Своевременные размышления: Проректор по научной работе МДАиС прот. Павел Великанов о реформе духовного образования

Духовные школы на пороге очередного этапа реформ: с чем может столкнуться попытка ввести нынешнюю систему духовных учебных заведений в общеевропейское образовательное пространство? В своей статье протоиерей Павел Великанов размышляет о старых и новых болезненных вопросах, без ответа на которые едва ли будут успешными любые преобразования.
Говорят, два переезда равны одному пожару. Чем станет новый этап реформирования духовного образования, конечно, покажет только время. Однако уже сейчас можно предугадать, какие факторы будут определять новое образовательное пространство Русской Православной Церкви, построением которого с первого сентября должны заняться столичные духовные школы, да и не только столичные.

Прежде всего, радует неподдельный интерес Святейшего Патриарха к образованию в целом и особенно – к проблемам духовных школ. Таких пространных и действительно программных резолюций академии не получали уже очень и очень давно. Святейший Патриарх Кирилл, имея многолетний опыт возглавления духовной академии, прекрасно знает как сложности подготовки пастырей, так и все те давние «уловки», благодаря которым многие благие начинания последних лет успешно уходят в песок.

Уловка первая, и самая болезненная – финансирование духовного образования. Оставив в стороне многоходовой бильярд с Московской духовной академией, когда вопросы обеспечения жизнедеятельности оказывались то на Ректоре, то на попечении  Троице-Сергиевой лавры, то на Патриархии, то пропорционально распределялись между всеми (а в итоге – точно по поговорке о семи няньках и бедном дитяте), тема низких зарплат преподавателей является едва ли не самым излюбленным способом блокирования любых попыток активизации деятельности корпорации. Суть этого подхода была блестяще выражена одним профессором: «Мы делаем вид, что преподаём; администрация делает вид, что платит зарплату, ну а студенчество – действует по уже отработанной годами схеме подражания вышестоящим...» Ситуация вполне уравновешенная и стабильная. Главное – недовольных практически нет: администрация всегда может объяснить, почему нет денег, преподаватели – почему кроме «голосовых часов» их на большее не хватает, и завершающие эту цепь студенты – почему среди молодой церковной «элиты» по пальцам можно пересчитать способных к окончанию академического курса написать диссертацию.

С другой стороны, вполне понятно недоумение высшей церковной власти: зачем существенно увеличивать финансирование, когда и без того более чем недешёвый «продукт» духовного образования как семинарского, так и академического, всё ещё далёк от актуальных требований к священнику и специалисту-богослову? О материальной поддержке научной деятельности академий вообще говорить не приходится: кто сегодня может ясно и удобовразумительно ответить на вопрос о научных планах академий, кафедр и профессоров? Тем более, что интересы академической науки в духовных школах давно привыкли отождествлять с личными приоритетами исследовательской деятельности членов корпорации. Вроде бы и какая-то деятельность ведётся, статьи пишутся, иногда даже книги появляются –  но собственно академическая или кафедральная составляющая здесь вполне гомеопатическая. Есть ли сегодня у Церкви возможность вкладывать миллионы в развитие «самобытного богословия» разрозненных и ходящих неведомыми священноначалию тропами исследователей? Очевидно, что нет. Другими словами, как это ни печально констатировать, за годы реформ так и не сформировалась очевидная всем цель научной и педагогической деятельности духовных академий и семинарий. И если формальный ответ есть (семинария готовит духовенство, академия – преподавателей-богословов), то стоит лишь попытаться вникнуть подробнее, а какими знаниями, компетенциями, навыками должен обладать выпускник семинарии или академии – вот уже и поссорились!... Прекрасным обличением высокого мнения о себе корпораций стал проект издания «Православной Энциклопедии», в рамках которого надежды на существенную и постоянную помощь со стороны духовных школ быстро улетучились.

До последнего времени иного «церковного заказа» для академической учёности, кроме масштабных издательских проектов, не было. Однако с началом деятельности Межсоборного Присутствия ситуация решительно изменилась. Перед духовными академиями открывается ранее невиданная возможность не только быть исполнителями нисходящего свыше «заказа», но и самим принимать активное творческое участие в формировании и последующей фундаментальной научной разработке актуальных богословских, исторических и канонических вопросов. В нынешней ситуации полномасштабной ревизии практически всех сторон церковной жизни духовные академии неминуемо окажутся перед выбором: либо быстро и единодушно прекратить отговариваться низкими окладами и заняться общим для всей Церкви делом, либо оказаться окончательно вытесненными на периферию и церковной, и светской учёности. Не хотелось бы, чтобы духовные школы с богатейшей историей окончательно превратились в самодостаточные «музеи благочестивых обычаев». Чтобы этого не произошло, необходимы радикальные изменения в самом отношении к своей деятельности и администрации, и профессоров, и преподавателей, и студентов.

Ещё одна, вторая по счету «уловка» – кафедры в их нынешнем состоянии. Появление кафедр в 2003 г. как новых для постсоветской духовной школы институций было абсолютно правильным и своевременным, однако до сих пор нет утверждённых священноначалием ни положения о кафедре, ни штатного расписания сотрудников кафедры, ни их должностных обязанностей. Четыре года работы Комиссии по анализу реформы духовного образования закончились появлением церковного образовательного стандарта для Семинарии и Концепции духовного образования (которые ещё до своего утверждения стали неактуальными), а также потрясающего по своей глубине погружения в тему документа – поручении Учебному Комитету разработать всю остальную документацию. Комментарии излишни. И попробуй найди виноватого в этой бюрократической многолетней волоките...

Сегодня в духовной академии кафедры фактически являются отделениями: но если в других ВУЗах отделение объединяет реально работающие кафедры по специальностям, в нашей ситуации получается более чем неуклюжее и странное образование: без финансирования, без прав и – главное! – без обязанностей. «Работа на кафедре» для духовной академии такой же нонсенс, как и «учёба на экстернате»: по своей сути, единственное мероприятие, где кафедра выступает согласно своему изначальному предназначению – это апробация диссертационных работ. При этом следует отметить, что никакой вины за такое положение дел на заведующих кафедрами (достойнейших людях, без исключения!) не лежит: они сами не более чем заложники существующей системы. Будучи людьми грамотными и высокообразованными, зав. кафедрами в то же самое время не имеют практически никаких рычагов влияния на учебно-методический и научный процесс в духовной школе: как правило, назначение новых преподавателей, изменения в учебной нагрузке и появление новых предметов происходит декларативно, без всякого обсуждения на кафедре. В итоге получается, что приближающийся к окончанию академического курса студент уже загодя начинает искать место, где бы приложить свои раскрывающиеся таланты и дарования – но только не в «системе», которая методично и привычно отфутболивает своих же молодых исследователей: ставок нет, жить негде и преподавать мы вам тоже ничего не дадим – все вакансии заняты. Circulus vitiosus: самое устойчивое состояние «жизни по традиции». Не лежат ли причины появления Общецерковной аспирантуры именно в таком формальном отношении духовных академий к своим же выпускникам?

Для размораживания научного и учебно-методического процессов в духовных школах должны появиться должности профессора и доцента на соответствующих кафедрах; при этом количество «голосовых часов» должно быть минимализировано. При активном привлечении немалой части корпораций к различным общецерковным мероприятиям, что неизбежно влечёт за собой пропуск лекций, необходим чётко отлаженный механизм замещения профессоров ассистентами. Недавно созданный в МДА Научно-методический совет призван помочь в организации полноценной кафедральной работы и разработать план и методическое обеспечение перехода семинарии и академии на новые образовательные стандарты третьего поколения в рамках Болонского процесса. Введение в духовных школах ставок профессоров и доцентов на кафедрах будет целесообразным только при появлении механизмов реального, а не парадного контроля кафедральной деятельности. Если в ближайшее время кафедры не станут питательной научной средой для студентов и выпускников, конец академии как традиционной высшей богословской школы Церкви уже не за горами. И Болонский процесс здесь будет ни при чём. В то же самое время, перед кафедрами сегодня открываются перспективы соотнесения своей научной деятельности с актуальными проблемами, которые обсуждаются на комиссиях Межсоборного Присутствия. Если кафедры покажут себя способными к вдумчивому, основательному и качественному рассмотрению стоящих на повестке дня тем, финансирование их деятельности могло бы осуществляться совершенно иным, нежели сейчас, образом – причем не в отдалённой перспективе, а в самое ближайшее время. Очевидно, что это потребовало бы выделения внутри ныне существующих кафедр (отделений) небольших рабочих групп (реальных кафедр) по вполне конкретным и обозримым предметным направлениям.

Третья уловка – и самая изысканная – «духовность». Не так много в лексиконе церковного сообщества таких многозначительных и универсальных понятий, которые каждый волен наполнять любым содержанием в зависимости от потребности, как «духовность». Это понятие – действенный метод блокирования любых нововведений, будет ли это увеличение часов преподавания недуховных предметов (например, языков или философии), или изменения в учебной нагрузке или послушаниях студентов. Непреложными атрибутами «духовности» являются безоговорочное послушание без рассуждения, искреннее презрение ко всему мирскому (светскому), включая как житейскую мудрость, так и всю совокупность общечеловеческого нецерковного знания, и глубокая сердечная привязанность к советской церковной субкультуре как эталону христианского благочестия. Неудивительно, что такой «высокодуховный» выпускник семинарии или академии оказывается в изначальной оппозиции ко всему окружающему Церковь миру, и, как правило, неспособным ни к какому диалогу, будучи носителем опасливо-враждебного настроения. Такая «духовность» – понятие особо сакральное. Как и всё духовное, она неизъяснима человеческим языком (тем более древними или новыми!), а постигается только «в духе». Поэтому спокойный и рассудительный разговор о том, насколько эффективна нынешняя духовно-исправительная система воспитания будущих священнослужителей в принципе невозможен по причине своего невербального характера: как правило, каждый из ревнителей «духовности» имеет особое, сакральное знание, которое жёстко табуировано и не подлежит разглашению, но при этом определяет отношение к любым вопросам. Помню, ещё в бытность семинаристом, меня шокировал вполне искренний совет, прозвучавший с кафедры: творить Иисусову молитву во время слушания лекции. Шокировал тем, что я, безмозглый, почему-то думал, что время урока отведено Самим Богом для образования, слушания, вникания и рассуждения – но всё это оказалось второстепенным. Оказывается, идеалом было наличие оракула на кафедре и единственно допустимая реакция студента словами Иисусовой молитвы...

Никто не спорит, что навык молитвы в любых обстоятельствах является одним из важных приобретений для выпускника семинарии, только непонятно, почему он должен вырабатываться за счет лекционных часов.

«Духовность» является самой тонкой уловкой именно потому, что если в Церкви её на самом деле нет, если не духовностью занимаются священники, профессора, монахи – то грош им цена, да и Церковь перестала быть Телом Христовым. Беда в том, что разговоры о «духовности» за кафедрой напоминают мечтания сорокалетней девицы о так и не состоявшемся замужестве: людям семейным услаждаться мечтами как-то не с руки – горшки выносить надо да сопли детям вытирать, куда там до сладких грёз... Пафос престарелых девиц в вопросах воспитания вполне понятен и закономерен, да только не приведи Господь родителям прислушаться к ним. То же и с «духовностью».

На этом, конечно, список актуальных проблем не исчерпывается. Но есть и обнадёживающие факторы. Прежде всего, впервые в истории между богословскими школами Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Минска и рядом крупных региональных семинарий установились крепкие дружественные связи. Администрации крупнейших духовных школ сегодня говорят на одном языке, прекрасно понимая и слабые, и сильные стороны нынешнего состояния духовного образования. Это невиданное прежде состояние открытости и готовности к совместной работе вселяет надежду на то, что неизбежные болезни роста в скором времени закончатся. Переход на Болонский процесс – прекрасная возможность дать чёткие и понятные всем ответы на давно витающие в воздухе вопросы.