Где бьется семинарское сердце

Рассказом о том, в чем особенность прихода семинарского храма, что собирает отдельных прихожан в общину и как постятся семинаристы, а также размышлениями, нужно ли специально стараться создавать «положительный имидж» Церкви и чем мешает в храме мнимая занятость, создаваемая гаджетами, поделился благочинный храма Покрова Пресвятой Богородицы при Смоленской православной духовной семинарии иерей Димитрий Гамиловский.

2020-02-24-06.jpg

Храм у башни Веселуха

Отец Димитрий, история Покровского храма изначально была связана со Смоленской духовной семинарией?

– Говоря о нашем храме, нельзя не упомянуть об истории самой семинарии, которая, как и история самого города Смоленска, многострадальна. Духовное образование в Смоленске сформировалось в 1728 году при Аврааамиевском монастыре усилиями епископа Гедеона (Вишневского). На протяжении XVIII века семинарское образование развивалось достаточно динамично, кроме богословия преподавались такие дисциплины, как философия, грамматика, риторика. Изучались греческий, немецкий, французский, еврейский языки. Преподавание многих предметов велось на латинском языке. На латыни студенты семинарии писали свои диссертации.

Во время Отечественной войны 1812 года семинарские корпуса возле Авраамиевского монастыря подверглись разрушению, библиотека была разграблена, и многие документы утрачены. После войны учебный процесс был возобновлен достаточно быстро, и уже в 1814 году обучение продолжилось; в 1860-х в семинарии открылся иконописный класс.

Смоленская семинария на протяжении XIX века испытывала материальные трудности, которые удалось преодолеть только к концу 1880-х годов с визитом обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева. По его указанию были отремонтированы старые корпуса и построен новый корпус на Спасской улице (ныне улица Реввоенсовета). В новом корпусе был устроен домовый храм во имя апостола Иоанна Богослова.

На период конца XIX и начала XX века приходится расцвет Смоленской семинарии. В этот период в семинарии обучалось в среднем около 500 студентов. Выпускниками Смоленской семинарии были ученый Василий Докучаев, писатель-фантаст Александр Беляев, преподобный Макарий (Глухарев), равноапостольный Николай Японский, историк Смоленска Никифор Мурзакевич.

В 1918 году семинария была закрыта. Воссоздана она была спустя 70 лет в 1988 году, на одном из Смоленских холмов рядом с башней Веселуха и недалеко от своего исторического места – Авраамиевского монастыря.

На месте нашего Покровского семинарского храма когда-то стояла деревянная церковь, которую затем перестроили, на ее месте в конце XVIII века по проекту архитектора Слепнева была возведена каменная церковь в стиле русского классицизма. На холме, где находится башня Веселуха смоленской крепостной стены, любил молиться преподобный Авраамий Смоленский.

Церковь Покрова Богородицы была кладбищенская. Склон, ведущий к улице Тимирязева, – это бывшее кладбище, там лежат усопшие. Слава Богу, что и сейчас в храме продолжается молитва за зде лежащих православных христиан.

Как складывался приход храма семинарии?

– Вся семинарская жизнь строится вокруг храма, именно здесь бьется сердце семинарии. Процесс воспитания, становления будущих священнослужителей должен происходить вокруг Евхаристии, вокруг Божественной литургии. Особую роль играют прихожане: они общаются со студентами, что-то подсказывают, в чем-то наставляют.

Община у нас очень крепкая, создана она милостью Божией и трудами протоиерея Георгия Урбановича. Сформировалась община еще в Никольском храме православной гимназии, где служил отец Георгий, который затем был переведен в семинарский храм. Именно он этих людей воспитал и наставил в вере.

У нас очень хороший, интеллигентный приход. Большинство составляют педагоги различных учебных заведений, врачи.

Среди прихожан есть настоящие подвижники. Например, Лидия Великопольская, мама священника Алексия Великопольского. В этом году ей исполняется 89 лет, она живет в обычном многоквартирном доме на пятом этаже, выходит из квартиры только раз в две недели, чтобы посетить литургию – у нее больные ноги, трудно спускаться по лестнице, живет как затворница. В ее синодике – 300-400 имен для поминовения, она просыпается в 4-5 часов утра и за всех этих людей молится. Каждый день читает Евангелие, Псалтирь.

Многие прихожане жизнь прихода связывают со своей ежедневной деятельностью. На каждый двунадесятый праздник храм украшают сами прихожане. Это неравнодушные люди, которые ассоциируют общину с семьей, храм – со своим домом, жертвуя время и труд.

Что объединяет общину

В чем секрет сплоченности вашей общины?

– Главное в жизни любого церковного прихода – это богослужение. Современной молодежью литургия, к сожалению, воспринимается как что-то трудное, – нужно долго стоять. Но для человека глубоко верующего богослужение – это отдых, приход к источнику живой воды, участие в Таинствах, общение. Община – это и есть общение. Прежде всего, молитвенное общение. Каждый общается в молитве и через Таинства с Господом, а все вместе молятся друг за друга.

Каждый священник ощущает сакральную составляющую служения. Это великая радость – предстоять перед престолом, молиться, непосредственно участвовать в богослужении, участвовать в Таинствах, хотя мы недостойны этого. Знать, что за твоей спиной стоят люди, которые молятся о своих близких и родных, о своей стране, и о тебе в том числе – это великая радость.

В молитвенном духе община и формируется. А затем уже она решает различные вопросы, в том числе, и хозяйственной жизни прихода.

Воскресная школа в Покровском приходе имеет уже немалую историю...

– Да, семинарская церковь – один из первых в Смоленске храмов, где с началом церковного возрождения открылась воскресная школа. Воскресная школа важна не только для того, чтобы воспитывать новых прихожан, но и чтобы сформировать у ребенка мировоззрение, обезопасить от вызовов времени. Для взрослых же воскресная школа необходима, потому что человеку нужно развиваться в любом возрасте, осваивать новые дисциплины, предметы, в том числе и религиозные.

Конечно, общение должно быть, в первую очередь, молитвенное, но во вторую – общение друг с другом ради какой-то общей цели. Не должно быть так, что заамвонную молитву прочитали, крест поцеловали – все свободны. Нет, нужно делиться радостью, делиться опытом. Слава Богу, что сейчас в Церкви ведется большая социальная и просветительская работа.

Еще двадцать лет назад из-за недостаточного количества образованных священников или недостаточной активности мирян воскресные школы были не везде. А сейчас воскресная школа для прихода – это уже норма. Как, например, и молодежный отдел, а раньше он был не в каждой епархии. Подумать было даже невозможно, что состоится Сретенский бал, какие-то проекты молодежные будут развиваться.

Церковь – живой организм. И это организм иерархичный, во главе иерархии – конечно, Христос, к Которому мы все тянемся. Это центр нашей жизни.

Семинарский пост

Идет Великий пост. Есть ли у вас особые приходские традиции, связанные с этим временем церковного года?

– Думаю, что на каждом приходе главная великопостная традиция – уникальные богослужения этого периода. В первую седмицу читается Великий канон Андрея Критского, в среду и пятницу совершается литургия Преждеосвященных Даров. До сих пор в семинарском храме она служилась с утра, но правильнее совершать ее вечером. В этом году решили служить по вечерам в среду.

Как проводят Великий пост семинаристы?

– Первая великопостная седмица и Страстная седмица – это особое время, которое студенты семинарии проводят в тишине и молитве. Это традиция вообще всех духовных школ. Пост – не время, когда человек должен намазаться углем и ходить мрачным. Это время радостного преображения человека, время подумать о себе и своих поступках, время духовной весны. Дни Великого поста нужно проводить в тишине. Где тишина – там молитва. Мы пытаемся создать для студентов тихую великопостную атмосферу.

Когда гаджет – лишний

Вы являетесь благочинным и, по сути, единственным священником семинарского храма, настоятель которого – ректор духовной школы митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор. Сложно ли справляться с возложенным на Вас послушанием?

– Для меня это радость. Община у нас большая, в среднем бывает 50 причастников. Исповедь совершается до литургии, во время чтения кафизм и после всенощного бдения. Прихожане знают, что исповедь нужно отличать от духовной беседы: не надо стараться на исповеди ничего объяснять, так как наше объяснение какого-то поступка может быть лживым. Бог знает движения нашего сердца намного лучше, чем мы сами.

На воскресное богослужение я прихожу в 7:30. Облачаюсь, совершаю проскомидию. В 8:30 приезжают первые прихожане. Полчаса исповедь. В 9 часов совершается благодарственный молебен: прихожане берут тропарионы, и мы вместе с хором поем от «Бог Господь…» в начале до молитвы Амвросия Медиоланского в конце. На молебне обычно бывает человек двадцать пять-тридцать. Молимся за тех, кто не может разделить с нами радость богообщения, за сродников, которые еще не пришли к Богу, за врагов наших, за болящих и плодоносящих, за путешествующих. В 9:40 начинаются часы и снова исповедь, в 10 часов – литургия. На литургии исповеди нет, все сосредоточено только на самом богослужении. Конечно, те, у кого есть дети, приходят позднее, так как ребенок не может выдержать длинную службу.

Но для священника эти пять часов пролетают, как пятнадцать минут. Время – как сшитое полотно, нет момента, чтобы твоя мысль улетела за пределы храма.

В семинарском богослужении все должно быть классически, по литургическим канонам. Конечно, это не монастырь, здесь не совершается суточный богослужебный круг, нет повечерия и полунощницы. Но к любому богослужению должно быть строгое и трепетное отношение, тем более, у будущих священнослужителей. Есть элементарные правила, которые, к сожалению, не всегда исполняются. Стараемся студентам о них напоминать. Например, нельзя «сидеть в телефоне», когда ты наедине с Богом. Можем ли мы себе представить, что человек на клиросе достает шахматы и начинает играть, или – чернильницу с пером, разворачивает бумагу и начинает писать письмо кому-то срочно? Или приносит с собой патефон, чтобы слушать постороннюю музыку? Но сейчас все это происходит в виртуальной реальности при помощи гаджета, не отключенного во время богослужения. В этом вред гаджетов: мнимая занятость, которая никому не нужна. Ты сейчас в диалоге с вечностью, а в вечности нет занятости.

Нужна ли «гонка за имиджем»?

Сегодня Церковь стоит перед многочисленными вызовами современности, сталкивается с агрессивным отношением определенной части общества. Что может изменить в этом отношении простой верующий человек, прихожанин храма?

– Если провести параллель ветхозаветной историей, можно сказать, что Церковь только вышла из Египта, в 1988 году она прошла Чермное море и сейчас ходит по пустыне – так бы я охарактеризовал наше время. Земли обетованной мы достигнем, когда народ убедится, что Церковь нужна – она источник воды живой, когда даже невоцерковленный человек скажет: да, я уважаю этих людей, потому что они делают действительно важное для нас дело.

Но не нужно стремиться искусственно менять отношение к Церкви в обществе. Чем больше противодействие, тем большее воздействие на окружающий мир оказывает Церковь. Враг рода человеческого восстает на Церковь через людей или какие-то явления. Но стремиться что-то доказать – это ошибочный путь. Ты сломаешься, человек, в этом. Когда борешься за мнение других, можешь потерять что-то свое, самое важное. Христианин должен всегда готовиться ко встрече со Христом. А подготовка к этой встрече – маленькие встречи в виде Евхаристии, покаяния, дел милосердия, когда помогаешь человеку, видя в нем Христа. И каждый из нас прекрасно знает, что Господь не спросит, почему Вася такой плохой. Он спросит, почему ты ругался с Васей. Мы должны каждый сам себя воспитывать, исправлять и всегда помнить о присутствии воли Бога в нашей жизни. А это возможно, когда мы отказываемся от своей воли.

Главное и второстепенное

Что бы вы пожелали людям в дни Великого поста?

– Прежде всего, мы должны понимать, что главная составляющая поста – это не еда. Нужно помнить также, что у каждого человека своя мера поста, которая согласуется с духовником.

«В главном – единство, во второстепенном — свобода и во всем любовь». Прекрасная мысль, которая приписывается разным христианским подвижникам. Вопрос лишь в том, что главное, что второстепенное. Поэтому, повторюсь, мы не должны забывать, что телесный пост – это второстепенная, хотя и важная составляющая нашей жизни.

Я бы пожелал провести Великий пост во внутренней тишине и смирении. «Глаза в землю, мысли к Богу», как сказал святитель Феофан Затворник. Если мы исполним это, то и наше сердце будет находиться там, где должно, и пост принесет свои благодатные плоды.

По материалам сайта Смоленской митрополии.

Сайт Приходы.ру