«Не вы Меня избрали, а Я вас...» (Ин. 15:16): интервью с проректором по учебной работе МДА и С Ивановым М. С.

26 августа 2010 г.
Закончились вступительные экзамены в Московскую духовную академию и семинарию. Проректор по учебной работе Михаил Степанович Иванов рассказал корреспонденту пресс-службы МДА о работе академии в новом учебном году.

Прежде всего необходимо отметить, что в августе текущего года абитуриенты сдавали вступительные экзамены не на первый курс Семинарии и на первый курс Академии, а на первый курс бакалавриата и на первый курс магистратуры. При этом на бакалавриат поступили лишь те, кто сдал вступительные экзамены наиболее успешно. Абитуриенты, имевшие на вступительных экзаменах более низкие показатели, были зачислены на подготовительный курс. Такой курс в новом учебном году появится впервые. Его целью является подготовка студентов к поступлению на бакалавриат в 2011-2012 учебном году. В программу курса войдут лишь основные пропедевтические дисциплины, поэтому лекции на подготовительном курсе будут проходить через день. В остальное время дня, наряду с отдыхом и самостоятельными учебными занятиями, студенты будут выполнять различные поручения администрации, что позволит студентам старших курсов иметь больше свободного времени для учебы и приобретения навыков научно-богословской работы.

Тот факт, что на бакалавриат было зачислено немногим более 30 абитуриентов, а на подготовительный курс 60 человек, свидетельствует о недостаточно высоком образовательном уровне поступавших. При этом особую тревогу вызывает грамотность абитуриентов, которая в течение последнего десятилетия неуклонно падает. В последнее время мы встречаемся с явлением, которое в недалеком прошлом трудно было даже представить: за небольшое по объему и простое по содержанию изложение, какое абитуриенты пишут по русскому языку при поступлении в Семинарию, балл «3» все чаще стали получать выпускники государственных вузов.

Интеллектуальный, культурный и духовный уровень нынешнего набора за период вступительных экзаменов объективно оценить, естественно, очень трудно. Собеседование, проведенное с абитуриентами руководством МДАиС и духовными наставниками     Троице-Сергиевой Лавры, позволяет надеяться, что академическое студенчество пополнится скромными, честными и искренними молодыми людьми, у которых христианский долг, служение  Церкви и своему народу станут приоритетными в их жизни.

Если абитуриент поступает в духовную семинарию сознательно, свободно и ответственно, то это, как я полагаю, во многом определяет не только тот шаг, который он делает в данный момент, но и те качества, какими он обладает как личность. При поступлении в духовное учебное заведение главным качеством является умение самостоятельно принимать правильное решение. Это, естественно, не исключает советов родителей, духовных лиц и других близких абитуриенту людей, а обращенность к Богу в этот весьма ответственный в его жизни момент является основополагающей. Однако окончательное решение абитуриент должен принимать сам, а не по уговору или подсказке со стороны и тем более не по принуждению или стремлению к карьере. Только в таком случае он сможет обнаружить в себе подлинное призвание к служению святой Церкви.

Болонская система вводится в МДАиС по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Ее внедрение будет постепенным и продлится 2-3 года. В 2010-2011 учебном году вводятся ее лишь отдельные элементы на первом курсе бакалавриата и на первом курсе магистратуры.

«Философия образования» с введением Болонской системы действительно меняется. Главная идея этой «философии» была выражена однажды во время одной из многочисленных дискуссий, которые до сих пор ведутся по болонской проблеме. Участник той дискуссии при сравнении традиционной российской образовательной системы (элементы которой, кстати, также были заимствованы на Западе, точнее в Германии) с системой болонской нарисовал такую картину. При старой системе во время лекции знания движутся от профессора к студенту, а во время экзамена – наоборот – от студента к профессору. Такой «круговорот», хотя и способствует накоплению студентом «багажа» знаний, однако самого студента превращает в пассивного потребителя, зачастую не умеющего впоследствии должным образом этим багажом распорядиться. Основная же цель болонского процесса – с помощью научного руководителя предоставить самому студенту широкие возможности не только для самостоятельного получения знаний, но и для приобретения умений, навыков и опыта, что поможет ему уже на студенческой скамье активно и ответственно включиться в современную церковную жизнь с ее многочисленными задачами и проблемами. Эти возможности в болонской системе образования открываются не только и не сколько посредством академических лекций, сколько благодаря широкой сети семинаров, практических занятий, консультаций, коллоквиумов,  самостоятельному изучению источников, богословской литературы, написанию сочинений, рефератов, участию в студенческий конференциях и семинарах, созданию студенческих научных обществ.

Если основная идея болонского образования будет реализована полностью, хотя на этом пути встретится целый ряд препятствий объективного характера, духовное образование, как я полагаю, может продолжить свое развитие. 325-летняя история Академии убеждает нас в том, что высшая богословская школа способна находить правильные ориентиры и решать сложные проблемы, какие периодически возникают в ее истории. Однако всегда следует помнить, что этой способностью Академия обладает не сама по себе, а только благодаря своей причастности Церкви как Телу Христову. По поводу этой особенности Академии, как и любого другого богословского учебного заведения, священномученик Иларион (Троицкий) в одном из своих выступлений произнес бессмертные слова, по существу являющиеся заветом для всех нас: «духовная школа должна всегда быть школой церковной».

В связи с вхождением в болонский процесс будет прежде всего корректироваться сама методология научных исследований. Ею в значительной мере будут обусловлены и академические (в том числе и кафедральные) планы научной деятельности. До сих пор такие планы за редким исключением не составлялись, а сама научная деятельность определялась индивидуальными планами, которые академические ученые составляли сами для себя с учетом их профессионального образования, богословских интересов, педагогической нагрузки, которая, как правило, далеко не ограничивается их работой в МДАиС. Поэтому выделить сегодня целые направления академической научной деятельности было бы довольно трудно. Тем не менее, некоторые тенденции к формированию таких направлений все же имеются. Их можно наблюдать в рамках кафедры Библеистики, где создается серьезная научная база для будущих исследований; в рамках кафедры Богословия, где уже существует традиция изучения и издания святоотеческих творений, а также намечаются пути изучения русской патрологии, для чего планируется образовать постоянно действующий семинар для систематического изучения русской святоотеческой мысли. Советский и современный периоды русской церковной истории привлекают повышенное внимание членов Церковно-исторической кафедры, на которой по этим периодам регулярно появляются различные публикации. Кафедра Филологии совершенствует свою филологическую базу и одновременно увеличивает свои переводы святоотеческих творений, не переводившихся на русский язык ранее. В рамках Церковно-практической кафедры формируется литургическое направление научной деятельности и регулярно проводятся исследования в области церковного права, связанные с активизацией современной церковной жизни.

Было бы большим преувеличением назвать «исследователем» студента, который не может «решиться даже начать работу над диссертацией». Я считаю, что перед таким студентом встает проблема не только и не столько диссертации, сколько его понимания самой сути высшего богословского образования, его задач и целей. Если бы этот студент отчетливо и ответственно осознавал специфику академического образования и свои способности, возможности и научные интересы (или отсутствие таковых), он или бы вообще не поступал в высшую богословскую школу, главной задачей которой является подготовка преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области церковной науки, научных сотрудников и экспертов для различных отделов Московской Патриархии, или же поступал бы не для занятия «насиженного места», которое он «облюбовал» со времени поступления в духовную семинарию, а для серьезного, глубокого, всестороннего изучения церковной науки. При таком понимании высшего духовного образования и при таком отношении к нему студента не возникло бы нерешительности ни при выборе темы диссертации, ни в работе над этой темой.

Пожелал бы прежде всего благословения и благодатной помощи Божией в их новом, очень трудном и очень ответственном делании, которое, согласно завету священномученика Иллариона (Троицкого), всегда должно быть церковным. Как духовное образование вообще, так и богословская наука в частности, в отличие от светского образования и науки, не могут успешно развиваться самостоятельно, в отрыве от Церкви. Не может этого делать и студент духовной семинарии, и ее преподаватель, и представитель академической науки. Об этом нужно всегда помнить, так как соблазн так называемой «чистой науки», которую в целях объективности пытаются изолировать от религиозных,  идеологических, мировоззренческих взглядов и убеждений, всегда существует.

Духовное образование студента –  это не только его личное дело,  заниматься которым он может по собственному усмотрению. Это – дело всей Церкви, в которой, по апостолу Павлу, существуют различные служения, в том числе и служение учительства. Ошибочно думать, что церковное служение студента начнется только после окончания им духовной школы. К этому служению Церковь призывает студентов уже сейчас,  в момент их поступления в духовную семинарию, что,  с одной стороны, неизмеримо повышает ответственность студентов в учебе, а с другой, – вызывает у них духовную радость от слов Иисуса Христа: «Не вы Меня избрали, а Я вас» (Ин. 15:16).