В последнее время на всех уровнях: как на епархиальном, так и на общецерковном, – широко обсуждается вопрос качества богословского (теологического) образования в духовных школах Русской Православной Церкви. Несомненно, качество образования является важным показателем деятельности духовной образовательной организации. Согласно концепции реформирования системы духовного образования Русской Православной Церкви качество образования в рамках той или иной духовной школы определяется Учебным комитетом по таким параметрам как структура, процессы и результаты обучения[1]. Проводимые Учебным комитетом инспекционные проверки духовных образовательных организаций Русской Православной Церкви во многих случаях свидетельствуют о слабых остаточных знаниях у студентов и выпускников духовных школ, в том числе и по такой важной для священнослужителя дисциплине как литургика.
Начиная с 2015 года все духовные образовательные организации Русской Православной Церкви реализуют единый учебный план[2], в котором на освоение дисциплины «Литургика» отводится 576 часов. Правомерным является вопрос: «Почему за такое большое количество часов у обучающегося не формируются необходимые профессиональные знания, умения, навыки и компетенции»?
Проблемы, связанные с преподаванием литургики в духовных школах, неоднократно обсуждались как внутри отдельно взятой духовной школы, так и на курсах повышения квалификации преподавателей литургики в 2015 г[3], 2017[4] и 2020[5] годах, а также на круглых столах[6] и семинарах[7] сообщества преподавателей литургики. Закономерным итогом процесса обсуждения явилась разработка и внедрение Учебным комитетом типовой рабочей программа дисциплины «Литургика»[8], которой должны следовать духовные образовательные организации Русской Православной Церкви при обучении нового набора студентов.
Что нужно сделать чтобы повысить остаточные знания по литургике?
Свое видение этого вопроса высказал кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой библеистики, доцент кафедры Церковно-практических дисциплин Саратовской православной духовной семинарии Алексей Сергеевич Кашкин в статье «Литургика в духовной семинарии: содержание курса, проблемы, рекомендации»[9], а также проректор по научной и методической работе Воронежской духовной семинарии иерей Константин Рева в статье «Проблемы изучения литургики в духовной семинарии и новые подходы к их преодолению»[10]. Выскажу свое скромное мнение в решении вышеупомянутого вопроса.
1. Необходимо менять общий подход к преподаванию литургики
В процессе преподавания литургики преподаватель довольно часто предпринимает попытки заставить обучающегося запомнить большой пласт уставных рубрик, которые не всегда коррелируют с приобретаемыми практическими навыками по отправлению «уставного» богослужения. Зазубривание не приводит обучающего к осмысленным знаниям последования богослужения, и как правило после очередной сдачи контрольного среза, зачета или экзамена обучающиеся утрачивают эти знания. Как решить эту проблему? Необходимо изменить подход к изложению материала. Из большого объема информации по регламентации богослужения следует выделять определенные закономерности, группировать и систематизировать эти закономерности, знакомить обучающегося с логикой построения, с особенностями изменения и усложнения структуры богослужения.
2. Не использовать аудиторное время для изучения однотипного материала
В процессе освоения материала по богослужению годового круга при изучении двунадесятых праздников лекция по своему содержанию традиционно делится на следующие основные моменты: 1. событие праздника; 2. история праздника; 3. богослужебные особенности праздника, предпразднства и попразднства. На мой взгляд, при таком подходе к подаче материала нерационально расходуется аудиторное время, особенно при раздельном изучении каждого из двунадесятых праздников. Преподаватель помимо структуры богослужения, особенностей праздника, предпразднства и попразднства (рубрицистика) также прочитывает лекцию о том, как тот или иной праздник описан в Евангелии или в церковном предании, какова его история и как и когда появились те или иные богослужебные песнопения.
Возникает закономерный вопрос: «Зачем тратить столько времени на повторение сведений из Священного Писания, Истории Церкви или Догматического богословия»? Повторение как таковое, конечно, важно и может быть оправдано, например, на катехизаторских курсах, но не в рамках изучения литургики в семинарии. В контексте обозначенной проблемы мы должны уделить особое внимание полноценной реализации междисциплинарных связей. Преподаватель литургики, конечно же, должен понимать и осознавать, что обучающийся уже усвоил необходимые опорные знания о событиях праздника в рамках изучения таких дисциплин как Священное Писание Нового Завета, История древней Церкви, Догматические богословие, – но эти знания преподаватель литургики должен расширить. Применяя принцип междисциплинарных связей, мы сможем избежать дублирования материала в лекциях, а, используя синтез знаний и умений из разных дисциплин, сможем систематизировать знания обучающегося, расширить, углубить и обогатить его компетенции.
Также возникает еще один вопрос: «Зачем тратить время на изучение одинаковых особенностей богослужений двунадесятых праздников? Зачем сходную рубрицистику двунадесятых праздников проходить отдельно?» Ведь очевидно, что всенощное бдение в праздники Введения во храм Пресвятой Богородицы и Рождества Пресвятой Богородицы не имеет существенных различий. Представьте такую ситуацию, что на одной лекции мы изучаем структуру всенощного бдения на день памяти преподобного Сергия Радонежского, на второй лекции – структуру всенощного бдения на день памяти преподобного Серафима Саровского, а на третьей – на день преподобных Сергия и Германа Валаамских. Разумеется, что с дидактической точки зрения потраченное время на изучение такого однотипного учебного материала является нецелесообразным. Нужно сгруппировать одинаковые по уставным особенностям праздники и объяснить обучающимся, какие особенности имеют те или иные группы праздников.
3. Применять полученные знания в практической деятельности
В нашей педагогической деятельности недостаточно времени уделяется раскрытию и осмыслению таких понятий как «богослужебная норма», «богослужебная практика», «официальный церковный календарь Русской Православной Церкви» и «богослужебные указания». В настоящее время можно выделить отдельную группу преподавателей литургики, которые в ходе прохождения богослужебной практики обучающимся запрещают использовать так называемые официальные богослужебно-календарные издания Русской Православной Церкви[11]. Например, при составлении схемы богослужения на конкретную дату во время прохождения богослужебной практики преподаватели требуют использовать только Типикон, книгу В. Розанова[12] и таблицы прот. А. Неаполитанского[13] или же при определении евангельских или апостольских чтений – только соответствующие рубрики богослужебных книг, а использование «Богослужебных указаний на определенный год»[14], интернет-версии Богослужебных указаний[15], мобильного приложения[16] или интернет-ресурсов webtypikon.ru[17], ПОСЛЕДОВАНИЕ.РУ категорически запрещается. В настоящее время следует признать, что «Богослужебные указания» и другие официальные богослужебно-календарные издания и их интернет-версии являются неотъемлемой частью нашей церковной жизни и приближаются по своей значимости к статусу Типикона.
Думаю, не ошибусь, если выскажу такое утверждение, что в настоящее время при отправлении уставного богослужения как священнослужители, так и церковнослужители (пономари, регенты, певчие, чтецы) используют не Типикон, а «Богослужебные указания» или же их интернет-версии и соответствующие мобильные приложения. При этом следует учитывать, что официальные богослужебно-календарные издания Русской Православной Церкви являются официальными регуляторами богослужебной практики на всей канонической территории Русской Православной Церкви.
Было бы опрометчиво игнорировать этот факт и запрещать обучающемуся приобретать навыки профессионального использования официальных богослужебно-календарных изданий Русской Православной Церкви. Как показывает мой опыт преподавания литургики (12 лет), а также настоятельский и священнический опыт (14 лет), выпускник никогда не попадает на приход, в котором строго соблюдаются все нормы Типикона при совершении богослужения. Вероятнее всего, наш выпускник попадет на приход, где не будет Типикона, а будут две книги с богослужебными указаниями (одна – в алтаре, а вторая – на клиросе), и именно этими указаниями он и будет пользоваться.
Богослужебные указания, мобильные приложение, агрегатор типикона[18] – это реальность, в которой мы живем, поэтому сегодня не работает та методика, которая использовалась еще 20-30 лет назад. Надо готовить студентов к реальности. Сегодня мы, как преподаватели литургики, должны пересмотреть свой подходы к этой проблеме: у современного студента необходимо сформировать знания, умения и навыки грамотного использования современных регламентов богослужения и их применения в практической деятельности.
4. Изучать литургику в духовных школах в соответствии с Типовой рабочей программой
С нашей точки зрения, главное уже сделано: подготовлена типовая программа по литургике, предназначенная для организации учебного процесса во всех духовных образовательных организациях Русской Православной Церкви[19]. На наш взгляд, типовая программа пытается отказаться от «старого механического подхода» к изучению предмета (сколько стихир нужно петь при бденном святом и сколько при полиелейном), имплицитно заставляет перейти преподавателя к «новому» системно-смысловому подходу в изучении истории развития богослужений, его закономерностей и регламентаций.
Особое место в программе выделяется содержанию богослужебных текстов: внутренней логике построения текстов, рассмотрению литургических текстов в контексте широкой церковной традиции. Программа также рассматривает богослужебные тексты с лексической, семантической, филологической, вероучительной, исторической точек зрения. Особое место уделяется гимнографическим и евхологическим текстам, их структуре и анализу. Несомненно, важной составляющей в понимании глубины евхаристического богослужения являются особые разделы, посвященные изучению структуры евхаристической молитвы и ее типов.
Впервые в семинарском курсе выделяется раздел, посвященный истории развития православного богослужения, причем этот раздел дает не отрывочные, фрагментарные, а системные знания в диахронном аспекте. В этом разделе обучающиеся начнут изучать историю развития богослужения с апостольского периода и периода гонений, коснутся таких важных тем, как церковные центры и литургические традиции, плавно перейдут к изучению славянского богослужения и богослужения в Киевской митрополии и закончат изучением истории богослужения Русской Церкви вплоть до изменений в богослужении в XVIII – начале XXI вв.
Не случайно в типовой программе изучение истории развития богослужения представлено в последнем разделе. Такое расположение дает возможность при правильной тематической междисциплинарной интеграции, учитывая накопленные знания обучающегося по смежным дисциплинам, наиболее полно раскрыть историю развития богослужения и, в том числе, историю развития богослужения в Русской Церкви посредством содержательного связывания.
Мы понимаем, что сама по себе типовая программа не решит проблему повышения уровня остаточных знаний. Типовая программа лишь снимает острые вопросы, связанные со структурой курса, указывает, какие разделы, с какой интенсивностью и в каком порядке должны быть представлены, и т. д.
На мой взгляд, очень важно, как те или иные темы, зафиксированные в типовой программе, будут раскрыты в конкретных лекциях, с какой самоотдачей преподавателя, с использованием каких активных и интерактивных современных образовательных технологий. Представим, что преподаватель придет на лекции с книгой В. Розанова,[20] откроет «Главу 11. О богослужении седмичных дней при двух святых, не имеющих в Типиконе праздничного знак» и будет зачитывать ее содержание, то, разумеется, в данном случае ни типовая, ни какая-либо другая новая программа не поможет.
В условиях внедрения Типовой рабочей программы по литургике важно неформально отнестись к ее содержанию и тем подходам, которые в ней отражены, ведь они без деятельного и творческого применения не дадут искомого результата. Необходимо обновленную структуру и содержание курса представить в ходе аудиторных занятий так, чтобы студенты могли эффективно усвоить непростой материал, а для этого важно применять инновационные методические приемы на лекциях, семинарах и практических занятиях.
Хочу обратить внимание на опыт, который за последние несколько лет накопила Оренбургская духовная семинария.
5. Активно использовать новые методические подходы к учебным занятиям
Основными организационными формами обучения в духовной образовательной организации, которые одновременно представляют собой способы непрерывного управления познавательной деятельностью обучающихся, являются лекции, семинары, самостоятельная и научно-исследовательская работа студентов, производственная, педагогическая и преддипломная практика.
На наш взгляд, лекция как была, так и остается важнейшей и одновременно самой сложной формой учебной работы. В современных условиях развития информационных технологий и широкой доступности больших массивов учебных материалов именно лекция является главным звеном дидактического цикла обучения.
Грамотно построенная и прочитанная лекция по литургике, несомненно, будет являться ориентировочной основой для последующего усвоения, систематизации и структурирования студентами учебного материала.
В практике высшей школы сложились определенные требования к вузовской лекции, которые служат основой критериев ее качества: 1) нравственная сторона преподавания и самой лекции; 2) научность и информативность; 3) доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств; 4) эмоциональность формы изложения, активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления; 5) четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов; 6) методическая обработка: выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках; 7) изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий; 8) использование по возможности аудиовизуальных дидактических материалов.
В своей преподавательской деятельности при прохождении того или иного материала по предмету мною используются несколько типов лекций, а именно: вводные, текущие, заключительно-обобщающие, установочные, обзорные, лекции-консультации. Как отдельный тип текущей лекции я провожу лекцию-визуализацию (с усиленным элементом наглядности) или лекцию вдвоем. Кроме того, мною активно используется современная образовательная технология синквейн. Подробнее остановлюсь на этих двух типах и синквейне:
1. Лекция-визуализация – это такой тип лекции, в котором основной акцент делается на визуальное восприятие информации. Например, во время изучения темы «Великий вход», используя аудиовизуальные средства обучения, помимо наглядной демонстрации отдельных положений излагаемого материала в своей лекции, обязательно показываю обучающимся видеоролики[21] с трехмерной реконструкцией храма «Базилика в Базилике», расположенного на территории национального музея-заповедника «Херсонес Таврический», видеоролик реконструкции интерьера[22] храма[23] и скевофилакии[24] Святой Софии в Константинополе. После просмотра видеороликов осуществляется живое общение со студентами, дается развернутый комментарий, происходит систематизация имеющихся знаний, предпринимаются попытки осуществить словесную реконструкцию различных богослужебных процессий, связанных с «Великим входом». В лекции-визуализации основной акцент делается на визуальном восприятии информации, что позволяет увеличить объем передаваемой информации за счет ее систематизации, концентрации и выделения наиболее значимых элементов. Такое представление материала позволяет включить в процесс мышления зрительные образы, способствует развитию визуального мышления, пониманию и представлению нашими семинаристами определенных этапов и процесса формирования и становления чина «Великого входа». Бесспорно, использование такого типа лекций позволяет существенно повысить уровень восприятия и усвоения конкретного материала у обучающихся.
2. «Лекция вдвоем» – это такой тип лекции, в котором учебный материал проблемного содержания дается студентам в живом диалогическом общении двух преподавателей как между собой, так и с аудиторией. Такой тип лекции мною используется при изложении темы, связанной с принесением евхаристических Даров на святую трапезу. В этой лекции происходит изложение материала о проблемных ситуациях, связанных с произнесением диалога по поставлении евхаристических Даров на престол, напечатанном в «старом», «новом» служебнике и «чиновнике архиерейского служения». Учебный материал излагается в данном случае в диалоге двух преподавателей, которые, демонстрируя культуру дискуссии с теоретической и практической стороны, обсуждают реальные ситуации произнесения диалога. Посредством вопросов в процесс обсуждения темы вовлекаются и обучающиеся, которые высказывают свою точку зрения.
Учитывая, что вторым преподавателем в этой «лекции вдвоем» в нашей Оренбургской духовной семинарии выступает епископ Орский и Гайский Ириней (Тафуня) (Оренбургская митрополия), у обучающихся возникает живой и неподдельный интерес разобраться и найти ответы на возникающие вопросы. В чем суть диалога? Какова история диалога? Почему были внесены изменения? В результате проведения «лекции вдвоем» у обучающихся: 1) актуализируются имеющиеся знания, необходимые для понимания учебной проблемы и участия в совместной работе; 2) формируется наглядное представление о культуре дискуссии, способах ведения диалога, совместного поиска и принятия решений; 3) повышается уровень вовлеченности в познавательную деятельность; 4) наличие двух мнений заставляет обучающихся сравнивать разные точки зрения, делать выбор, присоединяться к той или иной из них, вырабатывать свою позицию. Из опыта можно сказать, что проведение «лекции вдвоем» повышает коммуникативную культуру семинариста, способствует формированию умения вести диалог, развивает способность применять базовые литургические знания в научной дискуссии.
3. Дидактический синквейн – это современная образовательная технология, способствующая лучшему запоминанию и обобщению нового лекционного материала, достаточно сложной и объемной информации. Дидактический синквейн состоит из пяти строк, каждая из которых основывается на содержательной и синтаксической заданности. Первая строка, тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка – два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка содержит три глагола или деепричастия, описывающие характерные действия объекта. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту: свои чувства, свое мнение или же логическое завершение начатой фразы. Пятая строка – одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта (ассоциации к теме, синонимы).
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в достаточно большом лекционном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Кажущаяся простота формы этого приема скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии.
Рассмотрим в качестве примера синквейн на тему «Что такое лекция?», исходя из изложенного выше материала.
1. Первая строка – Лекция.
2. Вторая строка – Вводная, традиционная.
3. Третья строка – Обучает, воспитывает, развивает.
4. Четвертая строка – Лекция – это основная форма организации обучения.
5. Пятая строка – Процесс (обучения).
Пример синквейна на тему «Что такое амвон?»
1. Амвон.
2. Архиерейский, центральный.
3. Читать, совершать (поклоны), причащать.
4. Специальное сооружение в храме, предназначенное для чтения Священного Писания, произнесения молитв, богослужебных текстов и проповедей.
5. Возвышение.
Как правило, мы пишем синквейн со своими студентами по окончании лекции на основе пройденного материала и обсуждаем написанное. Составление синквейна, как некоего краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу пройденного материала. Написание синквейна – своеобразный творческий процесс, требующий от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. В отличие от небольшого эссе или проверочной работы, синквейн требует меньших временных затрат (5 минут до окончания лекции), способствует повторению пройденного материала и его запоминанию.
После написания синквейна происходит публичное обсуждение написанного. На этом этапе обдумывается выявленная информация, привлекаются имеющиеся у студентов знания. Здесь студенты размышляют, вспоминают, собирают имеющуюся информацию, обобщают, учатся грамотно выражать свои мысли. В рамках публичного обсуждения обучающийся зачитывает свой вариант синквейна, после прочтения происходит дискуссия относительно правильности подобранных слов и выражений. На этом этапе обучающийся еще раз вовлекается в творческую работу над составлением синквейна, а благодаря публичному обсуждению происходит финальное закрепление пройденного материала не только у данного студента, но и в целом у всей аудитории. Простота построения и проведения синквейна позволяет использовать эту образовательную технологию во время чтения установочных и обзорных лекций по литургике, в том числе и на заочном отделении, и предполагает рефлексию на прочитанный материал у незнакомой аудитории.
На наш взгляд, применение активных и интерактивных образовательных технологий, методических и дидактических образовательных приемов повышает творческий потенциал студентов и способствует успешному освоению программы.
6. Подготовить новые учебные пособия по литургике
Новое содержание учебной дисциплины, очевидно, предусматривает не только применение новых технологий и методик обучения, но также и использование новых учебных пособий в процессе обучения. Известно, что ведется работа над созданием учебника (учебников) по литургике[25] в рамках реализации проекта «Учебник бакалавра теологии» под руководством митрополита Волоколамского Илариона. Надеемся, что в скором будущем мы сможем увидеть качественные учебные пособия, подготовленные на высоком, профессиональном уровне, которые помогут обучающимся усваивать знания, предусмотренные типовой рабочей программой.
7. Развивать профессиональное сообщество преподавателей литургики
Проведение Учебным комитетом Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на регулярной основе курсов повышения квалификации преподавателей литургики, начиная с 2015 года, создало благоприятные условия для развития горизонтальных связей между преподавателями литургики духовных учебных заведений, благодаря чему в рамках профессионального сообщества удается обмениваться опытом и обсуждать ход апробации типовой рабочей программы, а также повышать свой как педагогический, так и исследовательский уровень.
Воплощение указанных мер на практике, на наш взгляд, позволит непременно улучшить ситуацию с усвоением литургики студентами духовных школ Русской Православной Церкви.
[1] Концепция дальнейшего реформирования системы духовного образования Русской Православной Церкви // Официальный информационный ресурс Русской Православной Церкви - портал Патриархия.ru URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1434901.html (дата обращения: 25.11.2021).
[2] Единый Учебный план // Учебный комитет Русской Православной Церкви URL: http://old.uchkom.info/index.php?option=com_content&view=article&id=3925:2015-03-18-12-23-29&catid=73:plan&Itemid=155 (дата обращения: 25.11.2021).
[3] 24-25 ноября в Псково-Печерском монастыре пройдут курсы повышения квалификации для преподавателей литургики // Учебный комитет Русской Православной Церкви URL: http://www.uchkom.info/uchebnyy-komitet/sobytiya/meropriyatiya-i-soveshchaniya/5004/ (дата обращения: 25.11.2021).
[4] Курсы повышения квалификации для преподавателей литургики в учебных заведениях Русской Православной Церкви // Коломенская духовная семинария URL: http://kpds.ru/holidays/21-church-and-diocesan/1229-%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D1%8B-%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9-%D0%BB%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%B2-%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D1%85-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B8 (дата обращения: 25.11.2021).
[5] Учебный комитет провел семинар для преподавателей литургики // Официальный информационный ресурс Русской Православной Церкви - портал Патриархия.ru URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5736752.html (дата обращения: 25.11.2021).
[6] Круглый стол для преподавателей литургики в онлайн-формате прошел в рамках V Серафимовой научно-богословской конференции Воронежской духовной семинарии // Воронежская духовная семинария URL: https://vpds.ru/about_the_university/news/782/ (дата обращения: 25.11.2021).
[7] Учебный комитет провел семинар для преподавателей литургики // Официальный информационный ресурс Русской Православной Церкви - портал Патриархия.ru URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5736752.html (дата обращения: 25.11.2021).
[8] Типовая рабочая программа по дисциплине «Литургика» (утверждена коллегией Учебного комитета Русской Православной Церкви 22 апреля 2021 года) / Разработчик проф. МДА А.М. Пентковский. – URL: http://www.uchkom.info/upload/doki/РПД%20Литургика-1.pdf (дата обращения: 8.11.2021)
[9] Кашкин А.С. Литургика в духовной семинарии: содержание курса, проблемы, рекомендации. // Учебный комитет Русской Православной Церкви URL: http://www.uchkom.info/publikatsii/8360/ (дата обращения: 8.11.2021)
[10] Рева К., свящ. Проблемы изучения литургики в духовной семинарии и новые подходы к их преодолению // Учебный комитет Русской Православной Церкви URL: http://www.uchkom.info/publikatsii/8477/?sphrase_id=228099 (дата обращения: 26.11.2021).
[11] Официальные богослужебно-календарные издания Русской Православной Церкви – это Патриарший календарь, Богослужебные указания, Православные церковные календари с богослужебными рубриками, Богослужебный месяцеслов.
[12] Розанов В. Богослужебный устав Православной Церкви. Опыт изъяснительного изложения порядка богослужения. - М.: 1902 . – 796 с.
[13] Неаполитанский А. прот. Церковный устав в таблицах, показывающий порядок церковных служб рядовых и в особенности праздничных служб в течение времени года. - 11-е изд. - М.: 1994 . - 140 с.
[14] Богослужебные указания на 2022 год // Издательство Московской Патриархии URL: https://rop.ru/shop/product/bogosluzhebnye-ukazaniya-na-2022-god-1 (дата обращения: 20.12.2021).
[15] Богослужебные указания за 20 декабря 2021 года // Официальный информационный ресурс Русской Православной Церкви - портал Патриархия.ru URL: http://www.patriarchia.ru/bu/today (дата обращения: 20.12.2021).
[16] Богослужебные указания 2021 // Google Play URL: https://play.google.com/store/apps/details?id=ru.teoretik.ukazaniya&hl=ru&gl=US (дата обращения: 20.12.2021).
[17] WebTypikon // WebTypikon — полный текст службы на любой день года URL: https://webtypikon.ru/ (дата обращения: 20.12.2021).
[18] WebTypikon // WebTypikon — полный текст службы на любой день года URL: https://webtypikon.ru/ (дата обращения: 20.12.2021).
[19] Типовая рабочая программа по дисциплине «Литургика» (утверждена коллегией Учебного комитета Русской Православной Церкви 22 апреля 2021 года) / Разработчик проф. МДА А.М. Пентковский. – URL: http://www.uchkom.info/upload/doki/РПД%20Литургика-1.pdf (дата обращения: 8.11.2021)
[20] Розанов В. Богослужебный устав Православной Церкви. Опыт изъяснительного изложения порядка богослужения. - М.: 1902 – 796 с.
[21] Базилика в Базилике - 3D реконструкция // YouTube.com URL: https://youtu.be/7ry2VlJMovQ (дата обращения: 26.11.2021).
[22] Реконструкция интерьера собора Св. Софии в Константинополе // YouTube.com URL: https://youtu.be/YUoYpWkrM4Y (дата обращения: 26.11.2021).
[23] Hagia Sophia's church in the byzantine time // YouTube.com URL: https://youtu.be/HQ9KfQBwhIs (дата обращения: 26.11.2021).
[24] Skeuophylakion ot the Hagia Sophia's church (Constantinople-Istanbul) // YouTube.com URL: https://youtu.be/L8UlenCEWHY (дата обращения: 26.11.2021).
[25] Проблемы изучения литургики в духовной семинарии и новые подходы к их преодолению // Учебный комитет Русской Православной Церкви URL: http://www.uchkom.info/publikatsii/8477/?sphrase_id=228099 (дата обращения: 21.12.2021).