Епископ Гатчинский Амвросий. Образование и культура – традиция и современность

Доклад ректора СПбПДА епископа Гатчинского Амвросия на II Межрегиональных Рождественских образовательных чтениях, Санкт-Петербург, 14 декабря 2012 года.

Нынешние «Рождественские чтения» призваны послужить продолжению конструктивного и доброжелательного сотрудничества Церкви, государственных структур и педагогического сообщества в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Мы уже видим плоды наших совместных трудов в том, что в минувшем году во всех школах России был введен новый предмет – ОРКСЭ (Основы религиозной культуры и светской этики), один из модулей которого предполагает изучение ОПК (Основ православной культуры). Без всякого сомнения, без знакомства с многовековой культурой православия, сформировавшей духовный и культурный лик России, невозможно представить полноценный и современный процесс образования.

Вот как говорит об этом Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «За счет приобщения к культурному и религиозному наследию формируется личность человека и развивается цивилизация. Религиозное образование приводит человека к постижению Божественного замысла о нем, учит его нравственному поведению. Поэтому крайне важным видится поощрение со стороны государственной власти религиозных образовательных программ, изучения людьми культурных основ и традиционного уклада жизни своего народа». Понимание необходимости подобного подхода находит поддержку и в органах государственной власти: в новый Стандарт государственного образования включено понятие «духовно-нравственное развитие и воспитание». Реализация данного положения подразумевает «взаимодействие с социальными субъектами воспитания, среди которых традиционные религиозные организации». Таким образом, в процессе школьного учебного процесса открывается возможность получения образования, в том числе, и через приобщение к традиционным культурным ценностям.

Этимология латинского слова «cultura» восходит к глаголу, означающему «возделывать, взращивать, совершенствовать». Применительно к человеческому сообществу оно встречается уже в глубокой древности, а в XVII веке (в трудах немецкого историка и юриста Самуэля Пуфендорфа) термин «культура» прилагается к человеку образованному, в противоположность к человеку, не получившему образования.

Можно сказать, что по отношению к человеку культура – это взращивание и формирование его личности. Таким образом, культура выступает и предпосылкой и результатом образования человека.

Иными словами, культура неразрывно связана с образованием. И в то же время и образование и культура в истории идут рука об руку с такими базовыми институтами общества, как семья и Церковь. Когда-то, на заре истории человеческой культуры, знания и традиция хранились и передавались в кругу семьи. Затем, когда опыт поколений уже не мог воспроизводиться в семейных рамках, функцию подготовки детей к общественной жизни взяла на себя Церковь. Так постепенно, с накоплением знаний начинается складываться институт образования. В средние века, когда проходил процесс становления Европейской цивилизации, наука и образование ассоциировались с Церковью и монастырями. Именно монахи были творцами и переписчиками книг, создателями библиотек и школ. Так было и в России, где большинство грамотных людей начинали свое образование в церковно-приходской школе. Хорошо известно, что на вопрос императрицы Екатерины Великой, обращенный к митрополиту Платону Левшину: «Почему Вы стали монахом?» владыка ответил: «По особой любви к просвещению». Впоследствии, с развитием общественных отношений, открытием и освоение новых земель, с появлением потребности в новых профессиях, система образования выходит из-под опеки Церкви, но никогда с ней окончательно не порывает, об этом свидетельствуют теологические кафедры в старейших и авторитетнейших университетах Европы. Ведь именно Церковь является колыбелью для всей Европейской цивилизации.

Это верно и для России, историю которой невозможно представить отдельно от истории Русской Православной Церкви, они переплетены столь неразрывно и нераздельно, что их невозможно разлучить. Невозможно отделить научный и богословский подвиг просветителей славян святых равноапостольных Кирилла и Мефодия или выбор святого равноапостольного князя Владимира от всей последующей политической и культурной судьбы России. Невозможно отделить труды преподобного Сергия Радонежского и святителя Алексия Московского от процесса становления и объединения Российских земель, а преодоление «смутного времени» без личности святителя Гермогена. И так было на протяжении всей нашей истории, вплоть до трагического XX века, память о котором неотделима от почитания святых новомучеников Российских.

Мы можем также сказать, что весь мир искусства вырос из Евангельского благовестия, из той точки, которая обрушилась на человека после потери рая –утраты богообщения, и из той надежды, которую дает нам Евангелие. Свое основание изобразительное искусство, музыка и литература уже две тысячи лет находят в Евангелии. Поэтому так важно для того, чтобы быть приобщенным к сокровищнице и мировой и Российской культуры, знать и понимать, о чем говорит Священное Писание и о чем учит Церковь. Ведь школьники, не знакомые с Библейскими сюжетами, никогда не поймут, оказавшись в Эрмитаже или Русском музее, чем вдохновлялись творцы великих полотен и о чем их творения говорят нам. Невозможно понять, о чем же спорят братья Карамазовы, о чем Литургия Рахманинова или Страсти Генделя, если мы не знаем основных церковных понятий.

И, быть может, именно в нашем городе, в Санкт-Петербурге, который поправу носит звание «культурной столицы», мы воочию можем увидеть неразрывную связь прошлого и настоящего, истории, культуры и церковной традиции. Создавая новую столицу, Петр I захотел, чтобы в духовном основании города лежал подвиг святого благоверного князя Александра Невского, в 1240 г.разгромившего на берегах Невы шведское войско. Казанский собор нашего города свидетельствует об Отечественной войне 1812 года, славный юбилей которой Российская общественность празднует в этом году. О победах уже в другой войне – русско-турецкой, говорит нам Чесменская церковь. Царскосельская Знаменская церковь и храм на Конюшенной площади связаны для нас с именем Пушкина, Владимирский собор с Достоевским, а Софийский с Лермонтовым. Этот список можно было бы продолжать практически до бесконечности. Все это наше достояние, достояние нашего города, нашей Родины и всего человечества. И наша задача, задача старшего поколения, сделать так, чтобы это культурное наследие было воспринято нынешними школьниками. Именно эту задачу и призван решить новый предмет – Основы православной культуры.

Мы также считаем, что там, где идет сбой культурного процесса и приобщения подрастающего поколения к определенной культурной традиции, это место занимают явления антикультуры: кризис семьи, рост девиантного поведения и преступности, усиливаются такие язвы общества, как алкоголизм и наркомания.

На прошедшем в августе этого года «Педагогическом совете» нашего города одним из школьных директоров было заявлено, что в Санкт-Петербурге на сегодняшний день лучшее школьное образование. Хочется надеяться, что это действительно так, но необходимо отметить и то, что без знакомства с нравственными заповедями, которые хранит Церковь, образование будет неполным. Ведь школьные годы это не только время для получения тех или иных знаний, но и время для становления мировоззрения, формирования личностных качеств, приобщения к определенной культурной традиции. Между тем именно в нашем городе в прошедшее время при введении предмета ОРКСЭ именно модуль Основы православной культуры подвергался игнорированию еще на уровне выбора. Согласно указу президента Российской Федерации именно на родителях учеников лежит ответственность за выбор того или иного модуля в новом предмете. Но сегодняшняя ситуация преподнесла нам совершенно иные реалии. В итоге мы имеем результат, который противоречит и реальному положению вещей и тому месту, которое должна занимать православная традиция в деле воспитания подрастающего поколения.

В чем же причина подобного непонимания? Их несколько и это не какая-либо особая специфика нашего города, но общая проблематика для части нашего общества. Это, прежде всего, постсоветское мышление, нежелание признать ту роль, какую сегодня исполнят Церковь в общественной жизни. Как верно заметил Предстоятель нашей Церкви: «Мы сегодня в России все еще живем в тени жесткого идеологического секуляризма советского типа и не можем изжить его последствия». Конечно, вполне естественно, что на постсоветском пространстве существуют противники присутствия религиозной культуры в школе, но такие люди забывают, когда, как и почему было удалено религиозное образование и к каким катастрофическим последствиям в итоге это привело!

Также среди части педагогов и родителей бытует опасение, что знакомство с религиозной культурой может послужить разобщению ученического коллектива и приведет к нагнетанию межрелигиозной розни. Между тем, есть опытные данные, свидетельствующие о том, что школьники, в жизни которых религия занимаетважное место, проявляют больше уважения к чужим религиозным традициям. Эти исследования проводили восемь европейских университетов, включая Русскую христианскую гуманитарную академию. Совершенно очевидно, люди, не уважающие свою традицию, никогда не будут уважать традицию чужую. Мы действительно живем в многоконфессиональной и многонациональной среде, и мы уверены, что основой мира как сегодня, так и в перспективе должно служить знание той культуры, которая сформировала Российское государство и на протяжении веков лежала в основе воспитательного процесса. Поэтому нам и представляется, что знакомство нынешних школьников с православной культурой есть общегосударственная задача.

Наконец, есть еще одно препятствие – это отсутствие профильного педагога. Между тем, в нашем городе эта проблема имеет простое решение: епархиальный Отдел образования совместно с Академией постдипломного педагогического образования разработал и проводит для учителей курсы «Методика ОПК в системе духовно-нравственного развития». Их посетило уже более ста специалистов.

Мы надеемся, что ситуация вокруг данного вопроса будет изменяться в лучшую сторону. Я лично хотел бы поблагодарить всех, кто готов сегодня к искреннему диалогу и взаимополезному сотрудничеству, и не боится открыть для себя интереснейшую область человеческой духовности, связывающую нас с понятием "святой", "священный", "истинный"...

Мы живем в новую эпоху, когда для сохранения нравственных устоев необходимы совместные усилия всего общества: Церкви, представителей власти, политиков, педагогов, родителей, учеников. Традиционные духовные ценности возвращаются в наше общество, в школу – в виде нового предмета «Основы православной культуры», а в систему высшего образования как специальность «теология», которая вновь занимает свое органичное место среди гуманитарных дисциплин. Мы надеемся, что знакомство с традиционными нравственными ценностями, носителем которых является наша Церковь, поможет оздоровить общественную жизнь и послужит делу возрождения России.

О новом месте религии в общественной жизни известный немецкий философ Юрген Хабермас говорит так: «Религии вновь становятся субъектами мировой политики, предлагают свои проекты переустройства мира, политизируются и«социализируются». В свою очередь Святейший Патриарх Кирилл говорит об этом так: «Религиозная вера не только не умерла, но возрождается. Вера живет и занимает важнейшее место в жизни людей разного уровня образования, разного социального положения, разных возрастов, разной этнической и культурной принадлежности. Число таких людей неуклонно растет — и в нашей стране, и вдругих странах, переживших секуляризацию разных типов, и прежде всего секуляризацию атеистического типа. Религиозность — это не удел кучки маргиналов, это социологический факт. К религии, к Церкви сегодня обращаются миллионы людей в поиске ответов на мировоззренческие и духовные вопросы, углубляясь в свою национальную и культурную традицию и стремясь обрести, в том числе, нравственную основу, смысл жизни».

Задача Церкви – спасение человека. Задача государства – благо человека в этом мире. И конечно, в деле воспитания и образования подрастающего поколения – сегодняшних школьников, наши усилия должны быть едины, ведь мы все хотим, чтобы нынешние школьники росли умными, добрыми, культурными, чтобы они были достойными сынами и дочерями своего города и своего Отечества.