Русские писатели – будущим пастырям (Часть 2. Евгений Водолазкин, Майя Кучерская)

Сегодня свои поздравления будущим священнослужителям адресуют российские писатели и литературоведы Евгений Водолазкин (романы «Лавр», «Авиатор») и Майя Кучерская («Современный патерик», «Бог дождя»).
Евгений Германович Водолазкин – российский писатель и литературовед, доктор филологических наук (2000), в 2015 году написал текст «Тотального диктанта», в июне 2017 года избран почетным доктором Бухарестского университета. По версии газеты Guardian роман Е. Водолазкина «Лавр» вошел в топ-10 лучших книг мировой литературы о Боге. В 2018 году в Ягеллонском университете прошла Международная научная конференция "Знаковые имена современной русской литературы: Евгений Водолазкин" (91 исследователь из 19 стран). Лауреат премий «Большая книга» (2013, роман «Лавр»), «Большая книга» (2016, роман «Авиатор») и пр.  Автор романов «Похищение Европы», «Соловьев и Ларионов», «Лавр», «Авиатор», сборника рассказов «Совсем другое время», нон-фикшн «Инструмент языка. О людях и словах»:

По большому счету душой человеческой в обществе занимаются два института – Церковь и литература. Каждый по-своему, разумеется. Если брать общую для них сферу – слово – то Церковь проповедует, то есть говорит о должном, в то время как литература описывает сущее, то, что есть.

Иногда от литературы ошибочно ждут проповеди, и писатели, действительно, порой начинают проповедовать. Но при этом а) они покидают пределы литературы, потому что у художественного слова свои законы, и б) их проповедь по ряду причин далеко не всегда благотворна. Отношения Церкви и литературы удивительным образом напоминают диалог священника и исповедующегося. Уместна ли в устах последнего проповедь?

Литература – это своего рода исповедь, рассказ, пусть и особый (недаром в Древней Руси слово «исповѣдати» значило «рассказать»). При этом литература не должна быть исключительно религиозной. Если рассматривать ее как коллективную исповедь народа, то в ней значимы и голоса неверующих. Они – часть народа, как частью отдельного человека являются возникающие у него время от времени сомнения.

Каждой вещью нужно пользоваться по назначению, и будущим священникам, на мой взгляд, следует осознать истинную роль литературы. Они должны смотреть на нее как на зеркало общества и воздействовать, соответственно, на действительность, а не на отражение.

Значит ли это, что литература – бездушная стекляшка и безразлично описывает происходящее? Нет, конечно. У нее есть множество средств, чтобы показать разницу между добром и злом. У литературы своя, как сейчас любят говорить, оптика. Кстати, именно зеркалами (особым образом расположенными отполированными щитами) Архимед сжег у Сиракуз римский флот. Это к вопросу о силе отражения.

Майя Александровна Кучерская – российская писательница, литературовед и литературный критик, колумнист, педагог, кандидат филологических наук (МГУ, 1997), Ph.D. (UCLA 1999). Профессор факультета филологии НИУ ВШЭ Бунинской премии (2006), Студенческого Букера (2007). Победительница в читательском голосовании премии «Большая книга» (2013). Руководитель Школы литературного мастерства Creative Writing School, академический руководитель программы «Литературное мастерство» в НИУ ВШЭ по подготовке профессиональных литераторов. Автор книг «Современный патерик», «Бог дождя» и др: 

Дорогие будущие батюшки,

Никогда бы я не решилась высказывать вам свои мысли, но отец Максим попросил, и вот они, мои пожелания вам на далекое будущее.

Не удивляйтесь, когда окажется, что вы делаете намного больше, чем предполагали, что у вас получается свернуть горы - это все помощь Божия, добрые люди и немножко вы. Не удивляйтесь, когда окажется, что вы такие же, как все, слабые и грешные люди, вы такие и есть. Не верьте, когда вас обожают прихожане, это реакция не на вас лично, а на благодать священства. Ну, и самое главное: будьте профессионалами. Это важно для любого дела, а уж для пастырского...

Что такое пастырь? Знаток сердца человеческого. Поэтому системно изучайте психологию, не презирайте ее. Пусть имена Юнга, Фромма и Ялома вас не пугают. Как врач обязан знать анатомию, так священник психологию. Она удобный инструмент, который позволяет отличить уныние от депрессии, любовь от зависимости, отчаяние от давней травмы, а значит, помогает понять, откуда растут грехи, как от них освободиться и как прощать и любить.