Проблемы изучения литургики в духовной семинарии и новые подходы к их преодолению

Не первый год, говоря о актуальных проблемах духовного образования Русской Православной Церкви в контексте изучения основных дисциплин бакалаврского курса по Теологии, особое внимание уделяется низкому уровню остаточных знаний и умений студентов по Литургике. Значение этой дисциплины в курсе подготовки будущих пастырей, служение которых непосредственно будет связано с православным богослужением, переоценить нельзя.

be7685026070406a215779b242f1aa2e_XL.jpg

Не случайно на изучение этого предмета в Едином учебном плане бакалавриата духовных учебный заведений, утвержденном Высшим Церковных Советом 26 декабря 2018 года, отводится 576 академических часов, что больше чем выделено для любой другой дисциплины. Литургика один из немногих предметов, изучение которого дополняется прохождением студентами богослужебной практики, призванной теоретические знания преобразовать в профессиональные умения и навыки. И наконец, изучение Литургики дополняется тем, что студенты духовных учебных заведений во внеучебное время участвуют в регулярных богослужениях в воскресные и праздничные дни на протяжении всего обучения в духовной школе. Все это, казалось бы, должно создавать максимально благоприятные условия для усвоения православной литургической традиции, которую должны знать и любить выпускники бакалавриата духовных учебной заведений. Но к сожалению, знания по Литургике у будущих пастырей оставляют желать лучшего.

Почему же, при столь существенном объеме учебной нагрузки на Литургику, ее изучение не позволяет студентам бакалавриата духовных школ на достаточном уровне усвоить православную литургическую традицию? Думается, что причины такого положения вещей кроются с одной стороны в неточном определении цели изучения Литургики, с другой стороны в устаревших методиках преподавания, которые не учитывают существенных изменений в системе духовного образования и в студенческой среде. Последовательно рассмотрим обе стороны данной проблемы.

Проблема определения цели изучения Литургики

Когда определяется цель изучения той или иной дисциплины, то тем самым обозначается результат, который требуется достичь по итогам ее освоения. Неточное обозначение цели очевидно оказывает негативное влияние как на сам учебный процесс, так и на его результат. К числу таких неудачных обозначений может относится, как слишком ограниченная формулировка, затрагивающая один из элементов желаемого результат, так и слишком общая интенция, которая трудно достижима в связи со своей неточностью. Цель изучения Литургики в классическом пособии архимандрита (ныне митрополита) Ионы (Карпухина) сформулирована как «усвоение учащимися Устава»[1], т.е. получение знаний об уставном порядке совершения православного богослужения. Такая формулировка сообщает дисциплине описательный метод изучения как основной, то есть важно знать где найти те, или иные литургические тексты, как и в каком порядке их исполнять, какие священнодействия должны совершаться священнослужителями и т.д. Во многом такая цель и определила то, что долгое время в семинарском курсе вместо наименования дисциплины «Литургика», она назвалась «Богослужебный устав» или «Церковный устав». И такая формулировка цели вполне является нормальной и закономерной для среднего профессионального образования, которым ранее (до 90-х годов ХХ века) считался семинарский курс, но не для программы высшего образования.

Желая преодолеть такое ограниченное, можно сказать, сугубо функциональное понимание цели изучения Литургики, автор современного учебного пособия «Устав Православного богослужения» А.С. Кашкин так ее формулирует: «привить любовь к уставному церковному богослужению»[2]. Хотя такая формулировка возвышеная и, казалось бы, четкая, но при этом считать ее достижимой с помощью учебной дисциплины будет не вполне оправданно. Любовь к богослужению скорее приобретается деятельным и благоговейным участием в нем, нежели учебными штудиями в аудитории, чем по факту является изучение Литургики в рамках учебного процесса. С другой стороны, как объективно в таком случае, оценить наличие или отсутствие любви к богослужению остается, не ясно. Если же результат, который зафиксирован в цели объективно оценить нельзя, то сложно такую формулировку цели считать обоснованной и пригодной для применения в ходе обучения.

Наиболее адекватной целью изучения Литургики в курсе бакалавриата духовных учебных заседаний видится – формирование у студентов способности осмысленно участвовать в уставном православном богослужении и готовности к его совершению. Такой подход в более общей формулировке представлен в Типовой рабочей программе по дисциплине Литургике, разработанной профессором МДА А.М. Пентковским: «Целью курса «Литургика» является формирование знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для специалистов, профессиональная деятельность которых связана с регламентированным богослужением Русской Православной Церкви»[3].

Осмысленное участие в богослужении возможно в том случае, если хорошо известен порядок его совершения, уставные закономерности и в целом внутренняя логика Устава, исторические особенности развития богослужения, и получено умение уяснять его богословский смысл. Такой подход сочетает как прикладной (освоение порядка совершения современного православного богослужения), так и смысловой характер дисциплины (обзор основных исторических и богословских аспектов литургической традиции).

Проблема методик освоения Литургики

Одним из основных методических вопросов при освоении учебной дисциплины является структура учебного курса, то есть порядок изучения различных разделов учебного предмета. Структура дисциплины должна непосредственно зависит от цели изучения курса и ориентироваться на результаты, которые должен достичь выпускник. К сожалению, такая связь между целью и структурой дисциплины не всегда прослеживается. В частности, после преобразования духовных семинарий в высшие учебные заведения в конце ХХ — начале ХХI вв. дисциплина «Богослужебный устав» была переименована в «Литургику» при сохранении содержания и структуры прежнего курса. С учетом того, что цель курса «Богослужебный устав» была сугубо прикладной (последовательно изучить уставной порядок совершения православного богослужения), этот курс имел, можно сказать, обзорный характер. Структура прежнего курса была сохранена и А.С. Кашкиным при разработке им учебных пособий по Литургике [4], которые получили широкое применение в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви в наше время. Порядок изучения различных разделов Литургики [5] представлен А.С. Кашкиным следующим образом:


1-е полугодие

2-е полугодие

Подготовительный курс

Введение. Гимнография. Богослужебные книги

Службы суточного круга. Особенности вседневного богослужения

1 курс бак.

Славословие, полиелей, бдение. Воскресное богослужение.

Литургия

2 курс бак.

Годичный круг богослужения

3 курс бак.

Таинства и обряды

Таинства и обряды (окончание модуля). Историческая литургика.

Уставные особенности совершения регулярного богослужения, включая вводные темы, изучаются согласно этого порядку на протяжении трех лет, чуть менее года изучается порядок совершения нерегулярного (частного) богослужения и лишь несколько тем в заключительном 6-м семестре бакалавриата, посвящено исторической Литургике. В свою очередь богословский аспект Литургики соотнесен преимущественно с «идейным содержанием богослужения», которое сконцентрировано в разделе «Годовой круг богослужения» и представляет собой авторские комментарии на молитвословия различных праздничных дней годового круга[6]. Такой подход акцентирует внимание учащегося на большом объеме различных рубрик Богослужебного устава (отдельно изучается последование служб каждого праздничного знака, каждый праздник рассматривается в отдельности и т.д.). «Непозволительной роскошью» выглядит в этой структуре целый год на изучение «Годового круга богослужения» с бесконечными отступлениями в «идейное содержание», что очевидно не улучшает качество усвоения Литургики. Все это приводит к многократным повторениям, умножению информации, в которой просто «тонет» студент, и в итоге отчаивается что-то понять, но, чтобы все же как-то сдать зачеты и экзамены по этому предмету учащийся идет по пути заучивания наизусть бесконечных уставных «аще…», к чему фактически его побуждает такое изложение учебного материала.

В свою очередь, если же исходить из цели изучения Литургики освоить способность осмысленно участвовать в богослужении, то структуру курса Литургика нужно построить иначе. Первая часть курса наиболее объемная (252 из 572 ак.часов) должна сообщить студентам закономерности совершения уставного регулярного богослужения (суточного, седмичного и годового кругов вмесите взятых), включая вводные темы. Сложность этого материала должна компенсироваться системностью его изучения и выделением уставных закономерностей, что позволит большой массив уставных требований усвоить осознано.

Вторая часть предполагает с практического аспекта перенести акцент на смысловое содержание богослужения, где особое внимание должно быть уделено Божественной литургии, а также богослужению Таинств и обрядов. Детальное и всестороннее изучение структуры и внутренних закономерностей литургических текстов позволит подготовить студента бакалавриата к рассмотрению Евхаристического последования и богослужения Таинств и обрядов, как с точки зрения их внешней стройности, так и с точки зрения внутренней текстуальной значимости и цельности, чего не хватает в традиционных учебных пособиях по Литургике, предназначенных для духовных семинарий [7].

И наконец, третья часть должна быть связана с историей формирования и развития православной литургической традиции. Ранее историческая составляющая Литургики была распределена в разной степени по всем разделам курса, что не позволяло выделить общие закономерности развития богослужения. Кроме того, студентам не позволяло вникнуть в богословскую и историческую специфику развития богослужения отсутствие достаточных знаний в области догматического богословия, библеистики, истории Церкви и пр., в свою очередь ко 2-му семестру 3-го курса бакалавриата учащийся максимально подготовлен к освоению довольно непростого и насыщенного исторического материала. Изучение данного раздела существенно повысит понимание внутренней логики как богослужебных последований в целом, так и литургических текстов в частности.

Такая структура представлена в Типовой рабочей программе по Литургике, разработанной профессором МДА А.М. Пентковским[8].

1113.PNG

Отдельным вопросом, в контексте структуры учебного курса, является содержание дисциплины «Литургика» на подготовительном курсе. Очевидно, что подготовительный курс не является составной частью программы высшего образования – уровня бакалавриата. Его главная задача компенсировать недостаточный уровень базовых общегуманитарных знаний и знакомства будущих студентов бакалавриата с общими основами православной церковной традиции, в том числе и в области богослужения.

Все попытки построить курсы учебных дисциплин бакаларита, которые имеют прототипы на подготовительном курсе так, чтобы формальную нехватку аудиторной нагрузки на бакалаврите, компенсировать перенесением вводных тем и начальных разделов на нулевой курс, обречены на неудачу. Очевидно, что далеко не все студенты бакалавриата проходят обучение на подготовительном курсе и все попытки запретить прием на бакалавриат «в обход» подготовительного курса трудноисполнимы, да и не всегда целесообразны. Даже с учетом общего снижения уровня знаний у современных абитуриентов, отдельные воспитанники показывают на общем фоне значительно лучшие способности, что позволяет их зачислить сразу на бакалавриат. Таким образом на подготовительном курсе все дисциплины. в том числе и Литургика, должны давать общее представление о предмете, который детально и углубленно будет осваиваться на бакалавриате.

Нынешний низкий общекультурный уровень и недостаточная степень церковности абитуриентов духовных учебных заведений вынуждает на подготовительном курсе изучать именно «банальные и второстепенные вопросы»[9] с точки зрения человека, укорененного в церковной традиции, для которого многолетнее участие в регулярном богослужении является нормой духовной жизни. К сожалению, среди современных абитуриентов такие люди встречаются существенно реже чем еще несколько десятилетий назад. Кроме того, важной задачей подготовительного курса в числе прочих является приобретение потенциальным абитуриентом бакалавриата начального опыта регулярного участия в литургической жизни Церкви, без которого освоение Литургики на бакалавриате будет крайне затруднено.

Что касается соотнесения дисциплины Литургика с богослужебной практикой, то это соотнесение очевидно должно быть системным. С учетом того, что на 1-й курс приходится изучение Регулярного богослужения, то начиная с этого же курса необходимо проведение хорошо организованной богослужебной практики, а также активизация деятельного участия (несение пономарского и клиросного послушаний) в регулярном богослужении во внеучебное время. Прохождение практики вне домового храма духовных учебных заведений представляется не всегда уместным, в связи с тем, что не всегда приходское духовенство может осуществлять полноценное руководство практикой и студент вместо позитивного, может получить не самый лучший опыт от подобной практической подготовки. Важно, чтобы работа со студентами во время богослужения проводилась системно, и кураторы практики осуществляли своевременную коррекцию тех уставных ошибок и неточностей, которые допускает практикант. Студентам важно получить опыт не только чтения и пения за богослужением, но и несения послушания уставщика. При этом в семинарском храме богослужение должно совершаться насколько возможно полно в соответствии с теми норами, которые являются общеобязательными в епархии для приходских храмов. Это особенно важно, так как большинству выпускников бакалавриата предстоит нести именно послушание на приходах, а не в монастырях.

В ходе прохождения богослужебной практики студенты бакалавриата должны продемонстрировать, в том числе и умение грамотно пользоваться «Богослужебными указаниями» и другими официальными богослужебно-календарными изданиями. Запрет на использование студентами изданий, содержащих указания компетентной церковной власти, регулирующие богослужебную практику, не даст возможности студентам сформировать навык учитывать не только собственное представление о содержание уставных норм, но и применять литургические нормы, определенные священноначалием. Осмысление значения современных постановлений священноначалия Русской Православной Церкви по литургической проблематике, а также официальных календарных изданий, статус которых, по сути, не отличается от статуса Типикона, должно стать важным умением, которое обязаны приобрести студенты бакалавриата в результате освоения и Литургики и богослужебной практики [10].

Проблему соотнесения богослужебной нормы и практики в ходе освоения Литургики и прохождения богослужебной практики нужно обязательно обсуждать со студентами. В вводных темах необходимо ее обозначить, затем указать на то, что мы изучает уставной порядок богослужения и лишь после его освоения посвятить отдельное занятие рассмотрению рекомендаций компетентной церковной власти по сокращению уставного богослужения, которые наиболее полно представлены в докладе «Об упорядочении богослужения» [11] Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-18 гг.

Вместо заключения

Применение методик, характерных для изучения дисциплины «Богослужебный устав» в семинарском курсе, когда он относился к уровню среднего профессионального образования, в контексте изучения Литургики по программе высшего образования – уровня бакалавриата, является во-многом одной из основных причин того неудовлетворительного уровня знания богослужения, который демонстрируют студенты духовных учебных заведений. В связи с чем, важно отметить, что Типовая рабочая программа по дисциплине «Литургика», которая была утверждена коллегией Учебного комитета Русской Православной Церкви 22 апреля 2021 года [12], содержит обновленный вариант структуры и содержания данного курса, что создает благоприятные условия для преодоления основных недостатков методик, характерных для предшествующих программ по Литургике. Тем самым создается необходимая основа для системного преодоления кризиса, связанного с низким уровнем усвоения православной литургической традиции студентами духовных учебных заведений. Все попытки сохранять, несмотря ни на что, старые подходы к изучению богослужения, игнорируя системный кризис учебной дисциплины «Литургика», думается, только отложат решение существующих проблем.

Важно, проводя системную апробацию Типовой рабочей программы по дисциплине «Литургика» в духовных учебных заведениях, преподавателям этой дисциплины регулярно обмениваться накопленным опытом и обсуждать возникающие проблемы, чему может способствовать регулярное проведение практических семинаров Сообщества преподавателей литургики при Учебном комитете Русской Православной Церкви. Кроме того, особенно важно учесть обновленную структуру курса при разработке новых учебных пособий по Литургике. Отрадно, что работа в этом направлении ведется в рамках реализации проекта «Учебник бакалавра теологии»[13], который осуществляется издательским домом «Познание» под руководством митрополита Волоколамского Илариона.

Иерей Константин Рева, проректор по научной и методической работе Воронежской духовной семинарии




[1] Иона (Карпухин), архим. Литургика: учебного пособие для студентов 1 курса. – Сергиев Посад: СЗО МДА, 2004. – URL: https://ипби.рф/images/Bibl/LAI.pdf - С. 4. (дата обращения: 8.11.2021)


[2] Кашкин А.С. Литургика в духовной семинарии: содержание курса, проблемы, рекомендации. – URL: http://www.uchkom.info/publikatsii/8360/ (дата обращения: 8.11.2021)


[3] Типовая рабочая программа по дисциплине «Литургика» (утверждена коллегией Учебного комитета Русской Православной Церкви 22 апреля 2021 года) / Разработчик проф. МДА А.М. Пентковский. – URL: http://www.uchkom.info/upload/doki/РПД%20Литургика-1.pdf (дата обращения: 8.11.2021)


[4] Кашкин А. С. Устав православного богослужения: учеб. пособие по Литургике/ Саратовская Православная Духовная семинария. — Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2010. — 687 с.

Кашкин А. С. Литургика. Часть 1: Двунадесятые неподвижные праздники. Учеб. пособие / Саратовская Православная Духовная семинария. — Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2017.— 430 с.;

Кашкин А. С. Литургика. Часть 2: Постная и Цветная Триоди. Учеб. пособие / Саратовская Православная Духовная семинария. — Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2017.— 750 с


[5] Схема воспроизводится по статье см.: Кашкин А.С. Литургика в духовной семинарии: содержание курса, проблемы, рекомендации. – URL: http://www.uchkom.info/publikatsii/8360/ (дата обращения: 8.11.2021)


[6] См.: Кашкин А. С. Литургика. Часть 1: Двунадесятые неподвижные праздники. Учеб. пособие / Саратовская Православная Духовная семинария.— Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2017.— 430 с.; Кашкин А. С. Литургика. Часть 2: Постная и Цветная Триоди. Учеб. пособие / Саратовская Православная Духовная семинария.— Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2017.— 750 с.


[7] Желтов М., свящ.; Рева К., свящ.; Акишин С.Ю. Отзывы на программу по Литургике для бакалавриата Московской духовной академии, составленную проф. А. М. Пентковским // Праксис. – 2020. – № 2(4). – С. 180-194.


[8] Программа по Литургике. Содержательная часть. Московская духовная академия / Сост. А.М. Пентковский. – URL: http://www.uchkom.info/publikatsii/8387/ (дата обращения: 8.11.2021)


[9] Кашкин А.С. Литургика в духовной семинарии: содержание курса, проблемы, рекомендации. – URL: http://www.uchkom.info/publikatsii/8360/ (дата обращения: 8.11.2021)


[10] Желтов М., свящ.; Рева К., свящ.; Акишин С.Ю. Отзывы на программу по Литургике для бакалавриата Московской духовной академии, составленную проф. А. М. Пентковским // Праксис. – 2020. – № 2(4). – С. 180-194.


[11] Доклад "Об упорядочении богослужения" Отдела «О богослужении, проповедничестве и храме» Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-18 гг.// Кравецкий А.Г., Плетнева А.А. История церковнославянского языка в России (конец XIX - XX в.) / Отв. ред. А.М. Молдован. - М.: Языки русской культуры, 2001. - С. 298-303.


[12] Типовая рабочая программа по дисциплине «Литургика» (утверждена коллегией Учебного комитета Русской Православной Церкви 22 апреля 2021 года) / Разработчик проф. МДА А.М. Пентковский. – URL: http://www.uchkom.info/upload/doki/РПД%20Литургика-1.pdf (дата обращения: 8.11.2021)


[13] См.: О проекте подготовки корпуса учебных пособий «Учебник бакалавра теологии». – URL: https://poznaniye.ru/uchebnik/about/ (дата обращения: 8.11.2021)