи с религиозными практиками.

Лектор опирается на опубликованные и архивные материалы, в том числе на собственные полевые материалы.

прот. Константин Гипп. Религиозные верования северных народов: опыт полевых исследований

Карта религиозных верований населения РФ весьма пестра и разнообразна. Если спускаться с усредненных цифр, характеризующих ситуацию в целом по стране, к региональным, а затем и к локальным показателям, то станет видно, что на эти показатели оказывают влияние национальные, политические, исторические, культурные и даже географические факторы, определяющие уникальность той или иной ситуации. Анализ этих процессов невозможен без полевых религиоведческих исследований, поскольку только соприкасаясь с реальными носителями религиозных верований и традиций, изучая конкретную местную специфику, религиовед может положить в основание своих умозаключений твердую фактологическую базу.

В рамках лекции будет рассказано о нескольких экспедициях, организованных в Ненецкий автономный округ (север Архангельской области) для изучения современных религиозных верований его населения. Титульной нацией этого округа являются ненцы — уникальный народ оленеводов, сохранивший в ХХI веке традиционный кочевой образ жизни. В их современных верованиях переплелись типичные для северных народов языческие представления, последствия христианизации, активно проводившейся в ХIХ веке, советской насильственной секуляризации и десекуляризационные процессы, начавшиеся в 90-х годах ХХ века.

Будет рассказано также об изучении актуальных представлений современных ненцев, в частности, о таинственном народе сиртя, который, согласно представлениям ненцев, живет в первом подземном уровне и иногда выходит на поверхность, принося, зачастую, беды тем, кто его встретит…

Татьяна Крихтова. Богословие материнства

В ходе лекции будут рассмотрены традиционные и новые репродуктивные практики современных женщин: от дискуссий на женских форумах до богословия материнства.

В ситуации развития репродуктивной медицины, женщины, становясь матерями, хотят отрефлексировать свою ситуацию, сделать ее понятной для себя, вписать в личный опыт и в историю семьи. Для такого осмысления может быть использован как язык религиозной традиции, к которой принадлежит женщина, так и различных учений из области нью-эйдж и неоязычества. В докладе будет рассказано о нарративах женщин, прибегающих к таким практикам, главным образом, тому, как практики становятся главной стратегией «присвоения» ребенка.

Максим Пылаев. Место феноменологии религии в философии религии

Феноменология религии является одной из важнейших дисциплин, изучающих религию, так как представляет собой науку, пытающуюся объединить в себе, с одной стороны, культурологическое религиоведение, а с другой, — философию религии и теологию.

Относительно круга представителей феноменологии религии, ее природы и типологии дискуссии ведутся по сей день. В докладе речь пойдет о генезисе феноменологии религии, ее типах и о ее современном состоянии.

По нашему мнению, существуют по крайней мере три достаточно автономных вида феноменологии религии: религиоведческая (Р.Отто, М.Элиаде и др.), философская (Б.Вельте, К.Хеммерле) и теологическая (М.Шелер, П.Тиллих, о. Павел Флоренский). Внутри генезиса религиоведческой феноменологии религии мы выделяем: доклассическую (Шантепи-де ля Соссе, К.Тиле, В.Кристенсен), классическую (Р.Отто, Ф.Хайлер, Й.Вах) и современную (Ж.Ваарденбург, В.Гантке). В докладе исследуются специфические особенности каждой из указанных форм религиоведческой феноменологии религии. Особое внимание мы уделим современному состоянию феноменологии религии и проблеме ее актуальности для религиоведения и философии религии.

Борис Межуев. Библейская философия Льва Шестова

Мы рассмотрим жизнь и философское творчество Льва Исааковича Шестова через призму одной из основных проблем его философии — религиозного преодоления этического. В этом аспекте он опирается на идеи Ницше, Кьеркегора и Лютера, влияние каждого из этих мыслителей было определяющим в разные периоды жизни Шестова. В чем же состояла специфика «преодоления этического» в мысли именно Шестова и чем отличался его имморализм от имморализма Ницше и Кьеркегора? В лекции будет рассказано о том, какими жизненными обстоятельствами объяснялся бунт Шестова против морали и в какой мере его подход к морали реально соответствует учению Библии. Особое внимание будет уделено ранним текстам Льва Шестова, экзистенциальным истокам его творчества.

Владимир Шохин. Аналитическая философия религии: основные темы

Основные задачи, центральные темы и характерная стилистика философии религии в аналитической традиции. Защита и раскрытие теистического мировоззрения, природа теистического Бога, аргументы в пользу существования Бога, проблема зла и теодицеи, соотношение веры и рациональности, религиозные основания нравственности, дискуссия о природе религиозного опыта. Режим дискуссии и рациональной полемики как основная характерна черта аналитической традиции.

Елена Пруцкова. Изучение религии социологическими методами: о чем говорят данные массовых опросов

Какие бывают социологические исследования религиозности, какие гипотезы о религии и религиозности можно проверить при помощи социологических опросов, на какие исследовательские вопросы позволяют ответить религиоведу социологические методы, а также о том, как предположение, гипотеза или исследовательский вопрос превращаются в вопросы анкеты социологического исследования.

Наталья Ваганова. Церковное искусство в контекстах современности

В данной лекции будет идти речь о проблемах развития современного церковного искусства.

Как и по каким причинам в современном храмовом пространстве появляется художественный язык авангардных течений XX века и contemporary art?

Какие специфические черты современного религиозного сознания раскрывает нам новое церковное искусство?

Что оно говорит о религиозном мире христианина начала XXI века?

Лекцию сопровождает широкий и актуальный изобразительный материал.

Константин Антонов. Притяжение Оптиной: Анна Ахматова и круг старца Нектария в 20-е годы XX века

Оптина пустынь занимает особое место среди русских монастырей не только тем, что в ней на протяжении нескольких поколений процветало знаменитое «старчество», но и тем, что представители этого «старчества» с самого начала оказались готовы не только к окормлению «обычной» паствы, но и к контактам с представителями интеллектуальной и культурной элиты. Можно сказать, что в условно «светской» русской культуре XIX–XX веков сложилась определенная «оптинская традиция», к которой принадлежали такие разные люди, как Гоголь, Иван Киреевский, К. Леонтьев, Достоевский, Толстой, Соловьев, С. Нилус и многие другие. В 20-е годы XX века эта традиция была продолжена кружком молодых художников и поэтов, собравшимся вокруг одного из последних старцев — преп. Нектария. К нему принадлежали поэтесса Надежда Павлович, художник Лев Бруни, его брат — поэт, летчик, священник, инженер Николай Бруни и другие. Именно с этим кругом связано предание о посещении Оптиной Пустыни Анной Ахматовой. Анализ этого сюжета — авантюрного и трагического одновременно — позволяет многое понять в сложной религиозной истории XX века.


ПСТБИ