Игумен Киприан (Ященко). Духовно-нравственная культура как мировоззренческая парадигма образования в высшей школе

В своем докладе игумен Киприан (Ященко) размышляет о разных подходах к образованию: об образовании как услуге и образовании как служении; описывает возможные формы выполнения высшим образованием мировоззренческой функции, формирования им духовной культуры учащегося, о роли в этом процессе организации вуза, личностей преподавателя и студента. Доклад прочитан на конференции «Духовно-нравственная культура в высшей школе», проведенной совместно Учебным комитетом и Российским университетом дружбы народов в рамках XXII Международных образовательных Рождественских Чтений 29 января 2014 года.

В настоящее время в пространстве высшей школы, как и в целом в отечественном образовании, происходят существенные изменения, формируются новые, подчас весьма разнонаправленные, тенденции.

Некоторые из них связаны с общим движением высшей школы к подготовке профессионалов на основе стандартов и требований Болонской системы, к усилению приоритета формулы  «образование = услуга». Импульсом других тенденций становится переосмысление роли духовно-нравственной составляющей в воспитании и становлении личности в период обучения, а также – новое видение феномена духовно-нравственной культуры и исследование путей и возможностей её взаимовлияния с системой образования.

Данные тенденции нашли определенное отражение в новом законе «Об образовании» 2014 года, при этом значительное, до 70%, расширение вариативной части в составе основных образовательных программ благоприятствует углубленному внедрению духовно-нравственной составляющей в том числе.

Тем не менее, в современных рыночных условиях развития системы образования одной из насущных проблем современной высшей школы остается балансирование на тонкой грани сохранения и  качественной передачи профессиональных традиций вкупе с духовно-нравственной составляющей.

Другой, не менее существенной проблемой, видится явное нарастание конфликта мировоззренческих парадигм – в обществе, и как в его части – в системе образования, что мало способствует решению задач объединения народа, созидания и укрепления государства и каждого из его институтов, включая образовательную систему.

Некоторые пути решения означенных проблем  в сфере образования, в сфере высшей школы мы хотели бы предложить в данной статье.

Развитие тенденции внедрения и укрепления духовно-нравственной составляющей в сфере общего и высшего образования в последнее время приобрело достаточно конкретные формы определенных дисциплин – таких как «Основы православной культуры» в школе и «Теология» в вузах. Однако все чаще возникает ощутимый конфликт мировоззренческих парадигм: заложенных в данных дисциплинах и существующих в учебных заведениях современной высшей школы.

В зависимости от того, какая парадигма «перевешивает» в каждом отдельном случае и в каждом конкретном учебном заведении,  преподавание данных дисциплин развивается по одному из возможных сценариев:

  1. Нивелирование или полное выхолащивание основного, весьма тонкого мировоззренческого содержания из данных предметов (что может происходить при полном несовпадении мировоззренческих парадигм воспитательной сферы отдельно взятого вуза и/или преподавателя, с содержанием дисциплины), т.е. «формальное» преподавание предмета без углубления в его суть и без передачи всей полноты необходимых знаний.
  2. Диссонанс мировоззрений преподавателя и вуза, неизбежно отражающийся на восприятии дисциплины студентами. Здесь возможны варианты качественного, профессионально и личностно полноценного преподавания предмета при том, что для вуза данная дисциплина («Теология» и др.) не представляет принципиальной ценности, но была введена, опять же, «формально».  Но в данном случае студенты, тем не менее, получают возможность благодаря талантливой и заинтересованной личности преподавателя постигнуть сферу духовно-нравственной культуры, впитать новые мировоззренческие ценности со знаком «+», возможно, пересмотреть свои ценности и даже изменить свою жизнь в положительную сторону. Второй вариант диссонанса – «формальное» преподавание дисциплины в вузе, целенаправленно углубляющем и развивающем духовно-нравственную составляющую в рамках аудиторной и «внеаудиторной» жизни студенчества.
  3. Симфония мировоззренческих парадигм (вуза и преподавателей дисциплин духовно-нравственного содержания). В данном случае – и подобные примеры уже существуют в учреждениях высшей светской школы – мы можем наблюдать плодотворное соработничество, единство целей профессорско-преподавательской корпорации и администрации вуза в воспитании здоровой в духовно-нравственном отношении личности – именно то, что и должно вдохновлять и самих студентов, попадающих в такую благотворную для личностного становления атмосферу.

Остановимся на последнем из перечисленных «сценариев», как некоем идеале и как на единственно возможном для полноценного решения вышеозначенных проблем, поскольку именно в последнем случае  внутри вуза происходит формирование целостного и дружественного традиционным духовно-нравственным ценностям мировоззренческого поля.

Каковы в данном случае основные принципы и пути формирования корректных, с точки зрения духовно-нравственного содержания, мировоззренческих парадигм вуза, преподавателей общих и специальных предметов и собственно студентов? Рассмотрим их последовательно.

Представляется, что для формирования здорового мировоззренческого поля администрации и профессорско-преподавательской корпорации отдельно взятого вуза необходимо решить определенные задачи, а именно:

- Ввести в вариативной части рабочих программ каждой из имеющихся в вузе магистратур обязательные (типовые или специально разработанные) спецкурсы, посвященные проблемам духовно-нравственной культуры в области каждой конкретной дисциплины. Например, для магистратуры «Социология» это может быть «Социологический мониторинг духовно-нравствнной составляющей в светских вузах», для магистратуры «Педагогика» – курс  «Православная (христианская) педагогика», «Воспитание добродетелей», «Христианская антропология» и др., для магистратуры «Философия» - спецкурсы ««Духовно-нравственная культура России и смена мировоззренческих парадигм» (В.Н.Расторгуев) и другие спецкурсы, в т.ч. в области естественных наук. Очевидно, что для вузов любой специализации будет необходим спецкурс по семейной педагогике, дающий крепкие и верные мировоззренческие основы семейной жизни, а также предлагающий практические решения по насущным и весьма острым современным вопросам воспитания детей, устроения здоровой в духовно-нравственном и физическом отношении семьи.

- Ввести специальные магистерские программы, непосредственно связанные с духовно-нравственной культурой и воспитанием – в их числе могут быть «Социология православия» (сост. проф. И.П.Рязанцев, ПСТГУ), «Современные системы просвещения: философия, аксиология, методология» (сост. проф. В.Н. Расторгуев, МГУ), «Православная педагогика» (сост. игумен Киприан (Ященко), МДА) и другие, в том числе, в области естественных наук.

- инициировать  и осуществлять разработку учебно-методических комплексов для сопровождения вышеназванных спецкурсов и программ, включая авторские и коллективные монографии, учебные пособия (в том числе электронные), хрестоматии, словари, материалы исследований, серии статей.

- организовывать для преподавателей повышение квалификации по проблемам духовно-нравственной культуры, актуальным направлениям современных исследований в данной области, базовым и новым методам преподавания духовно-нравственной компоненты и др. Особое внимание необходимо уделять повышению квалификации преподавателей по направлению «Теология». Думается, что формами такого повышения квалификации могут быть:

  • Высшие Богословские Курсы при МДА (как полный курс, так и отдельные модули, адаптированные, в т.ч. с учетом специфики конкретного вуза);
  • циклы лекций, бесед, встреч, в т.ч. при непосредственном участии духовенства Русской Православной Церкви, преподавателей духовных Академий и семинарий. Одним из ключевых тематических направлений может быть «Учение о добродетелях в святоотеческом наследии как система духовного и нравственного воспитания и развития личности» (разр. Игумен Киприан (Ященко).

- в сфере научной работы необходимо инициировать междисциплинарные внутривузовские исследования, посвященные проблемам духовно-нравственной культуры и мировоззрения. Одной из основных задач  таких исследований должно быть создание условий для формирования новых научных школ, для передачи профессионального опыта и основных мировоззренческих парадигм молодым поколениям специалистов, педагогическая и научная преемственность, взаимодействие специалистов разных научных направлений и дисциплин в рамках одного исследования. В данных исследованиях рекомендуется принимать участие ведущим ученым  и специалистам факультетов и кафедр, молодым специалистам, аспирантам и студентам.

Все это должно способствовать укреплению профессионального и мировоззренческого единомыслия коллектива, расширению кругозора молодых специалистов, аспирантов и студентов, и одновременному повышению квалификации.

Также представляется необходимым инициирование специальных циклов конференций и семинаров, посвященных изучению святоотеческого наследия и педагогических систем, созданных свт. Василием Великим, преп. Иоанном Лествичником, аввы Дорофея, свт. Игнатием Брянчаниновым, блаженной памяти Старцем Паисием Святогорцем и другими Отцами и учителями Церкви. Основной целью таких конференций и семинаров будет не столько изучение исторического аспекта, сколько поиск путей применения оставленных нам великими святыми подвижниками, педагогами и святоотеческой традицией в целом зерен действенного, апробированного столетиями духовного и нравственного воспитания личности в лоне православной традиции. Кроме педагогического наследия, такие лекции могут быть посвящены трудам святых, непосредственно связанных с той или иной профессиональной областью  - Луки Войно-Ясенецкого в медицине, свт. Феофана Затворника в литературе и т.д.

Кроме того, необходимы особые научно-практические встречи аналитического характера, в которых, в том числе, основная исследовательская работа по подготовке материалов может быть возложена на студентов совместно с консультантами и помощниками из духовных академий и семинарий. Речь идет о духовно-нравственном анализе профессиональных и научных открытий, достижений прошлого и современности в сфере специализации вуза. Это позволит по-новому, более ответственно, взглянуть на многие последствия внедрения тех или иных профессиональных разработок, будет способствовать освоению новой шкалы духовно-нравственного измерения таких явлений, осмыслению их полезности для современного общества, оценке их положительного потенциала в созидании здорового мировоззренческого поля в масштабах отрасли и страны.

По материалам таких конференций было бы весьма целесообразно издавать серии сборников, которые помимо чисто научной ценности служили бы и своего рода методическими пособиями по формированию здорового мировоззренческого поля для других вузов.

В сфере внеаудиторной воспитательной работы как с преподавателями, так и со студентами одним из ключевых принципов формирования здорового мировоззренческого поля является организация евхаристического общения всех, имеющих к этому желание, расположение, ищущим или сомневающимся участникам образовательного процесса. Создание университетских православных храмов – одна из современных тенденций возрождения верного исторического облика отечественных вузов, необходимая и востребованная по нескольким причинам. Университетский храм является местом особо возвышенного  по содержательному и нравственному уровню общения преподавателей и студентов, местом личной встречи с Богом, соприкосновения с живой историей и традиций, культурой и эстетикой. Вместе с тем, храм является и  педагогической площадкой для организации практики студентов, изучающих теологию и другие спецкурсы с духовно-нравственной компонентой.

Именно евхаристическое общение, совместные молитвы о насущных нуждах вуза, учащих и учащихся, нашего Отечества,  молебны – на начало и окончание года, святым, благодарственные – особенно способствуют воспитанию чувства единения и патриотизма, сопереживания ближнему, деэскалации явных и скрытых конфликтов внутри большого вузовского коллектива, укреплению здоровой мировоззренческой позиции всех участников образовательного процесса. Отметим, что, несмотря на все более очевидную дехристианизацию Европы, традиция домового храма при многих и многих светских заведениях европейских городов, неизменно сохраняется до настоящего времени.

Другие формы внеаудиторной воспитательной работы и формирования мировоззренческого поля на основе духовно-нравственной культуры – это организация паломнических поездок с участием студентов и преподавателей, тематических творческих мероприятий и вечеров, посвященных празднованию Рождества, Пасхи, Татьяниного дня, дней памяти преподобного Сергия Радонежского. Карта таких мероприятий может быть  составлена с учетом направленности вуза так, чтобы формула «образование – служение» была вживую прочувствована и прожита участниками образовательного процесса: от соприкосновения с местами жизни и подвига святых людей и исповедников от профессии, святых мест, имевших  особое значение в развитии того или иного профессионального пласта или направления отечественной науки. Такие мероприятия направлены, прежде всего, на практическое освоение и осмысление значимости духовной составляющей любой профессиональной деятельности, а вместе с этим – ответственности каждого профессионала за плоды своей деятельности перед Богом, людьми и Отечеством.

Особое место в формировании здорового мировоззренческого поля вуза имеет самодиагностирование – регулярные внутривузовские социологические опросы, которые могут проводиться, в том числе, с привлечением самих студентов.  Грамотно разработанные критерии исследования позволят определять духовно-нравственное состояние студентов при поступлении в вуз, на разных этапах обучения, по окончании вуза, выявлять положительную динамику, корректировать и развивать весь комплекс работ с учетом полученных результатов соцопросов (подобный положительный результат имеется, к примеру, в  Некоммерческом Фонде «Детский епархиальный образовательный центр», г. Самара).

Известно, что от личности преподавателя зависит успех в преподавании дисциплины. Для того, чтобы преподаватель был деятельным созидателем здорового в духовно-нравственном отношении мировоззренческого поля вуза, он должен обладать не только необходимыми профессиональными компетенциями, но и особыми личностными качествами, которые позволят ему решать сложные задачи воспитания студентов. Позволят отвечать на сложные и подчас мучительные педагогические, профессиональные и нравственные вопросы: какова профессиональная и духовно-нравственная цель моего преподавания данного курса? Куда и как дóлжно вести студентов в процессе освоения дисциплины? К чему их готовить как личностей, профессионалов и граждан? Какие навыки прививать? Что передавать и как, в конце концов, ненавязчиво, но вместе с тем полезно и активно заниматься их воспитанием? Ведь, в конечном итоге, преподаватель несет определенную, подчас весьма большую долю ответственности за то, каким человеком, какой личностью стал его воспитанник, какой образ жизни он стал вести, какие поступки совершать, какую цель в этой жизни выбрал для себя после окончания вуза.

Здесь мы обязаны коснуться весьма личных качеств преподавателя, как общих, так и специальных, ориентированных на передачу духовно-нравственной культуры, дисциплин, включая теологию. Один из краеугольных камней личностных качеств преподавателя – глубокая  и искренняя вера в Бога, воцерковленность, определенный духовный опыт, а также участие в евхаристическом общении со своими воспитанниками. Найти хорошего воцерковленного профессионала в настоящее время – задача весьма сложная, в том числе и для светского сектора высшей школы, при этом очевидно, что перечисленные глубоко личные качества преподавателя отнюдь не формальны, и подчас неявны для окружающих, но именно они определяют верный мировоззренческий вектор преподавания. В этой связи, целесообразно рекомендовать светским вузам тесное взаимодействие с вузами духовными, приглашать преподавателей специальных дисциплин и одновременно взращивать свои преподавательские кадры.

Педагогическим идеалом в нашем случае является святость – именно к ней, как к конечной цели личностного становления, ведет преподаватель своих воспитанников. Приведем слова настоятеля афонского монастыря Ватопед игумена Ефрема: «Если ты монах – будь святым монахом, если ты преподаватель – будь святым преподавателем, если ты журналист – будь святым журналистом!» То есть будь святым в своей профессии.

Соответственно, методология преподавания требует особых подходов. Один из важных аспектов этой методологии – молитвенное делание преподавателя, который молится за своих студентов – лично или подает за них записки. Особое значение, думается, имеет составление курсового помянника, который бы подавался на службах в домовом храме вуза, в курсовых паломничествах и т.д. Осознание студентами того, что их жизнь небезразлична их педагогу, что за них молятся,  им сопереживают, не останется без отклика в юношеских сердцах и, возможно, станет одной из первых ступенек  в личностном становлении.

Само преподавание дисциплины со стороны преподавателя нуждается в определенном переосмыслении,  в решении следующей методологической задачи – ввести святоотеческий опыт воспитания здоровой в духовно-нравственном отношении личности, в частности, учение о добродетелях, в образовательный процесс по отношению к конкретному предмету или направлению науки, гармонично сочетать с приобретением профессиональных умений и навыков.

Преподаватель, прививая студентам навыки исследовательской работы в области предмета, должен будет привить аналогичные навыки и  в области духовно-нравственной культуры – открыть источники (святоотеческое наследие, жития, духовная литература, исследования на соответствующие темы), объяснить методы и особенности работы с ними применительно к изучаемому предмету, обозначить мировоззренческие ориентиры, на которых в дальнейшем воспитанник сможет выстраивать свою профессиональную жизнь вкупе с  личностным становлением.

Другая важная методологическая задача преподавателя – передача традиции профессиональной школы и традиций духовно-нравственной культуры, характерных для данной профессиональной школы.

Современное студенчество – дети своего сложного и враждебного практически для любой формы становления здоровой в духовно-нравственном плане личности времени. Когда они  попадают в благодатное мировоззренческое поле вуза, уделяющего первостепенное значение духовно-нравственному здоровью, то получают возможность возрастать в добродетелях при содействии  верующего, профессионального, ответственного и творческого преподавателя, возрастать в профессиональных умениях и навыках, получать основы для дальнейшего самостоятельного личностного и профессионального  развития.

Помимо перечисленных выше форм аудиторной и внеаудиторной работы, организованных вузом при содействии преподавателей, для студенческой среды необходимы формы самоорганизации, которые позволяют молодым людям проявлять свою инициативу, воплощать новые идеи в русле общей концепции формирования здорового  мировоззренческого поля вуза. Эти формы работы помогают заработать сердцу студента, развить его самые благородные порывы и устремления, на практике воплотить навыки духовно-нравственной жизни – в делании милосердия, взаимопомощи, сострадания, патриотического созидания нашего Отечества.

Опираясь на уже существующий опыт российских вузов, можно говорить о том, что наиболее действенными и живыми формами такой самоорганизации являются студенческие волонтерские движения. Их участники осуществляют адресную помощь  нуждающимся, одиноким и пожилым людям, имеют особое попечение о сиротах в детских домах, неизлечимо больных в хосписах и больницах, и т.д., придумывают, организовывают и  принимают участие в различных акциях милосердия.  При этом такие движения имеют большой потенциал к самоорганизации, поскольку студенты сами регулируют графики посещения больных, принимают заявки о помощи и распределяют, в зависимости от возможностей, нагрузку  между собой.

Другой формой студенческой самоорганизации являются студенческие  клубы, созданные по инициативе молодежи, в которых их должен объединять  поиск практических путей взаимовлияния духовно-нравственной компоненты и профессии (приведем в пример студенческие клуб «Православный  лекарь» Воронежской Государственной Медицинской Академии). Кроме «профессиональных» клубов особое значение имеют клубы творческие, такие как, например, «Доброе кино», в которых студенты могут отбирать,  просматривать и обсуждать классику кинематографа и новые произведения духовно-нравственного содержания. Также для расширения в том числе и профессионального кругозора можно рекомендовать клубы и кружки «Вера и наука», которые затрагивают вопросы взаимодействия профессии и Православной духовно-нравственной культуры, знакомят с новейшими результатами исследований  и открытий в данных областях. Для клубов «Доброе кино» и «Вера и наука» представляется необходимым приглашение на обсуждения, лектории специалистов – такие творческие и научные встречи с верующими деятелями культуры и учеными, имеющими крепкую позитивную мировоззренческую позицию, обширный профессиональный и жизненный опыт необходимы для просвещения молодежи.  Также это могут быть встречи с молодыми воцерковленными специалистами, практически сверстниками, что тоже очень благотворно могло бы повлиять на дальнейшее самоопределение в жизни и профессии каждого студента.

Таким образом, рассмотренный выше комплекс форм и мероприятий может способствовать формированию здорового в духовно-нравственном отношении мировоззренческого поля внутри вуза. Навыки, привитые студентам во время обучения, послужат студентам своего рода духовно-нравственным компасом в дальнейшей жизни, помогая делать осознанный и правильный выбор в профессиональной  и научной деятельности и всех сферах личной жизни.

 Тем не менее, созданный благоприятный духовно-нравственный микроклимат отдельно взятого вуза необходимо поддерживать, он является средой, которую можно и нужно диагностировать, обогащать, укреплять, в том числе преодолевая рамки некоей мировоззренческой автономии – и находить живые источники и формы духовно-нравственной культуры вовне. Формы,  которые смогут также в будущем стать особыми смысловыми и содержательными маяками, ориентирующими выпускников в житейском море и бурях нарастающей глобализации, удерживающими в их поле зрения непреходящие ценности, укрепляющими привитое в alma mater мировоззрение. Какие – это тема отдельной развернутой статьи, а также нового, весьма перспективного исследования.