Между государством и Церковью: Интервью с проф. Кристофом Штромом, профессором богословского факультета Гейдельбергского университета

3 августа 2010 г.
Бортник Сергей, Штром Кристоф
Профессор Штром (Christoph Strohm) – не только любимый многими профессор церковной истории на богословском факультете Гейдельбергского университета, но и председатель «комиссии по экзаменам». Он поделился своими размышлениями о месте богословского образования и о введении принципов Болонской системы.

Кристоф Штром: В течение последних лет конфликтов между Церковью и богословским факультетом или же факультетом и государством не было. Для всех факультетов действуют определенные стандарты. Государство или университет ответственны за то, чтобы образование соответствовало этим заявленным стандартам. Поэтому требования к учебным программам формально идентичны требованиям к другим учебным программам в университете. Церковь обладает лишь определенным правом влияния на содержание обучения. Это касается в первую очередь выбора профессоров. Церковь может накладывать вето в том случае, если кандидат очевидно выступает против учения местной Евангелической Церкви или не является ее членом.

Заключительный (выпускной) экзамен для будущих священнослужителей принимается профессорами богословского факультета (это комплексный экзамен по 7 направлениям, 4 из которых с устной и письменной частями. Такой экзамен имеет очень важное значение в комплексе обучения. - С.Б.). Однако он проходит в епархиальном управлении и под контролем представителя Церкви. Таким образом, Церковь может определять, кто принимает экзамены.

С экзаменами для будущих преподавателей религии в гимназии все обстоит несколько иначе. Экзамен проводят те же профессора богословского факультета, но под председательством представителя государства. Представитель Церкви присутствует здесь лишь как заседатель, но без особых прав.

В Евангелической Церкви имеется определенный плюрализм относительно учения, так что до конфликтов доходит крайне редко, но бывает. Так, например, несколько лет назад в Геттингене профессор Нового завета отрицал воскресение Христа. Как следствие он был исключен из членов богословского факультета и теперь не имеет права принимать экзамены. Тем не менее до выхода на пенсию он остается профессором университета, но больше не причастен к образованию будущих богословов.

К.Ш.: Богословский факультет существует на конфессиональных основаниях. Но в основе все же должны по возможности лежать научные критерии. Так, исходным пунктом является то, что Библия в нашей жизни является словом Божьим. В то же время становление корпуса Библии исследуется с помощью различных методов исторически-критического исследования.

К.Ш.: Традиционно в каждом конкретном университете Германии есть богословские факультеты - евангелические или католические, в зависимости от вероисповедания большинства населения. Нынешняя земля Баден-Вюртемберг состояла до 1945 года из Бадена и Вюртемберга. В области тогдашнего Бадена евангелический богословский факультет находился в рамках университета Гейдельберга, а католический - в университете Фрайбурга. На территории тогдашнего Вюртемберга оба богословских факультета - евангелический и католический - были в рамках университета Тюбингена.

Порой возникают новые факультеты, если определенная многочисленная религиозная группа живет длительное время в данной земле. Это касается, в частности, мусульман. Сейчас обсуждается вопрос подготовки для них учителей основ религии и священнослужителей в государственных ВУЗах. Однако со стороны религиозных общин должны выполняться определенные условия. Например, соответствие немецкой конституции. Несмотря на немалые затраты, общество готово к введению и расширению такого образования в университетах, ведь в этом случае интеграция мусульман в Германии станет заметно лучше.

К.Ш.: Образование финансируется в основном за счет налогоплательщиков, в том числе и тех, которые не являются членами Церкви или религиозной общины. Обоснование этого, с одной стороны, в том, что ведущие Церкви (имеются в виду евангелическая и католическая - С.Б.) осуществляют очень важный вклад в сплоченность общества, в культурную жизнь и в социальное служение. Однако в то же время существует и историческое обоснование.

В рамках секуляризации (прежде всего в результате преобразований 1803 года) государство получило большую часть церковной собственности (земли и здания). Одновременно с этим государство обязалось поддерживать Церковь в вопросах оплаты труда священнослужителей, их образования и тому подобное. Ведь именно для этого служили в значительной мере земли, использовавшиеся в сельском хозяйстве, в том числе и сдававшиеся в аренду.

К.Ш.: Обычно на евангелическом богословском факультете стать профессорами могут только члены Евангелической Земельной Церкви. Если церковное руководство соглашается, из этого правила могут делаться исключения. Так, в исключительных случаях на евангелическом богословском факультете может работать и преподавать католик, если он является специалистом в области церковной истории, или члены Церквей, входящих в «Сообщество христианских церквей» (ACK).

К.Ш.: Относительно студентов этот вопрос решается намного проще - наличие среди студентов членов других конфессий вполне допустимо.

К.Ш.: Мне кажется, все иначе. Люди все меньше понимают отличия различных вероисповеданий. В первую очередь, речь должна идти о том, чтобы разъяснять, почему христианство сегодня важно и какие ответы может давать Церковь на вопросы современности. Только после этого должна заниматься четкая позиция и во внутрихристианском конфессиональном разделении. Существует много вопросов, в которых евангелический профиль должен четко формулироваться, например, в понимании священнического служения.

К.Ш.: Есть различие между факультетским экзаменом, за который ответственен факультет, и церковным экзаменом, который остается в компетенции Евангелической Церкви Бадена. Оба экзамена принимают профессора Гейдельбергского факультета, и по содержанию они идентичны. В нашем университете нет религиоведческих учебных программ; религиоведение преподается у нас лишь в рамках богословских учебных программ.

Исходный пункт во всех наших учебных программах, по сути, конфессионально евангелически ориентирован («евангелический» в данном случае допускает лютеранское и реформатское направления. - С.Б.). Но мы не проверяем, является ли каждый конкретный студент верующим или нет. Да мы и не можем этого делать. По сути, Церковь может также признать факультетский экзамен наравне с «церковным экзаменом» как условие для подготовки к священническому служению.

К.Ш.: Те выпускники, которые не хотят или не могут нести непосредственно священническое служение, могут работать, например, в журналистике, издательской деятельности, в сфере культуры и так далее.

К.Ш.: Введение Болонской системы означает, помимо прочего, и то, что профилирующие лекции и семинары должны намного четче соответствовать заданным общим рамкам. Это привносит значительно больше бюрократии и регламентации.

На начальной стадии обучения четкий учебный план оправдывает себя. Однако на старших курсах, когда у студентов появляются свои особые интересы в рамках специализации (например, углубленное изучение церковной истории, Нового Завета или систематического богословия), чрезмерная регламентация Болонской модели вредна. Она мешает хорошим, талантливым студентам начинать свою специализацию на более ранней стадии.

К.Ш.: Основное преимущество - в лучшей организации начальной фазы обучения. Если обучение продвигается благополучно, то можно говорить об уменьшении роли выпускных экзаменов (в немецкой системе образования, в отличие от российской, последние «выпускные» экзамены имеют очень большое значение. - С.Б.). Это означает, что не все экзамены проходят в конце обучения, некоторые из них сдаются еще во время учебы. Однако это сложно осуществлять на практике, так как в Гейдельберге учатся студенты из различных земельных Церквей, а экзамены в конечном итоге проводятся их земельными Церквями и профессорами, принадлежащими к ним.

К.Ш.: Наверное. Но очень много регламентации. И это ослабляет индивидуальные возможности и предпочтения в специализации.

К.Ш.: И сегодня это вполне обычная практика - изучать богословие в нескольких университетах. Для студентов это очень ценный опыт - знакомиться и узнавать других профессоров в хороших университетах (например, в Гейдельберге). К сожалению, новая система очень затрудняет возможность частичного обучения в другом университете. Со временем это приведет к катастрофическим последствиям.

К.Ш.: Думаю, что риск потери идентичности очень незначителен. Несравненно больше шанс расширить свой собственный горизонт и лучше понимать свою собственную точку зрения.

К.Ш.: С самого начала для движения Реформации хорошее образование священников было особо важным. Они должны были быть способными действительно понимать Библию, в том числе на языке оригинала. Для распространения веры образование имело первостепенное значение, уже для Филиппа Меланхтона. Помимо необходимости образования для священников, все христиане, как мальчики, так и девочки, должны были получать школьное образование, чтобы быть способными самостоятельно читать Библию.

Эту традицию основательного образования мы стремимся сохранить и сейчас, несмотря на различные нововведения.