Новые подкасты доступны в рамках проекта ПСТГУ Флорилегий

Темы подкастов: эволюция представлений об иконе в православной культуре Руси, «Молитва о мире» святителя Афанасия (Сахарова), Слово Новомучеников и власть и личность в творчестве Пушкина.

4567.PNG

Михаил Дмитриев. Эволюция представлений об иконе и «иконическом» в православной культуре Руси (ΧVI–XVII)

В докладе рассматриваются представления об иконопочитании в православной культуре Восточной Европы. На основании рассмотрения ряда полемических текстов русского и украинско-белорусского происхождения XVI–XVII веков автор выявляет основные подходы к пониманию иконопочитания и «иконческого» вообще, которые были характерны для этого времени.

Доклад был прочитан на секции «Исторические методы в богословии: ключевые проблемы» Ежегодной богословской конференции ПСТГУ.


Святитель Афанасий (Сахаров). Молитва о мире

Молитва была написана святителем Афанасием (Сахаровым) во время Великой Отечественной Войны.

В 1941 году святитель Афанасий был этапирован в Онежские лагеря. В условиях заключения владыка не имел возможности совершать богослужение по книгам. Заключенные молились по памяти, а также слагали новые молитвы, среди которых и молитва о мире.

«Владыко Вседержителю, Святый Царю! Призри с небес и виждь, како враждуют народы и замышляют друг на друга суетное и злобное, како содрагаются все от воспоминания о бывших ужасах военных и трепещут от ожидания уготовляемых новых, еще более страшных.

О Многомилостиве! Умилосердись о созданиях Твоих. Прости грехи и беззакония наши, их же ради многия скорби, беды и устрашения приидоша на нас. Благодатию Пресвятого Духа ороси изсохшия любовию сердца людския, терниями самолюбия, ненависти и зависти, злобы, вражды и лукавства и иных беззаконий поросшия, да возрастят они горящую к тебе и к братиям любовь, и ею да будут истреблены все распри, раздоры, разделения, междоусобия и войны, да все народы не устами едиными глаголют о мире, но всем сердцем возлюбивше его непритворно раскуют мечи свои и копья на орудия мирнаго делания и к мирному токмо делу обратятся.

Человеколюбивый и Милостивый! Усердно молим Тя: мир миру Твоему даруй, Церквам Твоим, людям православным и всем творениям Твоим. Ты бо еси Царь мира и мира Твоего несть предела, и Тебе слава и благодарение и поклонение от всех да возсылается, и ныне и присно и до скончания века веков. Аминь».

Источник от Ἀλήθεια : Афанасий (Сахаров), сщисп. Молитва о прекращении воин и мире всего мира // Сергия (Ежикова), иг. Святитель Афанасий (Сахаров), исповедник и песнописец. Серг. П., 2013. С. 171


Слово Новомучеников #8. Прот. Павел Лахостский о новых священномучениках.

Протоиерей Павел Лахостский – один из активнейших российских пастырей предреволюционной эпохи. Выпускник столичной Духовной академии, он принёс немало плодов на ниве духовного просвещения. В 1917 году отец Павел был избран членом Поместного Собора Русской Церкви от Петроградской епархии. В Москве его застала Революция и тяжелые гонения, вести о которых приходили со всех сторон.
В один из апрельских дней 1918 года за заупокойной Литургией, которую возглавил патриарх Тихон, отец Павел произнёс проповедь. Это проникновенное слово было наполнено свидетельствами о зверствах большевиков и вообще о том горе, в которое погружалась Россия.

После этого выдающийся пастырь успел ещё принести свои плоды: и в Москве, и в Петербурге, и в Ярославской епархии. Не миновало его и тюремное заключение. Но всё это было после. А пока – давайте услышим проповедь о.Павла Лахостского о новых священномучениках.

Её прочитает преподаватель и старший тьютор ПСТБИ диакон Алексей Захаров.


Александр Доброхотов. Власть и личность в творчестве Пушкина

Философ и мыслитель Семён Людвигович Франк назвал Александра Сергеевича Пушкина «величайшим русским политическим мыслителем XIX века». Идейной осью «либерально-консервативной» политической мысли Пушкина была убежденность в особой миссии наследственного дворянства. Дворяне — носители таких ценностей, как независимость, честь, свобода духа, уважение к наследию предков, — должны были сделать эти кастовые моральные сокровища достоянием всего общества. Но в художественном мире Александра Пушкина этот идеал выглядит не так оптимистично. Поэт видит, что столкновение власти и личности может расковать инфернальные силы, в борьбе с которыми трудно сохранить человечность. Описывая эту борьбу, Пушкин создает «портретную галерею» символических образов, протагонистов трагедии власти: Греховный властитель и Возмездие («Борис Годунов», «Сказка о золотом петушке»); Самозванец, Рыцарь и Дева («Капитанская дочка»); Кумир и Маленький человек («Медный всадник»); Сверхчеловек и Судьба («Пиковая дама»)…

Лектор — Александр Львович Доброхотов, доктор философских наук, профессор школы культурологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ.

Флорилегий