«Дни миновали учения...» Выпускники духовных школ - 2013

Выпускников 2013 года мы попросили ответить на 4 вопроса:

  1. Чего Вы ожидали, когда поступали в семинарию?
  2. Насколько ожидания совпадают с тем, что Вы думаете об учебе, себе и своем будущем теперь?
  3. Что лично Вам дала учеба в семинарии?
  4. Каким Вы видите свое будущее?

Диакон Евгений, выпускник Тобольской духовной семинарии:

1. Ожиданий особо никаких не было, так как о  специфике этого учебного заведения ничего не знал.
2. В ходе обучения появилась цель на будущую жизнь.
3. Помимо знаний, появился  некоторый жизненный опыт.
4. Служение в Церкви

Виктор, выпускник Тобольской духовной семинарии:

1.Ожидал, что меня научат, что такое Православие и как быть православным
2. Православию меня научили, это оказало глубочайшее влияние на мою жизнь, но все остальные ожидания не совпали или совпали не полностью.
3. Я узнал Православие, да заодно прошел социализацию в "тепличных" условиях.
4.Семья.

Иерей Евгений Веселов, выпускник Московской духовной семинарии

1. Что будут правильно и с любовью учить православной вере, что будут учить как в светском вузе, но только лучше, что в семинарии все святые, что будет высокий уровень требований к обучению, что будет братство и взаимопомощь.

2. Не все святые, конечно, и я сам, увы, тоже не святой. Акцент в семинарии оказался смещен на воспитание, а не на учебу, причем зачастую через труд и другие спонтанные формы.
3. Я стал священником и, как смог, постарался вжиться в православие согласно требованиям Московских духовных школ. Это бесценный жизненный опыт, который я бы ни на что не променял. Кроме того, у нас было множество образованных педагогов, которые, как я надеюсь, сумели меня чему-то научить.

4. Служить Богу и Церкви в священном сане, а пока что продолжать обучение в магистратуре.

Чтец Иоанн Горский, выпускник Перервинской Николо-Угрешской духовной семинарии:

1. Ожидал, прежде всего, перемен в духовной жизни, укрепления в вере, саморазвития, развития навыка любить человека, возможности испытать себя на поприще, возможном в духовной школе.

2. Думаю, во многом ожидания оправдались, хотя появились и новые вопросы, на которые предстоит найти ответы.

3. Учеба в семинарии, в первую очередь, дала опыт духовной жизни, общения, богослужебно-практический и певческий.

4. Если бы можно было увидеть свое будущее... Жизнь так многосложна и многогранна, что,  даже представляя будущее, я понимаю, что духовная борьба есть перспектива обозримого будущего. И что нужно прилагать все усилия для совершенствования, на каком бы месте служения ты ни оказался. Простите за немного философичный ответ.

Игорь Савёлов, выпускник Перервинской духовной семинарии:

1. Поступая в Перервинскую Духовную Семинарию, я хотел достойно подготовиться к священнослужению как в области духовной жизни, так и в интеллектуальном отношении. Мне очень хотелось изучать богословские дисциплины, историю Церкви, древние языки. 

2. Мои ожидания полностью совпали с действительностью. Теперь, будучи выпускником семинарии, я хотел бы продолжить обучение в Академии.

3. Семинарские годы я назвал бы лучшими в своей жизни. В течение обучения в семинарии мне представилась уникальная возможность участвовать в монастырских Богослужениях, постигать богословские науки, советоваться с опытными священнослужителями и преподавателями. Я нашел близких мне по духу людей, дружба с которыми стала очень крепкой.

4. Свое будущее вижу в священнослужении.

Алексей Корнильцев, выпускник Якутской духовной семинарии:

1. Мое желание поступить в семинарию созрело ещё на приходе нашего посёлка где до поступления в духовную школу я исполнял послушание алтарника. Настоятелем нашего прихода в то время был замечательный батюшка, который своим примером вдохновил меня избрать для себя стезю служения Богу в Церкви. Я поступил в семинарию осознанно, с намерением стать священником, помогать людям найти Бога, как нашел Его я. При поступлении я ожидал, что семинария даст нужные знания, поможет приобрести опыт духовной жизни для того, чтобы стать священнослужителем.

2. Обучение в семинарии не делает человека в одночасье святым. Но жизнь в семинарии изменила меня и, думаю, в лучшую сторону. Перед студентом семинарии открывается непростой, исполненный многих трудов и забот мир  пастырского служения. Семинарист, осваивая церковные науки за наукой, всё боле и более узнаёт о священном мире нашей Церкви, её богословии, богослужении и свидетельстве Евангелия миру. И я вижу, прежде всего, что мне ещё многого надо достичь, узнать, усвоить, чтобы стать достойным пастырем Церкви Христовой. И это меня ещё более подстёгивает осуществить свою мечту и стать батюшкой.

3. Учеба в семинарии дает человеку возможность увидеть мир и самого себя по-новому, более четко. Семинария ограничивает энергию семинариста в отношение греха, и направляет эту бурную силу на учебу и труд на благо Церкви. Духовная школа дала мне возможность опытно изменять себя на началах православной духовной жизни, в том числе и для того, чтобы быть испытанным в вере и благочестии помочь и другим.

4. Курс семинарского обучения предполагает, что впоследствии студент станет священником.  Я вижу свое будущее именно в этом призвании, чувствую, что это моё. Хотя, конечно, еще многому нужно научиться, но я верю, что Господь поможет мне в этом.

Священник Димитрий Шаповалов, выпускник Коломенской духовной семинарии:

1. Яожидал, что в семинарии весь строй жизни будет подчинен Божиим заповедям, все будет направлено к угождению Богу.

2. Произошло своего рода крушение некоторых иллюзий, но самое существенное сохранилось: священство – самое великое и страшное призвание. Учеба в семинарии помогает подготовиться к нему, но только если семинарист сам стремится к этому.

3. Более трезвый взгляд на мир, более глубокое знакомство с церковной жизнью, необходимые знания и бесценный опыт молитвы, служения и богослужебной практики.

4. Служение Богу и Церкви.

Чтец Павел Скрипник, выпускник Коломенской духовной семинарии:

1. До поступления в семинарию, я на протяжении года учился на богословских курсах в Троице-Сергиевой Лавре. Видя добрый пример преподавателей в священном сане, у меня еще больше возникло желание стать пастырем Церкви Христовой, желание послужить Богу и людям. Выразив свое горячее желание духовнику, я в 2008 году по рекомендации благочинного Орехово-Зуевского округа протоиерея Андрея Коробкова подал документы на поступление в Коломенскую духовную семинарию. По благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия митрополита Крутицкого и Коломенского я был зачислен на 1 курс семинарии. Поступал я с ожиданием того, что это учебное заведение нужно закончить, чтобы стать священником.

2. Как выпускник семинарии я могу свидетельствовать, что высококвалифицированная преподавательская корпорация превзошла все мои ожидания. Учителя преподают уроки интересно, живо, многогранно раскрывая тему урока. Проводятся семинары, научно-богословкие конференции, в которых мы имеем возможность делиться своими научными исследованиями, а также проводятся экскурсии по приходам Московской епархии и Москвы. В Коломенской семинарии практически все преподаватели в священном сане и это имеет большое значение в обучении будущих пастырей. Учителя не только объясняют материал урока, но делятся с нами драгоценным личным опытом. Немало важно отметить, что в нашей семинарии ведется не только обучение теории, но и практики, выражающейся в теплом семейном кругу, в котором мы живем на протяжении 5 лет обучения. Если тебе нужен совет в твоей духовной жизни или задать вопрос по обучению, то всегда с нами рядом Преосвященнейший владыка ректор, проректоры и помощники проректоров.

3.Обучение в Коломенской духовной семинарии разожгло во мне еще большее желание посвятить всю свою жизнь служению Святой Церкви Христовой и дало необходимую основную базу для осуществления пастырского служения. Поэтому в своем будущем, если на то будет воля Божья и благословение правящего архиерея, я с удовольствием готов послужить Богу в священном сане.

Чтец Антоний Киндяков, выпускник Коломенской духовной семинарии:

1. Как выпускник, окончивший пятилетний курс духовной школы, могу сказать, что ожидания, с которыми я поступал в духовное учебное заведение, были весьма скудны. Мои представления о семинарии не могли выразить ее предназначения, потому что я мыслил ее только лишь как учебно-образовательное учреждение, главной задачей которого является интеллектуальная подготовка будущих пастырей. Но со временем в процессе обучения в Коломенской Православной Духовной Семинарии, благодаря организации руководством администрации внутреннего распорядка, по которому функционирует семинария, ко мне пришло осознание того, что мои представления о ней очень ограниченны. Я понял, что воспитание будущих пастырей в Коломенской семинарии складывается из нескольких факторов: во-первых, научить их любви и состраданию к ближнему, трудиться и доверять Богу, во-вторых, выпустить образованных священнослужителей.

2. Если говорить о моем личном отношении к процессу образования в  нашей семинарии, могу охарактеризовать его только положительно. Преподаватели стараются, чтобы их лекции в своем содержании были информативными, они проводят семинары. Благодаря нынешним условиям семинарии многие учителя свой лекционный материал делают более восприимчивым, насыщая лекции наглядным материалом. Особое внимание хочется обратить и на то, что большее количество преподавателей – это священнослужители. Такое обстоятельство необходимо отнести к достоинству учреждения, так как учебный материал в этом случае сопровождается и практическими рекомендациями, рождающими в нас понимание актуальности и необходимости в изучении той или иной дисциплины. На базе семинарии организуются научно-богословские конференции, где принимают участие не только преподаватели, но и студенты. Проводятся и другие научные конференции с привлечением преподавателей высших светских учебных заведений, на которых студенты также принимают непосредственное участие. На мой взгляд, учебный процесс в стенах Коломенской семинарии функционирует на достаточном уровне, чтобы в интеллектуальном отношении подготовить пастыря для служения с учетом современных реалий, характерных жизни светского общества и другим областям.

3. Интересно организованная жизнь в Коломенской Православной Духовной семинарии, к которой я приобщался на протяжении пяти лет, еще больше усилило во мне желание стать пастырем Христовой Церкви и укрепило мое намерение стать священнослужителем. И если будет на то воля Господня и благословение правящего архиерея, в своем будущем я с особым желанием послужу на благо Церкви в сане священнослужителя.


Колтаков Александр, выпускник Ставропольской православной духовной семинарии:

1. Прежде всего, я ожидал обогащения знаний, знакомства с новыми людьми для разрешения сомнений в вопросах веры.

2. В Церковь я пришел осознанно, но семинария повлияла лично на меня очень сильно: увидев людей, узнав многое, почитав (одним словом этого не выразить)… Если в начале учебы были некоторые колебания, сомнения, то сейчас жизнь моя неотделима от Церкви.

3. Учеба в семинарии лично мне дала сознание страха Божия, в отличие от того момента, когда были колебания в плане соблазнов окружающего мира. семинария укрепила меня в вере и обогатила знаниями, помогла в жизни: увидев окружающих людей, моменты в их жизни, которых я не знал, разные сложные жизненные ситуации, стало понятно, как человек распоряжается своей жизнью во благо Церкви.

4. Как я уже только что сказал, свое будущее вижу непосредственно рядом с Церковью, «рядышком», как говорится, с делами добрыми. То есть, как Бог даст, но в лоне Матери-Церкви.

Мурзанев Александр, выпускник Ставропольской православной духовной семинарии:

1. Наверное, я ожидал, что успешно окончу семинарию, получу что-то новое, неизведанное в различных изучаемых предметах духовной школы... Получу некий опыт духовной жизни.

2.Надо еще совершенствоваться, хотя и ожидания мои были несколько завышены, можно сказать, что и претворились в жизнь…

3. Учеба в семинарии, во-первых, наверное, меня дисциплинировала, дала правильное распределение времени, а во-вторых – сложно выразить словами… научила молиться (по слову святителя Игнатия Брянчанинова – «с сокрушением сердечным»).

4.Хотел бы дальше учиться в Академии, а потом, если получится, заняться ученой деятельностью в богословской сфере.

Священник Дмитрий Великородный, выпускник Ставропольской православной духовной семинарии:

1. Когда я поступал в семинарию, ожидал отучиться в семинарии, получить богословские знания, затем стать священником, ну и приводить людей к Богу и самому укрепляться.

2. Поначалу казалось, что в семинарии будет не так сложно, но, проходя испытания, приобрел опыт жизненный и, конечно, духовный. Я окончил православную гимназию, и потому предполагал, какие дисциплины будут изучаться, но некоторые из них все равно были для меня неожиданными, некоторые очень интересными. До семинарии я был несколько самоуверен, мог упрямо отстаивать свое мнение, а за пять лет стал более осторожен в вопросах религии, более осмотрителен.

3. Конечно, учеба в семинарии мне много дала: дисциплину, опыт общения с людьми, многое изменилось, многое открыл для себя. На 4 курсе я женился, ну а затем, через год, впоследствии стал священником, что, в принципе, соответствовало моим стремлениям, желаниям.

4. В будущем я планирую двигаться вперед, готовиться к поступлению в Академию, повышать уровень своего образования.

Рудницкий Дионисий, выпускник Ставропольской православной духовной семинарии:

1. У меня была одна цель – стать священником. Пять лет назад я ожидал, что все-таки закончу семинарию по очной форме. Я об этом думал постоянно, не хотел позорить своих родителей. Если честно, я уже все знал – я ведь не из простой семьи, а из священнической. Я знал, куда я иду, знал, что будут люди, которые будут искушать – такие, как дежурные помощники. И еще я хотел развиваться, получить необходимый для священнослужителя багаж знаний, чтобы в дальнейшем не позорить священство и быть более образованным человеком.

2. Тогда было сложновато учиться, потому что у нас был курс маленький, и приходилось очень много работать. Я пропадал постоянно на послушаниях: хоть я и отпрашивался у дежурных помощников, но они не всегда отпускали, приходилось заниматься ночью. Впоследствии я стал больше делать уклон на то, чтобы заниматься самостоятельно – брать духовную литературу, прививать себе любовь к чтению, потому что я не любил читать до семинарии вообще (читал минимально, но сейчас уже не считаю это за чтение). В семинарии я стал просить у Бога, чтобы мне усваивать те знания, которые дают священнослужители-преподаватели, и чтобы я применял эти знания в жизни – нес добро, выполнял сам то, чему я научился. Мне очень мешало то, что я постоянно жил в многоместных келиях. У разных студентов разные возможности – кому-то неплохо жить вместе и учиться, а кому-то это очень мешает. Поэтому я раньше всегда просился в одноместную келию, но меня не отпускали, и это тормозило мое духовное и образовательное развитие. Я считаю, что больше всего получил на 4-5 курсе, потому что я уже жил в двухместной комнате, и старался заниматься сам, всегда читал. Какое-то время я даже один жил, и мне это очень помогало. Не потому, что я не ладил с братией, а из-за того, что часто при подготовке мы мешаем друг другу.

3. Учеба в семинарии помогла мне стать еще более ответственным. Я решил изменить самого себя. Я понял, что для того, чтобы стать священнослужителем, нужно измениться в лучшую сторону. Читаешь Святых Отцов – и понимаешь, как лучше. Не сам, как ты считаешь со своей позиции будет лучше, а исходя из опыта Святых Отцов. И я стал себя смирять: беспрекословно ходить на послушания, где-то больше смиряться перед младшими курсами, потому что когда человек только поступает в семинарию, он еще мыслит по-мирски и многих вещей не понимает. Конечно какие-то качества, которые были у меня до поступления в семинарию, мне нравятся, где-то я получил и отрицательные качества, но положительного больше. Потому что – повторюсь – я сам решил себя изменить с Божией помощью, я просил у Бога, чтобы измениться.

4. Будущее я вижу таким – «Если угодно будет Господу и живы будем» (Иак. 4,15) – иду в армию, служу там, женюсь, рукополагаюсь и служу Богу.

Лидия Маслова, выпускница РО СПбПДА:

1. На момент поступления мне было 16 лет. Сразу после окончания школы (экстерном) приехать в другой город и начать здесь новую жизнь было для меня непросто. Регентом я мечтала стать с детства, чтобы служить Богу и людям. С юношеским максимализмом я представляла обучение здесь светлым и безоблачным, ждала легкого пути.

2. Признаюсь честно, на протяжении всех 4-х лет обучения меня ждало много искушений.  Но именно в борьбе с ними я приобрела ценный опыт, который помогает мне в моем служении. Учеба была очень интересной. Нас учили быть не только регентами, но внимательными и интересными собеседниками. Нас учили жить, жить именно духовной жизнью. Жить с Богом.

3. Сама я сильно изменилась: стала терпимее относиться к окружающим, научилась решать проблемы со внутренним спокойствием, ну и конечно, получила замечательную профессиональную подготовку.

4. Регент-это не специальность. Регент-это призвание. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов в евангелии написал: "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал". Нас избрал Сам Господь, и я считаю, что в этом призвании, нужно отдавать себя полностью Богу и ближним. Как сказал отец Матфей (Мормыль): "Поя — служи! Служа — пой!

1. Главным моим желанием при поступлении было более глубокое изучение Предания нашей Церкви. Однако каким это обучение будет, представлялось смутно. Поскольку я поступал на богословское отделение, то ожидал более детального рассмотрения святоотеческой традиции.

2. Было бы некоторой натяжкой сказать, что мое обучение всецело оправдало мои надежды. Обучение в магистратуре оказалось несколько иным, чем я ожидал, но иным не значит плохим. При поступлении студент еще не имеет той объемной картины о предмете своего изучения, которую он приобретает в процессе обучения. И хотя в моем случае ожидания и результат не вполне совпали, следует отметить, что получил я больше, чем ожидал.

3. Если говорить о результатах обучения в интеллектуальной плоскости, то это в первую очередь методология. Обучение в магистратуре сформировало у меня способность самостоятельно исследовать интересующие вопросы на качественно ином уровне. Кроме того результатом обучения стало и новое восприятие богословия, выходящее за рамки школьных схем. Если говорить о результатах в духовной плоскости, то находясь в стенах нашей Alma Mater, я увидел подлинное служение епископа, как заботливого пастыря. Вместе с тем, увидел и настоящую жизнь церковной общины, в которой центром является Христос приносимый в Евхаристии, где «буква» отходит на второй план, а на первый выходит «дух».

4. Даже находясь на грани выпуска всегда сложно говорить о будущем, потому что и Предание Церкви, и собственный опыт показывает, что наше будущее находится в руках Христа, Который всегда лучше знает, где наше подлинное место служения. Пока своей ближайшей целью я вижу поступление и обучение в Аспирантуре. В более дальней перспективе планирую стать пастырем и служить Богу и Церкви Христовой.

Антон Афанасьев, выпускник бакалавриата СПбПДА:

1. Вначале расскажу о том, каким я представлял высшее духовное учебное заведение, сидя еще на школьной скамье. Сейчас везде реформы проводятся. И в сфере образования тоже. Я думал так: если учебная программа и преподавание в столичной духовной семинарии находятся на том же "прогрессивном" уровне, что и в школе, где учитель на уроках истории показывает нам малопонятные презентации  с минимумом комментариев от себя, или же на уроке английского, где мы переводим "житие" какого-нибудь иностранного поп-музыканта, то такая картина будет несколько грустной. Хотелось чего-то настоящего, интересного, того, что пригодится священнику в предстоящем служении. Конечно же, возникал у меня и другой вопрос: "А сам я справлюсь с чем-то более сложным, или нет?"  Ожидал я чего-то неизвестного.

2. Сейчас я заканчиваю обучение в духовной семинарии. Могу с полной уверенностью сказать, что мои ожидания, связанные со студенческой жизнью, оправдались. Более того, если говорить о воспитательном аспекте, который также является очень важным в духовном образовании, то мои надежды не просто сбылись, но и подкорректировались в лучшую сторону. Что касается учебного процесса, то здесь хочется отметить хороший уровень преподавания всех без исключения дисциплин. Если появляются какие-либо обновления, то они присоединяются к фундаменту учебной программы, эффективность которой проверена уже многими годами преподавания. Сегодня мне намного более ясным представляется путь моей будущей жизни, со всеми её трудностями и радостями.

3.В стенах Петербургских духовных школ окончательно утвердилось моё желание стать священнослужителем Православной Церкви.

4. В будущем собираюсь рукоположиться в священный сан и служить на приходе.

Мария Костяева, выпускница Иконописного отделения СПбПДА:

1. Моя мечта была стать профессиональным иконописцем. Мне хотелось приобрести здесь соответствующие навыки.

2. Мне кажется, что за время проведенное в СПбПДАиС я освоила азы иконописи. Теперь хотелось бы более серьезно и углубленно заниматься этой профессией. Я старалась взять все возможное в условиях нашей школы.

3. Кроме профессии здесь я научилась преодолевать трудности во взаимоотношениях с людьми, видеть и ценить их лучшие стороны. Но конечно главное, что я нашла свое призвание.

4. Одному Богу ведомо знать, что будет завтра. Мне бы хотелось сохранить и развить все положительное,что я приобрела в этих стенах. Остаться в этой профессии, за что я благодарна педагогам, которые помогли мне обнаружить и развить свои таланты. Я хочу сказать им спасибо за чуткость, любовь и преданность своему делу и искреннюю веру, ведь лучшее обучение - это личный пример.

Станислав Шардаков, выпускник бакалавриата СПбПДА:

1. До того, как я приехал учиться в Санкт-Петербургскую духовную академию, я внимательно прислушивался к рассказам священнослужителей нашей епархии (Новгородская епархия), которые некогда закончили эту духовную школу. Истории были самые разные: одни вызывали улыбку, другие наводили на размышления... а были истории, которые вызывали желание пройти  эту школу самому непосредственно. Это были рассказы наших священников о том, что в духовной академии они получили не просто необходимые знания, а о том, что у них изменилось отношение к жизни, само ее восприятие. Мне тогда представилось, что духовная академия - это место, где человек, желающий послужить Богу и Его Святой Церкви в священном сане либо приобретает внутренний стержень, без которого невозможно полноценное осуществление этого служения, либо осознает, что ему лучше выбрать другую профессию. В итоге я приехал в академию с некоторым любопытством и одновременно с ожиданием внутренней перемены в своей жизни.

2. В целом ожидания оправдались, но разница все же есть. Дело в том, что обучение в академии не ограничивается только лишь изучением предусмотренных программой дисциплин. Во время обучения большинство студентов живет при академии. Таким образом, обучаясь, мы находимся в особой атмосфере, которую можно сравнить с семьей. Я поступил в духовную академию после окончания университета и могу отметить, что, не смотря на схожесть систем образования, обучение в академии все же решительно отличается от обучения в светском ВУЗе. Отличие это состоит  в том, что духовная академия - это для студента родной дом, где процесс обучения настолько тесно переплетен с его жизнью, что само нахождение в стенах академии на протяжении времени обучения способствует его образованию. Хочется сказать, что за время обучения, я открыл для себя много нового, но правильнее будет отметить, что, обучаясь в академии, я, в первую очередь, в новом качестве открыл себя. Желание послужить Богу и людям, как и прежде, осталось, но также появилось осознание того, что эффективность этого служения во многом зависит именно от внутреннего горения сердца, которое позволяет искренне и жертвенно нести то служение, которое доверит Церковь.

3. Учеба дала базу богословских знаний, которые мне предстоит донести до сознания тех людей, с которыми буду общаться посредством личных бесед, или общественной проповеди, или, надеюсь, донесу до них эти знания, воплощая их примером своей жизни.

4. Я с детства имею горячее желание служить у престола Божьего и свое будущее вижу связанным с этим служением. Также вижу и осознаю необходимость в совершении общественного служения. Сегодня служение священника не ограничивается рамками прихода, поэтому надеюсь, что мое будущее поспособствует улучшению жизни нашего общества, особенно его нравственной составляющей.

1. Обучение в духовных школах ассоциировалось у меня с новым и притом крутым поворотом в моей жизни, и даже более того – с началом новой, совершенно отличной от прежней жизни. Я уезжал из дома, не имея опыта самостоятельной жизни в общежитийных условиях с четко организованной дисциплиной и распорядком. Во время обучения в светском вузе мой день был организован довольно свободно, и я не знал, легко ли мне будет адаптироваться к жизни в другом городе, в стенах закрытого учебного заведения. Но уезжал я из дома, не задумываясь о предстоящих трудностях и не стараясь предугадать грядущее, а лишь повинуясь зову Того, Кто призвал меня не просто стать Его другом, но дерзнуть и последовать за Ним, встав на путь служения Его Святой Церкви и людям. И основную задачу студента духовных школ я видел и вижу в том, чтобы этот сердечный зов постараться пронести и преумножить за время обучения, оправдав возложенную на тебя Господом надежду.

2. Жизнь в академии действительно оказалась разительно иной, по сравнению с жизнью в мире. Многие моменты, как внешнего, так и внутреннего характера, здесь ощущаются более остро. Так, упомянутый распорядок дисциплинирует, интенсивность темпа жизни, с одной стороны, утомляет, а с другой – делает восприятие окружающего мира и происходящих событий более насыщенным, и ты стараешься прожить каждый день с осознанием ответственности за него и желанием внимать каждому моменту как дарованному Богом. Все это в полноте относится и к учебе, более напряженной, по сравнению с учебой в светском вузе, и буквально захватывающей все твое внимание, что, безусловно, поражает неокрепшее юношество, но и вдохновляет подражать примеру преподавателей, возросших на семинарской ниве и щедро делящихся своим богатым опытом, как рациональным, так и духовным.

3. Поступая в духовные школы с готовностью впитывать преподаваемое тебе, действительно удается напитаться пищей как для ума, так и для души, а вернее, для духа. За годы обучения в академии удалось многое сделать, многое понять и пережить. Но еще важнее пришедшее осознание того, что многое не удалось сделать, по нехватки ли времени или по нерадению, и что впереди еще много свершений и открытий, много работы над собой и с вверенными тебе ближними. И хотя путь узок и тернист, но цель путешествия стоит затраченных на него сил и времени, поскольку это вовсе не трата, но приобретение, «богатение» в Бога (ср. Лк 12:21). При этом очень важно всегда помнить, ради чего, а точнее ради Кого и к Кому ты пришел в этот духовный виноградник; важно пребывать с Ним и в Нем, укрепляясь и черпая силы из неисчерпаемого Источника, и помня, что тот, кто не собирает с Ним, тот расточает (ср. Мф 12:30).

4. Обучение в духовных школах научило еще одному – жить сегодняшним днем, сегодняшней заботой, которой тебя озаботил Господь, выполнять ту работу, то послушание, на которые Он поставил тебя в данный момент твоей жизни. Так, день за днем, по слову Господа, беря крест свой (ср. Лк 9:23), необходимо идти тем путем, который Он положил перед тобой, помня, что тропа эта уже проторена Им Самим, и всегда видя Его перед собой. Единственное, что можно сказать, прямо отвечая на поставленный вопрос, это то, что свое будущее я желаю видеть в служении Призвавшему меня, в каком бы качестве и на каком бы месте оно ни проходило, в чем да укрепит нас всех Господь.

Автор сердечно благодарит сотрудников администраций семинарий за помощь в подготовке материала.