Протоиерей Виталий Грищук. В духовных школах важен воспитательный процесс

Интервью с и.о. проректора по воспитательной работе Санкт-Петербургской духовной академии протоиереем Виталием Грищуком.

- Отец Виталий, 15 августа владыка ректор подписал приказ о Вашем назначении на должность и.о. проректора по воспитательной работе. В чем вы видите свою главную задачу при исполнении возложенных на Вас обязанностей? Какими принципами Вы намерены руководствоваться?

- Пользуясь возможностью, хочу поблагодарить Его Преосвященство владыку Амвросия за доверие, которое он выразил мне, назначив на должность проректора по воспитательной работе. Буду стараться исполнять свои обязанности добросовестно.

Отвечая на Ваш вопрос, нужно отметить, что система образования светского вуза и духовная система образования несколько различаются. В Духовной академии и семинарии кроме систематических богословских знаний студенты приобретают особый опыт духовной жизни. Вот почему так важен воспитательный процесс. В духовных школах мы готовим хороших богословов. Но мы также должны готовить и пастырей Святой Церкви, тех людей, которые станут солью земли (Мф 5:13), которые проявят в своей жизни образец христианского подвига, которые, по слову святителя Василия Великого, станут «украшением Церкви, опорою Отечества, столпом и утверждением истины, твердыней веры во Христа, надежной защитой для своих, непреоборимой силой для сопротивных и стражем отеческих постановлений».

- Духовные школы это не только образовательное учреждение, но и центр подготовки кадров для Церкви. Какие качества, на Ваш взгляд, система духовного образования должна воспитывать в будущих пастырях Церкви?


- Система духовного образования должна воспитывать в будущих пастырях Церкви такие качества, которые могли бы исполнить заповедь Спасителя: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк 10: 27)

- Отец Виталий, какие методы, на Ваш взгляд, приемлемы, а какие несовместимы с процессом воспитания будущих пастырей?


- Позвольте мне не говорить о методах, которые несовместимы с процессом воспитания будущих пастырей. А отвечая на вопрос, напомню слова святителя Григория Богослова, который предупреждал духовных наставников о правильном выборе средств духовного воспитания: «Одних назидает слово, другие исправляются примером. Для ленивых нужны удары слова, а для горячих и неудержимых – сдерживающее слово. Одних исправляет увещание, других – выговор…»

- Отец Виталий, церковная реальность сегодня качественным образом отличается от той, что была в период Вашего студенчества. Как, по Вашему мнению, изменилась молодежь в Церкви? Насколько применимы старые методы воспитания по отношению к новому поколению учащихся духовных школ?

- Конечно, меняется время, конечно, меняются люди и ценности общества. Неизменными остается только Христос и Церковь Христова. Изменилась церковная реальность, и изменилась молодежь, но не изменилась цель жизни христианина. Поэтому новое поколение, как и мое поколение, как и поколение, которое училось сто лет назад, в своем духовном росте и в своей жизни должно руководствоваться правилами Святой Церкви, авторитетом Священного Писания, учением святых отцов и учителей Церкви.

- Какое влияние оказывает жизненный опыт студента, приобретенный до поступления в семинарию или академию, на его поведение в духовной школе?

- Несомненно, жизненный опыт студента, приобретенный до поступления в семинарию или академию, отражается на его отношении к учебе, на его поведении в духовных школах. Среди студентов есть ребята, которые выросли в церковной среде, есть ребята, которые в сознательном возрасте пришли к вере и к пониманию своего служения в жизни. Есть ребята, которые любят посещать богослужения, молитвы и послушания. Есть ребята, которые иногда проявляют леность или равнодушие. Но ведь это замечательно, когда разные люди, чада Отца Небесного совершают общее дело.

- С недавнего времени некоторые духовные учебные заведения Русской Православной Церкви активно включаются в Болонское образовательное пространство. Какие дополнительные требования это накладывает на систему воспитания будущих священно- и церковнослужителей?

- Тема Болонского образовательного пространства чрезвычайно широка. Мне кажется, что воспитание будущих церковно- и священнослужителей не должно принципиально зависеть от образовательной среды. Опыт нашей Церкви и нашей Духовной академии показывает, что на протяжении столетий изменялась система и методика образования, изменялась форма преподавания и содержание учебных курсов, однако выпускники Санкт-Петербургской духовной академии в большинстве своем явились ревностными служителями Святой Церкви, пастырями, которые следуют примеру Доброго Пастыря - душу свою полагают за овец (Ин 10:11).