ФОРУМЫ

Страницы: Пред. 1 ... 18 19 20 21 22 ... 30 След.
Книги, Книги полезные для историков и студентов, изучающих дисциплины исторического цикла
 
В журнале Известия Уральского федерального университета вышла статья о восприятии Кипра русскими паломниками в XII–XVIII вв.

Близнюк С.В. Русские паломники XII–XVIII вв. о «сладкой земле Кипр». Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки. Том 22, № 1(196)
Эпоха крестовых походов была эпохой паломников и паломничеств в Иерусалим. Русский православный мир не принял идею крестовых походов и не считал западноевропейских крестоносцев паломниками. Однако русские люди также стремились совершить паломничества, цель которых они видели в личном покаянии и поклонении Господу. Посещение христианских святынь острова Кипр было желательным для паломников на пути к Иерусалиму. Опираясь на методику контент-анализа всего комплекса сочинений русских паломников XII–XVIII вв., а также сочинения кипрских, византийских, арабских и русских хронистов, автор работы исследует историю путешествий и паломничеств русских людей на Кипр с XII по XVIII вв., зарождение русско-кипрских церковных, культурных и политических связей, динамику их развития от первых контактов до установления постоянных отношений между двумя странами. Начиная с XVII в. история русско-кипрских отношений развивалась в трех областях: 1) русские на Кипре; 2) киприоты в России; 3) знание Кипра и интерес к Кипру в России. Киприоты появились в России (при дворе русских царей) в начале XVII в. Мы знаем о постоянной переписке и обмене посольствами между русскими царями и иерархами кипрской православной церкви, которые происходили в XVII–XVIII вв. Появление киприотов в России, получение информации, изучение кипрской литературы, а также перевод некоторых кипрских историй на русский язык способствовали взаимодействию на политическом и культурном уровнях. В работе подчеркивается большая культурно-историческая, социальная и политическая функции паломничеств эпохи Средневековья и раннего Нового времени.

Текст статьи доступен на сайте журнала
 
Воспитательные функции женских монастырей Ярославской епархии (XVIII – начало XX века)

Современные исследователи неоднократно отмечали значительную роль, которую внесли православные монастыри в историю и культуру России.
На протяжении столетий обители Русской Православной Церкви выполняли множество разнообразных функций: экономических, социальных, культурных и духовных. Поэтому не случайно, что в настоящее время монастыри рассматриваются как особый социокультурный феномен.
Одной из функций монастырей, в том числе и женских, была исправительная и воспитательная функция. По сути, монастыри были одним из учреждений выполняющие задачи исправительного учреждения, куда для отбытия наказания направлялись как представители духовного звания, так и светские лица разных сословий. Отбывание наказания в стенах монастыря преследовало главную цель — раскаяние в содеянном, осознание своей вины и покаяние перед Богом. Таким образом, отбывание наказания в монастырских стенах более всего было обращено к морали и нравственности человека.
В настоящем исследовании на примерах женских монастырей Ярославской епархии рассматриваются два аспекта проблемы: за какие провинности попадали на исправление в монастырь женщины, и каким образом осуществлялись наказания. Основными источниками по теме исследования являются фонд №1118 ГАЯО «Собрание церковных материалов Ярославской епархии, а также фонд №37 УФГАЯО Угличского Богоявленского монастыря.
Исследователь Вадим Владимирович Денисов в статье «Борьба монастырей с ересями» отмечал: «В синодальный период монастыри оставались важнейшими центрами в деле борьбы с расколом и ересями. Наиболее активно данная деятельность протекала в период церковных реформ XVIII века и была связана с желанием государства установить жесткий идеологический контроль над обществом и Церковью».
В XVIII веке роль монастырей в общественной жизни заметно ослабла. Однако они по-прежнему занимали важное место в системе духовных учреждений России, выполняли ряд административных функций и служили опорой Святейшего Синода в провинции.
Серьезное место отводилось монастырям в борьбе с расколом и ересями. Судя по тому, как Синод контролировал этот вид деятельности монастырей, можно понять, какое значение ему придавалось. Денисов отмечал, что «ереси» этого периода не были ни по форме, ни по содержанию явлениями чисто духовного, религиозного характера. Они затрагивали также вопросы политические, идеологические, а потому угрожали не только существующей церковной организации, но и всей государственной власти в целом.
В фондах государственного архива Ярославской области имеется значительное число документов по данному вопросу, большинство которых являлись исходящими бумагами из Святейшего Синода или из конторы Ростовского архиепископа и имели характер циркулярных писем, а потому довольно объективно отражают государственную политику в этом вопросе.
Значительный интерес представляет документ, поступивший в монастыри в марте 1723 года. В нем говорилось о посылке «из Приказу церковных дел в различные в мужеские и женские монастыри в подначальство обратившихся от раскола с святой церкви раскольнических… старцов, и стариц, и бельцов сорок один человек, которых велено тех монастырей властям содержать в тех монастырех в трудах монастырских, кто к какому способен, неисходно под крепким караулом. А по описям и по доношениям из оных монастырей явилось как старцев так и стариц в бегах многое число». Документ свидетельствует, что монастыри использовались в этот период не только как тюремные замки, но и как воспитательные учреждения. Однако монастырские власти не всегда могли обеспечить надлежащую охрану содержащихся под стражей. В фонде Угличского Богоявленского монастыря содержатся документы, относящиеся к 30–40 годам XVIII века о побегах раскольниц из-под караула.

Подробнее Сайт Монастырский вестник
 
В журнале «Государство. Религия. Церковь» вышла статья о проблемах и перспективах изучения религиозного диссидентства XVIII–XX вв..

Александр Панченко. «Старые секты» на новый лад: проблемы и перспективы изучения русских религиозных диссидентов XVIII–XX вв. Государство. Религия. Церковь. №3, 2020 г.
Александр Панченко профессор факультета антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге; ведущий научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН (Россия).
В статье речь идёт о разнообразии персонажей, идей, норм и практик, характерных для русского христианского «многославия» (если позволительно так выразиться). Собственно этнографическая сторона вопроса применительно к Древней Руси, Московскому государству или эпохе Петра I известна нам фрагментарно, нередко — благодаря источникам, связанным с эпизодическими, а затем и систематическими попытками государства контролировать повседневную религиозную жизнь подданных. С другой стороны, именно последовательные усилия церковной и светской администрации в сфере нормирования религиозных практик, начиная с реформ патриарха Никона, собственно говоря, и вели к своего рода низовой конфессионализации, то есть слиянию религиозных практик с идентичностями и появлению более или менее устойчивых «диссидентских» сообществ, сначала — старообрядческих согласий, а потом — так называемого «сектантства».

Текст статьи доступен на странице журнала
Страницы: Пред. 1 ... 18 19 20 21 22 ... 30 След.