Доклад Анны Луневой (СПбГУ, Санкт-Петербург) «Счастлив, кто не ходит на совет нечестивых…кто на седалище пагубы не сидит» (Пс.1:1, Tert. Spect. 3). Отношение к «зрелищам» в иудейской и христианской традициях в контексте греко-римского мира (III в. до н.э. – III в н.э.). К истории и историографии проблемы был прочитан на международной конференции "Смех и юмор в славянской и еврейской культурной традиции" (2-4 декабря 2020), проведенной Центром Сэфер и Институтом славяноведения РАН при поддержке Фонда «Генезис» (Genesis Philantrophy Group), Благотворительного Фонда Владимира Потанина, Российского Еврейского Конгресса и Евро-Азиатского Еврейского Конгресса. Подробнее прочитать о конференции и ознакомиться с программой мероприятия можно на сайте https://sefer.ru/rus/education/intern...
Священник Дионисий Харин. Из Иерусалима в Рим: роль географического плана в повествовании книги Деяний апостольских
Структура книги Деяний апостольских строго подчинена географическому плану. Миссия апостолов начинается в Иерусалиме, а заканчивается в Риме (Деян 1:28). Известно, что апостолы проповедовали в Египте, Индии, Аравии, Эфиопии и др. Однако ап. Лука умалчивает об этом и сообщает только об одном направлении миссии — из Иерусалима через Малую Азию в Рим. Некоторые исследователи видели в этом апологетическую цель. Можем ли мы предположить, что апостол Лука написал апологетическое сочинение для римских чиновников? Или географический план — смысловая ось совершенно иной проблемы? На наш взгляд, евангелист и дееписатель, указывая движение миссии Иерусалим — Малая Азия — Македония — Ахайия — Иерусалим — Рим, попытался отразить наиболее острую для его времени проблему принятия язычников в число наследников Нового Израиля. Миссионерские труды апостолов в направлении Иерусалим — Рим раскрыли во всей полноте трудности евангелизации язычников. А постепенное обращение язычников в христианство разрушило типичные для древнего мира представления о территориальных границах религии. Мы попытаемся доказать, что географический план, ставший основой повествования книги Деяний апостольских, позволил ее автору создать руководство для дальнейших миссионерских трудов последователей апостолов.