ФОРУМЫ

Страницы: Пред. 1 ... 5 6 7 8 9 ... 16 След.
Источники, Книги, статьи, ссылки на публикации в интернете
 
В издательстве МДА вышла монография «Возникновение монархии в Древнем Израиле»

В издательстве Московской духовной академии вышла монография доцента кафедры библеистики МДА иерея Андрея Выдрина «Возникновение монархии в Древнем Израиле».
Монография «Возникновение монархии в Древнем Израиле» представляет собой историко-филологический и богословский комментарий к Первой книге Царств, посвященной одной из важнейших вех в истории ветхозаветного Израиля — периоду возникновения государственности и введения монархической формы правления в одиннадцатом столетии до Р.Х. В это время израильтяне находились под владычеством более цивилизованного народа — филистимлян, одного из греческих племен, расселившихся на юго-западе Ханаана. Филистимляне пришли в эти края в результате нашествий на страны Восточного Средиземноморья и Египет воинственных «народов моря» в течение предшествующих двух столетий.
Во Введении обсуждаются прямые и косвенные свидетельства в пользу аутентичности большей части повествования Первой и Второй книг Царств, а также предполагаемые цели создания этих историй. Вопреки мнению многих библейских критиков, делается вывод о том, что, начиная с периода Давида и Соломона, в Израиле могли появляться письменные тексты, сохранявшиеся, наряду с устными преданиями, как в южной части страны, так и на севере в течение весьма продолжительного времени. В конце восьмого столетия основная часть всех этих традиций была собрана в Иерусалиме, где придворные писцы иудейского царя Езекии их объединили, отредактировали и по необходимости дополнили. В разделе, посвященном возвышению пророка Самуила, речь идет об одном из самых темных периодов истории Израиля, ставшем естественным следствием описанного в конце Книги Судей всеобщего хаоса. В то же время именно тогда на пророческое служение Господь призывает отрока Самуила. С точки зрения библейских писателей, с этого момента в Израиле началась новая эпоха — эпоха монархии. Само повествование показывает, что Израиль в рассматриваемое время ждал царя, но до появления угодного Господу законного царя в лице Давида Израиль пережил долгий период неопределенного ожидания.
В разделе, посвященном правлению Саула, повествуется о том, как израильский народ, в то время еще очень молодой в сравнении с другими народами Древнего Востока, оказался перед серьезным выбором, от которого могла зависеть вся его дальнейшая судьба, а возможно, и само существование нации. Оставаться ли при старой политической системе судей, уже, по-видимому, изживавшей себя, и рисковать быть ассимилированными более развитыми и сильными соседями. Или же попытаться начать историю с нового листа, избрав из своей среды царя, «как у прочих народов». Требование поставить царя считалось греховным с религиозной точки зрения, и всё же пророк и последний судья Древнего Израиля Самуил помазал на царство первого израильского царя Саула (1 Цар. 8–10). Однако Саул стал сознательным нарушителем Божественной воли, вследствие чего Господь вскоре отверг его (1 Цар. 13–15).
Затем Бог Сам избирает в качестве будущего царя юного пастуха Давида, вследствие чего ставшего придворным музыкантом и личным оруженосцем Саула (1 Цар. 16). Во время таинственного помазания Давида совершилось одно из самых поворотных событий в истории Израиля и его монархии — переход божественного благословения и покровительства от Саула к Давиду. Этим эпизодом открывается длинное повествование о возвышении Давида. Достаточно большая часть исследования посвящена анализу уникального для всей Библии повествования о поединке юного Давида с филистимским богатырем Голиафом (1 Цар. 17). В комментарии проводятся параллели между этим поединком и единоборствами древнегреческих воинов, рассматриваются основные научные гипотезы о наиболее вероятном историко-хронологическом контексте этого рассказа, о принадлежности Голиафа к тому или иному роду войск, также выявляется богословское значение этой истории. Затем исследуется обширный раздел, в котором повествуется о преследовании Саулом Давида и о гибели первого израильского царя в битве с филистимлянами. При этом выявляются как подвиги, так и ошибки Давида. С одной стороны, его жизнь полна веры в Господа и послушания Его воле, он выдерживает личные испытания в трех разных ситуациях (главы 24–26) и остается верным Богу, вверяя себя Его попечению. С другой стороны, вскоре происходит совершенно неожиданный поворот событий. Давид стал настолько бояться Саула, что решил бежать к филистимлянам,  оказавшись на службе в качестве вассала в армии, собиравшейся уничтожить Саула (глава 27–30).
Особое внимание в исследовании уделяется замыслу священного писателя: в ярком и живом описании непростых отношений между Самуилом и Саулом, Саулом и Давидом он стремился выразить весьма важные богословские идеи. Кроме того, в комментарии отмечается искусная демонстрация библейским писателем действия таинственного Божественного Провидения в судьбах героев, и в особенности его главного героя, Давида, а также акцент на личных взаимоотношениях последнего с Богом.
Основная цель данного комментария заключается в том, чтобы помочь современному человеку ближе познакомиться с созданным более двух с половиной тысяч лет назад повествованием Первой книги Царств. Поэтому, в первую очередь, этот труд адресуется тем читателям Библии, которые, не имея специальной исторической, филологической и богословской подготовки, желали бы получить необходимую информацию о культурно-историческом контексте библейских сказаний и познакомиться с особенностями древнеизраильских традиций историописания. В монографии выявляются основные литературные и богословские принципы, которыми руководствовался священный библейский писатель, а также вложенные им в повествование, хотя не всегда заметные на первый взгляд, богословские идеи. Это издание будет также интересным и полезным для библеистов, профессионально занимающихся исследованием библейского текста, а также для преподавателей и студентов богословских учебных заведений и теологических кафедр в светских университетах.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ И КОМПОЗИЦИЯ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ КНИГ ЦАРСТВ
ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ ДОСТОВЕРНОСТИ
2.1.  Повествование о Давиде и Сауле в контексте формирования Девтерономической истории
2.2.  Историописание в Древнем Израиле
2.3.  Литературная деятельность писцов царя Езекии
2.4. Девтерономическая история и древнегреческий эпос
2.5.  Исторический контекст возникновения историй о Давиде и Сауле
ВОЗВЫШЕНИЕ САМУИЛА (1 ЦАР. 1–7)
САМУИЛ — ПРОРОК ГОСПОДА (1 ЦАР. 1, 1–4, 1A)
1.1.  Рождение Самуила (1, 1–28)
1.1.1.  Введение (стт. 1–3)
1.1.2.  Молитва и клятва Анны (стт. 4–19)
1.1.3.  Посвящение Самуила (стт. 19–28)
    Господь Воинств (תוֹא ָב ְצ הוהי)
1.2.  Песнь Анны (2, 1–10)
1.2.1.  Святость Господа (стт. 1–2)
1.2.2.  Изменение человеческих судеб (стт. 3–8)
1.2.3.  Помазанник Господа (стт. 9–10)
1.3.  Призвание Самуила (2, 11–4, 1a)
ПОВЕСТВОВАНИЕ О КОВЧЕГЕ ЗАВЕТА (1 ЦАР. 4, 1B–7, 1)
2.1.  Дискуссия о жанре
2.2. Богословское значение
САМУИЛ — ПОСЛЕДНИЙ СУДЬЯ ИЗРАИЛЯ (1 ЦАР. 7, 2–17)
ПРАВЛЕНИЕ САУЛА (1 ЦАР. 8–15)
1. ВВЕДЕНИЕ
ИЗРАИЛЬ ТРЕБУЕТ ЦАРЯ (1 ЦАР. 8, 1–22)
2.1.  Старейшины против Самуила (стт. 1–5)
2.2.  Реакция пророка и ответ Господа (стт. 6–9)
2.3.  Самуил объявляет право царя (стт. 10–18)
САУЛ — ПЕРВЫЙ ЦАРЬ ИЗРАИЛЯ (1 ЦАР. 9–11)
3.1.  Потерянные ослицы (9, 1–9)
3.2.  Саул приходит к пророку (9, 11–14)
3.3.  Встреча с Самуилом (9, 15–27)
3.4.  Помазание Саула (10, 1–16)
3.5.  Избрание Саула царем (10, 17–27)
3.6.  Первая военная победа Саула (11, 1–15)
3.6.1.  Аммонитский царь Нахаш (стт. 1–3)
3.6.2.  Посланники Иависа приходят в Гиву (стт. 4–10)
3.6.3.  Обновление завета в Галгале (стт. 11–15)
4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ САМУИЛА (1 ЦАР. 12)
ОТВЕРЖЕНИЕ САУЛА (1 ЦАР. 13–15)
5.1.  Первое преступление Саула в Галгале (13, 1–23)
5.2.  Саул и Ионафан (14, 1–52)
5.2.1.  Подвиг Ионафана (стт. 1–23)
5.2.2.  Жизнь Ионафана в опасности (стт. 24–46)
Урим и туммим в Древнем Израиле
5.3.  Второе преступление Саула (15, 1–35)
ВОЗВЫШЕНИЕ ДАВИДА (1 ЦАР. 16–31)
ДАВИД ПРИ ДВОРЕ САУЛА (1 ЦАР. 16–19)
1.1.  Избрание Давида (16, 1–23)
1.1.1.  Самуил в Вифлееме (стт. 1–5a)
1.1.2.  Господь отвергает старших сыновей Иессея (стт. 5b–11)
1.1.3.  Самуил помазывает Давида (стт. 12–13)
1.1.4.  Давид приходит к Саулу (16, 14–23)
   Злой дух (ст. 14)
   Музыкант при дворе царя (стт. 15–23)
1.2.  Поединок Давида и Голиафа (17, 1–58)
1.2.1. Введение
   Голиаф как микенский воин конца II тысячелетия до Р.Х. или как древнегреческий наемник середины I тысячелетия до Р.Х.
   Голиаф как воин-колесничий
1.2.2  Подготовка к битве в долине Дуба (стт. 1–11)
◆  Израильтяне и филистимляне (стт. 1–3)  228
◆  Единоборец Голиаф (ст. 4)
◆  Защитное снаряжение (17, 5–6a)
◆  Оружие Голиафа (17, 6b–7)
◆  Голиаф бросает вызов на поединок (стт. 8–11)
1.2.3.  Давид в Вифлееме (стт. 12–19)
1.2.4.  Победа Давида над Голиафом (стт. 19–54)
◆  Давид слышит слова Голиафа (стт. 19–24)
◆  «Кто этот необрезанный филистимлянин?» (стт. 25–30)
◆  Давид появляется перед Саулом (стт. 31–39)
◆  Поединок (стт. 40–51)
◆  Давид убивает Голиафа (стт. 48–51a)
◆  Израильтяне поражают филистимлян (стт. 51b–54)
1.3.  Давид после битвы (18, 1–30)
1.4.  Ионафан и Мелхола спасают Давида (19, 1–24)
САУЛ ПРЕСЛЕДУЕТ ДАВИДА (1 ЦАР. 20–27)
2.1.  Давид и Ионафан (20, 1–42)
2.2.  Давид в Номве и Гате (21, 1–15)
2.2.1.  Священный хлеб Номвы и меч Голиафа (стт. 1–9)
2.2.2.  Бегство в Гат (стт. 10–15)
    Царь Гата Анхус (экскурс)
2.3.  Давид в Адулламе и Моаве (22, 1–5)
2.4.  Истребление Номвы (22, 6–15)
2.5.  Спасение Кеиля (23, 1–14)
2.6.  Давид и Саул в пустыне (23, 15–28)
2.6.1.  Последняя встреча с Ионафаном (стт. 15–18)
2.6.2.  Предательство зифеев (стт. 19–28)
2.7.  Давид щадит Саула (24, 1–22)
2.7.1.  Отрезанный лоскут (стт. 1–8)
2.7.2.  Речь Давида (стт. 9–15)
2.7.3.  Ответная речь Саула (стт. 16–22)
2.8.  Жена Навала (25, 1–42)
2.8.1.  Смерть Самуила (ст. 1)
2.8.2.  Месть за оскорбление (стт. 2–13)
2.8.3.  Мудрое решение Авигеи (стт. 11–35)
2.8.4.  Авигея — жена Давида (стт. 36–42)
2.9.  Давид в лагере Саула (26, 1–25)
2.9.1.  Подготовка к походу (стт. 1–6)
2.9.2.  Царское копье в руке Давида (стт. 7–12)
2.9.3.  Речь Давида и покаяние Саула (стт. 13–25)
2.10. Давид на службе у филистимлян (27, 1–12)
2.10.1. Ошибка Давида
2.10.2.  Анхус дарит Давиду Циклаг (27, 1–7)
2.10.3.  Успехи Давида на службе у Анхуса (стт. 8–12)
ГИБЕЛЬ САУЛА И ТРИУМФ ДАВИДА (1 ЦАР. 28–31)
3.1.  Композиция 28–31 глав
3.2.  Назревание конфликта (28, 1–2)
3.3.  Саул и аэндорская волшебница (28, 3–14)
3.3.1.  Предпосылки и место действия (стт. 3–7)
3.3.2.  Явление пророка (стт. 8–12)
3.3.3.  Поднимающийся из земли дух (стт. 13–14)
3.3.4  Смертельный страх Саула (стт. 20–25)
   Вызывательница духов мертвых (экскурс)
3.4.  Давид исключен из филистимской армии (29, 1–11)
3.6.1.  Недоверие филистимских вождей (стт. 1–7)
3.6.2.  Возвращение в Циклаг (стт. 8–11)
3.5.  Разорение Циклага; триумф Давида (30, 1–31)
3.7.1  Давид в беде вновь обращается ко Господу (стт. 1–8)
3.7.2.  Давид преследует амаликитян (стт. 9–25)
3.6.  Смерть Саула и его сыновей (31, 1–13)

Сайт МДА
 
Вышел седьмой номер журнала «Библия и христианская древность»

В «Центре изучения патристики и христианской древности» Московской духовной академии вышел седьмой номер журнала «Библия и христианская древность» — третий выпуск за 2020 год. Номер включает в себя семнадцать публикаций в шести разделах по разным направлениям христианского знания: 1) критические издания, переводы и комментарии; 2) исследования по патрологии, агиографии и библеистике; 3) заметки и библиографические обзоры; 4) критика и дискуссия; 5) рецензии; 6) хроника и обзор научных событий и конференций.
Первый раздел включает две публикации. Первая выполнена А.В. Сизиковым и представлена критическим изданием древнерусского текста «Послание патриарха Антиохийского Петра III об опресноках» так, как он сохранился в славянской традиции. Текст снабжен параллельным русским переводом, а также греческим текстом и его переводом.
Вторая публикация посвящена ранее не переводившемуся на русский язык «Посланию к Публию» сирийского писателя IV в. прп. Ефрема Сирина (Мар Афрема Нисибинского) (ок. 306‒373). «Послание к Публию» представляет собой размышление на тему Последнего Суда, ожидающего всякого человека, — размышление, изобилующее многочисленными образами, которые часто встречаются и в других подлинных сочинениях прп. Ефрема. Текст снабжен вводной статьей и комментариями. Публикацию представил священник Александр Полховский.
Второй раздел включает три исследования. В секции «Патрология» в статье «Диалог Мефодия Олимпийского “О воскресении” (CPG 1812) и методология критического издания славянских текстов», написанный в конце III — начале IV века на древнегреческом языке, который дошел до нас в своей первоначальной версии опосредованно, во фрагментах более поздних авторов. Полная версия этого сочинения сохранилась в славянском переводе. Текст «Диалога» остается неопубликованным до сих пор. Автор исследует славянскую рукописную традицию текста, историю изданий славянских текстов, рассматривает основные принципы критического издания, предложенные в 1929 году Антуаном Мейе и Андре Вайяном. В заключении автор предлагает описание проекта нового критического издания славянского и греческого текстов данного диалога.
А.В. Пильгун в секции «Агиография» представляет публикацию на тему «Мучитель, лицемер, враг: обличья демона в латинских визионерских текстах VII‒XI вв.». В статье дается собирательный портрет демона, основанный на визионерских текстах с VII по XI в. Рассмотренные тексты обрисовывают традицию, в рамках которой противоречивый образ беса во всех его личинах: от безымянного черного мучителя до сведущего в богословии лицемера, от исконного врага христианского люда до инструмента Божьего правосудия — накопил великий потенциал, реализованный в визионерской демонологии XII в.
В секции «Библия, экзегеза, герменевтика, филология» Я. Эйделькинд в своем исследовании «Заметки о том, как читать Песнь Песней» предлагает читателям метод прочтения книги «Песнь Песней». Автор отмечает особенности жанра книги, к которой представлен принцип разнообразия и контраста. Серьезный тон сменяется юмористическим, и наоборот. Гендерные стереотипы сохраняют свою силу в одних случаях, но подрываются в других. Отождествление читателя с лирическим голосом ведет к субъективным интерпретациям. Три контекста помогают понять Песнь Песней: древний культурный контекст, более узкий контекст Ветхого Завета и контекст лирической традиции от древности до наших дней.
В третьем разделе «Заметки библиография» находятся две публикации. А.В. Сизиков представил обзор «Альтернативный пролог» к греческому тексту Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Заметка посвящена малоизвестному «альтернативному прологу» к Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Он находится в качестве предисловия в рукописи, одной из важнейших для истории греческого перевода данной книги. Несмотря на то, что «альтернативный пролог» повлиял на историю ранних европейских изданий Библии, он остается малоизученным и практически неизвестным. В настоящей статье мы предлагаем русский перевод этого текста, прослеживаем его историю и высказываем некоторые комментарии к его содержанию.
И.С. Вевюрко представил обзор «Бюллетеня международной организации по изучению Септуагинты и родственных текстов». В первую часть вошел обзор номеров с 1968 по 1978 г. По выпускам журнала можно проследить, как развивалась наука о Септуагинте в новейшее время, какие темы, проблемные поля в ней признавались приоритетными, как создавались, корректировались и приводились в исполнение научные планы. Бюллетень является полезным средством связи для специалистов из разных стран мира, которые благодаря ему оказывались в едином информационном пространстве. В обзоре прослеживается развитие основных теоретических линий и содержательного наполнения бюллетеня.
В разделе «Критика и дискуссии» представлена Авторская реплика по поводу рецензии А.С. Кашкина на книгу «Пророчества Книги Даниила: происхождение, история экзегетики, толкование. Царство святых Всевышнего и мировая история» И.А. Бессонова. Дискуссия двух исследователей строится вокруг понимания пророчеств из Книги Даниила
В разделе «Рецензии» представлено шесть рецензий: Д.И. Макарова на монографию Х. Кэппса касательно полемики вокруг Эпиклезы на Флорентийском соборе; А.С. Кашкин предлагает анализ публикаций 13-го номера (2015 г.) журнала «Aramaic Studies»; священник Алексей Волчков представляет разбор исследования игумена Иннокентия (Павлова) о жизни первых христианских общин по «Дидахе»; А.В. Пикин исследует коллективную монографию «Европа святых. Социальные, политические и культурные аспекты святости в Средние века» в контексте разных аспектов христианской и мирской жизни; анализ А.С. Кашкин представляет разбор на монографию Дж. Эйгус «Эволюция еврейской религиозно-философской мысли: от библейских времен до середины ХХ в. От возникновения монотеизма до начала Нового времени. Кн. 2. Обзор новейших течений в еврейской религиозной философии, по развитию еврейской религиозно-философской мысли от библейских времен до постмодерна»; М.С. Сысоев анализирует монографию «“Античная философия религии” от начала греческой цивилизации до Аристотеля»
В последнем, шестом, разделе «Хроника и обзор научных событий и конференций» диакон Николай Шаблевский представляет взгляд на конференцию «Рим и Иероним», посвященной 1600-летию со дня преставления блаженного Иеронима «Иероним и Рим» (Институт патристики «Августинианум» и защиты докторских диссертаций (PhD) в одном из ведущих учебных заведений мира по изучении библеистики папском институте «Biblicum» за 2019-2020 гг..
Главный редактор журнала «Библия и христианская древность», доцент диакон Сергий Кожухов.

Сайт МДА
 
В журнале «Вестник Екатеринбургской духовной семинарии» вышла статья о псалмах восхождения

Иеромонах Ириней (Пиковский) Интерпретация надписания «песней восхождения» (пс 119–133) в греческой христианской традиции. Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. No 3 (31).
Аннотация. «Псалмы восхождения» (Пс 119–133 по Синодальному переводу) представляют собой сборник из 15-ти гимнов Псалтири. Каждый из псалмов сборника имеет идентичное надписание «Песнь восхождения». Исследования ХХ века, опираясь на иудейское предание, предлагают видеть в этом заголовке указание на «песни паломников», которые исполнялись левитами на ступенях Храма во время главных религиозных праздников. При этом в стороне остается вопрос о предпосылках происхождения данных богослужебных гимнов. Для решения этой задачи автор настоящего исследования предлагает обратиться к источникам греческой экзегезы. Поскольку греческие авторы писали в тот же период, в который иудейские предания приобретали свою письменную фиксацию, следовательно, они могли быть знакомы с теми устными рассказами, которые не вошли в Мишну, таргумы или мидраши. Греческих отцов Церкви, которые специально занимались толкованием псалмов, можно разделить на представителей Александрийской экзегетической школы (Ориген, Евсевий Кесарийский, свт. Афанасий Александрийский), Антиохийской экзегетической школы (свт. Иоанн Златоуст, блж. Феодорит Кирский) и последующего византийского синтеза (прп. Исихий Иерусалимский, Евфимий Зигабен, прп. Неофит Отшельник). Как показывает проведенное исследование, церковные писатели, как правило, начинали свое толкование с исследования буквы текста, а затем переходили к «духовному» толкованию, построенному на типологическом, аллегорическом или анагогическим методе экзегезы. В силу того, что в христианской традиции, в отличие от иудейской, достаточно рано сложилось схожее мнение отцов о связи «псалмов восхождения» с возвращением из Вавилонского плена, автор настоящего исследования предлагает видеть в этом свидетельство древнего предания, за которым могла лежать реальная историческая основа. А понимание причин появления данного сборника псалмов в свою очередь может помочь приблизиться к ответу на вопрос их последующего вхождения в литургическую практику Второго Храма.
Цитирование. Ириней (Пиковский), иером. Интерпретация надписания «песней восхождения» (Пс 119–133) в греческой христианской традиции // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. No 3 (31). С. 13–43. DOI: 10.24411/2224-5391-2020-10301
Сведения об авторе. Ириней (Пиковский Иван Витальевич), иеромонах — аспирант Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, преподаватель Сретенской духовной семинарии (Россия, г. Москва). E-mail: irenaeus@mail.ru

Текст статьи доступен на странице журнала
Страницы: Пред. 1 ... 5 6 7 8 9 ... 16 След.