В дни юбилейных торжеств в Московских духовных школах в Сергиев Посад съехались руководители многих учебных заведений Русской Православной Церкви. Ректор Санкт-Петербургской духовной Академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков) ответил на вопросы корреспондента журнала «Татьянин день» об особенностях подготовки будущих пастырей в СПбДА и реформе высшего духовного образования.
- Различие большое. Оно определяется во-первых, местоположением наших академий. В Московской академии мы находились «в оранжерейных условиях». С точки зрения «духовного комфорта», конечно же, лучше в стенах Троице-Сергиевой лавры. Здесь Преподобный Сергий - главный наставник и воспитатель, лаврская братия, великолепнейшие лаврские храмы. Сама же духовная школа стала большой кельей преподобного Сергия. Один из подвижников первых веков сказал как-то о том, что монахи, подобно городской страже, охраняют город своими молитвами. Это особенно чувствуется в стенах обители Сергиевой. Здесь особый дух, особый настрой. Пребывание студента в течение нескольких лет в этой духовной школе дает удивительный заряд, которым выпускник живет и совершает свое служение затем в течение всей своей жизни. Атмосфера и дух, который академия сообщила мне в свое время, помогают сейчас нести послушание там, куда меня поставило священноначалие. Наверное, без этого духа это было бы совершенно невозможно. Я стараюсь по возможности приезжать в родные стены, чтобы помолиться у дорогих моему сердцу святынь, поисповедоваться, получить благословение и силы от Преподобного Сергия. Вместе с тем хорошо помню, как я чувствовал себя, когда через год после окончания академии пришел в Сретенский монастырь и оказался во многом неготовым к вызовам времени и мира, с которыми столкнулся уже в реальной жизни приходящих в обитель людей. Оранжерейному цветку бывает нелегко прижиться в естественных условиях.
Именно в таких естественных условиях живет Петербургская академия. «На юру и в миру». Фактически на передовой. Один из наших замечательных преподавателей Игорь Цезаревич Миронович, которого очень любят наши студенты и который воспитал многие поколения священников и архиереев, любит повторять, обращаясь к студентам: «Братья! Будьте мудры! Все стрелы ада направлены на нашу академию!» Конечно, когда школа находится не в стенах монастыря, это накладывает соответствующий отпечаток. Но именно в боевых действиях воины получают бесценный опыт. И, мне кажется, благодаря этому выпускники Санкт-Петербургской духовной академии изначально готовятся к вызовам времени, которые стоят перед будущими и нынешними священнослужителями, да и вообще перед Церковью. У наших студентов есть возможность заниматься тем, чем, может быть, не всегда было принято заниматься в Московской духовной академии. Например, в МДА воскресная школа была создана недавно, а в СПбДА - более 20-ти лет назад. У нас очень активное социальное служение. В этом году наши студенты будут проходить социальную практику на приходах епархии и в соответствующих реабилитационных центрах. Они активно участвуют в подготовке передач на радио «Град Петров», в подготовке телевизионных передач в городском масштабе, сотрудничают и общаются со студентами других высших учебных заведений. В свою очередь, студенты петербургских вузов - постоянные прихожане нашего домового храма.
Ежедневно наши студенты в нескольких кадетских корпусах проводят беседы с их слушателями, читают с ними Евангелие, проводят вечерние молитвы и просто общаются. Надо сказать, что кадеты очень рады этому общению.
Некоторые наши студенты, правда, немногие, во время зимних и летних каникул выполняют очень непростое послушание - работают в лагерях для больных детей. Там требуется очень много терпения и очень много любви. Иногда мне с удивлением приходится наблюдать, что не самые дисциплинированные и успешные студенты лучше других справляются с этой работой.
Священнослужитель должен не просто совершать богослужения и кадилом махать. Его проповедь должна быть основана на конкретных делах. Когда человек сам является носителем какого-то опыта, его слово имеет огромную силу. Пусть даже банальное, пусть даже самое простое. И когда человек не имеет этого опыта и говорит очень красивые слова, люди очень тонко это чувствуют: они не верят. Поэтому мы стараемся, чтобы наши студенты уже сейчас определили для себя не только область научного исследования, но и сферу внебогослужебной деятельности. К этому, кстати, заставляет готовиться и город, в центре которого находится наша академия.
Мне очень приятно, что некоторые священнослужители нашей епархии приходят ко мне, как к ректору, и говорят: «Нам, владыка, очень бы хотелось получить какое-то новое задание, конкретное дело, не ограничивать себя только совершением треб и семейными делами».
И мы пытаемся дать им какие-то поручения, испытываем в том или ином направлении, чтобы они заняли свою нишу. Молодому священнослужителю, у которого много сил и энергии, нельзя ограничиваться произнесением ектений на богослужении. Таланты и энергию нужно направлять на служение людям, конкретные полезные дела, иначе можно потеряться в жизни и даже просто деградировать.
К постоянной работе над собой и раскрытию своих способностей питерских студентов подвигает сама жизнь, пульс которой ясно ощущается именно в той среде, в которой находится наша духовная школа.
- Разные. Догматические, чаще - исторические, касающиеся святоотеческого наследия, исследований в области библеистики, социальной деятельности Церкви, отношения к современным технологиям...
Я всегда выступаю за то, чтобы наши студенты работали в области исследований, которые пригодятся в дальнейшем в практической жизни. Конечно, история - великая учительница. Но на ученых советах и заседаниях кафедр я постоянно напоминаю преподавателям, что темы рефератов, дипломных работ и кандидатских диссертаций, а теперь уже и магистерских квалификационных работ, должны соответствовать духу времени, тем реалиям, в которых мы живем, и не быть отвлеченными.
- Да, безусловно, и если на кафедре тема утверждается, то студент, соответственно, работает в этой области. Все зависит от интереса студента.
Я поступил в семинарию в августе 1991 года. На Преображение, 19 августа, после литургии в академическом храме я поехал домой, в Курскую область. На Курском вокзале увидел много расклеенных листовок о том, что власть переходит в руки ГКЧП. Так уж случилось, что мое поступление в Академию совпало, фактически, с распадом СССР, когда начало многое меняться. В том числе и отношение к Церкви. Мы оказались на переломе, но воспитаны-то были готовыми в любых условиях служить Церкви. И в школе мои верующие сверстники испытывали притеснения, насмешки, чинились соответствующие препоны.
Нынешнее поколение очень интересное, творческое, потрясающе талантливое. Недавно наши студенты издали очередной номер своего студенческого журнала «Невский Богослов». И когда я читал его, я вдруг пришел к мысли о том, что очень плохо знаю, как мыслит современный думающий молодой человек. Удивительно интересное, необычное и даже отчасти невозможное для моего поколения, восприятие всего того, что происходит в окружающем мире.
Конечно, нынешнее поколение студентов уже не знает, что такое исповедничество, все достается достаточно легко, больше требований и меньше жертвенности. Мне бы хотелось, чтобы молодые люди научились быть жертвенными. Мы стремимся к тому, чтобы наши студенты видели, что есть люди, которые нуждаются в любви, ради которых нужно выделить и время, и силы, и знания, и, если необходимо и есть возможность, и средства.
Хотя исповедничество тоже нужно, оно, может быть, сегодня не столь ярко выражено сегодня, но в борьбе с натиском секуляризма, обмирщения даже в христианской среде нужно быть очень твердым адамантом. Может быть, даже более сильными, чем предшествующие поколения.
В XX веке было все более-менее понятно, где правда, а где ложь, где враг, а где - соработник, а сегодня грех рядится в личину нормы, граница между черным и белым настолько стирается в повседневной жизни, что очень легко потеряться, а потом - очень трудно найти себя. К этому наши студенты должны быть готовы.
- Мы тоже начали этот путь. Получили соответствующую лицензию, внесли коррективы в учебные планы, готовимся к следующим шагам. Очень важно сохранить все лучшее, что у нас есть. Не нужно слепо идти на поводу у каких-то образчиков, пусть даже самых хороших западных школ. Кстати, Болонский процесс предполагает очень большую гибкость и должен позволить нам сохранить все традицию духовного образования и при этом решить накопленные за десятилетия проблемы.
Система, которая сегодня предложена, 4 (бакалавриат)+2 (магистратура)+2 (аспирантура), лично меня, как ректора, очень радует. Думаю, что за 4 года, действительно, (я сам учился в 4-х летней семинарии) вполне можно подготовить хорошего приходского священника, который будет иметь степень бакалавра теологии.
Не все студенты реально способны к научной работе. Но кто-то имеет к этому склонность. И промежуточная ступень между дипломной работой и кандидатской диссертацией, магистерская квалификационная работа (2 года учебы) действительно поможет человеку раскрыть свой потенциал, поработать в какой-то области и понять, стоит ли продолжать заниматься наукой. Благодаря этому кандидатские диссертации будут писаться уже на качественно новом уровне. Это поможет избежать нынешней ситуации, когда не все из тех, кто учится в Академии, реально способны написать кандидатскую диссертацию.
Напомню, что в результате первого периода реформы, студент Духовной академии мог быть просто слушателем, не писать никакую квалификационную работу и получить диплом. Я считаю, что это ненормально.
- Последние несколько лет, студенты Духовной академии либо писали кандидатскую диссертацию, либо ничего не писали, но все равно получали диплом Академии. Это плохо, потому что не было никакого стимула к научной работе. Вот теперь этот стимул появился.
Мы не должны забывать о том, что в течение большей части XX столетия богословская наука у нас очень слабо развивалась. А если и развивалась в каких-то направлениях, то не благодаря, а вопреки. Потому что со стороны государства делалось все, чтобы подавить инициативу в жизни Церкви. И особенно много внимания уделялось соответствующими структурами, такими как Совет по делам религии, и соответствующими идеологическими партийными аппаратами, именно духовным школам.
Стояла задача сделать помешать школам выпускать квалифицированных специалистов. Теперь нам предстоит пройти очень большой и очень не простой путь.
Чему-то мы должны поучиться на Западе, но не нужно следовать всему тому, что на Западе хорошо, как делали многие наши соотечественники в начале 90-х, когда начали брать все с Запада без разбора, а Запад - поставлять нам все, что ему не нужно. Надеюсь, в плане реформы ничего такого не произойдет.
- Безусловно. Мы должны быть открыты друг для друга, взаимодействовать. В первую очередь между собой должны сотрудничать православные богословские факультеты, семинарии, академии и институты во всем мире. Думаю, это в планах всех духовных школ. Надо сказать, в последние годы наши духовные академии стали ближе друг к другу.
- Московская, Киевская, Санкт-Петербургская... Мы стали больше общаться, обмениваемся преподавателями, программами, участвуем в конференциях. Кстати говоря, объединяющую роль сыграла, мне кажется, именно Московская духовная академия. То, что мы все являемся ее выпускниками, действительно объединяет и роднит и служит на благо нашей Церкви.
Но нам нужно помнить о ситуации в странах Европы. Несмотря на достаточно хорошее и благополучное положение теологии в университетах, мы, в то же время, наблюдаем падение нравов в европейском христианском обществе, падение «рейтинга христианства». Так что не все зависит от системы образования, и об этом мы тоже об этом не должны забывать.