Ответы архиепископа Верейского Евгения на вопросы посетителей сайта Синодального информационного отдела

Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений ответил на вопросы посетителей сайта Синодального информационного отдела.

Феодор, необходима рекомендация священника, заверенная правящим архиереем или рекомендация самого архиерея.

Владимир, магистратура есть. В каждом отдельном случае вопрос рассматривается индивидуально. Но вопрос в том, какой бакалавриат Вы закончили?

Мужчина, женатый на женщине, имеющей ребенка от другого, в соответствии с каноническими нормами, не может быть рукоположен. Поэтому Вам как потенциальному кандидату священства следует поискать другую невесту. В случае брака, о возможности которого Вы пишете, Вам могут быть доступны лишь те церковные должности, которые могут занимать миряне.

Андрей, при получении духовного образования очень много внимания уделяется воспитательному процессу и главной формой обучения для нас является очная форма. Дистанционная форма, в нашем случае, возможна при работе с заочным сектором, где подавляющее число студентов уже приняло сан, также рассматривается вопрос об использовании дистанционной формы для дополнительных образовательных проектов и переподготовки. В настоящий момент в МДА разрабатывается порядка десяти дистанционных образовательных курсов.

Уважаемый Алексей! К сожалению, быстро можно только разрушать, на созидание же уходит гораздо больше времени. К тому же гораздо труднее воссоздавать однажды сотворенное и утраченное, чем строить новое. Годы атеизма и безбожия сожгли практически дотла мощное, только начавшее плодоносить древо отечественной богословской науки, а ведь на его взращивание ушло два века! Вы говорите, что у нас были все необходимые силы и ресурсы, — Вы не представляете, как это далеко от правды. Но зато у нас есть Господь, и хотя нам предстоит еще долгий путь, мы делаем все от нас зависящее и верим, что Он нас не оставит.

Собственно Болонский процесс касается исключительно образования и затрагивает науку только в административной сфере. Любые научные исследования и, конечно, отечественная богословская наука никак с Болонским процессом не связаны по своему содержанию. Но Вы правы в том смысле, что высшее образование (не только богословское) не существует без науки, а наука подпитывается высшим образованием. Болонский процесс представляет собой лишь немой набор инструментов, прежде всего методического и административного характера. А в настоящее время перед духовным образованием стоят задачи, некоторые из которых удобнее осуществлять именно с помощью таких инструментов. Совсем необязательно, но удобно. Например, перед нами стоит задача доказать сопоставимость наших учебных программ со светскими (европейскими и отечественными) с целью признания уровня образования — Болонский процесс предоставляет нам такую возможность. Итак, мы используем только то, что нам необходимо. Но главное после сохранения традиции — культивирование научного исследования. И тогда будет и научная школа, и высокий уровень образования. А это уже зависит от нас с Вами.

Крестить мальчика можно и без восприемницы, но восприемник, крестный отец, в этом должен участвовать. Крестить мальчика без крестного отца можно лишь в исключительных случаях. Близкие родственники — дедушки, дяди, взрослые братья — могут быть восприемники, но только не родители.

Уважаемая Юлия! В настоящее время и Учебный комитет, и духовные учебные заведения, и профильные синодальные отделы работают над созданием системы дистанционного обучения по различным направлениям подготовки. Мы находимся сейчас еще в начале пути, однако четко представляем, что хотим получить. Важно понимать, что в первую очередь следует обращать внимание на создание дистанционных курсов, наиболее востребованных современной церковной жизнью. И именно на этом мы концентрируем наши усилия.

Действительно, такие курсы могли бы значительно помочь в повышении образовательного уровня клириков и мирян. И они создаются, некоторые уже успешно действуют. Более того, у нас накоплен значительный потенциал сотрудничества со светскими учебными заведениями, в государственных и негосударственных вузах открыты кафедры и факультеты теологии. Однако Учебный комитет несет ответственность за качество образования, и предстоит еще немало работы, чтобы использовать весь этот потенциал для решения общецерковных задач.

В настоящее время уже действуют курсы повышения квалификации для клириков Москвы.

Уважаемый Алексей! В настоящий момент система дистанционного обучения Московской духовной семинарии находится в стадии разработки, и мы надеемся, что в самое ближайшее время увидим первые плоды. Следите за информацией на наших официальных сайтах.

Уважаемый Вадим! Мы приветствуем подобные проекты, участвуем в них и готовы посильно участвовать и далее. Особенно значительны здесь усилия Миссионерского отдела Московской духовной академии, который накопил немалый опыт. Приглашаем Вас посетить нашу Академию и обсудить детали проекта. Благодарим за конкретные инициативы.

Сын обучается в семинарии. После выпуска из семинарии, если примет сан (диаконский, священства) куда будет направлен? В тот регион из которого прибыл, или в любой иной в зависимости от необходимости епархии? На учебу приехал из Москвы. Если сан не примет, то каков его дальнейший путь может быть с дипломом бакалавриата? Возможно ли в программу обучения включить мирские предметы, которые в любом случае могут пригодиться в жизни? (С уважением, Елена, г. Москва)

Елена, выпускники семинарий распределяются в те епархии, от которых поступали, вне зависимости от сана. По окончании семинарии он сможет продолжить свое образование в магистратуре.

Да, Вы сможете продолжить обучение на СЗО МДС.

Юрий! Под широким в настоящее время стоит понимать то же, о чем говорится в Священном Писании: это путь порочных страстей, которых огромное множество. И тот кто движется этой дорогой, широкой лишь в своем начале, должен помнить о пагубности греха. Путь к Богу всегда узок и тернист, потому через него необходимо двигаться протискиваясь. Не совсем понятно, что Вы имеете в виду под «тайным расширением» и что подразумеваете под новшествами Церкви.

Единственное вероучительное отличие Армянской Апостольской Церкви от Русской Православной Церкви заключается в одном из главнейших церковных догматов, в учении о Христе. Русская Церковь, как и вся полнота Православной Церкви, разделяет учение, выраженное в 451 г. на IV Вселенском (Халкидонском) Соборе: во Христе — две природы (Божественная и человеческая) и одна ипостась. Армянская Церковь отказалась принять это учение, сохранив дохалкидонскую Христологию, в которой одна ипостась могла иметь одну природу: во Христе одна ипостась Богочеловека, а потому и одна природа Богочеловека. Поэтому она не является православной и не находится в молитвенном и евхаристическом общении с Русской Православной Церковью. Неоднократно, как в древности, так и в новое время, православные и армянские богословы вели переговоры о соединении, но поскольку представители Армянской Церкви всегда отказывались признать Халкидонский Собор, переговоры остаются безрезультатными. Хотя многие армянские богословы отрицают, что они монофизиты (признают в Иисусе Христе только Божественную природу, отвергая Его человечество), отказ Армянской Апостольской Церкви признать ясное и точное учение Халкидонского Собора о двух природах во Христе фактически делает ее монофизитской церковью. Остальные отличия между Армянской и Русской Церквами несущественны. Армяне, которые желают присоединиться к Православной Церкви, должны принять постановления и правила IV-VII Вселенских Соборов.

«Древневосточные Православные Церкви» — хотя и употребимое, но очень условное и семантически неточное название группы древних церквей, отпавших от единства Вселенской Церкви после отвержения Халкидонского Собора. В этом названии «православный» является переводом английского слова «orthodox», которое может быть переведено на русский язык и как «православный», и как «ортодоксальный». Объем этих понятий не совпадает. Первое указывает на истинное вероучение, которое сохраняется только в Православной Церкви, а слово «ортодоксальный» можно употребить в отношении какой угодно вероучительной традиции. Отсюда известные словосочетания: «ортодоксальный иудаизм», «ортодоксальный ислам», «ортодоксальный марксизм». Поэтому монофизитские церкви, куда входит и Армянская Апостольская Церковь, правильнее было бы называть «Древневосточными ортодоксальными церквами».

Таинство Святой Евхаристии — это величайшая святыня, дарованная нам Господом Иисусом Христом. Приобщение этой святыни соединяет нас с Богом самым тесным образом. Однако в послании к коринфянам апостол Павел говорит, что недостойно причащающийся «виновен будет против Тела и Крови Господней…. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирают» (1 Кор. 11:27-34). Чтобы избежать этого, апостол говорит: Да испытывает себя человек... (1 Кор. 11:28). Самым лучшим способом испытать свою совесть является Таинство исповеди, где священник может сказать, готов ли человек с его душевным состоянием приобщаться великой святыни, чтобы ему не быть повинным против Тела и Крови Господней. То есть ответом может быть следующее: причащаться надо настолько часто, насколько позволяет ему его душевное устроение. Душевное же устроение должен определять не сам человек, а его духовный руководитель.

Уважаемый Александр! Реформирование системы духовного образования — общецерковная задача, а Болонский процесс — лишь один из инструментов, которым иногда удобно пользоваться для ее решения. Конечно, всегда есть опасность формально подойти к делу, и поэтому мы стараемся больше уделять внимания содержанию преобразований, а не форме. Следует помнить, что верующим или неверующим священника (да и любого христианина) делает не «процесс» или «система», а наличие или отсутствие личного духовного подвига. Форма может способствовать развитию или сдерживанию, но только того, что есть.

Духовные учебные заведения Украины находятся в ведении Учебного комитета Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, и мы плодотворно сотрудничаем на ниве духовного образования.

В каждом государстве есть свои особые условия, которые нельзя не учитывать.

Вы можете и должны поминать своего мужа, если перед смертью он вернулся из секты в Православную Церковь. Повторного крещения в Православной Церкви при таком возвращении не требовалось, Таинство Крещения неизгладимо и потому ни при каких обстоятельствах не повторяется, но Ваш муж должен был покаяться в своем вероотступничестве.