По большому счету душой человеческой в обществе занимаются два института – Церковь и литература. Каждый по-своему, разумеется. Если брать общую для них сферу – слово – то Церковь проповедует, то есть говорит о должном, в то время как литература описывает сущее, то, что есть.
Иногда от литературы ошибочно ждут проповеди, и писатели, действительно, порой начинают проповедовать. Но при этом а) они покидают пределы литературы, потому что у художественного слова свои законы, и б) их проповедь по ряду причин далеко не всегда благотворна. Отношения Церкви и литературы удивительным образом напоминают диалог священника и исповедующегося. Уместна ли в устах последнего проповедь?
Литература – это своего рода исповедь, рассказ, пусть и особый (недаром в Древней Руси слово «исповѣдати» значило «рассказать»). При этом литература не должна быть исключительно религиозной. Если рассматривать ее как коллективную исповедь народа, то в ней значимы и голоса неверующих. Они – часть народа, как частью отдельного человека являются возникающие у него время от времени сомнения.
Каждой вещью нужно пользоваться по назначению, и будущим священникам, на мой взгляд, следует осознать истинную роль литературы. Они должны смотреть на нее как на зеркало общества и воздействовать, соответственно, на действительность, а не на отражение.
Значит ли это, что литература – бездушная стекляшка и безразлично описывает происходящее? Нет, конечно. У нее есть множество средств, чтобы показать разницу между добром и злом. У литературы своя, как сейчас любят говорить, оптика. Кстати, именно зеркалами (особым образом расположенными отполированными щитами) Архимед сжег у Сиракуз римский флот. Это к вопросу о силе отражения.
Дорогие будущие батюшки,
Никогда бы я не решилась высказывать вам свои мысли, но отец Максим попросил, и вот они, мои пожелания вам на далекое будущее.
Не удивляйтесь, когда окажется, что вы делаете намного больше, чем предполагали, что у вас получается свернуть горы - это все помощь Божия, добрые люди и немножко вы. Не удивляйтесь, когда окажется, что вы такие же, как все, слабые и грешные люди, вы такие и есть. Не верьте, когда вас обожают прихожане, это реакция не на вас лично, а на благодать священства. Ну, и самое главное: будьте профессионалами. Это важно для любого дела, а уж для пастырского...
Что такое пастырь? Знаток сердца человеческого. Поэтому системно изучайте психологию, не презирайте ее. Пусть имена Юнга, Фромма и Ялома вас не пугают. Как врач обязан знать анатомию, так священник психологию. Она удобный инструмент, который позволяет отличить уныние от депрессии, любовь от зависимости, отчаяние от давней травмы, а значит, помогает понять, откуда растут грехи, как от них освободиться и как прощать и любить.