Лекция Глеба Валентиновича Маркелова "Лицевое житие протопопа Аввакума. Художник А.А. Великанов" /в рамках цикла "Культурное наследие, и древлеправославие» Домашние чтения" / Глеб Маркелов - литературовед, археограф, исследователь памятников древнерусской литературы и книжности, древнерусской иконографии. Собиратель древнерусских рукописей. Старший научный сотрудник Древлехранилища имени В. И. Малышева Пушкинского Дома (ИРЛИ) РАН, художник-реставратор.
Онлайн-лекция. Валерия Косякова, Дильшат Харман. "Гентский алтарь братьев ван Эйк". Открытый клуб. 30 апреля 2020 г. Онлайн-лекция "Гентский алтарь братьев ван Эйк" Валерии Косяковой и Дильшат Харман, сотрудников Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени, РГГУ. Анонс: 30 апреля 2020 в Генте должна была последний день работать выставка “Ян ван Эйк: Оптическая революция”. Увы, из-за пандемии она закрылась гораздо раньше. Мы, Валерия Косякова и Дильшат Харман (Центр визуальных исследований Средневековья и Нового времени (РГГУ)) - решили символически отметить этот день онлайн-лекцией. И успевшим, и не успевшим посетить выставку, мы расскажем о художнике-дипломате Яне ван Эйке, о его загадочном брате Хуберте, о их величайшем творении – Гентском алтаре. Для кого и при каких обстоятельствах он создавался? Что означает центральная сцена - “Поклонение мистическому Анецу” - и как она связана с остальными сюжетами и фигурами алтаря? Почему Гентский алтарь так хотел заполучить в свою коллекцию Гитлер? Что нового открылось при последней реставрации? Мы проследим за удивительной историей Гентского алтаря – его панели крали, пытались уничтожить, портили при реставрации, они были разбросаны по разным музеям. Заглянем на сайт “Closer to Van Eyck” и рассмотрим Гентский алтарь в его поразительных деталях, разберемся в символике и иконографии произведения, поговорим об особенностях масляной живописи, изобретение которой когда-то приписывали Яну Ван Эйку.
Лекция Ланы Ивановой "«Открытие» древнерусской иконы на рубеже XIX-XX вв. " /в рамках цикла "Культурное наследие, и древлеправославие» Домашние чтения" / Лана Иванова — филолог-медиевист, искусствовед, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Российского Института Истории Искусств. Закончила СПбГУ; стажировалась в Университете Гумбольдта, Ганновер; проходила искусствоведческую практику в Университете Афин. Участник и организатор культурных и научных проектов, среди них: «Морфология праздника», «Русская народная глиняная игрушка: художественная практика, фольклор и культурная идентичность». Выступала с докладами на международных конференциях и семинарах, в том числе в университете Вилламет, США, в обществе «Икона», Германия. Автор статей по искусствоведению и медиевистике, опубликованных в российских и немецких изданиях. Читает курсы лекций по западноевропейскому искусству Средних веков и искусству Византии, по теории и истории искусства.