XXXII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. Секция «Церковное пение»

Согласно существующей уже в течение нескольких десятилетий традиции в январские дни наступившего года в ПСТГУ прошли заседания секции «Церковное пение» XXXII Ежегодной богословской конференции.

44.PNG

Докладчики и слушатели собирались 20 января 2022 г. в конференц-зале Университета, 21 января – в аудитории 109 факультета церковного пения (обе аудитории на территории храма святителя Николая в Кузнецах). Темы своих выступлений предложили и видные ученые-музыковеды, и начинающие исследователи – аспиранты различных вузов, а также музыканты-практики. В целом были прочитаны и обсуждены 23 доклада различной тематики, авторами которых явились представители высших учебных заведений и других организаций Москвы, Санкт-Петербурга, Пскова, Новосибирска, Ярославля.

Первое заседание почти полностью посвящалось вопросам музыкальной медиевистики. Программа этой части, отличаясь разнообразием, обусловила детальное обсуждение отдельных проблем в процессе дискуссии, возникавшей после каждого выступления: здесь проявились и глубокий профессионализм участников, и их очевидная взаимная заинтересованность в тематике звучавших докладов. Формат проведения заседаний – очный, но с возможностью онлайн-подключения – позволил присоединиться к обсуждению не только непосредственным участникам, присутствующим в зале, но и удаленным слушателям докладов: так, активное участие в дискуссиях обоих дней смогли принять доктор искусствоведения, доцент СПбГК имени Н. А. Римского-Корсакова Н. Б. Захарьина, кандидат искусствоведения, доцент Новосибирской государственной консерватории, н. с. ГПНТБ СО РАН Т. Г. Казанцева.

Григорьева Вероника Юрьевна, к. иск., регент хора, доцент кафедры (Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции, кафедра регентования ПСТГУ, Москва)

Новые данные о типологии и текстологии древнерусских кокизников

Старикова Ирина Владимировна, к. иск.. н. с. (НТЦ церковной музыки МГК имени П. И. Чайковского, Москва)

Византийский «экзигизис» и древнерусский «розвод» «дробным знаменем»

Елисеева Анна Алексанлровна, н. с. (НТЦ церковной музыки МГК имени П. И. Чайковского, Москва)

Круг певческих рукописей монастыря Путна: Собрание ГИМ. Основные результаты исследования

Казанцева Татьяна Генриховна, к. иск., доцент, с. н. с. (Новосибирская гос. консерватория им. М. И. Глинки, ГПНТБ СО РАН, Новосибирск)

«Обиход нашего напева»: рукописная тетрадь из старообрядческих скитов Нижнего Енисея

Гусейнова Зивар Махмудовна, д. иск., профессор, зав. кафедрой истории русской музыки (СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург)

Нотированная рукопись как "открытый текст"

Герасимова Ирина Валерьевна, к. иск, к. ист. н., доцент (кафедра философии и теологии ПсковГУ, Псков)

Ян Календа: неизвестные произведения

Второе заседание первого дня работы секции «Церковное пение» включило доклады, сделанные на основе проведенных их авторами исследований рукописного музыкального наследия:

Кондрашкова Лада Вадимовна, к. иск., н. с. (ГЦМДК им. А. Рублева, Москва)

Служба 1 января в певческих рукописях Петровского времени

Лебедева-Емелина Антонина Викторовна, д. иск., в. н. с. (ГИИ, Москва).

Степан Дегтярев. Концерты из провинциальных собраний

Шевцова Ольга Борисовна, к. иск., доцент кафедры (кафедра истории и теории музыки ПСТГУ, Москва)

Архивные материалы князя В. Ф. Одоевского: фонд 73 РНММ !

Глушкова Ольга Рейнгольдовна, к. иск., музыковед-исследователь (Москва)

В поисках утраченного: курс истории церковного пения в Московской консерватории и Синодальном училище

Старостина Татьяна Алексеевна, д-р иск., доцент (кафедра теории музыки МГК им. П. И. Чайковского, Москва)

О специфике формообразования и высотной организации раннего русского многоголосия

Плотникова Наталья Юрьевна, д.иск., проф., в.н.с. (МГК им. П. И.   Чайковского; ГИИ, ПСТГУ, Москва)

Ветхозаветные аллюзии в текстах Служб благодарственных Петровской эпохи

(Доклад подготовлен в рамках проекта РФФИ 20-012-42014 «Музыкальное наследие Петровской эпохи: государственные торжества и богослужебное пение»)

В целом в первый день работы секции «Церковное пение» выступили 12 докладчиков.

Заседания второго дня работы секции «Церковное пение» открыло выступление кандидата искусствоведения доцента МГК имени П. И. Чайковского И. В. Висковой, углубленно занимающейся проблемами изучения польской духовной музыки:

Вискова Ирина Владимировна, к. иск, доцент (кафедра теории музыки МГК имени П. И. Чайковского, Москва)

Техника многохорного письма в сочинениях Миколая Зеленьского

Следующий доклад Е. А. Николаевой, доцента кафедры теории музыки МГК им. П. И. Чайковского, о духовных исканиях современных отечественных композиторов словно определил направленность нескольких последующих выступлений аспирантов, занимающихся исследованием современной духовной музыки:

Николаева Елена Алексеевна, к. иск., доцент (кафедра теории музыки, МГК им. П. И. Чайковского, Москва)

«Движение вверх»: о духовной традиции в новой музыке.

Беляева Антонина Андреевна, аспирант (Академия хорового искусства имени В. С. Попова, Москва)

Религиозная тема в кантатно-ораториальном творчестве Виктора Ульянича

Горюнова Ольга Сергеевна, аспирант (кафедра истории и теории музыки ФЦП , Москва)

Хоровые фрагменты в симфонических произведениях Ю. М. Буцко

Завершило первое заседание во многом полемическое выступление преподавателя кафедры церковно-певческого обихода Н. Э. Синдеевой:

Синдеева Надежда Эдуардовна, к. иск., ст. преподаватель (кафедра церковно-певческого обихода ПСТГУ, Москва)

Звон на 9-й песни канона: к чему он относится?

Во втором заседании докладчики уделили внимание вопросам истории церковного пения (Л. А. Зуммер), проблемам методики анализа русской духовной музыки (А. Б. Ковалев) и современной церковно-певческой практике старообрядцев (С. А. Конорева). Большой интерес вызвали у слушателей также разноплановые и глубокие по содержанию доклады аспирантов ПСТГУ и ГИИ:

Конорева Светлана Анатольевна, ст. преподаватель (кафедра регентования ФЦП ПСТГУ, Москва)

Особенности распевания стихир на подобен в современной богослужебной практике Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины

Зуммер Людмила Александровна, преподаватель (Регентская школа Ярославской духовной семинарии, Ярославль)

Архимандрит Иустин (Татаринов). Певческие традиции Николо-Бабаевского монастыря в XIX веке

Емельянова Ольга Александровна, аспирант (кафедра истории и теории музыки ПСТГУ, Москва)

Общенародное церковное пение в Тамбовской епархии во второй половине XIX - начале XX веков: персоналии, методика обучения, критика

Грачева Ирина Ивановна, аспирант (ГИИ, Москва)

Соло в песнопениях рубежа XIX-XX веков. Найденная литургия С. И. Яхонтова

Никулина Анна Александровна, аспирант (ГИИ, Москва)

Женщины в церковных хорах до революции: полемика в периодической печати

Ковалев Андрей Борисович, д. иск., доцент (АХИ им. В. С. Попова, Москва)

Особенности музыкально-теоретического анализа произведений русской духовной музыки на примере № 6 «Богородице Дево, радуйся» из Всенощного бдения ор. 37 С. В. Рахманинова .

В работе секции приняли участие доктора и кандидаты наук, научные сотрудники Государственного института искусствознания, Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени А. Рублева, Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А Римского-Корсакова, Псковского государственного университета, Академии хорового искусства имени В. С. Попова, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, преподаватели и аспиранты ПСТГУ и других учебных заведений (Регентская школа Ярославской духовной семинарии, ГИИ, АХИ им. В. С. Попова).

Заседания двух дней работы секции «Церковное пение» провели декан факультета церковного пения протоиерей Алексей Емельянов и кандидат искусствоведения, заместитель декана ФЦП по научной работе О. Н. Соколова.

Сайт ПСТГУ