«История Поместных Православных Церквей» в духовной школе

Очередная статья в рамках проекта «Духовное образование сегодня» подготовлена доцентом МГУ им. М.В. Ломоносова кандидата исторических наук А.Г. Зоитакисом и посвящена анализу методологии преподавания дисциплины «История Поместных Православных Церквей» в системе церковного образования.

544.PNG

История Поместных Православных Церквей в качестве предмета изучения в православной духовной школе является одной из базовых и системообразующих дисциплин. Предмет является частью образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 48.03.01 Теология, профиль «Практическая теология Православия».

История Поместных Православных Церквей - одна из дисциплин богословского научно-образовательного цикла, входящая в раздел исторической теологии и изучающая автокефальные и автономные Церкви в различных аспектах – историческом, идейном, институциональном.

Целью курса «История Поместных Церквей» является формирование у учащихся целостного представления об этапах истории и особенностях внутренней жизни Поместных Православных Церквей в контексте общецерковной и гражданской истории. Также студенты получают представление о принципах церковно-государственных отношений, причинах юрисдикционных конфликтов между Поместными Церквами и исторических прецедентах их преодоления.

Чтение курса позволяет решить следующие задачи:

·              Познакомить слушателей с историей христианства на канонической территории современных Поместных Церквей;

·              Показать место и значение Поместных Церквей в истории конкретных народов, становлении их культурной традиции и цивилизационном развитии;

·              Дать представление о современном положении и роли автокефальных и автономных Церквей.

Изучение истории Поместных Церквей тесно связано с блоком церковно-исторических дисциплин, как, в частности: «История древней Церкви», «Догматическое богословие», «Всеобщая история», «История Русской Православной Церкви», «Каноническое право».

Для преподавателя также необходимо хорошее знакомство с исторической литургикой, историей христианского экономического учения, историей географических пространств и национальных государств, на территории которых развивались Поместные Церкви.

Учитывая специфику предмета и обилие зарубежной историографии[1] желательным является знание преподавателем одного (нескольких) иностранных языков. Это позволит изучить литературу и источники по межправославным отношениям в контексте дискуссии об автокефалии[2], официальную документацию и переписку Поместных Церквей[3], решения Синодов[4], собрания материалов рабочих органов (комиссии, отделы и проч.) Поместных Церквей, важные публикации церковной и светской прессы.

Компетентное преподавание дисциплины предполагает широкую открытость к межправославным процессам, владением средствами современной научной коммуникации, постоянное отслеживание новостей и официальной документации.

Изучение истории Поместных Православных Церквей

Начиная с последней четверти XIX в. в России разворачиваются церковно- исторические исследования Поместных Православных Церквей, становление которых происходило на фоне не утихавших на протяжении всего XIX в. споров вокруг отношения к византийскому наследию. Значительная часть общественности негативно относилась к византийской православной традиции, считая ее признаком отсталости и невежества. Зачастую для характеристики Византийской империи использовались весьма резкие термины (например, «римское иго»[5]). В числе работ, представлявших собой ответ на такого рода критику, можно отметить «Голос грека в защиту Византии»[6].

Начало российским научным исследованиям в области истории Поместных Церквей положила изданная в 1871 г. фундаментальная работа академика, профессора Московской духовной академии Евгения Евстигнеевича Голубинского (1834–1912) «Краткий очерк истории православных Церквей Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской».

Голубинский.PNG

Е.Е. Голубинский

Общий курс истории славянских Церквей составил протоиерей Константин Петрович Добронравин (впоследствии, с 1873 г., епископ Гермоген)[7] (1820–1893). Его же перу принадлежит «Очерк истории христианской Церкви (век X–XIX)» (СПб., 1866).

Отдельными проблемами истории Болгарской Церкви занимались профессора Иван Саввич Пáльмов (1855–1920) – автор около 30 работ по истории славянских Церквей и духовного образования[8], Николай Леонидович Туницкий (1876–1930)[9], Николай Иванович Петров (1840–1921)[10], Федор Афанасьевич Курганов[11], Иван Егорович Троицкий[12], Григорий Александрович Воскресенский (1849–1918)[13], а также епископ Феофан (Говоров) (1815–1894)[14].

О Православии в Австро-Венгрии писали Владимир Павлович Мордвинов (1838–1908)[15], Григорий Александрович Воскресенский, профессор протоиерей Дмитрий (Душан) Николаевич Якшич (1873–1935)[16]; о Румынии — Вениамин Васильевич Колокольцев[17], Федор Афанасьевич Курганов. Ряд проблем, касающихся истории Православной Церкви в Румынии и Молдавии, осветил митрополит Арсений (Стадницкий)[18] (1862–1936).

Проблемами Сербской Церкви занимались протоиерей Михаил Павлович Чельцов (1870–1931)[19] и Иван Саввич Пальмов; последний изучал также положение Православия в Черногории и Чехии.

Сношениям России с православным Востоком посвятил свои исследования заслуженный профессор Московской духовной академии Николай Федорович Кáптерев (1847–1917). Ученый собрал и ввел в научный оборот огромное количество архивного материала, характеризующего различные аспекты взаимоотношений России с Восточными Патриархатами в XVI–XIX вв[20]. В современной историографии труды Каптерева высоко оцениваются как компендиумы исторических источников, ценность которых невозможно переоценить ввиду малой доступности архивных подлинников.

Каптерев.PNG

Н.Ф. Каптерев

Ряд исследований посвященных истории Восточных Патриархатов написал епископ Чигиринский Порфирий (Успенский)[21]. Его публикации в значительной степени базировались на материалах, лично разысканных в ходе многочисленных поездок по христианскому Востоку.

Современники оценили как «первый в русской литературе серьезный опыт подробного изучения судьбы Православной Греческой церкви после завоевания Византии турками» на широкой историографической базе[22] монографию Алексея Петровича Лебедева «История Греко-Восточной церкви под властью турок: От падения Константинополя (в 1453 году) до настоящего времени» (переизд. в 2 т.: СПб., 2004), продолжившую целую серию его историко-церковных византологических исследований.

В этом труде нашли отражение многие особенности русской историографии. Главной задачей своей работы Лебедев полагает описание «исторической жизни Константинопольских патриархов»[23]. Соответственно, церковной жизни в епархиях в книге уделено немного места, а информация об исихастском возрождении XVIII в. практически отсутствует.

«История Греко-Восточной церкви под властью турок» в том, что касается проблемы исихастского возрождения, явно свидетельствует, «что русская богословская наука, возникшая со времен петровских реформ под влиянием западных гуманитарных наук», в этот период «не вышла еще окончательно на самостоятельный путь. А Запад, с самого начала так называемых исихастских споров в XIV в., отнесся отрицательно к исихазму»[24].

Иван Иванович Соколов (1865–1939) — историк Церкви и канонического права, известный церковно-политический деятель и член Поместного собора 1917–1918 гг., профессор Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре истории Греко-Восточной Церкви со времен отпадения Западной церкви от Вселенской, в 1920– 1924 гг. — профессор Петроградского Богословского и Историко-лингвистического институтов, а с 1924 г. и вплоть до ареста в 1933 г. — профессор Ленинградского института истории, философии и лингвистики, — оставил «Лекции по истории Греко-Восточной Церкви», читанные им в академии в 1913/14 учебном году и охватывающие период от Торжества Православия в 843 г. до падения Константинополя в 1453 г.[25] Наиболее подробно Соколов рассматривает отношения светской и церковной властей, духовное просвещение и богословскую науку в Византии[26].

Отечественные духовные учебные заведения до 1917 года были «кузницей кадров» и для других Поместных Церквей. Путь к возрождению богословия в Греции показали два преподавателя, получившие образование не в Германии, в отличие от большинства своих коллег, а в Санкт-Петербургской духовной академии, — Хризостом Пападопулос и Григорий Папамихаил, преподаватели богословского факультета Афинского университета. Пападопулос – историк, изучивший практически все сферы жизни Церкви в разные периоды ее существования. Наиболее известны его «История греческой Церкви» и аналогичные работы по истории других Поместных Православных Церквей. Своими многочисленными публикациями он показал единство Православия во всем его многообразии, а его труды до сих пор во многом актуальны.

В современной отечественной историко-церковной науке продолжением исследований исторических судеб Поместных Церквей стал систематический курс «История Поместных Православных Церквей» в двух томах (М., 1994), подготовленный профессором Московской духовной академии Константином Ефимовичем Скурáтом. Автор имел возможность работать с уникальными недоступными широкому кругу ученых архивными материалами, вследствие чего его труд не утратил актуальности по сей день (не только как учебное пособие, но и как справочник).

Большинство обобщающих трудов по истории Поместных Православных Церквей в значительной степени до сих пор опираются на материалы К.Е. Скурата.

Скурат.PNG

К.Е. Скурат

Выпущенный в 2004 г. московским Сретенским монастырем сборник «Поместные Православные Церкви» содержит краткие исторические справки об этих Церквах и подборки авторских материалов, посвященных каждой из них.

Учебное пособие «История Поместных Православных Церквей» под редакцией Владимира Сергеевича Блохина ставит своей задачей сформировать у читателей «целостное представление о месте и роли церковной деятельности, специфике внутрицерковных, церковно-государственных отношений, социальной, просветительской миссии Православия в прошлом и современном мире». Однако по содержанию учебное пособие достаточно кратко и во многом написано на материале учебника К.Е. Скурата, данных монографий и прессы. Это вполне объяснимо так как «автор книги не ставил своей целью всеохватывающего, детального освещения сторон жизни зарубежных автокефальных Православных Церквей» и называет свое пособие попыткой дать «достаточно краткий, отвечающий содержанию и требованиям лекционного курса, анализ развития современных поместных Православных Церквей».

Многие отечественные труды по истории Поместных Церквей отличает концентрация на бытии Церквей как общественных институтов при недостаточном внимании к их внутренней, духовной жизни. Из церковно-исторических деятелей приоритетное внимание уделяется высшему духовенству; рассказ о миссионерах, церковных писателях и богословах достаточно сжат. Эти особенности были долгое время характерны для всей отечественной историографии, лишь относительно недавно проявившей интерес к истории богословия, и, в частности, к исихазму (при этом преимущественное внимание уделялось не филокалическому возрождению XVIII в., а исихастскому движению XIV в., в особенности его лидеру Григорию Паламе). В последнее время появился ряд работ, призванных восполнить этот пробел.

Особого внимания заслуживает многотомное учебное пособие «Введение в общую историю Церкви» и учебник «Общая история Церкви». Эти труды подготовлены на базе кафедры истории Церкви исторического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова авторским коллективом под редакцией профессора, заслуженного экономиста Российской Федерации Вениамина Владимировича (игумена Филиппа) Симонова. Знание авторами древних и новых языков, а также высокий уровень их профессиональных компетенций позволил осветить широкий круг проблем истории Церкви, всеобщей истории, истории зарубежного искусства, христианской археологии. Истории Поместных Православных Церквей в учебнике уделяется приоритетное внимание.

арх Филипп.PNG

Архим. Филипп (Симонов)

Отметим также посвященные различным проблемам развития Поместных Православных Церквей исследования профессора исторического факультета МГУ, чл.-корр. РАН Бориса Николаевича Флóри (р. 1937)[27]; профессора филологического факультета МГУ, создавшего здесь кафедру византийской и новогреческой филологии, чл.-корр. Афинской академии наук Бориса Львовича Фóнкича (р. 1938)[28]; Ивана Сергеевича Чичурова[29], прот. Владислава Цыпина[30], свящ. Дионисия Поздняева[31], Алексея Павловича Либеровского[32], Владимира Марковича Марковича[33], протоиерея Димитрия Юревича[34], священника Александра Тимофеева[35], Ольги Евгеньевны Петруниной[36], Евгении Викторовны Жуковой[37], Афанасия Георгиевича Зоитакиса[38], а также ряд анонимных публикаций о Поместных Православных Церквах, вышедших в «Вестнике Русского Западно-Европейского патриаршего Экзархата»[39].

Выводы

Нынешние информационные технологии предоставляют богатые возможности широкого использования прежде трудно доступных материалов для изучения истории Поместных Церквей. Это особенно акутально, так как доступ во многие церковные архивы по-прежнему ограничен.

Православной экклезиологии чужды националистические тенденции: Церковь христоцентрична, а не этноцентрична. Тем не менее, под влиянием Французской Революции и Европейского Просвещения националистическое мировоззрение проникло в церковную среду. Фактически автокефалия превратилась в атрибут государственности для новых развивающихся национальных православных государств – такой же, как гимн, флаг, денежная единица. Процессы автокефализации и искажения православной экклезиологии под влиянием националистического мировоззрения нуждается в целостном осмыслении.

Наряду с дезинтеграционными процессами в жизни Поместных Церквей были периоды гармоничного братства и взаимопонимания. К числу таковых можно отнести исихастское возрождение XIV в. и «Филокалическое возрождение» XVIII – XIX вв. Участники этих духовных течений имели возвышенное представление о вселенском Православии, свободном от национализма, в связи с чем их деятельность апеллировала не к эллинской или славянской идентичности, а к консолидирующему фактору православного Предания. Подобный опыт консолидации Поместных Церквей также заслуживает особого внимания. Необходимо осмыслить, каким образом церковный фактор, вместо того чтобы быть поводом для антагонизма, стал объединяющим началом.

В связи с тем, что современный этап межправославных отношений не описан в существующих учебных пособиях, преподаватель должен самостоятельно ознакомится с новейшими источниками и историографией. Важной частью курса должен быть рассказ о ситуации на Украине, юрисдикционных конфликтах в Православии, Критском соборе. До учащихся необходимо донести информацию об истории обсуждения документов «Предпосылки и способ предоставления автономии и автокефалии» и «Автокефалия и способ ее провозглашения» на всеправославных предсоборных совещаниях, межправославных подготовительных комиссиях, собраниях Предстоятелей Поместных Православных Церквей.

Сегодня важным фактором развития религиозной ситуации в мире является доминирование секулярного мировоззрения, становящегося нормой в ХХ – XXI вв. Все Поместные Церкви столкнулись с этим вызовом, поэтому важно показать, как (и на сколько успешно) каждая из них противостояла ассимиляционному давлению секулярного общества.

В результате курса должно сформироваться представление об основополагающих для Православия экклезиологических принципах, условиях дарования автономии и автокефалии (в том числе, дискуссии вокруг них).

Учащиеся не просто должны познакомится с разрозненными фактами, касающимися отдельных Поместных Церквей. Результатом курса должно стать понимание того, что выделение из древних Патриархатов новых национальных автокефальных Церквей не меняет богословских воззрений на единство Церкви – каждая Церковь осознается как неотъемлемая и равноправная часть Православной Вселенской Церкви: Вселенская Церковь является миру в совокупности Поместных Церквей и в каждой из них в отдельности.

Список литературы

1.     Бессонов М. Н. Православие в наши дни. М., 1990.

2.     Блохин В.С. История Поместных Православных Церквей : учеб. пособие / В. С. Блохин ; Екатерибург. ДС. - Екатеринбург : Информ.-изд. отд. Екатеринбург. ДС, 2014

3.     Болотов, В.В. Лекции по истории древней Церкви : [в 4 т.] / В. В. Болотов. — Минск : Белорус. Правосл. Церковь, 2011. [Т.] 1, [Т.] 2 : Введение в церковную историю

4.     Болотов, В.В. Лекции по истории древней Церкви : [в 4 т.] / В. В. Болотов, проф.. Минск : Белорус. Правосл. Церковь, 2011. [Т.] 3-4 : История Церкви в период Вселенских соборов

5.     Боровой В., прот. Церковь Христова, ее природа. Автокефальные Поместные Церкви // Журнал Московской Патриархии. 1993. № 10 – 11.

6.     Введение в историю Церкви. Часть 1. Обзор источников по общей истории Церкви (учебник). Издательство Московского университета Москва, 2012.

7.     Введение историю Церкви. Часть 2. Обзор историографии по общей истории Церкви (учебник). СПб, 2015.

8.     Общая история Церкви. Т. 1. От зарождения Церкви к Реформации. Кн. 2. Доктринальные вызовы Церкви: IV-XV века (учебник). Наука, М., 2017.

9.     Общая история Церкви. Т. 2. От Реформации к веку секулярной глобализации. XVI-начало XXI века. Кн. 1. Организационные вызовы Церкви. XVI- начало ХХ века (учебник). Наука, М., 2017.

10. Общая история Церкви. Т. 2. От Реформации к веку секулярной глобализации. XVI-начало XXI века. Кн. 2. Вызов религиозного синкретизма: проблема экуменизма. XX - начало XXI века (учебник). Наука, М., 2017

11. Поместные Православные Церкви. М., 2004.

12. Православная энциклопедия. М., 2000–; более 60 томов http://www.pravenc.ru/

13. Скурат К.Е. История Поместных Православных Церквей. В 2-х кн. М., 1994.

14. Шкаровский, М.В. Константинопольский Патриархат и Русская Православная Церковь в первой половине XX века / М.В. Шкаровский; Архивный комитет Санкт- Петербурга, Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. - М. : Индрик, 2014. - 239 с.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

1.     biblioclub.ru - ЭБС «Университетская библиотека онлайн»

2.     www.bogoslov.ru - научный богословский портал «Богослов.ру»

3.     www.pravenc.ru - официальный сайт Православной энциклопедии

4.     Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана.

5.     Сайт Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата https://mospat.ru/




[1] Στεφανίδου Β. Εκκλησιαστική Ιστορία. Αθήναι, 1958.; Κονιδάρη Γ. Εκκλησιαστική ιστορία της Ελλάδος (49–1966). Αθήναι, 1970.; Βαφείδου Κ. Εκκλησιαστική Ιστορία από του Κυρίου ημών Ιησού Χρηστού μέχρι των καθ’ ημάς χρόνων. Α’–Β’. Κωνσταντινούπολις, 1884–1886; Αλεξάνδρεια, 1928.; Φειδά Β. Ο θεσμός της πενταρχίας των Πατριαρχών. Τόμος I. Προυποθέσεις διαμορφώσεως τού θεσμού (άπ’ αρχής μέχρι τό 451); Ό θεσμός της πενταρχίας τών Πατριαρχών; Ίστορικοκανονικά προβλήματα περί τήν λειτουργίαν τού θεσμού (451–553). Αθήνα, 1977; Η Ορθοδοξία από τήν άλωση της Κωνσταντινου- πόλεως έως σήμερα // Θησαυρός της Ορθοδοξίας. Τόμος Α’. Εκδοτική Αθηνών; Ό εκκλησιαστικός τίτλος τών ύπερτίμων καί εξάρχων. Αθήνα, 1995; Πανώτης Α. Το Συνοδικόν της εν Ελλάδι Εκκλησιάς. Μέρος Α’.; Ατέση Β. Επίτομος επισκοπική ιστορία της Εκκλησίας της Ελλάδος από του 1833 μέχρι σήμερον. 2 τόμοι. Αθήναι, 1948–1953.; Σταυρίδου Β. Ιστορία του Οικουμενικού Πατριαρχείου. Αθήναι, 1967; Οι Οικουμενικοί Πατριάρχαι, 1800 — σήμερον. Ιστορία και κείμενα. Θεσσαλονίκη, 2005.; Παπαδόπουλος Θ. Studies and Documents relating tο the History of the Greek Church and People under Turkish Domination. Bruxelles, 1952.; Διακοφωτάκης Γ. Το Οικουμενικό Πατριαρχείο μετά τη Λωζάννη. Ζητήματα θρησκευτικής ελευθερίας. Αθήνα; Κομοτηνή, 2007. ; Ταρνανίδη Ι. Ιστορία της Σερβικής Εκκλησίας. Θεσσαλονίκη, 1982; Γλαβίνα Α. Το αυτοκέφαλον της εν Αλβανία Ορθοδόξου Εκκλησίας επί τη βάσει ανεκδότων εγγράφων. Ιωάννινα, 1978; Φούγια Μ. Ιστορική εξέλιξις του Αυτοκέφαλου εν τη Ορθοδόξω Εκκλησίας της Ρουμανίας, μετά ιστορικής ανασκοπήσεως. Αθήναι, 1973; Φούγια Μ. Ιστορική εξέλιξις του Αυτοκέφαλου εν τη Ορθοδόξω Εκκλησία Αλβανίας: (Εξ επισήμων ανεκδότων εκθέσεων) // Πάνταινος. 1956. Т. 48. Σ. 54–56, 65–69, 130, 145–150; Φούγια Μ. Σύστασις της Ορθοδόξου Εκκλησίας Πολωνίας και το Αυτοκέφαλον αυτής // Αρχείον Εκκλησιαστικού και Κανονικού Δικαίου. 1957. Τ. 12. Σ. 39–48, 115–122; Παπαδοπούλου Χ. Η Εκκλησία της Βουλγαρίας. Αθήναι, 1975; Μαξίμου Σάρδεων. Η Εκκλησία Γεωργίας (Ιβηρίας) και το Αυτοκέφαλον αυτής. Αθήναι, 1966; Feriz Berki. Η εν Ουγγαρία Ορθόδοξος Εκκλησία. Θεσσαλονίκη, 1974; Μησίδου Α. Η εθνική προσφορά της Κυπριακής Εκκλησίας κατά την Τουρκοκρατίαν (1571–1878) // Απόστολος Βαρνάβας. 1971. Τ. 32. Σ. 197–243; Μιχάλης Μ. Η Εκκλησία της Κύπρου κατά την Οθωμανική περίοδο 1571–1878: η σταδιακή συγκρότησή της σε θεσμό πολιτικής εξουσίας. Λευκωσία, 2005; Σταυρίδης Θ. Οικουμενικό Πατριαρχείο και Κύπρος: Τα πατριαρχικά Έγγραφα των ετών 1600–1878. Λευκωσία, 2001; Τρίτος Μ. Η Εκκλησία της Φιλανδίας: Ιστορική εξέλιξη, σημερινή κατάσταση. Αθήνα, 2009.


[2] Βαρέλλα Ε. Οικουμενικόν Πατριαρχείον και ∆ιορθόδοξοι Σχέσεις κατά τον κ ́ αιώνα. ∆ιδακτορική ∆ιατριβή. Θεσσαλονίκη, 1993.; Βαρνάβα, Μητροπολίτου Κίτρους και Κατερίνης, Οι βασικοί θεσμοί διοικήσεως των Ορθοδόξων Πατριαρχείων: μετά ιστορικών ανασκοπήσεων, 1972.; Γενναδίου, Μητροπολίτου Ηλιουπόλεως (Αραμπατζόγλου), Το Αυτοκέφαλον εν τη Ορθοδόξω Εκκλησία, Ορθοδοξία, Ε (1930), τεύχ. 50, σελ. 37-41.; Κωνσταντινίδης Ε. Η ανακήρυξις του Αυτοκεφάλου της εν Ελλάδι Εκκλησίας (1850) και η θέσις των Μητροπόλεων των “Νέων Χωρών” (1928). Αθήνα, 2008.; Ιεροθέου, Μητροπολίτου Ναυπάκτου, Οικουμενικότητα και Αυτοκεφαλία, Άρδην, τεύχ. 45 (2003), στην ιστοσελίδα: http://www.ardin.gr/?q=node/1275.;Μαξίμου, Μητροπολίτου Σάρδεων (Τσαούση), Το Οικουμενικόν Πατριαρχείον εν τη Ορθοδόξω Εκκλησία – Ιστορικοκανονική μελέτη, Θεσσαλονίκη 1989, σελ. 320-353.; Μεθοδίου, Μητροπολίτου Αξώμης, Εισήγηση προς τη Γραμματεία δια την προπαρασκευή της Μεγάλης Συνόδου της Ορθοδόξου Εκκλησίας επί του θέματος «Τρόπος ανακηρύξεως Αυτοκεφάλου και Αυτονόμου Εκκλησίας», Εκκλησιαστικός Φάρος, 61 (1979), 645-653.; Μεθοδίου Φούγια, Αρχιμανδρίτου, (μετέπειτα Μητροπολίτου Αξώμης), Το “Αυτοκέφαλον” εν τη Ορθοδόξω Εκκλησία της Ουκρανίας, Αλεξάνδρεια 1955.;Μεταλληνού Γεωργίου, Πρόβλημα ή πρόφαση. Κρίση στις σχέσεις Εκκλησίας της Ελλάδος και Οικουμενικού Πατριαρχείου, Άρδην, τεύχ. 45 (2003), στην ιστοσελίδα: http://www.ardin.gr/ ?q=node/1274. Ταρνανίδη Ιωάννη, Θεωρία και πράξη στην ιστορική εξέλιξη του Αυτοκεφάλου των Σλαβικών Εκκλησιών, Θεσσαλονίκη 2006. Τρεμπέλα Παναγιώτου, Οι όροι και οι παράγοντες της ανακηρύξεως του Αυτοκεφάλου – Το Αυτοκέφαλον και οι Ιεροί Κανόνες, Εκκλησία, Ι (1932) τεύχ. 25, σελ. 210.; Τρεμπέλα Παναγιώτου, Αρχαί κρατήσασαι εν τη ανακηρύξει του αυτοκεφάλου, Θεολογία, 28 (1957), σελ. 5-22.;Τρεμπέλα Παναγιώτου, Το Αυτοκέφαλον της εν Αμερική Metropolia, Ανάτυπον εκ της Επιστημονικής Επετηρίδος της Θεολογικής Σχολής του Πανεπιστημίου Αθηνών, Τόμος ΙΗ ́, Τιμητικόν αφιέρωμα εις Παναγ. Μπρατσιώτην, Αθήναι 1971.; Τρίτου Μιχαήλ, Νεώτερες εξελίξεις στη σχισματική Εκκλησία των Σκοπίων, Θεσσαλονίκη 2004.; Τρωιάνου Σπυρίδωνος, Παρατηρήσεις επί των τυπικών και ουσιαστικών προϋποθέσεων της ανακηρύξεως του Αυτοκεφάλου και Αυτονόμου εν τη Ορθοδόξω Εκκλησία, στο Τιμητικόν Αφιέρωμα εις τον Μητροπολίτην Κίτρους Βαρνάβαν επί τη 25ετηρίδι της Αρχιερατείας του, Αθήναι 1980, σελ. 337- 348.; Φειδά Βλασίου, Το Αυτοκέφαλον και το Αυτόνομον εν τη Ορθοδόξω Εκκλησία, εν Ιεροσολύμοις 1979.; Papathomas Grigorios, Αρχιμανδρίτου, Essai de bibliographie (ad hoc) pour l’ etude des questions de l’ Autocephalie, de l’ Autonomie et de la Diaspora, Κατερίνη 2000.; Αγγελόπουλου Αθανασίου, Η εκκλησιαστική Ιστορία των Νέων Χωρών, 1912-1928, Θεσσαλονίκη 1981.;Ακανθόπουλου Πρόδρομου, Οι θεσμοί της “αυτονομίας” και του “αυτοκεφάλου” των Ορθοδόξων Εκκλησιών σύμφωνα με το θετικό δίκαιο του Οικουμενικού Πατριαρχείου κατά τη διάρκεια του 19 και 20 αιώνα, Θεσσαλονίκη 1988.


[3] Κελεμένη-Σπυροπούλου. Νομοθεσία περί ενοριών και Τ.Α.Κ.Ε. Αθήναι, 1961.; Αγγελύόπουλου Α. Εκκλησιαστική ιστορία: Ιστορία των δομών διοικήσεως και ζωής της Εκκλησίας της Ελλάδος. Αθήναι, 1998, 2005.; Σχέδιον καταστατικού νόμου τής Ορθοδόξου Εκκλησίας τής Ελλάδος // Εκκλησία Κύπρου. 1915. Т. 5; Καταστατικός χάρτης τής Αυτοκέφαλου Εκκλησίας τής Ελλάδος κατά τό άπό 26 Σεπτεμβρίου 1925. Ν. Διάταγμα // Έκκλησία. 1925. No 3; Καταστατικός νόμος τής Αυτοκέφαλου Εκκλησίας τής Ελλάδος. (Νόμος 5187) // Γρηγόριος Παλαμάς. 1931. Т. 15; Βελανιδιώτου Ι. Ο καταστατικός νόμος του 1923 // Άνάπλασης. 1924. No 37.; Νόμος καταστατικός τής Ορθοδόξου Εκκλησίας Κύπρου // Εκκλησία Κύπρου. 1911. No 1; Καταστατικόν τής άγιωτάτης Αποστολικής Εκκλησίας Κύπρου // Εκκλησία Κύπρου. 1914. No 4; Η νομική θέσις τού Πατριαρχείου Ιεροσολύμων υπό τό κράτος τής βρεττανικής περί Παλαιστίνης εντολής. // Έκκλησία. 1937. No 15; Καταστατικόν τής ελληνικής αρχιεπισκοπής Αμερικής Βορείου και Νοτίου // Ορθοδοξία. 1928. No 3. Σ. 176–186; Τόμος ιδρυτικός τής ορθοδόξου αυτονόμου μητροπόλεως Λατβίας // Ορθοδοξία. 1936. No 11. Σ. 104–110; Καλλίστου, άρχιμ. Κανονισμός τού Ρωμαικού Πατριαρχείου Ιεροσολύμων // Εκκλησιαστικός Φάρος. 1932. No 31. Σ. 130–143.; Στράγκα Θ. Εκκλησίας Ελλάδος Ιστορία εκ πηγών αψευδών 1817–1967. Тομ. Α'-Ε'. Αθήναι, 1969– 1974.


[4] Γιαννοπούλου Σ. Συλλογή των Εγκυκλίων της Ιεράς Συνόδου. Αθήναι, 1901; Αί Συνοδικού Εγκύκλιοι. Τ. Α', 1901–1933. έκδ. Άποστολικής Διακονίας, 1955; Τ. Β ́, 1943–1956. Αθήναι, 1956; Τ. Γ ́, 1957–1967. Αθήναι, 2000; Τ. Δ ́, 1968–1971. Αθήναι, 2000; Τ. Ε ́, 1972–1981. Αθήναι, 2001; Τ. ΣΤ ́, 1982–1995. Αθήναι, 2001.


[5] Греция (частная корреспонденция Русск. Инв.) Р. И. 1864. No 246 // Государственная публичная историческая библиотека. Хмыровская коллекция. Т. 2. Д. 51.


[6] Там же. Д. 46.


[7] Очерк истории славянских Церквей. СПб., 1873; 2-е изд. СПб., 1899.


[8] См. его: Гуситское движение. Вопрос о чаше в гуситском движении. СПб., 1881 (магистерская диссертация); Памятники Кирилло-Мефодиевской старины в Чехии и Моравии // Сб. по славяноведе- нию. 1883; К вопросу о сношениях чехов-гуситов с восточной церковью в половине XV века // Христ. чтение. 1888–1889 (и отд. оттиск); Цареградский патриарх Фотий и его отношение к современному ему славянству (1891); Исторический взгляд на начало автокефалии сербской церкви и учреждение патриаршества в древней Сербии (1891); Новые данные об учреждении сербской архиепископии св. Саввой // Христ. чтение. 1892 (и отд. оттиск); Болгарская экзархийская церковь, первоначальное и современное ее устройство (1896) и др.


[9] К вопросу о происхождении и авторе болгарской легенды. СПб., 1905.


[10] Начало греко-болгарской распри и возрождения болгарской народности. Киев, 1887.


[11] Исторический очерк греко-болгарской распри // Правосл. собеседник. 1873. No 1–3.


[12] Церковная сторона болгарского вопроса. СПб., 1888; Православная Сербская Церковь // Христ. чтение. 1865. Ч. 2.


[13] См. его многочисленные статьи в «Богословском вестнике» в 1893–1909 гг., посвященные церковной жизни православных славян.


[14] См.: Титов Ф.И. Суждения Преосвященного Феофана, бывшего епископа Владимирского, о греко-болгарском вопросе и о состоянии Православной Церкви на Востоке // Тр. Киевской духовной академии. 1895. Май.


[15] Церковное судоустройство и судопроизводство в Сербии. М., 1870; Воспоминание о Царьграде. СПб., 1874; Православная Церковь в Буковине. СПб., 1874.


[16] Из церковной истории православных сербов конца XVII века. Переход православных сербов из Турции в Австро-Угрию в 1690 г. под руководством Печского Патриарха Арсения III Чарноевича. Прага, 1912; Православная Сербская Церковь в XIX веке // История Христианской Церкви в XIX веке. Т. II. СПб., 1901.


[17] Устройство управления румынской православной церкви. Казань, 1897 (магистерская дис- сертация).


[18] См. его работы: Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский и митрополит Киши- невский. Кишинев, 1887–1894; Положение православного духовенства в Румынии. Кишинев, 1889; Материалы для истории Бессарабии. Кишинев, 1892; Из современной церковной жизни в Румынии. С. Посад, 1901; Исследования и монографии по истории Молдавской церкви. Ч. 1. История Молдавских епархий и их святителей со времени основания государства и до наших дней. СПб., 1904; Митрополит Сочавский Досифей в его сношениях с Россией, при свете новых исторических материалов. С. Посад, 1914; и др.


[19] Церковь королевства Сербского со времени приобретения ею автокефальности (1879–1896 гг.): (Историко-канонический очерк). СПб., 1899.


[20] См. также: Сношения Иерусалимских патриархов с Русским Правительством в половина XVI до конца XVIII столетия (1895); Сношения Иерусалимских патриархов с Русским Правительством в текущем столетии (1815–1844 гг.) (1898); упомянутые и другие труды переизд.: Каптерев Н.Ф. Собр. соч.: В 2 т. М., 2008.


[21] Александрийская Патриархия: Сб. материалов, исследований и записок, относящихся до истории Александрийской Патриархии / Под ред. Хр.М. Лопарева. СПб., 1898; Восток христианский. I. Просопография церковная. II. Живопись церковная. Киев, 1871; Восток христианский: Сирия. Киев, 1874–1876; Список Антиохийских патриархов. Б.м., 1876; и др.


[22] Виз. временник. 1896. Т. III. С. 680.


[23] Лебедев А. История греко-восточной церкви под властью турок. СПб., 2004. Кн. 1. С. 25.


[24] Концевич И. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. М., 1993. С. 6.


[25] См.: Соколов И.И. Лекции по истории Греко-Восточной церкви: В 2 т. СПб., 2005 (в приложении

помещены статьи автора: «Преп. Феодор Студит, его церковно-общественная и богословско-литературная деятельность», «Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита», «О монашестве»).


[26] См. также его: Состояние монашества в Византийской Церкви с половины IX до начала XIII века (842–1204): Опыт церковно-исторического исследования. Казань, 1894; О византийско-восточном монашестве IX–XII веков // Правосл. собеседник. 1894. Июль; О народных школах в Византии с половины IX до половины XV века // Церк. ведомости. 1897. No 7, 8; Святейший Фотий, патриарх Константинопольский // Церк. ведомости. 1900. No 5.


[27] См.: Флоря Б.Н. Сказания о начале славянской письменности. М., 1981. 2-е изд. СПб., 2000; 3-е изд. СПб., 2004; Он же. Отношения государства и церкви у восточных и западных славян. М., 1992; Он же. У истоков религиозного раскола славянского мира (XIII в.) // Историч. вестник. 1999. Вып. 3/4; Там же. 2000. Вып. 1(5); Он же. У истоков религиозного раскола славянского мира (XIII в.). СПб., 2004; Он же. Исследования по истории Церкви: Древнерусское и славянское Средневековье. М., 2007.


[28] См. обширный список научных трудов на сайте кафедры византийской и новогреческой фило- логии филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (http://www.philol.msu.ru/~byzant/ fonkich.html).


[29] Александрийская Православная Церковь (Александрийский Патриархат) от основания до середины VII в. // Историч. вестник. 2000. Вып. 2(6).


[30] Православная Церковь в Польше между первой и второй мировой войной // Ежегодная богосл. конференция Правосл. Св.-Тихоновского богосл. ин-та: Материалы. М., 1997.


[31] Церковь на крови мучеников: К истории Российской духовной миссии в Китае (1900–1917) // Альфа и Омега. 1997. No 1(12); Принятие юрисдикции Московского Патриархата и церковный раскол в Шанхае // Там же. No 2(13); Церковь в Китае: На пути к автономии // Там же. No 3(14).


[32] Православная Церковь в Америке: святые и соборы // Ежегодная богосл. конференция Правосл. Св.-Тихоновского богосл. ин-та: Материалы. М., 2000.


[33] Святая равноапостольная Нина и крещение Грузии // Страницы. 1999. Т. 4. No 3.


[34] Современное положение Сербской Православной Церкви (80–90-е гг. ХХ в.) по материалам

периодической печати // Христ. чтение. 1999. No 17.


[35] Современное положение Болгарской Православной Церкви (80–90-е гг. ХХ в.) по материалам периодической печати // Христ. чтение. 1999. No 17.


[36] См.: Петрунина О. Православная церковь в формировании концепции нации и подготовке освобождения греков от османского ига (XVIII–XIX века) // Религии мира. История и современность. М., 2003; Петрунина О., Зоитакис А. Образовательные парадигмы у греков в Новое время: проблема выбора пути // Информ. бюлл. ГУ «Московский дом национальностей». 2007. No 8; Петрунина О. Языковые маркеры смены культурной парадигмы (на материале Греции XVIII–XIX вв.) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2007. No 1.


[37] См.: Жукова Е. Греческий просветитель Никифор Феотокис об освобождении Греции // Новая и новейшая история. 2001. No 1; Она же. Личные связи Феотокиса с колливадами и отзывы современников и колливадов о нем // Греция: Национальная идея, общество, государство XVII–XX вв. М., 2002; Она же. Никифор Феотокис: ученый, святитель, монах // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8. История. 1999. No 4; Архиепископ Никифор Феотокис. Благословенным христианам Греции и России. М., 2006.


[38] См.: Зоитакис А. Житие и пророчества Космы Этолийского. М., 2007; Он же. Традиционное просветительство в Греции в XVIII в.: Косма Этолийский и Никодим Святогорец. М., 2008.; Православная Церковь в Греции в период нацистской оккупации. Вестник Московского университета. Серия 8: История. н. 2, с. 44-66, 2016.; Взаимоотношения Поместных Церквей в XVIII в. (обзор архивных источников и материалов периодической печати) (статья в сборнике). Сретенские чтения: Материалы XXVIII научно-богословской конференции. 2017.; Революционное движение и Православная церковь в Греции (статья в сборнике). Столетие Революции 1917 года в России. том 1, с. 645-653, 2018.; Русско-греческие связи в духовной и церковной сфере в новейшее время. Византийский клуб: аль- манах. Материалы заседа- ний 2018-2019 гг.. с. 27-57, 2019.


[39] Православная Румынская Церковь // 1950. No 4; Восстановление Болгарского патриаршества // Там же. Собор в Михайловцах (Словакия) // Там же. Собор в Пряшеве // Там же. Церковь в Китае // 1952. No 10 // 1953. No 15; Духовная семинария и богословский факультет в Чехословакии.


Учебный комитет