Три мужа у Авраама: от гостеприимства к евхаристии
В Ветхом Завете мы находим много примеров гостеприимства: Лота (Быт 19:1-3), Лавана (Быт 24:10-61), Иофора (Исход 2:15-22), Раав (Ис Нав 2:1-21) и Маноя (Суд 13:2-25). Однако, прежде всего мы вспоминаем Авраама. Именно он, согласно 18 главе Бытия, принял в своем доме трех странников, которые в иудейской традиции отождествлялись с ангелами, а в христианской — с самим Богом. Эта история стала своего рода образцом гостеприимства. Ее обсуждают многие древние авторы (Филон Александрийский, Иосиф Флавий, раввины), ссылаются на нее и новозаветные тексты. Самая известная, пожалуй, новозваетная фраза — из послания к Евреям: «Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам». Пример Авраама продолжал быть действенным и для более поздней христианской традиции, и часто становится поводом для проповеди о необходимости гостеприимства (например, в беседах Св. Иоанна Златоуста). Не потерял своей актуальности пример Авраама и в средневековом цикле благочестивой христианской литературы, известным под общим названием «Палея». Именно здесь пример Авраама приобретает новые черты: это уже не только рассказ о добродетели гостеприимства, но и намек на евхаристию. Возможно, эта традиция отразилась и в православной иконографии «гостеприимства Авраама» и «Святой Троицы». Обо всем этом мы поговорим с Алексеем Борисовичем Сомовым, библеистом, кандидатом теологии, консультантом переводческих проектов Института перевода Библии.
Статья Ректора Донской духовной семинарии — Правовые ценности библейского права: теоцентрическое измерение
Протоиерей Тимофей Фетисов, ректор Донской духовной семинарии, кандидат богословия, докторант ОЦАД им. свв. Кирилла и Мефодия.
«Правда Твоя – правда вечная» (Пс. 118, 142).
Одной из фундаментальных особенностей теократического понимания права в Ветхом и Новом Заветах является то, что правовые ценности здесь не являются производным от гуманистических идеалов. Добро и зло – эти традиционные противостоящие полюса этики и морали, которая неизбежно присутствует в праве как «минимум нравственности» [9, c. 535], имеют в библейском богословии собственное уникальное значение. «Закон Божий – не отражение индивидуальной природы человека со всеми ее внутренними особенностями, не схема его личной нравственной жизни… Он есть отражение в Боге живущей истины в возможно доступной для человеческого сознания форме (Рим.2, 20).
Он есть выражение святой воли Божией (Рим. 2, 18), программа внутренней и внешней деятельности человека, данная самим Богом, отвне данная инструкция, по которой человек должен устроять свои к Богу и людям» [8, c. 2]. Человеку не нужно искать идею блага, потому что таковым является все, причастное Богу. Все, творение – «хорошо весьма» (Быт. 1, 31). Если действия и поступки людей соответствуют воле Божией, не противоречат Его замыслу, они оцениваются Священным Писанием как добро и благо. Целью данной статьи и является рассмотрение того, каким образом происходит формирование правовых ценностей и в какой мере на этот процесс оказывает влияние Закон Божий.
Цель библейской системы права лежит вне системы гуманистических представлений. Если положительная цель права – достижение блага [9, c. 69], то «отрицательная» его задача – ограничение действия зла в мире [12, c. 82]. Но с точки зрения библейского мышления, зло не существует в сотворенных Богом сущностях и вещах (Быт. 1, 31.), «ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле» (Прем. 1, 13-14). Злом может быть только уклонение от воли Творца, от правды Божией. И достижение блага, и эмпирия зла и смерти вызываются либо праведностью и следованием воле Бога либо ее нарушением и беззаконием (Прем. 1, 15). Человеку мира Библии незнакомо никакое иное благо, к которому должно приводить право, кроме того, что достигается усердным исполнением Закона: «благо есть славить Господа» (Пс. 91, 2). Подлинно высшим благом с точки зрения библейского Откровения может быть только Бог. Закон, приводящий человека к Богу через послушание, именно потому и считается великой ценностью (Пс. 118). Заповеди исполняются вне зависимости от того, что именно они предписывают, так их авторитет базируется не на нравственном содержании, а на повелении Бога. В ветхозаветном правопонимании только Премудрость Божия ведает, «что право по заповедям Твоим» (Прем. 9, 9.).
В системе монотеистической этики, где царствует теократический принцип, моральные ценности не имеют никакого другого основания, кроме воли Бога, Который и определяет, что есть добро и что есть зло. Квинтэссенцию теократического правопонимания выразил юрист и богослов Тертуллиан, причем в его изложении даже идея блага в праве не имеет никакого значения: «neque enim quia bonum est, idcirco auscultare debemus, sed quia Deus praecipit (мы имеем какие-либо обязательства не потому, что это благо, а потому, что этого требует Бог)» [20, c. 323].
По этой причине, нормативная этика весьма слабо просматривается в библейском праве. Правовое деяние отличается от неправового лишь тем, что первое это то, что совершено по послушанию воле Божией, а второе, — признается таковым в результате непослушания Богу, так как «Библия знает только один высший закон: воля Божия» [23, c. 60]. Правовым ли деянием было убийство гражданского населения, пусть и языческого? Библия отвечает на этот вопрос утвердительно, поскольку оно совершалось по повелению Бога, исходя из Его целей. «Остальная часть истории Израиля в Ветхом Завете повествует об отношениях Господа с Израилем и народами. Захват земли, или исход, представлял собой акт справедливого суда над порочностью хананеев (Втор. 9,4–6). Последующие победы описаны как акты справедливости или как правда Господа (Суд. 5,11)» [13, c. 274].
Святитель Иоанн Златоуст утверждал, что через апостола Павла Христос сказал людям больше, чем успел сказать Сам во время Своего земного служения. В Новом Завете Павлу уделено больше внимания, чем кому-либо другому из апостолов. При этом мы знаем, что изначально он был гонителем Церкви. Что за перемена произошла с этим человеком, и почему именно ему суждено было сыграть столь значительную роль в становлении христианства?
В воскресенье, 17 января, в 21:30 на нашем YouTube-канале состоялась премьера нового фильма митрополита Волоколамского Илариона: «Апостол Павел». За этим фильмом стоит масштабная исследовательская работа, проделанная автором, перу которого принадлежит книга, посвященная апостолу (http://ostrovknig.ru/zhitiya_svyatykh... ). Не сомневаемся, что видеорасследование митрополита Илариона сделает для вас понятнее одного из самых загадочных героев Нового Завета. Смотрите фильм, оставляйте ваши комментарии и вопросы, на которые мы будем давать ответы в материалах портала «Иисус». Jesus-Portal