Игумен Ефрем (Просянок): С 2011-2012 учебного года мы полностью перейдем на работу по новому формату

Интервью с первым проректором Хабаровской духовной семинарии игуменом Ефремом (Просянком), посвященное интеграции духовных учебных заведений в Болонский процесс, духовному воспитанию будущих пастырей и миссии на Дальнем Востоке.

- Здесь, конечно, никаких противоречий нет, Болонский процесс призывает преподавателей и студентов к большей мобильности. Для каждого современного православного человека совершенно очевидно, что если мы не будем идти в ногу со временем, то наша миссия не будет иметь никакого успеха, и, конечно, Болонская методология никаких препятствий для христианской миссии в современном мире не несет. Болонский процесс призывает строить образовательную систему в новом формате. Христианская же миссия должна на современном языке призывать и приводить людей к Богу. Мы имеем дело с разными областями. Конечно, работа в новом формате подготовки священнослужителей не будет нести никого ущерба лишь в том случае, если администрация духовной школы не только на высоком уровне организует учебный процесс, но и должным образом поставит воспитательную работу как в рамках учебного процесса, так и в разных формах внеучебной деятельности. При этом очень важно помнить о том опыте наших духовных школ, который был накоплен за последние 50-60 лет. Воспитание пастырей Церкви – многогранный процесс, лишь отчасти связанный с учебой.

- Когда мы говорим о традиции духовного образования в Русской Православной Церкви, то имеем в виду то лучшее, что было сделано, особенно в XX столетии. Мы знаем, что еще Святейший Патриарх Алексий I при возрождении духовных школ большое внимание уделял воспитательному процессу, а воспитательный процесс в любой семинарии или академии проходит в той благодатной среда, которая созидается вокруг храма и богослужения. Болонский процесс предполагает новый подход к преподавательской деятельности, как Вы сказали, свободу научной мысли и дискуссии, но это никоим образом не относится к какому-то либеральному пониманию церковного вероучения, православной догматики, традиций. Духовная жизнь семинарии созидается администрацией семинарии, ее духовником не вокруг принципов Болонского процесса, а вокруг Евхаристической Чаши. Если мы говорим о новых формах преподавания и получения образования нашими семинаристами, то мы при этом большее внимание должны уделять правильной жизни в семинарии. Никакие процессы не могут что-либо изменить в благодатной ежедневной обязанности и потребности каждого христианина совершать утреннюю и вечернюю молитву, получать назидание при чтении житий святых, изучать церковно-богослужебный устав не по книгам, а на практике. Руководству каждой семинарии необходимо помнить, что учебно-воспитательный процесс должен ориентироваться на лучшие традиции нашего семинарского учебно-воспитательного процесса и с учетом потребностей времени улучшаться. Например, в Хабаровской духовной семинарии нет такого предмета как агиология, но есть четкий устав чтения за трапезой, и поставленный на то студент следит, чтобы на каждой трапезе прочитывались жития святых, память которых приходится на данный день, а также прочитывались дневниковые записи, духовно-нравственные поучения отечественных подвижников благочестия. Это всегда с интересом затем обсуждается семинаристами, да и преподавателями. Такая форма может быть гораздо эффективнее аудиторных лекций и зубрежки.

- Здесь, конечно, каждый для себя должен ответить на вопрос, хочет ли он быть православным христианином, и если на этот вопрос человек отвечает положительно, то всю свою жизнь в современном мире он должен строить в соответствии с тем, чтобы быть в авангарде современной жизни. Если человек не подвигает себя к работе с литературой, с источниками, то он лишает себя приобщения к сокровищнице веры и чисто научных знаний. Если человек не пытается изменить себя внутри, то он, конечно, в своей внешней деятельности будет человеком расслабленным. Современная жизнь требует от нас того, чтобы каждый православный христианин был современным человеком, потому что в мире существует очень большая потребность в живом примере. Если человек не безразличен к своему спасению, то он никогда не будет сидеть на месте – он будет всегда приобщаться к сокровищнице знаний, изменять себя в соответствии с тем лучшим, что он почерпнет из нее. Для того чтобы наши преобразования не оставались на бумаге, а находили свое воплощение в реальной жизни, и преподаватели, и студенты, конечно же, должны осознать ту ответственность, которую на нас возлагает Господь в наши дни. Мы должны вдохновиться той миссией, которая на нас возлагается. Мы дадим ответ Господу за то, как использовали открывшиеся для нас возможности.

- Когда Хабаровская духовная семинария получила лицензию, то мы увидели, что абсолютно никакой опасности в работе по госстандарту нет. И повторю: грамотно выстроенная духовная жизнь, богослужебная практика семинаристов — это то, что, естественно, никакой госстандарт не описывает, это часть пастырской подготовки. Наш государственный стандарт не предполагает, например, регулярной Исповеди и Причащения, но это потребность каждого христианина. Если мы возьмем студентов светского вуза, то для каждого, кто исповедует Христа и старается приступать к Таинству Исповеди и Причащения, учебный план его учебного заведения не мешает христианской жизни. То же самое в отношении духовной семинарии. Причем участие в Таинствах Церкви для семинаристов более доступно, ибо при каждой семинарии есть домовый храм. В стенах семинарии студенты получают опыт общинной жизни с собратьями и преподавателями, никакой госстандарт в нашу христианскую жизнь ничего нового не вносит и не может внести по определению. Госстандарта бояться не нужно, нужно бояться своего нежелания изменяться и соответствовать высокому званию христианина.

- Да, здесь, наверное, уместно будет вспомнить святителя Григория Богослова, который говорил: «Любое слово можно опровергнуть словом, но что может опровергнуть личный пример?» Я сам, являясь постриженником Московской духовной академии, был направлен в командировку на Дальний Восток, в Хабаровскую семинарию. Вначале боялся не работы в семинарии, а скорее, расстояния, когда взглянул на карту. Когда оказался на Дальнем Востоке, то увидел, что это – динамично развивающийся регион. Государственная власть многое делает для развития разных областей жизни на Дальнем Востоке, в том числе содействует развитию церковной жизни. Таким образом, все в этом регионе благоприятствует плодотворной деятельности. Мы видим, что мы там нужны, очень радостно видеть, что наша деятельность приносит плоды. Везде, где бы мы ни оказались — на Дальнем Востоке, на Ближнем Востоке, в Москве, в Санкт-Петербурге — везде мы должны свидетельствовать самой жизнью о своей вере в Бога, в соответствии со своей верой исполнять то послушание, которое на нас возлагает Господь. А оно возлагается от Бога через людей, поставленных распределять нас на разные послушания, в том числе для преподавательской и миссионерской деятельности. В Хабаровске очень интересная, насыщенная жизнь. Там по-настоящему можно почувствовать ценность полученных в академии знаний, получить уникальный опыт работы с разной аудиторией, не только семинарской. На телевидении, на различных радиостанциях, в вузах и школах молодые преподаватели семинарии – самые желанные гости. Поэтому каждому выпускнику наших духовных академий я бы очень искренне пожелал оказаться на Дальнем Востоке для того, чтобы увидеть живой интерес к вере и своими знаниями поделиться с теми, кто в них нуждается, кто их ждет.