Первые ласточки

Учебный комитет Русской Православной Церкви бросил клич преподавателям и учащимся духовных образовательных учреждений в условиях вынужденной самоизоляции постараться создать позитивную повестку дня и поучаствовать в творческом конкурсе. И вот, подходит время подводить итоги. Победители будут объявлены 22 мая на день святителя Николая Чудотворца.

Самое замечательное в конкурсе то, что была оставлена свобода действий: можно снять видео на какую-нибудь духовную тему, придумать игру или викторину на библейскую тематику, вспомнить что-нибудь по церковной истории или придумать свой жанр, главное – задать настрой бодрости и познакомиться друг с другом.  

Сказано – сделано. Конкурс объявлен, прием работ завершен. Мы имеем 28 работ, совершенно разношерстных, самодеятельных и профессиональных, тем особенно интересных и дорогих.

IMG_4881.jpg

Да, это пока еще не совсем конкурс. Нет, как я понимаю, номинаций, регламента, жюри. Есть площадка для творчества. Кстати, так и называется единственная живописная работа, присланная в Комитет – прекрасная акварель учащейся МДА Анны Красновой «Творчество». На ней сиреневые тюльпаны на темном фоне, словно застыли в ритме танца. Кстати, можно взять, как эмблему конкурса. Да, это еще не конкурс, только его предчувствие. Момент свободы, созерцания, столь необходимой для полноты жизни. Момент соборного единения не только в молитве, но на досуге, когда идут размышления о чем-то личном и рождается идея общего дела. Те работы, которые пришли на Конкурс Учебного комитета, составили портрет семинаристов весны 2020 года – весны Юбилея Великой Победы, поэтому не удивительно, что наибольшее количество работ – это видеоклипы песен, посвященных 75-летию со дня окончания Великой Отечественной войны. Если составить концерт из этих клипов, то получится живая галерея красивых молодых лиц. Приемы бесхитростны и известны. Zoom дает возможность соединить в галерее каждого поющего, выделить на крупном плане солиста, но в каждом исполнении найден свой ключик к заветной двери, за которой открывается поток светлых чувств – воспоминаний-поминаний. Есть прекрасные в вокальной аранжировке знакомые мелодии, как маленький шедевр «Полюшко-поле» в исполнении Камерного хора ПСТГУ под управлением диакона Алексея Зайцева. И в этом же исполнении щемящая Пасхальная стихира. Выразительно звучание «Дня Победы» в версии вокально-хорового ансамбля Вологодской духовной семинарии, когда на фоне старой хроники малыш в пилотке, лет пяти, читает четверостишье о памяти войны. Появляются хористы, и жизнеутверждающая мелодия марша звучит пронзительно и трогательно.

Screenshot_2020-05-21 «Журавли».png

Замечательны сольные номера. Братья Балашовы, Роман и Богдан, выпускники бакалавриата МДА, подыгрывая себе на гитаре, поют «Журавли», от куплета к куплету набирая проникновенную силу сопереживания. Невольно сопоставляешь их молодые голоса и задушевный голос Марка Бернеса. Оказывается, «Журавли» стали последней студийной записью смертельно больного певца. А текст, написанный дагестанским поэтом Расулом Гамзатовым на аварском языке, звучат так общенародно, благодаря мастерству переводчика-востоковеда Наума Гребнева, который уговорил поэта заменить в первой строчке слово «джигиты» на «солдаты». Эту историю узнаем из титра к песне. Подобные титры сопровождают почти каждый музыкальный клип, и в каждом найден свой образ. Непревзойденную «Катюшу» камерно исполняет трио учащихся Смоленской духовной семинарии. Парни стоят у летней беседки, рядом со стеной красного кирпича вековой кладки, видевшей не одну войну, и поют так, словно они сами ее сейчас сочинили. Второй раз «Катюша» звучит, как привет от студентов Коломенской духовной семинарии, и запоминается, благодаря тому, что ее начинает петь молодая семья с двумя детками на руках у папы и мамы. Молодые, задорные, они передают эстафету дальше. Мелодию подхватывает тенор, потом красивый баритон, еще тенор. Вскоре в многоголосье вливаются все: кто в лесу, кто в кабинете семинарии, кто где. Но молодая семья, как образ состоявшегося счастья, остается в памяти как реальная победа жизни над любой войной. По задору и жизнеутверждающему пафосу близка к «Катюше» не менее знаменитая «Смуглянка». Ее подготовили учащиеся Санкт-Петербургской Духовной Академии, составив перед запевом художественный монтаж, похоже, слова ребята говорили свои, от сердца, перебрасывая мостик в то время, когда их ровесники уходили на войну.

Иван Субтельный, учащийся МДА, подготовил специальную видео-композицию «Поздравление для ветеранов к 75-летию Великой Победы». В ней автор попытался соединить речитатив и мелодию 1945 года «Эх, дороги». Особым теплом веет от исполнения песни «Десантный батальон» Булата Окуджавы из фильма Андрея Смирнова «Белорусский вокзал». Студенты пастырского и иконописного отделений Курской семинарии сумели соединить в своем пении, казалось бы, несоединимое – и марш, и плач. Милые девушки на фоне разбушевавшейся весны и белоснежных вишен, и строгие юноши, будущие наши пастыри, проповедники, миссионеры, пели трогательно, искренне, старательно. А в исполнении знаменитой вальсовой советской песни «Синий платочек» студентками 1 курса Регентского факультета МДА, сам собой возник образ невест, верных, нежных, милых.

1446043154_pisma_1.jpg

Цена Победы – человеческие жизни. Во вполне законченном видеосюжете, «Письма с фронта», (СПбДА) на кадрах старой кинохроники закадровый голос рассказывает об одном из героев страны – Александре Петровиче Долгове. Его Житие осталось в письмах к матери. Он прошел всю войну и отослал последний треугольничек 1 мая 1945 года. В тот день, когда был убит. Представлен к званию Героя Советского Союза посмертно.

Тема Великой Отечественной войны и защиты Родины бесконечна. Она чувствуется и в динамичном рекламном клипе студентов Пензенской духовной семинарии, посвященном VI Георгиевскому фестивалю военно-патриотических клубов Пензенской области. Если Конкурс продолжится, наверняка появятся новые яркие сюжеты.

Среди тех, роликов, что поступили сейчас, ожидаемо оказалась разработка интеллектуальной игры «Академия-онлайн». Этот проект предложен Казанской семинарией совместно с редакцией сетевого издания «Православие в Татарстане». Игра замысловата и хитра. В нее можно играть группами во главе с капитаном. Каждый игровой день делится на сессии. Каждая сессия делится на раунды, в рамках которых каждый из участников команды, поочередно подключаясь к игре, отвечает на вопросы ведущего. Это покруче «Что? Где? Когда?». А викторина для Воскресных школ, присланная из Новосибирской семинарии, построена по принципу «угадай с трех раз». Например, на вопрос, что освящают в России в день празднования Входа Господня в Иерусалим? Могут прозвучать три подсказки: ветви березы? Ветви вербы? Ветви пальмы? Конечно, более развернутые, чтобы одновременно изучить Библейскую историю.

Отсылка к Ветхому и Новому Заветам вполне логично появилась в нескольких видео. Например, «Господи помоги моему неверию» Екатеринбургской духовной семинарии. Представьте себе: каждый семинарист после урока по толкованию Евангелия, применил к себе крылатое «верую, Господи, помоги моему неверию» (от Марка, 9.24). Оказалось, что неверие можно развернуть в веер собственных страстей.

обложка-2.jpg

В «Давидовой изоляции. Библейско-типологическом флешмобе 4-го курса бакалавриата Тобольской духовной семинарии, посвященному сюжету Давидовой изоляции от Саула» (звучит довольно витиевато), семинаристов на самоизоляции соотнесли с рассеянным Давидовым войском, а Библию, которую они читают, организующим началом. Главное в работах – живая параллель с сегодняшним днем. Впрочем, не только сегодняшним. С разными историческими эпохами, которые хранят в себе и вопросы, и ответы, как это мы видим в мини-лекции о судьбе миссионера Кореи Епископ Павла (Ивановского) выпускника Тульской духовной семинарии Максима Давыдова. Или постановочной, довольно сложной по тексту, Зарисовке о Южно Русском Церковном соборе 1919 года. Этот видеофильм посвящен Покровителю Ставропольской духовной семинарии святителю Игнатию Брянчанинову и охватывает период революционных событий России глазами представителей трех сословий – казачества, разночинства и буржуазии.

Нынешний день семинариста по сравнению с этим временем пока довольно стабилен и прост. Можно и посмеяться над собой, вполне терпимо и доброжелательно, как в авторском сюжете «Типы студентов» (соня, лодырь, спортсмен, фанат, всегда голодный и др.) Ивана Старунова из Сретенской духовной семинарии. Или ухмыльнуться над героем видеофарса "Не упадите от своего величия" студентов магистратуры МДА, где перепутаны сон и явь. Вершина в этой категории так и называется – «Видеоролик на конкурс». Режиссер Ярослав Галицкий (Хабаровская духовная семинария), а сценариста нет, так как, все, что видим на экране, по словам автора, чистая импровизация, соответствует тому, «как живем». И камерой, которую разбили в первом кадре, смогли доснять кино.

Screenshot_2020-05-15 Не упадите от своего величия .png

Стихи и проза в небольшом количестве тоже были присланы на Конкурс. Они подытоживают в слове то, что было рассыпано по крупицам в работах других жанров и видов искусств. Чем жив человек? – ключевой вопрос, отсылающий нас снова и снова ко времени Великой Отечественной войны. Поэма "ILLORUM VIS VICTORIA NOSTRA EST" Дмитрия Горстка (МДА) дает четкий ответ: «Прижав к груди портрет любимой, солдат рванул в атаку напролом…» Да, любовь и жертвенность, сила духа и жажда спасения. У диакона Владислава Юрченко (МДА) читаем в стихотворении о современности «Раньше, – говорят нам сегодня в СМИ»: «Вера в Бога жила в народе, А «победа» – был главный девиз». Поэт завершает: «Как бы страшно нам ни казалось, с нами Бог, с нами подвиг дедов».

В подборках стихотворений Святослава Шевцова (МДА) и Юрия Дербуша (МДА) сами названия обозначили драматургию. У Святослава: «Беда», «Все не зря», «Она», «Они». У Юрия: «Ноябрь», «Грезы», «Летняя ночь», «Подарок. ( Посвящаю милой Анне). Бесхитростные, искренние, в чем-то наивные стихи веры, они наполнены созерцанием природы, быта, воспоминаний, нежных чувств и упования на милость Божию...

Небольшие рассказы Михаила Кондратьева (МДА) – "Цель моей жизни", "Урок смирения", "Беседа с монахом" – можно отнести к современным притчам. Сердцевиной первой является надпись на гробе, у которого стоял монах «Человече, не суетись. Зде все готово». Это было на картине, которая когда-то поразила автора, задумавшегося над смыслом жизни. Идеей второй стало деятельное «давай мириться», когда после ссоры в Страстной четверг, зачинщик омыл ноги обидчику. В третьей – чувство особой теплоты после беседы с монахом, которое запечатлелось на сердце, как личный опыт встречи со святостью.

Все завершает эссе «Благодарим Тебя, Господи... (молитвенные размышления). По мотивам одноимённой проповеди протопресвитера Александра Шмемана. Максима Иванищева (МДА). В нем идет речь о том, что сейчас переживает каждый православный: пустые храмы, страшный вирус, неопределенность ситуации, недоумение внутри... Завершим наш краткий обзор словами из размышлений Максима: «Благодарим, Тебя, Господи - не мы пришли к Тебе в Пасхальный день - Ты сам посетил наши жилища». И его последнее, детское: «Мы все осознали. Мы будем исправляться…».

Вот такой портрет получился. Мне нравится.

Татьяна Москвина-Ященко, доцент ВГИК

Учебный комитет