Для иконописца самое главное, на мой взгляд, - постараться своими глазами увидеть то пространство, тот мир, который он изображает. Ведь иконопись – это гораздо больше, чем искусство как техника. Это путь жизни. Ведь как бывает? Работа, учеба – это одно, а жизнь – это другое, они находятся в разных плоскостях. С иконописью так не получится, она неразрывно связана с жизнью ученика и, далее, иконописца. Недаром она называется богословием в красках. Богословие – это не что-то умозрительно-отвлеченное, возможность его связана с самой жизнью того, кто занимается живописью или учится живописи. Как человек живет, такая у него и будет получаться икона.
Еще в советское время один лектор посоветовал нам: «Напишите каждый Спаса Нерукотворного. Это будет полное зеркало вашей души». Он говорил так, потому что, когда человек пишет икону, на ней сразу видно, насколько этот человек темен или светел, насколько в нем есть места Свету. Иконопись должна нести только Свет.
Есть понятие канона. Незнакомые с иконописью люди порой пугаются этого, потому что видят в каноне набор схематичных правил, которые ограничивают человека. Но что такое канон – это свобода в рамках добра и света. Бывает, посмотришь на икону , и сразу хочется к ней подойти. От нее идет свет, потому что этот Свет посетил самого иконописца.
Обрести этот Свет – главное пожелание, которое можно адресовать тем, кто учится.