Фильм о Казанской семинарии «Братство». Мнение ректора и режиссера

Фильм «Братство», снятый в Казанской духовной семинарии с участием семинаристов и профессиональных актеров разошелся по сети. Что это – презентация семинарии? Попытка начать разговор о закрытом от посторонних глаз мире? Удачный или не очень опыт молодого режиссера? Ректор семинарии игумен Евфимий (Моисеев) и режиссер Анастасия Галкина ответили на несколько вопросов от портала Учебного комитета.

Игумен Евфимий (Моисеев): Фильм «Братство» - это все-таки не фильм о семинарии в собственном смысле этого слова. Это короткометражный фильм-притча, снятый на материале семинарии, с использованием образов семинаристов. Изначально мною как ректором режиссеру-постановщику была поставлена задача сделать что-то, что привлекло бы внимание молодых людей, потенциальных абитуриентов. Не секрет, что сейчас вузы борются за своих студентов, и духовные школы в данном случае не исключение.

Анастасия Галкина: Мне, как человеку творческому, идея показалась не просто интересной, но и особенной. Стояла задача создать вирусный ролик, который бы мог привлечь внимание всех, не только людей воцерковленных. Причём обсуждался и момент возможного создания именно игрового фильма, а не документального, где были бы герои — семинаристы. В процессе переговоров, ещё до появления самой идеи, я «наматывала на ус» все творческие пожелания, а затем предложила ректору  около 10 вариантов концепций, после чего была выбрана одна, на основе которой и сложился наш фильм.

Игумен Евфимий (Моисеев): Как творческая работа, это совершенно самостоятельноый фильм, но поскольку, как я уже сказал, снят он на материале Казанской семинарии и по ее заказу, он, конечно, привлек внимание к нашей духовной школе. Что интересно, этот фильм потянул за собой и увеличение числа просмотров именно презентационного ролика о семинарии, который был снят еще больше года назад и, собственно, рассказывает о нашем учебном заведении https://www.youtube.com/watch?v=LKuNpS0eukc.

Анастасия Галкина: Этот фильм, каким он является сейчас, уже после периода продакшна и постпродакшна ( так как фильм, по сути, рождается всегда трижды — на этапе сценария, потом съёмок, а затем и постпродакшна) — по своему сюжету и мысли, которую он собой несет, конечно, намного шире и сложнее просто имиджевого ролика о конкретном духовном заведении. Сейчас я с уверенностью могу сказать, что это маленькое кино, несмотря на музыкальную клиповую основу и краткость. И в этом смысле это лучший результат, которого я и моя команда могли ожидать.

Анастасия Галкина: Судя по отзывам, как раз абсолютное большинство зрителей всё с лёгкостью понимает. Основная мысль фильма, в общем-то даже не «вшита» глубоко, потому что мы изначально рассчитывали на широкую аудиторию. То есть это не какой-нибудь тонкий артхауз, который, кстати говоря, лично я очень ценю и уважаю. И мой первый фильм «Диптих» как раз в духе такого артхауса. Мне кажется, те, кому идея близка — её улавливают, а кому нет — смысла объяснять не вижу. Всё-таки это кино, а не теорема или грамматическое правило.

На мой взгляд, режиссер очень грамотно оставил за кадром вопрос об исходе этой борьбы, этого противостояния. У каждого, очевидно, будет свой итог. Конечно, каждый православный христианин надеется с помощью Божией одержать победу в своей личной духовной брани, но каков будет ее исход знает только Бог.

Игумен Евфимий (Моисеев): Если честно, я не так уж много видел фильмов, рассказывающих о жизни семинарий. Насколько я знаю, они все документальные. Очень красиво снят фильм о Московской духовной академии (студия “Богослов.ру”). Есть неплохие работы, показывающие внутреннюю жизнь духовных школ, – таков, например, ролик о монашеском постриге в Санкт-Петербургской духовной академии.

Хотя семинарии и академии и являются закрытыми учебными заведениями, думаю, имеет смысл раскрывать внутренние стороны их жизни. Делать это нужно, разумеется, аккуратно и с любовью. Это не должны быть ни современные “Очерки бурсы”, ни елейные повествования о безмятежной жизни “земных ангелов” – семинарстов.

Анастасия Галкина: Семинария и ее внутренняя жизнь — такая же часть палитры нашей современной жизни, просто отдельная особенная краска. Почему бы не рассказать и о ней? Она заслуживает внимания.

Игумен Евфимий (Моисеев): Наверное, можно было бы сделать и полнометражный художественный фильм о жизни семинаристов – интересного материала, я думаю, наши духовные школы предоставят достаточно. Важно, чтобы при создании такого фильма соблюдался принцип художественной правды, поднимались бы действительно насущные вопросы современного духовного образования.

Игумен Евфимий (Моисеев): У нас уже спрашивают, когда будет продолжение. Мы говорим, если хотите продолжения, поступайте в Казанскую духовную семинарию.:)

Если же говорить о развитии каких-то кинопроектов, это сложный вопрос. Скорее, мы могли бы выступить консультантами, в случае если появится какой-то серьезный проект сделать кино о современной духовной школе и ее проблемах. Но этим, конечно же, должны заниматься профессиональные кинематографисты. Наша задача – готовить будущих пастырей Церкви.

Анастасия Галкина: Как режиссёр я всегда открыта новым проектам. Если когда-нибудь Казанская семинария снова предложит мне творческое сотрудничество, я буду только рада этому…