В журнале «Философия религии» вышла статья о истолковании понятий «вина» и «прощение» в учении Лютера
Ханс-Петер Гроссханс. Вина и прощение в истолковании Нагорной проповеди Мартином Лютером. «Философия религии» №2, 2019 Ханс-Петер Гроссханс проф. кафедры систематического богословия, экуменического богословия и философии религии, факультет протестантского богословия. Отталкиваясь от сегодняшних экуменических дискуссий о том, как следует обращаться с виной, которую церкви навлекли на себя в своем отношении к другим церквам, статья рассматривает с евангелической точки зрения интерпретацию Мартином Лютером прощения грехов и вины. В центре рассмотрения находится при этом трактовка Лютером призыва к прощению в Нагорной проповеди (Евангелие от Матфея 6:12). Статья реконструирует взгляд Лютера в связи с его пониманием Нагорной проповеди в целом, сосредоточивающимся на вопросе о совершенстве христиан и их христианской жизни. Здесь проясняются также основополагающие черты этики и экклезиологии Лютера. В теме прощения вины и прегрешений ближних Лютера беспокоит также то, действительно ли христианин живет в реальности божественного прощения грехов, и в этой мере – с Богом. В ходе реконструкции интерпретации Лютером Нагорной проповеди выясняется, что для Лютера межличностное прощение служит выражением твердой уверенности в прощении грехов Богом и что, в понимании Лютера, христианская вера всегда очень тесно связана с практической жизнью человека.
В журнале «Метафизика» вышла статья о проблеме трансцендентного в современной физике
Андрей Севальников. «Инобытие» в современной физике: выход к трансцендентному. Метафизика №1, 2020 г. Автор Севальников Андрей Юрьевич доктор философских наук, профессор Института философии РАН, профессор кафедры логики Московского государственного лингвистического университета Работа посвящена проблеме трансцендентного в современной физике. Показано, что уже теория относительности, но прежде всего квантовая механика, указывает на существование иного модуса реальности. Именно с этой «инаковостью» связано парадоксальное течение времени, наблюдаемое в современной физике.
В журнале Вопросы философии о роли святителя Амвросия Медиоланского в становлении христианской антропологии
Т.А. Уманская. Метаморфоза «плоти» (Амвросий Медиоланский и становление западно-христианской антропологии). Вопросы философии №5 2020г. Аннотация В чем причина устойчивости восприятия христианства как учения, в котором тело объявляется не просто малозначащей стороной человека в отличие от бестелесной бессмертной души, но и путами, из которых последней надо вырваться? В статье делается попытка ответить на этот вопрос через анализ библейских понятий «плоть», «душа» и «дух», которые в творениях Отцов и Учителей Церкви предполагались тождественными греческим и латинским понятиям. Так, ветхо- и новозаветное понятие «плоть» может употребляться в этих текстах в качестве синонима «тела». В результате подобных, иногда неявных, смысловых метаморфоз в ранней христианской литературе формируется представление о человеке, обнаруживающее черты, присущие греко-римской антропологии, в первую очередь платонизму: дуализм души и тела, а также негативное отношение к телесности, что отходит от библейского представления о человеке как целостном существе, созданном благим творцом. В результате закладываются теоретические основы аскетических практик, направленных на подавление тела. Произведения крупнейшего проповедника и церковного политика IV в. святителя Амвросия Медиоланского дают возможность увидеть, как происходил этот процесс трансформации смыслов.